Организационная структура и система управления РСЧС

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».

Она строится по территориально-производственному принципу, общее руководство функционированием РСЧС осуществля­ется правительством Российской Федерации, непосредственное руководство функционированием РСЧС возложено на МЧС Рос­сии, состоит из территориальных и функциональных подсистем и действует на пяти уровнях управления (рис.8.1):

- федеральном, охватывающем всю территорию России;

- межрегиональном – территория нескольких субъектов РФ;

- региональном – территория субъекта РФ;

- муниципальном – территория города (района, населенного пункта);

- объектовом – территория объекта экономики (ОЭ).

Рисунок 8.1 Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС  
1. Координационные органы
РСЧС
Функциональные подсистемы
Территориальные подсистемы
Республик и автономных образований в составе РФ
Края, области
Города, района, населенного пункта
Звенья
Уровни
Федеральный
Межрегиональный
Региональный
Муниципальный
Объектовый
Правительственная КЧС и ПБ, КЧС и ПБ федеральных органов исполнительной власти (ведомственные КСЧ и ПБ)
Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе
КЧС и ПБ органов исполнительной власти субъектов РФ
КЧС и ПБ органов местного самоуправления
КЧС и ПБ организаций (объектов экономики)
2. Постоянно действующие органы управления (ОУ)
МЧС РФ, подразделения по ГОЧС федеральных органов исполнительной власти (управления, отделы)
Региональные центры МЧС РФ
Главные управления МЧС России по субъектам РФ
Управления, отделы ГОЧС при органах местного самоуправления
Отдел, сектор, управление ГОЧС объекта экономики (организаций)
3. Органы повседневного управления
ЦУКСы, ИЦ, ДДС федеральных органов исполнительной власти
ЦУКСы региональных центров
ЦУКС ГУ МЧС РФ по субъектам РФ, ИЦ, ДДС органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов
Единые ДДС (ЕДДС) муниципальных образований
ДДС объектов (организаций)
Силы и средства, системы связи, оповещения и информационного обеспечения, резервы финансовых и материальных ресурсов
Информационно-управляющая система

Правительство Российской Федерации
Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ)
МЧС РОССИИ
Силы МЧС России
РЦ МЧС РОССИИ Подчиненные им силы и средства
Финансовые и материальные ресурсы
Министерства, ведомства и организации Российской Федерации
КЧС и ПБ
Управления, отделы ГОСЧ
Финансовые и материальные резервы
Силы и средства
Функциональные подсистемы
Территориальные подсистемы
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Главные управления МЧС России по субъектам РФ
Финансовые и материальные резервы
Силы и средства
Органы местного самоуправления
КЧС и ПБ
Управления, отделы ГОЧС
Финансовые и материальные резервы
Силы и средства
Финансовые и материальные резервы
Силы и средства
Руководство объектов экономики
КЧС и ПБ
КЧС и ПБ
Отделы, управления, структура ГОЧС

Рисунок 8.2 – Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС

Функциональные подсистемы РСЧС (рис.8.2) создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и объектах экономики и состоят из их организационных структур для работ в области защиты населения и территорий от ЧС (ЗН и Т от ЧС) в сфере их деятельности и порученных им отраслей экономики.

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС (рис.8.2), определяются положениями о них, утверждаемых руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России.

Положение о функциональной подсистеме РСЧС для реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием утверждается правительством РФ. В настоящий момент в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 созданы и действуют 44 функциональных подсистемы РСЧС, формируемые 16 федеральными органами исполнительной власти и организациями. Так, в их перечень входят функциональные подсистемы, например:

- Минсельхоза, Минтранса, МВД, Минобразования, МЧС, Минобороны и др.

- Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации:

- Правительство Российской Федерации.

- Федеральные министерства.

- Государственные комитеты Российской Федерации.

- Федеральные комиссии России.

- Федеральные службы России.

- Федеральные надзоры России.

- Иные федеральные органы исполнительной власти.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) - это:

- правительства республик и других субъектов Федерации;

- администрации краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах территорий и состоят из звеньев соответствующих административно – территориальному делению этих территорий (рис. 8.1 - 8.2).

