Особенности социальной работы в пенитенциарной системе 1 страница

Пенитенциарная система Беларуси находится в ведении МВД Республики Беларусь. Её деятельность регламентирована Указом Президента Республики Беларусь от 04.06.2004 № 268 «О некоторых вопросах органов внутренних дел Республики Беларусь».

Пенитенциарную систему (законодательно именуемую как уголовно-исполнительную систему) Республики Беларусь составляют:

– Департамент исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее – Департамент);

– управления Департамента по областям;

– управление Департамента по городу Минску и Минской области;

– учреждения, исполняющие наказания в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы, пожизненного заключения, смертной казни, а также меру пресечения в виде заключения под стражу (следственный изоляторы, тюрьмы, колонии; исправительные учреждения, арестные дома, больницы для осужденных, лечебно-трудовые профилактории);

– республиканские унитарные производственные предприятия, подчиненные Департаменту, а также подразделения, созданные в установленном порядке для осуществления задач, возложенных на Департамент.

Только в настоящее время в Республике Беларусь начала вырабатываться система ресоциализации, социальной и трудовойреабилитации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы. Основные усилия по их адаптации в обществе принимаются в основном органами внутренних дел.

Министерство внутренних дел Республики Беларусь выявляет асоциальные элементы, проводит с ними профилактическую работу и привлекает к ответственности. В этой связи с данной категорией лиц должны работать в первую очередь психологи, социальные педагоги, медицинские работники, представители органов социальной занятости и других заинтересованных ведомств.

Определенную работу проводят соответствующие государственные структуры. Например, в рамках реализации Плана мероприятий по совершенствованию пенитенциарной системы МВД Республики Беларусь совместно с заинтересованными органами проработан возможный механизм создания центров по оказанию помощи нуждающимся.

Как показывает практика, наиболее целесообразным является создание отделений социальной адаптации для имеющих судимость в центрах временного пребывания. Отечественный и мировой опыт работы с данной категорией граждан свидетельствуют о том, что сеть таких центров необходимо расширять именно вне системы МВД Республики Беларусь во взаимодействии с органами местной власти и общественными объединениями. Первые в республике Центры ресоциализации открыты в Гродно и Витебске. В планах открытие аналогичных учреждений в Орше и Новополоцке.

В рамках Государственной программы по борьбе с преступностью и коррупцией на 2013–2015 годы органами местного управления и самоуправления в Республике Беларусь совместно с органами внутренних дел прорабатываются вопросы создания Центров ресоциализациидля осужденных, освободившихся из мест лишения свободы. Кроме того, в рамках реализации указанной программы МВД Республики Беларусь прорабатываются мероприятия по внедрению электронных средств контроля мест нахождения осужденных к наказанию в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа, а также подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста.

Социальная работа в уголовно-исправительной системе в Республике Беларусь предполагает выявление, формирование и учет наиболее существенных, устойчивых, объективных социальных связей и явлений, имеющих отношение к конкретной ситуации и проблемам осужденного.

Осознание необходимости и введение социальной работы как самостоятельного профессионального вида деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, свидетельствуют:

о гуманизации воспитательного процесса в уголовно-исполнительной системе,

об ориентации социальной, уголовно-исполнительной политики на защиту прав и оказание разнообразных видов помощи осужденным как одной из наиболее уязвимых категорий населения.

Пенитенциарная социальная работа закономерно связана с исправлением осужденных. Процесс их исправления предполагает устранение личностных деформаций и развитие позитивного потенциала в различных видах общественно полезной деятельности.

Социальная работа в уголовно-исполнительной системе, фактически выступая одним из основных средств исправления:

решает социальные проблемы осужденных,

ресоциализирует их,

восстанавливает и регулирует связи с обществом,

готовит к полноценному самодостаточному социальному функционированию (социальной реабилитации) после освобождения,

развивает осужденного как личность.

