Определение понятия психического состояния

Изучение проблемы состояний человека испытывает серьёзные трудности в связи с тем, что до сих пор не дано удовлетворительного определения понятия «состояние», хотя использование его широко распространенно в самом различном смысле и с разной степенью обобщённости. Состояния, развивающиеся у человека в процессе его общественно значимой деятельности, которые затрагивают и физиологические, и психологические структуры личности называли психофизиологическими, чтобы отделить их от элементарных состояний возбуждения и торможения, развивающихся на каких-то уровнях регулирования.

Итак, психофизиологические состояния – это целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленные на достижение полезного результата (12, с. 73).

Существует ещё одна точка зрения на определение психического состояния как особой психологической категории, и формулируется оно так: это целостная характеристика психической деятельности за определённый период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности (12,с. 44)

Всякое психическое состояние есть нечто целостное, своего рода синдром.

Весьма существенно для психического состояния то, что оно, как сказано в определении, на некоторое время характеризует психическую деятельность, а характеристика всегда подчёркивает своеобразные и типические черты. Например, состояние утомления достаточно своеобразно и типично, чтобы отличить его от противоположного состояния бодрости и работоспособности.

Своеобразие психического состояния прежде всего означает своеобразие протекания психических процессов. Например, состояние рассеянности часто характеризуется отклонениями в области ощущений и восприятия, памяти и мышления, ослаблением волевой активности, нередко своеобразными эмоциональными переживаниями.

Вне психических процессов нет и не может быть никаких психических состояний. Как и психические процессы, психические состояния имеют начало и конец, изменяются. Но психическое состояние отличается большей целостностью и устойчивостью. Психический процесс может перейти в психическое состояние, например, процесс восприятия художественной картины может перейти в довольно сложное психическое состояние под впечатлением этой картины.

Психические состояния тесно связаны с индивидуальными особенностями личности.

Общее заключается в том, что психические состояния и индивидуальные особенности дают индивидуальную и синтетическую характеристику психической деятельности, а не просто характеристику её отдельных элементов, функций или сторон. Эта связь психических состояний с индивидуальными особенностями личности находит своё отражение в том, что терминология, применённая к психическим состояниям, в значительной мере взята из области характерологии. Так, мы говорим о решительности или нерешительности, об активности или пассивности, о бодрости или подавленности и как о временных состояниях, и как об устойчивых чертах личности.

В то же время надо отметить, что соответствие между психическим состоянием и чертой личности отнюдь не является правилом. Так, наряду с «безудержностью» как устойчивым свойством холерического типа существует и «безудержность» как состояние, которое в определённых условиях может иметь место у каждого человека и не соответствовать характерным особенностям поведения. Этот факт никак нельзя игнорировать.

Всякое психическое состояние является как переживанием, так и деятельностью, имеющей некоторое внешнее выражение. Только следуя принятому в советской психологии принципу единства психики и деятельности, можно правильно описать и объяснить психическое состояние. Если свести психическое состояние к переживаниям, то мы не выйдем из круга той субъективности, при которой и переживание может быть понято неправильно.

Субъективное чувство усталости может не соответствовать утомлению, выражающемся в понижении работоспособности. Но при характеристике переживания нельзя ограничиться лишь показаниями внешне выраженного поведения, так как одно и тоже поведение может быть связано с разными переживаниями и тем самым свидетельствовать о разных психических состояниях.

Далеко не все психические состояния могут быть диагностированы путём эксперимента. Это в первую очередь относиться к эмоциональным состояниям. Очень трудно вызывать такие состояния, как аффект или страсть, в искусственной ситуации. Однако и в области эмоций, как показали последние работы, в частности П. М. Якобсона, возможно экспериментирование. Была даже сделана попытка экспериментального изучения состояния «борьбы мотивов» (исследование Т.И. Агафонова), но в этой связи появляется сомнение, коррелирует ли «борьба мотивов» в искусственной ситуации эксперимента с жизненной ситуацией: ведь психическое состояние в большей мере зависит от значимости для человека той ситуации, в которую он попадает (12, с. 46).

Сущность и функции психического состояния

В распространенном делении психических явлений – процессы, состояния и свойства - они выделены и перечислены в порядке убывания динамичности. Именно в такой последовательности снижается динамичность, лабильность, скорость изменения явлений. Состояния занимают промежуточное положение по признаку динамичности.

Психические состояния многомерны, они выступают и как система организации психических процессов, и как субъективное отношение к отражаемому явлению, и как механизм оценки отражаемой действительности. Изменение психического состояния непосредственно в процессе деятельности проявляется в виде смены субъективного отношения к отражаемой ситуации или смены мотивов по отношению к решаемой задаче.