Следовательно, звенья территориальных подсистем РСЧС (рис. 8.2) создаются в субъектах РФ (республики и автономные образования в составе РФ, край, область), в муниципальных образованиях (район, населенный пункт, город) и тесно связаны с уровнями РСЧС.

Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти субъекта РФ.

К федеральному уровню РСЧС относятся органы управления, силы и средства центрального подчинения федеральных органов исполнительной власти.

К межрегиональному уровню РСЧС относятся органы управления, органы исполнительной власти, силы и средства нескольких субъектов РФ. Он образован с учетом районирования территории РФ по федеральным округам, в соответствии с чем в структуре МЧС России 8 региональных центров:

Северо-Западный, Центральный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный, Северо-Кавказский и отдельно Главное управление (ГУ) МЧС России по г.Москве. Каждый регион охватывает территории нескольких субъектов РФ.

К региональному уровню РСЧС относятся органы исполнительной власти, органы управления, силы и средства субъекта РФ.

Муниципальный уровень РСЧС включает органы местного самоуправления, органы управления, силы и средства муниципальных образований.

Объектовый уровень охватывает территорию объекта экономики (ОЭ) и включает руководство ОЭ, его органы управления, силы и средства.

На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, систем связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационными органами РСЧС являются:

- на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС (КЧС) и обеспечению пожарной безопасности (ПБ), т.е. Правительственная КЧС и ПБ; комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС (КЧС) и обеспечению пожарной безопасности (ПБ) федеральных органов исполнительной власти, т.е. ведомственные КЧС и ПБ;

- на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – Комиссия по предупреждению, ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности субъекта РФ (КЧС и ПБ субъекта РФ);

- на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – Комиссия по предупреждению, ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ) органа местного самоуправления;

- на объектовом уровне (в пределах объекта экономики) – Комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ) организации (ОЭ), т.е. объектовая КЧС и ПБ.

В пределах соответствующего федерального округа функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.

Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются:

а) разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

б) координация деятельности органов управления и сил единой системы;

в) обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций;

г) рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным законом.

Постоянно действующими органами управления РСЧС являются (структура постоянно действующих органов приведена на рис. 8.2:

- на федеральном уровне– МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;

- на региональном уровне– региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ( региональные центры МЧС);

- на территориальном уровне – органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (главные управления МЧС)

- на местном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления ( главные управления города);

- на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС, обработки и передачи оперативной информации создаются органы повседневного управления (рис. 8.2):

- центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;

- центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

- центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

- единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;

- дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащенных соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

Системы связи и оповещения РСЧС представляют собой организационно-техническое объединение сил и средств связи и оповещения, а также каналов общегосударственной, ведомственных и коммерческих сетей связи, обеспечивающих передачу информации и сигналов оповещения в интересах органов управления ГОЧС. Они базируются на стационарных и подвижных узлах связи органов управления ГОЧС.

Системы оповещения созданы на федеральном, территориальном и местном уровнях управления.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС включают в себя резервы продовольствия, пищевого сырья, медицинского имущества, медикаментов, инженерного имущества, вещевого имущества, транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной радиационной и химической защиты и др. Они формируются исходя из прогнозируемых видов и масштабов ЧС, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации ЧС.

Кроме того, на всех уровнях государственного управления создаются резервы финансовых ресурсов.

Силы и средства РСЧС

Важнейшей составной частью РСЧС являются ее силы и средства, выполняющие следующие основные задачи:

- осуществление мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов с целью прогнозирования ЧС природного и техногенного характера, своевременное доведение мониторинговой, прогнозной и другой информации до органов управления РСЧС;

- ликвидация ЧС, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС;

- проведение эвакуационных мероприятий при эвакуации населения из зон ЧС в безопасные районы;

- проведение работ по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в ЧС, в том числе медицинское облуживание, включая оказание первой медицинской помощи, предоставление временного жилья и принятие других неотложных мер в области защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях;

- восстановление и поддержание общественного порядка в зонах ЧС;

- поддержание личного состава формирований в постоянной готовности к действиям в ЧС, его обучение и повышение профессиональной квалификации;

- разработка предложений по совершенствованию действий в ЧС.