Основные принципы социальной работы в пенитенциарной системе:

– принцип гуманизма,

– принцип законности (имеет глубокие моральные основания, так как специалист по социальной работе должен способствовать приведению осужденного к законопослушному поведению),

– принцип справедливости (содержит требование соответствия между практической ролью различных людей в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, правонарушением и взысканием, заслугами людей и их признанием),

– принцип универсальности (основополагающий в деятельности специалиста по социальной работе; гуманизм в отношении к преступнику означает, прежде всего, «человеческое» отношение государства и общества к нему),

– принцип охраны социальных прав,

– принцип профилактики,

– принцип социального реагирования,

– принцип клиентоцентризма,

– принцип опоры на собственные силы,

– принцип максимизации социальных ресурсов,

– принцип конфиденциальности,

– принцип толерантности.

Используя репрессивные меры по отношению к осужденному никогда нельзя добиться, чтобы осужденный смотрел на мир и совершал свои поступки с позиций гуманизма и человеколюбия. Поэтому ориентация пенитенциарной системы именно на нравственно-гуманистические принципы и проведение в соответствии с ними пенитенциарной политики является важнейшей задачей современного общества. И проводить в жизнь эти принципы должен именно социальный работник ввиду специфических особенностей его профессиональной деятельности.

Основные задачи социальной работы в исправительных учреждениях:

– развитие и укрепление социально-полезных связей между заключенными и внешним миром;

– изменение, повышение и развитие социального статуса заключенного по месту предварительного заключения или отбытия наказания, помощь в установлении социально-позитивных горизонтальных связей с другими лицами;

– помощь в построении такого типа горизонтальных и вертикальных отношений, которые, с одной стороны, соответствовали бы целям предварительного заключения под стражу или исполнения уголовного наказания, а с другой – влекли бы наименьшие физиологические, психологические, этические и социальные издержки для наказуемого;

– содействие в обеспечении приемлемых социально-бытовых условий предварительного заключения и отбытия наказания;

– помощь в социальном развитии заключенного, включая повышение его социальной культуры, развитие социальных потребностей, изменение нормативно-ценностной ориентации, повышение уровня социального самоконтроля;

– содействие заключенным в получении помощи специалистов, в частности, в области психологии, психиатрии и т.д.;

– организация и обеспечение социальной защиты тех категорий заключенных, которые нуждаются в ней (пенсионеры, инвалиды и т.д.);

– помощь заключенным в поиске социально приемлемой для них среды, точки социального интереса (работа, семья, религия, искусство и т.д.);

– помощь в разрешении конфликтных ситуация;

– социальное развитие и прогноз развития учреждения;

– содействие социально-правовой защищенности персонала.

В пенитенциарных учреждениях важнейшие функции специалистов по социальной работе состоят в том, чтобы:

– вместе с осужденными и персоналом-администрацией составить план обучения и работы в период лишения свободы;

– помочь осужденным преодолеть психологический кризис в связи с нахождением их под арестом;

– содействовать в адаптации их к среде;

– помочь организовать свободное время и продолжить обучение;

– защищать и наблюдать, чтобы не нарушались права осужденных;

– помогать советом родственникам заключенного в решении проблем, связанных с лишением его свободы;

– помогать заключенному в регулировании финансовых вопросов;

– подготовить заключенного к выходу на свободу, в том числе по возможности подыскать ему жилье, работу;

– регулировать отношения осужденных и персонала, ибо зачастую сотрудники ИТУ относятся к осужденным как к безнадежно неисправимым, что служит благодатной почвой для властного произвола;

– осуществлять помощь наиболее нуждающимся в ней группам и категориям осужденных, которые и на воле традиционно являются объектами социальной работы.

Основными направлениями психологической пенитенциарной социальной работы должны стать:

1. Изучение личности осужденного и становление его "преступной карьеры".

2. Разработка индивидуальных программ воздействия и помощи осужденным.

3. Социально-психологическая помощь в адаптации к среде исправительно-трудовых учреждений.

4. Социально-психологическая и профессиональная помощь в подготовке выхода из мест лишения свободы – это важной направление социальной работы в пенитенциарной системе, которому предшествует большая подготовительная работа.

