Пьер Жан Беранже (1780 - 1857) 6 страница

I. 1835-1842 (в творчестве доминирует комическая стихия, оптимистический взгляд на мир: «Посмертные записки…», «Оливер Твист», другие первые соц.романы).

II. 1842-1848 («рождественская философия» ↑, «морально-утопические романы» – доказательство тезиса обязательной победы добра над злом: «Домби и сын»).

III. 1850 гг. (аналитизм ↑, время крупных соц.романов: «Дэвид Коперфилд»).

IV. 1860 гг. (оптимизм ¯, жанровые изменения: трагизм, роль символа ↑, психологизация повествования ↑: «Большие надежды»).

30. Социально-нравственные проблемы в творчестве Диккенса. Анализ одного из ранних романов.

Оливер Твист. Жанр: социальный роман. Первый у Диккенса. Противоречия английской жизни выступают в нем яснее, чем в «Пиквикиане», задачи, которые ставил перед собой Диккенс, шире. Сначала собирался показать воровской Лондон таким, как он есть, объявил себя противником романтического приукрашивания жизни и писал в предисловии: «задачей моей книги была суровая правда» (вот тут к нему прицепился Теккерей и засмеял). В процессе работы замысел расширился, и в романе развернулось большое художественное полотно, охватывающее различные стороны современной английской жизни (тут тебе и работные дома, и городское «дно», и зажиточные дворяне).

В то время как Диккенс собирал материал для романа, шла борьба вокруг опубликованного в 1834г. «Закона о бедных» (суть в том, что всех безработных лишали пособий по безработице и запихивали в работные дома, где те были обязаны трудиться с утра до ночи). Диккенс осуждал этот закон, и «Оливер Твист» - отклик писателя на споры вокруг него.

Нравственный идеал и структура романов Диккенса.

Структура у всех романов практически одинаковая, несмотря на то, что они постепенно усложнялись (от Оливера Твиста до Дэвида Копперфилда). этом Диккенса отличает оптимизм, большая доля юмора, который возникает даже в самые трагические для героев моменты+он вносит в романы элементы сказочные (особенно в Лавку древностей, в Домби и сыне – это старуха, похитившая Флоренс). Однако в центре всегда стоит противопоставление мира добра и мира зла. Это приводит нас к его нравственным идеалам. У Диккенса всегда четко противопоставлялось два мира – плохого(Домби, Каркер-старший, мисс Чик) герои бесчувственны, корыстны, эгоистичны) и положительного (обычно изображается также гротескно, но тем не менее: герои бедны, но не ожесточаются, готовы отдать последнюю рубашку ближнему, участливы (Катль, Уорль, все обитатели Маленького Мичмана). Важно, что финалы у Диккенса, несмотря на обязательный элемент трагизма (смерть друга Оливера Твиста, смерть Поля Домби, разорение Домби-старшего) всегда добрые, светлые, сказочные, т.е. Диккенс не просто разоблачает жестокость мира, но провозглашает победу идеалов добра. Самыми важными мотивами для него становятся ценности любви и сострадания. Это для Диккенса всегда было основным. Очень сильно отражается в его системе женских образов. Она, честно говоря, слегка однообразна и малость шовинистична, несмотря на всю мою к нему любовь: Диккенс полностью отрицал в женщинах гордость, непокорство и независимость, любил кротость и податливость. Они же получаются чуть ли не главными источниками вышеозначенных ценностей, потому что женские образы у Д - любимые. Под эту схему все положительные дамы у него сделаны: Флоренс, например, в Домби и Сыне, или тетка Твиста (кстати, списана с родственницы самого Д.).

. «Оливер Твист», так же как романы типа «Николаса Никльби» (1838—1839) и «Мартина Чезлуита» (1843— /1844), лучше всего доказывал, насколько устарела сюжетная схема, которой еще продолжал держаться Диккенс.

Для Диккенса реальная жизнь уже не была «фоном». Она постепенно становилась основным содержанием его произведений. Поэтому она должна была прийти в неминуемое столкновение с сюжетной схемой традиционного буржуазного романа-биографии.

Поэтому содержание диккенсовских романов ранней поры (где еще не найдено для него адекватное выражение) имеет двойственный характер.

