Тема 13. Топография и морфология автономной нервной системы

Морфофункционапьная организация центрального отдела: парасимпатические ядра ствола головного мозга, парасимпатические и симпатические ядра спинного мозга. Топография основных периферических образований: симпатический ствол, висцеральные ганглии и сплетения. Структурные и функциональные отличия симпатического и парасимпатического отделов. Отличия рефлекторных дуг в соматической и вегетативной нервной системе.

Тематический план курса «Анатомия ЦНС»

№ темы Тема курса Количество часов
всего сам. работа лекции семинары лаб.-прак. занятия
РАЗДЕЛ 1. Нейробиологические основы ЦНС
Введение в курс «Анатомия ЦНС» - -
Общие вопросы строения нервной системы человека, основные термины и анатомические координаты
Гистология и ультраструктура нервной ткани -
РАЗДЕЛ 2. Развитие и созревание мозга
Онтогенез нервной системы человека и возрастные особенности головного и спинного мозга -
РАЗДЕЛ 3. Спинной мозг
Оболочки головного и спинного мозга. Внутренняя среда ЦНС. Гематоэнцефалический барьер  
Структурно-функциональная организация спинного мозга человека 2+2 кр
РАЗДЕЛ 4. Головной мозг
Особенности структурно-функциональной организации отделов ствола головного мозга  
Четвертый желудочек головного мозга. Ромбовидная ямка. Топография и морфофункциональные особенности ядер соответствующих черепно-мозговых нервов. -
Мозжечок - -
Промежуточный мозг - - -
Ретикулярная формация и лимбическая система - -  
Топография и морфология поверхностей полушарий большого мозга -
РАЗДЕЛ 5. Автономная нервная система
Топография и морфология автономной нервной системы 2 итог кр -
Итого:        

Карта освоения основных дидактических единиц по курсу«Анатомия ЦНС»

Раздел Тема Самостоятельная работа Контроль самостоятельной работы
Раздел 1. Нейробиологические основы ЦНС   1. Введение в анатомию ЦНС   1. Работа с биологическим словарем. 2.Изучение методов анатомии ЦНС с использованием электронных словарей (http://www.clivn.ru/diagnost/kt.html) 3. Составление сравнительной таблицы по современным методам анатомии ЦНС. 1. Понятийный диктант. 2. Проверка сравнительной таблицы по современным методам анатомии ЦНС.  
2.Общие вопросы строения нервной системы человека, основные термины и анатомические координаты Составление схемы «Классификация нервной системы по топографическому признаку» Обсуждение схемы
3. Гистология и ультраструктура нервной ткани 1. Составление сравнительной таблицы по мембранным и немембранным органоидам. 2. Работа с наглядным пособием. Изучение таблиц: классификация нейронов по функциям, компоненты глии. 3. Создание карикатуры на нейроны и виды глии, составление анатомического пожелания, подготовка газеты. 4. Разработка схемы «Принципы классификации синапсов» 1. Проверка сравнительной таблицы по мембранным и немембранным органоидам. 2. Проверка рисунков: строение мультиполярного нейрона, классификация нейронов по количеству отростков. 3. Обсуждение газеты. 4. Обсуждение схемы.
Раздел 2. Развитие и созревание мозга 4.Онтогенез нервной системы человека и возрастные особенности головного и спинного мозга 1. Работа с видеофрагментом « Тело человека». 2. Работа с наглядным пособием «Формирование нервной системы в эмбриогенезе». 1. Ответы на вопросы к фильму. 2. Проверка рисунков. 3. Защита лабораторной работы.
Раздел 3. Спинной мозг   5. Оболочки и кровоснабжение мозга. Ликворная система мозга 1. Работа с наглядным пособием «Оболочки и кровоснабжение мозга. Ликворная система мозга». 2. Составление рассказа по рисункам 3. Составление схемы кровоснабжение мозга. 1. Проверка рисунков и рассказа, составленного по ним. 2. Проверка схемы «Кровоснабжение мозга»
6. Спинной мозг: топография и морфология. Изготовление аппликаций «Схема соматического рефлекса» и «Проводящие пути спинного мозга». Проверка умения изображать и пояснять схему соматического рефлекса и давать к ней пояснения.
Раздел 4. Головной мозг   7. Ствол мозга 1.Работа с электронным атласом «Анатомия человека». 2. Составление схемы взаимного расположения элементов ствола мозга. Проверка умения локализовать ядра на схеме «Дно четвертого желудочка».
8.Четвертый желудочек головного мозга. Ромбовидная ямка. Топография и морфофункц. особенности ядер черепно-мозговых нервов Изготовление схемы и разработка опорного конспекта «Топография и морфофункциональные особенности ядер соответствующих черепно-мозговых нервов». Проверка семы и опорного конспекта.
9. Мозжечок 1. Работа с электронным атласом «Анатомия человека». 2. Составление схемы «Внешнее строение мозжечка» Проверка умения изображать структурные элементы мозжечка на схеме.
10.Промежуточный мозг Составление таблицы «Основные структурные компоненты промежуточного мозга» Проверка таблицы
11.Ретикулярная формация и лимбическая система Составление рассказа по рисунку. Выступление с рассказом.
12. Топография и морфология поверхностей полушарий большого мозга 1. Составление схемы «Основные борозды и извилины головного мозга» 2. Изготовление из пластилина наглядного пособия «Головной мозг человека» Проверка и обсуждение схемы и наглядного пособия.
Раздел 5. Автономная НС 13. Топография автономной нервной системы Подготовка презентации по теме. Демонстрация презентаций.
Итоговый контроль экзамен 1. Проверка освоения теоретического материала. 2. Проверка уровня освоения категориально-понятийного аппарата. 3. Проверка умения схематично изображать отдельные элементы ЦНС.  

ЛЕКЦИИ

Наши рекомендации