Детально вопросы социальной работы с осужденными закреплены в Уголовно-исполнительном кодексе Республики Беларусь (далее – УИК). Кодекс наряду с регулированием порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определения средств исправления осужденных устанавливает охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным социальной помощи в адаптации.

Так, в статье 2 УИК говорится о том, что одной из задач уголовно-исполнительного законодательства является оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Суть социальной адаптации состоит в приспособлении человека к новым правилам и нормам человеческого общежития, к тем или иным условиям жизни в обществе. Закрепление в уголовно-исполнительном кодексе этой задачи косвенно закрепляет и аналогичное направление социальной работы с осужденными в исправительных учреждениях.

В главе 13 УИК уделяется внимание профессиональному образованию и профессиональной подготовке осужденных к лишению свободы. Так, в исправительных учреждениях организуется начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных, не имеющих профессии, по которой осужденный может работать в исправительных учреждениях во время отбывания наказания и после освобождения. Получение профессии в исправительном учреждении является важной составляющей подготовки к освобождению. Это позволит ему эффективнее адаптироваться к условиям жизни на свободе; найти работу и вести нормальный образ жизни.

В главе 16 раскрываются особенности отбывания наказания в воспитательных колониях

Глава 26 раскрывает вопросы помощи освобожденным от отбывания наказания (важно, что статья 192 предусматривает помощь в трудовом и бытовом устройстве).

Существуют особые социально незащищенные категории осужденных. К ним относятся: несовершеннолетние, молодежь, женщины, безработные, пенсионеры, инвалиды. Исполнение наказания в отношении данных категорий осужденных имеет свои особенности, обусловленные необходимостью учета состояния их здоровья и физических возможностей, социального положения в обществе. Исправительно-трудовым законодательством для них предусмотрены особые условия и льготы.

Следует заметить, что социальная работа в условиях пенитенциарной системы не должна прекращаться с окончанием исполнения наказания, так как бывший заключенный нуждается в ресоциализации и адаптации к внешнему миру, его правилам и нормам.

Специфика социальной работы в учреждениях исправительной системы состоит в следующем:

– она ведется внутри социальных организмов с высокой степенью закрытости и изолированности;

– ее объектом являются лица с высоким индексом социального неблагополучия и повышенной стрессогенностью;

– социальная работа проводится в обстановке противоборства двух непримиримых этико-правовых концепция (как их называют менталитет «тюремного персонала» и менталитет «тюремного мира»; при этом их представители не рассматривают социальную работу как неотъемлемый и необходимый элемент тюремной жизни, часто не понимают ее значения и роли);

– социальная работа неразрывно связана с исполнением уголовного наказания, имея, по сути, те же конечные цели, что и этот социально-правовой институт.

В Беларуси наблюдается устойчивая тенденция к снижению уровня рецидивной преступности. Вместе с тем в республике недостаточно развита и требует усовершенствования система ресоциализации отбывающих наказание в местах лишения свободы лиц, а также только зарождается система ресоциализации освободившихся лиц. Для решения проблемы становления такой системы представляется необходимым:

1) внедрение положительного зарубежного опыта;

2) создание системы внештатных психологов, которые бы занимались наблюдением за осужденными и освободившимися лицами, проводили их психологическую диагностику;

3) помощь освободившимся лицам в решении их материальных (трудовых, жилищных и т.п.), юридических, психологических проблем путем создания специальных центров для таких лиц.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем обусловлено сохранение социального сектора на промышленном предприятии?

2. Каковы направления реализации социальной политики на промышленном предприятии?

3. Каковы цель, задачи и функции социальной работы на предприятии?

4. Какие виды социальной работы осуществляются на предприятии?

5. В каких формах осуществляются социальная защита, социальное обслуживание и социальная поддержка на предприятии?

6. На каких принципах основана социальная работа на предприятии?

7. Каковы функции и направления деятельности отдела социальной защиты на предприятии?

8. По каким критериям оценивается деятельность отдела социальной защиты на предприятии?

9. Что обусловливает необходимость введения социальной работы как самостоятельного профессионального вида деятельности в пенитенциарную систему?