В психических состояниях, так же как и в других психических явлениях, отражается взаимодействие человека со средой. Любые существенные изменения внешней среды, изменения во внутреннем мире личности, в организме вызывают определённый отклик в человеке как целостности, влекут за собой переход в новое психическое состояние, меняют уровень активности субъекта, характер переживаний и многое другое.

Для психических состояний характерны различные функции. Практически все авторы называют важнейшей функцию регулирования. В психологическом словаре состояние рассматривается как регулятивная функция адаптации к окружающей ситуации и среде. Наряду с регулятивной важной функцией состояний является интеграция отдельных психических состояний и образование функциональных единиц (процесс – состояние – свойство), состоящих из иерархически организованных в единую целостную совокупность психических процессов и психологических свойств (Прохоров, 1994). Благодаря этому обеспечиваются отдельные акты психической активности в текущем времени, организация «психологического строя» личности, необходимого для эффективного её функционирования в различных сферах жизнедеятельности.

Состояние выступает как форма саморегуляции психики и как один из важнейших механизмов интеграции человека как целостности – как единство его духовной, психической и телесной организации. Адаптивная функция состояния заключается в установлении соответствия между актуализированными потребностями индивида и его возможностями и ресурсами с учётом конкретных условий существования, особенностей деятельности и поведения. Эта функция позволяет сохранить на максимально возможном уровне здоровье, способность к адекватному поведению и успешной деятельности, возможность полноценного личностного развития.

Психическое состояние одновременно является формой интеграции и текущих изменений организма, и динамики психических процессов, и актуальных особенностей как отдельных сфер личности, так и личности в целом [12].

Также в рамках этого пункта мы рассмотрим структуру состояния, состав характеристик.

Состояния имеют свою внутреннюю структуру. Она описана в работах В.А. Ганзена и В.Н. Юрченко (1976, 1981), Ю.Е. Сосновиковой (1975) и других учёных. Ганзен и Юрченко выделили четыре структурных уровня: социально – психологический, психологический, психофизиологический и физиологический. Экспериментальные исследования подтверждают важную роль в структуре состояния социально – психологического и психологического уровней (Махнач, 1991). На каждом из этих уровней можно рассмотреть субъективные и объективные характеристики. Субъективные характеристики отражены в самосознании индивида, в них проявляется самоотношение, результаты самопознания и саморегуляции. Объективные характеристики могут быть получены с помощью объективных измерений параметров организма и психики, анализа внешнего облика индивида, особенностей поведения и деятельности, продуктов труда.

В состояниях всегда есть и ситуативная, и трансситуативная составляющая. Силу влияния каждой из них трудно измерить в долях и процентах. Определённые события или условия ситуации могут надолго «потеснить» трансситуативную составляющую и в значительной степени определить многие параметры состояния, ограничивая их возможное разнообразие. Например, заключение в концлагере, тюрьме, тяжёлая болезнь, трагические события жизни являют собой ситуативное обусловливание, которое может охватить длительный период времени, определяя актуалное состояние. Т. Йолов (1990) предложил описывать ситуативные особенности психики в виде дроби, в которой числителем является сила события, а знаменателем – трансситуативные особенности психики и способы деятельности (12, с.14).

Одной из задач системного изучения психических состояний человека является проведение структурного анализа полученного множества их характеристик во всех трёх формах описания. Осуществляется этот анализ, согласно системному подходу, через определение отношений между элементами системы, которые в совокупности дают представление о её структуре. В процессе структурного анализа выявлены следующие основные взаимоотношения характеристик психических состояний, вытекающие из самой природы объекта: уровневость, совпадающая с уровневостью организации человека, субъективность – объективность и степень обобщённости (общие, особенные, индивидуальные). На базе каждого из них формируется одна из трёх подструктур общей структуры психических состояний человека. Первая подструктура, иерархическая, образована характеристиками каждого из четырёх уровней организации состояния: физиологического, психофизиологического, психологического, социально-психологического. Вторая подструктура, координационная, раскрывает наличие в каждом из состояний субъективной (переживания самого человека) и объективной (данные исследователя или наблюдателя) сторон. Третью подструктуру состояний образуют три группы характеристик: общие, особенные и индивидуальные, которые находятся между собой в отношении включения.

Структурная схема психического состояния даёт представление о трёх перечисленных подструктурах и их взаимоотношениях в единой структуре состояний. Самый нижний физиологический, уровень иерархической подструктуры включает нейрофизиологические характеристики, морфологические и биохимические изменения, сдвиги физиологических функций; психофизиологический уровень – вегетативные реакции, изменения психомоторики, сенсорики; психологический уровень – изменения психических функций и настроения человека. Характеристики поведения, деятельности и отношения человека в том или ином состоянии объединены на социально-психологическом уровне.

