Организационная структура и система управления РСЧС
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
Она строится по территориально-производственному принципу, общее руководство функционированием РСЧС осуществляется правительством Российской Федерации, непосредственное руководство функционированием РСЧС возложено на МЧС России, состоит из территориальных и функциональных подсистем и действует на пяти уровнях управления (рис.8.1):
- федеральном, охватывающем всю территорию России;
- межрегиональном – территория нескольких субъектов РФ;
- региональном – территория субъекта РФ;
- муниципальном – территория города (района, населенного пункта);
- объектовом – территория объекта экономики (ОЭ).
Рисунок 8.1 Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС |
1. Координационные органы |
РСЧС |
Функциональные подсистемы |
Территориальные подсистемы |
Республик и автономных образований в составе РФ |
Края, области |
Города, района, населенного пункта |
Звенья |
Уровни |
Федеральный |
Межрегиональный |
Региональный |
Муниципальный |
Объектовый |
Правительственная КЧС и ПБ, КЧС и ПБ федеральных органов исполнительной власти (ведомственные КСЧ и ПБ) |
Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе |
КЧС и ПБ органов исполнительной власти субъектов РФ |
КЧС и ПБ органов местного самоуправления |
КЧС и ПБ организаций (объектов экономики) |
2. Постоянно действующие органы управления (ОУ) |
МЧС РФ, подразделения по ГОЧС федеральных органов исполнительной власти (управления, отделы) |
Региональные центры МЧС РФ |
Главные управления МЧС России по субъектам РФ |
Управления, отделы ГОЧС при органах местного самоуправления |
Отдел, сектор, управление ГОЧС объекта экономики (организаций) |
3. Органы повседневного управления |
ЦУКСы, ИЦ, ДДС федеральных органов исполнительной власти |
ЦУКСы региональных центров |
ЦУКС ГУ МЧС РФ по субъектам РФ, ИЦ, ДДС органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов |
Единые ДДС (ЕДДС) муниципальных образований |
ДДС объектов (организаций) |
Силы и средства, системы связи, оповещения и информационного обеспечения, резервы финансовых и материальных ресурсов |
Информационно-управляющая система |
Правительство Российской Федерации |
Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ) |
МЧС РОССИИ |
Силы МЧС России |
РЦ МЧС РОССИИ Подчиненные им силы и средства |
Финансовые и материальные ресурсы |
Министерства, ведомства и организации Российской Федерации |
КЧС и ПБ |
Управления, отделы ГОСЧ |
Финансовые и материальные резервы |
Силы и средства |
Функциональные подсистемы |
Территориальные подсистемы |
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Главные управления МЧС России по субъектам РФ |
Финансовые и материальные резервы |
Силы и средства |
Органы местного самоуправления |
КЧС и ПБ |
Управления, отделы ГОЧС |
Финансовые и материальные резервы |
Силы и средства |
Финансовые и материальные резервы |
Силы и средства |
Руководство объектов экономики |
КЧС и ПБ |
КЧС и ПБ |
Отделы, управления, структура ГОЧС |
Рисунок 8.2 – Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС
Функциональные подсистемы РСЧС (рис.8.2) создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и объектах экономики и состоят из их организационных структур для работ в области защиты населения и территорий от ЧС (ЗН и Т от ЧС) в сфере их деятельности и порученных им отраслей экономики.
Задачи, организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС (рис.8.2), определяются положениями о них, утверждаемых руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России.
Положение о функциональной подсистеме РСЧС для реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием утверждается правительством РФ. В настоящий момент в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 созданы и действуют 44 функциональных подсистемы РСЧС, формируемые 16 федеральными органами исполнительной власти и организациями. Так, в их перечень входят функциональные подсистемы, например:
- Минсельхоза, Минтранса, МВД, Минобразования, МЧС, Минобороны и др.
- Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации:
- Правительство Российской Федерации.
- Федеральные министерства.
- Государственные комитеты Российской Федерации.
- Федеральные комиссии России.
- Федеральные службы России.
- Федеральные надзоры России.
- Иные федеральные органы исполнительной власти.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) - это:
- правительства республик и других субъектов Федерации;
- администрации краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах территорий и состоят из звеньев соответствующих административно – территориальному делению этих территорий (рис. 8.1 - 8.2).