В состав сил и средств РСЧС входят специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и объектов экономики, предназначенные для предупреждения и ликвидации ЧС. В их состав на каждом уровне РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации.

Силы и средства РСЧС (рис. 8.3) принято подразделять на:

- силы и средства наблюдения и контроля;

- силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства наблюдения и контроля РСЧС – службы (учреждения) и организации функциональных и территориальных подсистем всех уровней РСЧС, осуществляющие наблюдение (мониторинг) и контроль за состоянием окружающей природной среды (ОПС), за обстановкой на потенциально опасных объектах (ПОО) и прилегающих к ним территориях, анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения.

Это проводится с целью прогнозирования и предупреждения ЧС природного и техногенного характера и др., своевременного доведения полученной информации до органов управления РСЧС, а, следовательно, и МЧС РФ. В их состав входят, например:

- подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, АЭС, газовыми и электрическими сетями и др.);

- контрольно-инспекционная служба Минэкологии, службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами;

- ветеринарная служба;

- сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО;

- лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья;

- служба предупреждения о стихийных бедствиях.

Следовательно, силы наблюдения и контроля включают в себя органы, службы и учреждения, которые осуществляют госнадзор, инспектирование, мониторинг и контроль, анализ состояния ОПС, ПОО, веществ, материалов и здоровья людей.

Силы и средства ликвидации ЧС – силы и средства территориальных и функциональных подсистем РСЧС, предназначенные для проведения АС и ДНР в зонах ЧС.

К силам и средствам ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС относят:

- войска гражданской обороны;

- спасательные воинские формирования;

- поисково-спасательную службу МЧС России;

- военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;

- формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;

- формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства России;

- военизированные службы Росгидромета по активному воздействию на гидрометеорологические процессы;

- формирования ГО территориального, местного и объектового уровней;

- специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации ЧС;

- аварийно-технические центры Минатома России;

- службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;

- восстановительные и пожарные поезда РЖД России;

- аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота, Федеральной службы речного флота, других федеральных органов исполнительной власти.

Силы и средства РСЧС
Наблюдения и контроля   · Органы государственного надзора · Экологическая служба · Ветеринарная служба · Контроль за продуктами питания
Минпром Минтопэнерго Минатом   · Наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах · Газоспасательные, горноспасательные, аварийно спасательные формирования
Министерство сельского хозяйства   · Обеззараживание · Контроль за загрязнением сельскохозяйственных угодий · Ликвидация эпизоотий, эпифитопий
Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО)   · Спасательные формирования (отряды спасателей: автомобильные, парашютно-десантные, аэромобильные) · Радисты · Подводно-техническая работа
Ликвидация ЧС   · Подразделения МЧС, МВД, министерства обороны · Невоенизированное формирование ГО · Другие министерства и ведомства
Министерство путей сообщений   · Восстанови-тельные и пожарные поезда
Министерство внутренних дел     · Обеспечение правопорядка · Сохранность ценностей · Охрана, оцепление
Федеральная служба контрразведки   · Обеспечение госбезопасности в ЧС на режимных объектах, в закрытых зонах
Министерство здравоохранения   · Оказание экстренной медицинской помощи в ЧС · Полевые госпитали · Ликвидация эпидемий

Рисунок 8.3 – Силы и средства РСЧС

Из перечисленных сил и средств ликвидации ЧС выделяются аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности - силы постоянной готовности. Их перечень на федеральном уровне утверждается правительством РФ, на территориальном, местном и объектовом уровнях - соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководителями организаций.

Силы и средства ликвидации ЧС МЧС России включают в себя:

- национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России;

- пожарную охрану России;

- поисково-спасательную службу МЧС России;

- спасательные воинские формирования;

- авиацию МЧС России;

- государственную инспекцию по маломерным судам;

- гражданскую оборону;

- общероссийскую комплексную систему информирования и оповещения населения

- (ОКСИОН);

- психологическую службу;

- добровольную пожарную охрану;

- технику.

Наши рекомендации