Во второй подструктуре психических состояний, координационной, происходит дальнейшее упорядочение характеристик их компонентного состава по признаку субъективности-объективности. Субъективными принято считать характеристики психических явлений, сложившиеся у субъекта в процессе самонаблюдения. Объективные характеристики психических явлений получаются в результате внешнего, объективного (прямого или косвенного) наблюдения поведения и деятельности субъекта.

Третья подструктура психических состояний упорядочивает характеристики их компонентного состава по степени обобщённости: общие, особенные, индивидуальные. Известно, что одной из целей любого психологического исследования является раскрытие индивидуальных, специфических психологических закономерностей объекта. При изучении психических состояний эта цель достигается анализом их конкретных индивидуальных характеристик у того или иного субъекта. Однако дальнейшая цель психологического исследования предполагает переход единичного к общему. Это означает, что изучение индивидуальных характеристик психического состояния может быть лишь промежуточным этапом анализа. Полный цикл его предполагает выявление в индивидуальных характеристиках особенных, а затем общих, т.е. раскрытие третьей подструктуры состояния.

Состав характеристик

Поскольку состояние – многомерное явление, то любое состояние может быть описано широким спектром параметров. Анализ различных описаний показывает, что отдельные характеристики состояния используются особенно часто. Такие характеристики могут быть оценены как основные.

К таковым можно отнести следующие:

- эмоциональные (эти характеристики иногда называют модальностными, понимая под модальностью качественное своеобразие: тревога, наслаждение, созерцание…)

- активационные (отражающие интенсивность психических процессов)

- тонические (отражающие тонус, ресурс сил индивида)

- временные (отражающие продолжительность, устойчивость состояния)

- полярность состояний, другими словами, знак описываемого состояния (благоприятное, положительное или неблагоприятное, отрицательное).

В определении психического состояния, В.М. Мясищевым, отмечается, что психические состояния служат фоном для психических процессов в силу их меньшей подвижности, так сказать, большей «постоянной времени». Ещё медленнее изменяются свойства личности. Следовательно, по временным параметрам состояния занимают промежуточное положение между процессами и свойствами личности.

Психические состояния, как и другие психические явления, можно рассматривать с позиции общего, особенного и единичного. Здесь надо подчеркнуть, что выбор того или другого уровня рассмотрения зависит от задачи, а сами задачи, так же как содержание и формы системных описаний, в свою очередь, зависят от уровня рассмотрения. С позиций общего исследуются характеристики, присущие всем состояниям и существующие у всех людей. С позиций особенного изучаются характеристики отдельных определённых состояний безотносительно к индивидуальной специфике их протекания у конкретного человека. С позиций единичного рассматриваются реализации конкретного состояния у данного человека. Такие состояния изучаются в эксперименте. Они протекают в реальном времени и могут быть названы актуальными психическими состояниями. Человек обладает определённым множеством свойств личности, однако в каждый момент времени находится в одном-единственном актуальном психическом состоянии, которое сменяется другим.

Можно считать, что актуальное психическое состояние характеризуется совокупностью значений параметров одновременно протекающих психических процессов, по отношению к которым актуальное состояние является фоном. Совокупность свойств личности, определяющих её профиль, в свою очередь, представляет собой тот рельеф, который обуславливает своеобразие реализации актуального состояния у данного человека. Следовательно, актуальное психическое состояние играет роль связующего звена между психическими процессами и свойствами личности.

Классификация состояний

Один из вариантов классификации предлагается в работе Ганзен В.А. и Юрченко В.Д. (1976). С целью установления объёма и содержания основного понятия из отечественных психологических словарей были отобраны и подвергнуты анализу 187 слов-терминов, определяющих психическое состояние человека. Критерием на принадлежность к объёму указанного понятия, отличающим исследуемое явление от всех других и раскрывающим его сущность, послужило определение Н.Д. Левитова, которое трактует психическое состояние человека как целостную характеристику психической деятельности и поведения за некоторый период времени, показывающую своеобразия протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. В законченном виде этот критерий имеет ряд дополнительных положений: 1) различие состояний установившихся и переходных, так как человек в каждый момент времени пребывает только в одном состоянии, а их смена осуществляется, как правило, в промежуточную, переходную стадию; 2) психические процессы, состояния и свойства личности разграничиваются по признаку динамичности (первые наиболее подвижны, вторые занимают среднее положение, третьи же наиболее стабильны).

Проведённый анализ позволил определить объём множества психических состояний человека (63 понятия), его содержание, а также показал, что это множество распадается на две группы: 1) состояния, характеризующие аффективно-волевую сферу психической деятельности человека; 2) состояния сознания-внимания. Каждая группа имеет общие характеристики, отражающие наиболее типичные, стержневые особенности входящих в неё состояний: «напряжение-разрешение» для группы волевых состояний; «удовольствие-неудовольствие» для группы аффективных; «сон-активация» для группы состояний сознания-внимания.