10. Какими принципами необходимо руководствоваться при организации социальной работы в пенитенциарной системе?

11. Какие функции выполняет специалист по социальной работе в пенитенциарных учреждениях?

12. Каковы задачи социальной работы в исправительных учреждениях?

13. Какова специфика социальной работы в учреждениях исправительной системы?

Тема 16. Современная семья и технологии социальной работы с семьей

1. Социальные проблемы современной семьи.

2. Подходы к феномену семьи в теории и практике социальной работы.

3. Социально-организационные технологии социальной работы с семьей.

4. Социально-терапевтические технологии социальной работы с семьей.

Вопросы для самоконтроля

Семья –

– основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу;

– социальный институт – т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста;

– сильнейший источник эмоциональных реакций, в благоприятном случае обеспечивающий человеку поддержку, принятие, рекреацию (отдых).

Все множество проблем, связанных с современной семьей, можно разделить на следующие группы:

– социально-экономические – уровень жизни семьи, ее бюджет, специфические нужды и потребности, государственная система материальной помощи;

– социально-бытовые – обеспечение жильем, условия проживания, потребительский бюджет средней семьи, удельный вес в структуре общества малообеспеченных семей, живущих ниже черты бедности;

– социально-психологические – широкий спектр: знакомство, выбор брачного партнера, брачно-семейная адаптация, согласование семейных и внутрисемейных ролей, личностная автономия и самоутверждение, супружеская совместимость, семейные конфликты, сплоченность семьи как малой группы, насилие в семье, детско-родительские и супружеские отношения, эмоциональные расстройства, проблемы общения, одиночества;

– проблемы стабильности современной семьи – состояние и динамика семейных разводов, их социально-типологические и региональные аспекты, причины разводов, ценности супружества, удовлетворенность браком, социально-психологическая характеристика стабильности семьи, состояние рождаемости, одиночество;

– проблемы рождаемости и планирования семьи – демографическая ситуация;

– проблемы семейного воспитания – состояние семейного воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли, положение ребенка в семье, условия эффективности и просчеты семейного воспитания.

Рассматривая семью как объект социальной работы, необходимо учитывать ее структуру, окружение, функционирование, традиции, обычаи.

Для специалистов по социальной работе особый интерес представляют семьи социального риска, т.е. семьи, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в помощи со стороны государственной системы социальной защиты и социального обслуживания. Это семьи:

- беженцев и вынужденных переселенцев,

- малообеспеченные семьи,

- семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой (многодетные или имеющие в своем составе иждивенцев), в которых на одного работающего приходится более одного иждивенца,

- воспитывающие детей-инвалидов,

- неполные семьи,

- семьи военнослужащих срочной службы,

- семьи безработных,

- военнослужащих-контрактников,

- проживающие в неблагоприятных регионах,

- семьи, члены которых работают на предприятиях и в учреждениях, не выплачивающих вовремя зарплату.

Понятие «семья» происходит от латинского слова fames – голод. В ее основе лежат функции защиты и удовлетворения витальных потребностей человека. Она же является первичной защитной средой индивида.

Однако семья может стать фактором деприваций и жизненных кризисов. Воспитательные возможности современной семьи усложнены социально-экономическим кризисом. Неустойчивое материальное положение, риски, связанные с безработицей, увеличение бытовых нагрузок влияет на степень удовлетворенности браком.

Неблагоприятный социально-психологический климат отражается на детско-родительских отношениях. Это проявляется в

- неспособности родителей выполнять родительские функции,

- повышенной агрессивности с обеих сторон,

- неумении выслушивать и интересоваться проблемами ребенка,

- психолого-педагогической безграмотности родителей и т.п.

Для каждого периода развития семьи характерны определенные функции для родителей и их детей. Практика социальной работы показывает, что непонимание и непринятие этих функций на разных стадиях оформления семейных отношений осложняет социальное функционирование индивидов.

Другой полюс проблем – это отношения между родителями, которые также могут провоцировать различный спектр проблем, осложняющих жизненные стратегии как детей, так и брачных партнеров.