Следовательно, звенья территориальных подсистем РСЧС (рис. 8.2) создаются в субъектах РФ (республики и автономные образования в составе РФ, край, область), в муниципальных образованиях (район, населенный пункт, город) и тесно связаны с уровнями РСЧС.
Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти субъекта РФ.
К федеральному уровню РСЧС относятся органы управления, силы и средства центрального подчинения федеральных органов исполнительной власти.
К межрегиональному уровню РСЧС относятся органы управления, органы исполнительной власти, силы и средства нескольких субъектов РФ. Он образован с учетом районирования территории РФ по федеральным округам, в соответствии с чем в структуре МЧС России 8 региональных центров:
Северо-Западный, Центральный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный, Северо-Кавказский и отдельно Главное управление (ГУ) МЧС России по г.Москве. Каждый регион охватывает территории нескольких субъектов РФ.
К региональному уровню РСЧС относятся органы исполнительной власти, органы управления, силы и средства субъекта РФ.
Муниципальный уровень РСЧС включает органы местного самоуправления, органы управления, силы и средства муниципальных образований.
Объектовый уровень охватывает территорию объекта экономики (ОЭ) и включает руководство ОЭ, его органы управления, силы и средства.
На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, систем связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координационными органами РСЧС являются:
- на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС (КЧС) и обеспечению пожарной безопасности (ПБ), т.е. Правительственная КЧС и ПБ; комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС (КЧС) и обеспечению пожарной безопасности (ПБ) федеральных органов исполнительной власти, т.е. ведомственные КЧС и ПБ;
- на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – Комиссия по предупреждению, ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности субъекта РФ (КЧС и ПБ субъекта РФ);
- на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – Комиссия по предупреждению, ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ) органа местного самоуправления;
- на объектовом уровне (в пределах объекта экономики) – Комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ) организации (ОЭ), т.е. объектовая КЧС и ПБ.
В пределах соответствующего федерального округа функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.
Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются:
а) разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
б) координация деятельности органов управления и сил единой системы;
в) обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций;
г) рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным законом.
Постоянно действующими органами управления РСЧС являются (структура постоянно действующих органов приведена на рис. 8.2:
- на федеральном уровне– МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
- на региональном уровне– региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ( региональные центры МЧС);
- на территориальном уровне – органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (главные управления МЧС)
- на местном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления ( главные управления города);
- на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС, обработки и передачи оперативной информации создаются органы повседневного управления (рис. 8.2):
- центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
- центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
- центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
- единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
- дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащенных соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
Системы связи и оповещения РСЧС представляют собой организационно-техническое объединение сил и средств связи и оповещения, а также каналов общегосударственной, ведомственных и коммерческих сетей связи, обеспечивающих передачу информации и сигналов оповещения в интересах органов управления ГОЧС. Они базируются на стационарных и подвижных узлах связи органов управления ГОЧС.
Системы оповещения созданы на федеральном, территориальном и местном уровнях управления.
Резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС включают в себя резервы продовольствия, пищевого сырья, медицинского имущества, медикаментов, инженерного имущества, вещевого имущества, транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной радиационной и химической защиты и др. Они формируются исходя из прогнозируемых видов и масштабов ЧС, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации ЧС.
Кроме того, на всех уровнях государственного управления создаются резервы финансовых ресурсов.
Силы и средства РСЧС
Важнейшей составной частью РСЧС являются ее силы и средства, выполняющие следующие основные задачи:
- осуществление мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов с целью прогнозирования ЧС природного и техногенного характера, своевременное доведение мониторинговой, прогнозной и другой информации до органов управления РСЧС;
- ликвидация ЧС, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС;
- проведение эвакуационных мероприятий при эвакуации населения из зон ЧС в безопасные районы;
- проведение работ по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в ЧС, в том числе медицинское облуживание, включая оказание первой медицинской помощи, предоставление временного жилья и принятие других неотложных мер в области защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях;
- восстановление и поддержание общественного порядка в зонах ЧС;
- поддержание личного состава формирований в постоянной готовности к действиям в ЧС, его обучение и повышение профессиональной квалификации;
- разработка предложений по совершенствованию действий в ЧС.