Группы аффективных и волевых состояний рассматриваются как стороны единой аффективно-волевой сферы психической деятельности человека, поскольку и аффективная, и волевая стороны имеют один общий корень – потребности человека. Например, С.Л. Рубинштейн пишет по этому поводу: «Истоки у воли и эмоции (аффекта, страсти) общие – в потребностях; поскольку мы осознаём предмет, от которого зависит удовлетворение нашей потребности, у нас появляется направленное на него желание; поскольку мы испытываем самую эту зависимость в удовольствии и неудовольствии, которое предмет нам причиняет, у нас формируется по отношению к нему то или иное чувство» (16, с. 553).

Психические состояния содержат в себе, как правило, эмоциональные и волевые компоненты. Этот факт значительно затрудняет чёткое разделение понятий и заставляет при детальной классификации учитывать доминирование того или иного компонента в структуре состояний. Опираясь на систему психологических понятий была получена следующая система понятий, характеризующих психические состояние человека (см. табл.1).

В данной таблице выделены группы аффективных и волевых состояний. В первой группе имеются две подгруппы с ярко выраженным эмоциональным компонентом: эмоциональные и гуманитарные состояния. Первая подгруппа объединяет состояния, характеризующую эмоциональную реакцию человека на актуальный раздражитель. Вторая – состояния, сопровождающие проявления чувств людей, чаще всего в процессе общения. Состояния обеих подгрупп делятся на ряд положительных и отрицательных.

В группе волевых состояний также выделяются две подгруппы: праксические (от лат. praxis – дело, деятельность) и мотивационные. Первая включает состояния человека на различных этапах трудовой деятельности: предрабочем, рабочем, послерабочем. Вторая – состояния, сопровождающие проявления мотивов человека, направленных на удовлетворение духовной или материальной потребности. В ней выделяются ряд органических состояний, биологических по своей природе, но имеющих выраженный психический аспект, и ряд ориентировочных состояний, сопровождающих познавательную деятельность человека. Состояния третьей большой группы (сознания-внимания) являются фоновыми, создают условия для всей психической жизни человека.

Однако среди психических состояний есть большое количество таких, степень доминирования одного компонента в которых установить достаточно сложно. Это затрудняет локализацию их в определённой группе системы, представленной в таблице 1. В таких случаях система помогает установить входящие в структуру состояния компоненты. Так, например, сложное состояние фрустрации имеет эмоциональный (неодинаковый у различных типов личности) и волевой компоненты, причём второй может выступать и как праксический (состояния при неудаче в работе), и как мотивационный (реакция на препятствие в удовлетворении потребности).

Другое сложное состояние – стресс – может рассматриваться с различных сторон, но всегда остаётся сложным, включающим несколько компонентов. При понимании стресса по Г. Селье как общего адаптационного синдрома это три различных состояния организма: тревоги, сопротивления и истощения. Согласно предложенной системе, все они суть различные виды волевых (праксических и мотивационных) компонентов. Если, присоединившись к Н.Д. Левитову, рассматривать состояние стресса в плане решения организмом и психикой трудных задач и считать, что по силе качественным особенностям оно зависит от стрессора, то психические состояния при сильном страхе и переутомлении различны, хотя и в том и в другом случае имеет место стресс. Согласно данной системе, состояние страха находится в группе отрицательных мотивационно - ориентировочных состояний, состояние при переутомлении – в группе отрицательных праксических состояний, т.е. в них преобладают именно эти компоненты.

Таблица 1 – Классификация психических состояний

Психические состояния
Волевые состояния («разрешение - напряжение») Аффективные состояния («неудовольствие – удовольствие») Состояния сознании («сон – активация»)
Праксические состояния Мотивационные состояния Гуманитарные состояния Эмоциональные состояния Состояния внимания
Положитель ные Отрица тельные Органи ческие Ориентиро вочные Положи тельные Отрица тельные Положи тельные Отрица тельные
Эмфа зия (вдохновение). Вооду шевле ние. Подъем Мобилизация Врабатывание Готов ность (уста новка) Активизация   Простра ция. Переутомление Утомле ние Моното ния пресыще ние Усталость Гипок сия Жажда Сексуальное напряжение Сенсорная депривация Скука Заинтересо ванность Любопытст во Удивление Сомнение Озадачен ность Тревога Страх Ужас Паника Симпатия Синтония Дружба Любовь Восхище ние   Антипатия Асинтония Вражда Ненависть Возмуще ние Атараксия (полное спокойст вие) Радость Наслажде ние Счастье Эйфория Экстаз   Волнение Грусть Тоска Печаль Горе Страдание Негодование Гнев Ярость Рассеянность Синойя (сосредото ченность) Гиперпрозексия (повышенное внимание)

Наши рекомендации