Выбор поставщика как один из основных этапов процесса управления закупками
Основные задачи управления поставщиками:
· поиск и оценка источников снабжения, включая глобальных поставщиков;
- рационализация базы поставщиков;
- развитие потенциальных поставщиков;
- оценка рыночной и финансовой устойчивости поставщиков;
- проведение переговоров с поставщиками;
- развитие взаимоотношений с поставщиками (партнерства, кооперативы, ассоциации и т.п.);
- бенчмаркинг поставщиков, использование лучшей практики;
- мониторинг эффективности функционирования поставщиков, история отношений с поставщиками.
Методы выбора поставщика:
· метод рейтинговых оценок: после отбора критериев выбора поставщика их значимость устанавливают экспертным путем. Итоговое значение рейтинга определяется суммированием произведений значимости критерия на его экспертную балльную оценку для конкретного поставщика. Затем полученные результаты сравниваются, выбирается наилучший партнер. Недостаток – сложно получить объективные данные для работы экспертов.
· затратно-коэффициентный метод: разновидность метода ранжирования важности каждой отдельной статьи затрат на закупку. Этот метод очень содержателен с точки зрения факторов и их стоимостной оценки и направлен на идентификацию суммы, в которую обойдется выбор того или иного поставщика. Недостатком метода является то обстоятельство, что он требует большого объема информации и проведения анализа по каждому поставщику.
· метод доминирующих характеристик: метод требует сосредоточения на одной выбранной характеристике как основе для последующей оценки. Характеристика может быть любой: наиболее низкая цена, наилучшее качество, график поставок, внушающий наибольшее доверие. Преимущество этого метода - простота, а недостаток - отсутствие внимания к остальным факторам.
· ABC (XYZ) – анализ поставщиков: метод представляет собой разновидность рейтинговой оценки и предназначен для выявления наиболее приоритетных поставщиков с точки зрения стратегии снабжения. Поставщики распределяются на группы с учётом приоритетности по двум категориям критериев – оценки предлагаемых поставщиками МР и оценки эффективности деятельности поставщиков. Преимущество этого метода – возможность сегментации базы поставщиков, а недостаток – субъективность критериев деления на группы.
Особенность формирования системы критериев отбора поставщиказависит от профиля фокусной компании. В зависимости от важности тех или иных факторов работы поставщика делается акцент на разные вещи. Например производственной компании на высоком конкурентном рынке более критичными критериям критерием является цена, а для сервисной компании допустим обслуживающей частные вертолеты более критичным является фактор сроков и точности поставок, так как клиенты не потерпят проколов в сервисном обслуживании.
Критерии отбора поставщика:
Релейные (используются на предварительном этапе):
Финансово-экономическое состояние (структура капитала, инвестиции, источники финансирования, текущая и общая операционная прибыль, рентабельность и производительность труда);
Реальная возможность поставлять определённую продукцию и услугу (связь с определенной товарной группой, наличие площадей, технологий, производственных линий, квалифицированного персонала, наличие сертификатов и действующей системы качества);
Правовые ограничения (предприятие не подпадает под следующие исключения) (банкротство, ликвидация, кредиторская реорганизация, ограничения в деятельности в соответствии с законами о противодействии коррупции и организованной преступности, проблемы в системе охраны труда и безопасности, конфликт интересов, в т.ч. потенциальный).
Количественные:
- цена продукции, тариф;
- общее время доставки;
- сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
- удаленность поставщика от потребителя.
Качественные:
- качество поставляемой продукции;
- надежность поставок, сохранность груза;
- готовность перевозчика к переговорам;
- финансовая стабильность;
- наличие дополнительного оборудования (например, для переработки грузов);
- наличие дополнительных услуг по комплектации и доставке груза;
квалификация персонала, психологический климат у поставщика (возможность забастовок);
- мониторинг отправок.
Алгоритм выбора поставщика:
1. Алгоритм и формы размещения заказа для государственных нужд.
В первую очередь, стоит сказать о нормативной базе государственного снабжения. Это Федеральный закон от 21.06.2005 № 94-ФЗ. «О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД»
(вступил в силу с 01 января 2006 г.)
Формы размещения отражены в этом самом федеральном законе, поэтому давайте рассмотрим его структуру (жирным – способы размещения заказа):
1. общие положения (ст. 1-19)