Тема 13. Топография и морфология автономной нервной системы
Морфофункционапьная организация центрального отдела: парасимпатические ядра ствола головного мозга, парасимпатические и симпатические ядра спинного мозга. Топография основных периферических образований: симпатический ствол, висцеральные ганглии и сплетения. Структурные и функциональные отличия симпатического и парасимпатического отделов. Отличия рефлекторных дуг в соматической и вегетативной нервной системе.
Тематический план курса «Анатомия ЦНС»
№ темы | Тема курса | Количество часов | ||||
всего | сам. работа | лекции | семинары | лаб.-прак. занятия | ||
РАЗДЕЛ 1. Нейробиологические основы ЦНС | ||||||
Введение в курс «Анатомия ЦНС» | - | - | ||||
Общие вопросы строения нервной системы человека, основные термины и анатомические координаты | ||||||
Гистология и ультраструктура нервной ткани | - | |||||
РАЗДЕЛ 2. Развитие и созревание мозга | ||||||
Онтогенез нервной системы человека и возрастные особенности головного и спинного мозга | - | |||||
РАЗДЕЛ 3. Спинной мозг | ||||||
Оболочки головного и спинного мозга. Внутренняя среда ЦНС. Гематоэнцефалический барьер | ||||||
Структурно-функциональная организация спинного мозга человека | 2+2 кр | |||||
РАЗДЕЛ 4. Головной мозг | ||||||
Особенности структурно-функциональной организации отделов ствола головного мозга | ||||||
Четвертый желудочек головного мозга. Ромбовидная ямка. Топография и морфофункциональные особенности ядер соответствующих черепно-мозговых нервов. | - | |||||
Мозжечок | - | - | ||||
Промежуточный мозг | - | - | - | |||
Ретикулярная формация и лимбическая система | - | - | ||||
Топография и морфология поверхностей полушарий большого мозга | - | |||||
РАЗДЕЛ 5. Автономная нервная система | ||||||
Топография и морфология автономной нервной системы | 2 итог кр | - | ||||
Итого: |
Карта освоения основных дидактических единиц по курсу«Анатомия ЦНС»
Раздел | Тема | Самостоятельная работа | Контроль самостоятельной работы |
Раздел 1. Нейробиологические основы ЦНС | 1. Введение в анатомию ЦНС | 1. Работа с биологическим словарем. 2.Изучение методов анатомии ЦНС с использованием электронных словарей (http://www.clivn.ru/diagnost/kt.html) 3. Составление сравнительной таблицы по современным методам анатомии ЦНС. | 1. Понятийный диктант. 2. Проверка сравнительной таблицы по современным методам анатомии ЦНС. |
2.Общие вопросы строения нервной системы человека, основные термины и анатомические координаты | Составление схемы «Классификация нервной системы по топографическому признаку» | Обсуждение схемы | |
3. Гистология и ультраструктура нервной ткани | 1. Составление сравнительной таблицы по мембранным и немембранным органоидам. 2. Работа с наглядным пособием. Изучение таблиц: классификация нейронов по функциям, компоненты глии. 3. Создание карикатуры на нейроны и виды глии, составление анатомического пожелания, подготовка газеты. 4. Разработка схемы «Принципы классификации синапсов» | 1. Проверка сравнительной таблицы по мембранным и немембранным органоидам. 2. Проверка рисунков: строение мультиполярного нейрона, классификация нейронов по количеству отростков. 3. Обсуждение газеты. 4. Обсуждение схемы. | |
Раздел 2. Развитие и созревание мозга | 4.Онтогенез нервной системы человека и возрастные особенности головного и спинного мозга | 1. Работа с видеофрагментом « Тело человека». 2. Работа с наглядным пособием «Формирование нервной системы в эмбриогенезе». | 1. Ответы на вопросы к фильму. 2. Проверка рисунков. 3. Защита лабораторной работы. |
Раздел 3. Спинной мозг | 5. Оболочки и кровоснабжение мозга. Ликворная система мозга | 1. Работа с наглядным пособием «Оболочки и кровоснабжение мозга. Ликворная система мозга». 2. Составление рассказа по рисункам 3. Составление схемы кровоснабжение мозга. | 1. Проверка рисунков и рассказа, составленного по ним. 2. Проверка схемы «Кровоснабжение мозга» |
6. Спинной мозг: топография и морфология. | Изготовление аппликаций «Схема соматического рефлекса» и «Проводящие пути спинного мозга». | Проверка умения изображать и пояснять схему соматического рефлекса и давать к ней пояснения. | |
Раздел 4. Головной мозг | 7. Ствол мозга | 1.Работа с электронным атласом «Анатомия человека». 2. Составление схемы взаимного расположения элементов ствола мозга. | Проверка умения локализовать ядра на схеме «Дно четвертого желудочка». |
8.Четвертый желудочек головного мозга. Ромбовидная ямка. Топография и морфофункц. особенности ядер черепно-мозговых нервов | Изготовление схемы и разработка опорного конспекта «Топография и морфофункциональные особенности ядер соответствующих черепно-мозговых нервов». | Проверка семы и опорного конспекта. | |
9. Мозжечок | 1. Работа с электронным атласом «Анатомия человека». 2. Составление схемы «Внешнее строение мозжечка» | Проверка умения изображать структурные элементы мозжечка на схеме. | |
10.Промежуточный мозг | Составление таблицы «Основные структурные компоненты промежуточного мозга» | Проверка таблицы | |
11.Ретикулярная формация и лимбическая система | Составление рассказа по рисунку. | Выступление с рассказом. | |
12. Топография и морфология поверхностей полушарий большого мозга | 1. Составление схемы «Основные борозды и извилины головного мозга» 2. Изготовление из пластилина наглядного пособия «Головной мозг человека» | Проверка и обсуждение схемы и наглядного пособия. | |
Раздел 5. Автономная НС | 13. Топография автономной нервной системы | Подготовка презентации по теме. | Демонстрация презентаций. |
Итоговый контроль экзамен | 1. Проверка освоения теоретического материала. 2. Проверка уровня освоения категориально-понятийного аппарата. 3. Проверка умения схематично изображать отдельные элементы ЦНС. |
ЛЕКЦИИ