Семья в социальной работе рассматривается как мультиперсональный субъект, как особый тип клиента, рассматриваемый во всем многообразии системных связей. Понимание проблем клиента осуществляется через изучение семейных связей и отношений.

С другой стороны, семья рассматривается в социальной работе как нечто целое со своими структурными особенностями, мифами, традициями, ролями, ценностями и стереотипами поведения. Исходя из этого, в теории и практике социальной работы сложились следующие подходы к семье как клиенту:

– семья как субсистема;

– семья как сеть межличностных отношений;

– семья как малая группа;

– семья как социальный институт.

Рассмотрение семьи как субсистемы отражает психодинамические концепции в теории и практике социальной работы. Они связаны с технологиями лечения (М. Ричмонд). Диагностика семейных проблем тесно увязана с диагностикой семьи как субъекта.

Процесс лечения семьи – это процесс лечения каждого ее члена. Традиционные подходы к проблемам семьи здесь рассматриваются с позиций субсистем, таких как «мать – ребенок», «отец – ребенок». Такие подходы пришли в теорию и практику социальной работы из практики психодинамического подхода.

Отношения в системе «мать – ребенок» являются основополагающими в подходах к практике социальной работы с семьей. Как считает М. Пейн, привязанность ребенка к матери на ранних стадиях является основополагающей для развития отношений с другими людьми в процессе социализации. Но если опыт отношений ребенка с матерью осложнен утратами, разводом, болезнью, то это может привести в будущем к различным формам социальных патологий.

В процессе жизнедеятельности в семье устанавливается сеть межличных отношений. Поэтому семья в качестве клиента семья рассматривается как целостная сеть межличностных отношений. И здесь выделяются такие структурные элементы, как

- структура семьи,

- семейные коммуникации,

- взаимоотношения с окружающей средой и другими людьми,

- модели взаимоотношений между поколениями.

В практике социальной работы внимание акцентируется на изменениях, которые постоянно происходят во взаимоотношениях внутри семьи и между поколениями. Влияние среды, изменяющее семейные отношения, проявляется в следующих видах:

– новая родительская среда индивидуального члена семьи; ребенок достигает стадии пубертатного развития; уходит из дома; престарелые родители не могут жить самостоятельно;

– болезнь, инвалидность, потеря физического здоровья;

– внешний стресс для члена семьи (потеря работы, смерть близких друзей, неприятности у детей в школе и т.д.);

– внешний стресс для всей семьи (потеря кормильца, потеря жилья, обращение к помощи официальных институтов и т.д.).

При подходах к проблемам семьи она рассматривается как малая группа. При этом выделяют нуклеарные семьи и семьи с одним родителем, многопоколенные семьи. Каждая из данных семей имеет свою специфику развития и межгруппового взаимодействия. Имеются различные подходы в определении фаз развития семьи.

Однако для всех подходов характерно применять ролевые теории, которые определяют эффективность семейных отношений, степень приспособленности супругов к ведению домашнего хозяйства, осуществлять воспитательные функции. С этих же позиций рассматривают конфликтное поведение или индивидуальные проблемы одного из членов семьи.

Учитывая данный подход, для практики социальной работы интерес представляют семьи группы риска или неблагополучные семьи. К ним относяся семьи с одним родителем, сводные семьи, семьи, имеющие проблемы с социализацией детей и подростков и адаптацией на рынке труда.

Кроме того для нас специалисты по социальной работе уделяют определенное внимание и семьям, находящимся в социально опасном положении (имеют детей, находящихся в социально опасном положении, родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и/или содержанию и/или отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними).

С позиций семья как социальный институт ее рассматривают как ячейку общества. Специалисты по социальной работе, осуществляя поддержку семьи, руководствуются социальной политикой в области защиты семьи от различных рисков.

Во многих странах мира осуществляется национальная семейная политика, Институциональная основа этой политики проявляется в организации институтов и реализации различных программ. С точки зрения российского исследователя Е.В. Сосновой, о существовании семейной политики в государстве свидетельствуют четыре характеристики:

– формулирование органами государственной власти специальных программ в отношении семьи;

– реальное проведение в жизнь и институциональная поддержка этих программ;

– наличие социальной активности в этой области разнообразных неправительственных организаций;

– общество признает за государством право вмешиваться в жизнь семьи.