В состав сил и средств РСЧС входят специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и объектов экономики, предназначенные для предупреждения и ликвидации ЧС. В их состав на каждом уровне РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации.
Силы и средства РСЧС (рис. 8.3) принято подразделять на:
- силы и средства наблюдения и контроля;
- силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Силы и средства наблюдения и контроля РСЧС – службы (учреждения) и организации функциональных и территориальных подсистем всех уровней РСЧС, осуществляющие наблюдение (мониторинг) и контроль за состоянием окружающей природной среды (ОПС), за обстановкой на потенциально опасных объектах (ПОО) и прилегающих к ним территориях, анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения.
Это проводится с целью прогнозирования и предупреждения ЧС природного и техногенного характера и др., своевременного доведения полученной информации до органов управления РСЧС, а, следовательно, и МЧС РФ. В их состав входят, например:
- подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, АЭС, газовыми и электрическими сетями и др.);
- контрольно-инспекционная служба Минэкологии, службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами;
- ветеринарная служба;
- сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО;
- лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья;
- служба предупреждения о стихийных бедствиях.
Следовательно, силы наблюдения и контроля включают в себя органы, службы и учреждения, которые осуществляют госнадзор, инспектирование, мониторинг и контроль, анализ состояния ОПС, ПОО, веществ, материалов и здоровья людей.
Силы и средства ликвидации ЧС – силы и средства территориальных и функциональных подсистем РСЧС, предназначенные для проведения АС и ДНР в зонах ЧС.
К силам и средствам ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС относят:
- войска гражданской обороны;
- спасательные воинские формирования;
- поисково-спасательную службу МЧС России;
- военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
- формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;
- формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства России;
- военизированные службы Росгидромета по активному воздействию на гидрометеорологические процессы;
- формирования ГО территориального, местного и объектового уровней;
- специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации ЧС;
- аварийно-технические центры Минатома России;
- службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
- восстановительные и пожарные поезда РЖД России;
- аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота, Федеральной службы речного флота, других федеральных органов исполнительной власти.
Силы и средства РСЧС |
Наблюдения и контроля · Органы государственного надзора · Экологическая служба · Ветеринарная служба · Контроль за продуктами питания |
Минпром Минтопэнерго Минатом · Наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах · Газоспасательные, горноспасательные, аварийно спасательные формирования |
Министерство сельского хозяйства · Обеззараживание · Контроль за загрязнением сельскохозяйственных угодий · Ликвидация эпизоотий, эпифитопий |
Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО) · Спасательные формирования (отряды спасателей: автомобильные, парашютно-десантные, аэромобильные) · Радисты · Подводно-техническая работа |
Ликвидация ЧС · Подразделения МЧС, МВД, министерства обороны · Невоенизированное формирование ГО · Другие министерства и ведомства |
Министерство путей сообщений · Восстанови-тельные и пожарные поезда |
Министерство внутренних дел · Обеспечение правопорядка · Сохранность ценностей · Охрана, оцепление |
Федеральная служба контрразведки · Обеспечение госбезопасности в ЧС на режимных объектах, в закрытых зонах |
Министерство здравоохранения · Оказание экстренной медицинской помощи в ЧС · Полевые госпитали · Ликвидация эпидемий |
Рисунок 8.3 – Силы и средства РСЧС
Из перечисленных сил и средств ликвидации ЧС выделяются аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности - силы постоянной готовности. Их перечень на федеральном уровне утверждается правительством РФ, на территориальном, местном и объектовом уровнях - соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководителями организаций.
Силы и средства ликвидации ЧС МЧС России включают в себя:
- национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России;
- пожарную охрану России;
- поисково-спасательную службу МЧС России;
- спасательные воинские формирования;
- авиацию МЧС России;
- государственную инспекцию по маломерным судам;
- гражданскую оборону;
- общероссийскую комплексную систему информирования и оповещения населения
- (ОКСИОН);
- психологическую службу;
- добровольную пожарную охрану;
- технику.