Цель семейной политики – содействие улучшению положения семей с детьми, создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Для реализации цели предполагается решение следующих задач:

- укрепление системы социальной защиты семьи, обеспечивающей сохранение ребенка в семье;

- предупреждение семейного неблагополучия, профилактика сиротства, внедрение новых форм и технологий профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- повышение уровня государственных гарантий в обеспечении детей-инвалидов всеми видами необходимой социальной помощи и поддержки;

- организация отдыха и оздоровления детей.

Социальная работа с семьей имеет многоаспектный характер. Эта деятельность направлена на удовлетворение потребностей семьи и ее социального окружения.

Следует отметить, что сегодня нет единых подходов к практике социальной работы с семьей. Мы можем только обозначить основные стратегии:

– акцент делается на моделях взаимодействия между личностью и ее окружением;

– системный подход к семье. Осмысливаются структурное взаимодействие, связи, содержание, форма организации;

– подход к семье как единице изменения, осмысление способов изменения ситуации;

– «активно-терапевтический» подход (активные формы вмешательства: переструктурирование семейных связей, введение новых брачно-семейных ролей, распределение домашних обязанностей и т.д.);

– концентрирование работы на принципе «здесь и теперь», изменение установок и взглядов на семейные отношения, поведение брачных партнеров.

Цель социальной помощи – сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке.

В связи с этим социальная работа организуется вокруг различных проблем семьи. Чаще всего это:

- психическое здоровье,

- семейное обслуживание;

- проблемы семьи и школы;

- работа с престарелыми;

- социальное обеспечение семьи.

Применительно к семьям различных категорий клиентов используются различные технологии социальной работы.

Виды и формы социальной помощи можно разделить на:

– экстренные – направленные на выживание семьи (экстренная помощь; срочная социальная помощь; немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей);

– направленные на поддержание стабильности семьи;

– направленные на социальное развитие семьи и ее членов.

Условно технологии социальной работы с семьей можно разделить на:

– социально-организационные и

– социально-терапевтические технологии.

Социально-организационные технологии социальной работы с семьей определяют комплекс представлений и практик.

Среди отличительных факторов данных технологий можно выделить:

– представление о клиенте;

– специфику диагностики проблем клиента;

– особенности целеполагания;

– специфику технологических практик.

Представление о клиенте связано со случаями, когда общество, специалисты по социальной работе имеют дело с проявлениями насилия по отношению к кому-либо, с поведением, способствующим развитию антиобщественных проявлений, с жестоким обращением. Как правило, сами клиенты, подвергающиеся тем или иным формам дискриминации, не в состоянии в силу разных причин (возрастных, семейно-ролевых, физических, социально-бытовых) решить свои проблемы. Поэтому специалисты определяют случаи, когда они берут на себя ответственность и заботу за таких клиентов, определяют специфику трудной жизненной ситуации.

В социально-организационных технологиях клиент представляется как потребитель (получатель) услуг. Здесь специалисты оказывают клиентам такие социальные услуги, которые сами себе они оказать не могут.

Понимание клиента в данном ракурсе помогает устанавливать его место в субъект-субъектных отношениях, определять специфику его «трудной жизненной ситуации», социальной диагностики и технологий помощи.

Специфика диагностики проблем клиента заключается в том, что существует разнообразный диагностический инструментарий. Он направлен на выявление специфики трудной жизненной ситуации, а также получение необходимых данных для принятия решения за клиента. С этой целью эффективно использование техники структурированного опроса (беседы), медицинского освидетельствование.

Специфика технологических практик в отношении семьи реализована в оказании социальной поддержки нуждающихся. Социальная поддержка нуждающихся представляет собой деятельность социальных служб по оказанию помощи семье в удовлетворении ее жизненных потребностей. Эти потребности, удовлетворение которых берут на себя социальные службы, прописаны в законодательстве. И здесь выделяют:

Наши рекомендации