В реалистических социальных романах Диккенса первого периода, несмотря на их широкое содержание, в центре стоит один главный герой. Обычно эти романы и называются именем своего главного героя: «Оливер Твист», «Николас Никльби», «Мартин Чезлуит». Приключения, «авантюры» (adventures) героя, по образцу романов XVIII века (имеются в виду романы-биографии типа «Тома Джонса»), создают необходимую предпосылку для изображения окружающего мира в том многообразии и одновременно в той случайной пестроте, в какой современная действительность являлась писателям этой сравнительно ранней поры развития реализма. Что бы ни изображал автор, в какой бы неожиданный и отдаленный уголок действительности он ни забросил своего героя, он всегда использует эти свои экскурсы в ту или иную область жизни, чтобы нарисовать широкую социальную картину, которая отсутствовала у писателей XVIII века. Такова основная черта диккенсовского реализма ранней поры — использование всякого, казалось бы, слу-чайного эпизода в биографии героя для создания реалистической картины общества.

31. Роман Диккенса «Домби и сын». Проблематика. Поэтика. Система персонажей.

«Домби и сын» (1846 - 1848) – итоговый роман Диккенса, подводит черту под его ранними произведениями и знаменует начало нового периода в его творчестве.

Первая часть романа, повествующая о детстве и смерти маленького Поля, единственного наследника крупного коммерсанта мистера Домби, теснейшим образом переплетена со второй, где рассказывается о трагическом, основанном на деньгах браке мистера Домби с Эдит и о крушении его надежд получить наследника. Через обе части последовательно, без нажима и искусственности, легко и свободно проводится мысль о пагубности гордыни для человека. Этот порок, прежде всего, воплощает мистер Домби.

«Домби и сын» - первая часть в диккенсовском эпосе буржуазного общества. Здесь впервые дана объемная художественно исчерпывающая общественная панорама, к чему писатель стремился с самого начала, но что сумел сделать лишь теперь. В романе выведены все классы общества; впервые нарисован объективный портрет людей труда: машинист Тудль и его жена, кормилица Поля. Это независимые люди, жизнь которых наполнена смыслом. В своем поведении они немного бестолковы, совсем не рациональны, как и положено героям, к которым Диккенс питает симпатию.

Торговый дом «Домби и сын» стал отправной точкой для развернутой экспозиции общественной жизни.

Понимание общества как сложного, противоречивого и в то же время взаимосвязанного целого позволило Диккенсу по-иному, с реалистической глубиной представить «тайну», раскрытие которой приобретает теперь иной, более значительный смысл. Нити различных человеческих судеб оказываются стянутыми в один запутанный узел.Светская гордячка Эдит, выходящая по расчету замуж за Домби, невидимо, но накрепко связана со своей двоюродной сестрой, ссыльной каторжанкой Алисой Марвуд, которая была развращена и погублена Каркером, сыгравшим трагическую роль в жизни самой Эдит. Скрытые, постепенно выявляющиеся связи верхов и низов обнаруживают уже не частные тайны, то грязные тайны всего общественного организма.

Изменился сам принцип построения рассказа: от просветительского по форме романа странствий и путешествий Диккенс перешел к повествованию с отчетливо выраженным фабульным центром, определяющим все его другие линии.

Есть недоговоренность в решении конфликта Домби – Каркер и Каркер – Эдит. Читатель лишь может догадываться об истинных отношениях Эдит и Каркера. Такая недоговоренность – новая черта, на которую необходимо обратить внимание, осмысляя творчество зрелого Диккенса.

Бунт Каркера против Домби непоследователен, если его рассматривать лишь с социальной точки зрения: разорив Домби, Каркер не присваивает себе ничего из его состояния. Истинные мотивы поведения Каркера неясны.

«Домби и сын» - первый большой роман, в котором Диккенс вплотную подошел к последовательному и глубокому анализу характера и общества.

48. Система образов романа Диккенса "Домби и сын".

В романе выведены все классы общества; впервые нарисован объективный портрет людей труда: машинист Тудль и его жена, кормилица Поля. Это независимые люди, жизнь которых наполнена смыслом. В совеем поведении они немного бестолковы, совсем не рациональны, как и положено героям, к которым Диккенс питает симпатию.

Взгляд на явление, как типическое, позволил Диккенсу создать комплексный способ раскрытия характера. Окружение и быт героя находятся в неразрывном единстве с его внутренней сущностью. При таком способе изображения особое значение приобретает деталь. Душевный холод Домби переходит в холод его угрюмого, чопорного дома. Иное значение придается контрасту между грубой или смешной внешностью и глубоко человечным содержанием (Тутс).

Новое понимание образа ребенка – образом Поля Диккенс первым открыл реалистическое исследование детского взгляда на мир и детской психологии. Поль – индивидуальность, создавая этот образ, Диккенс вложил в него свои полемические соображения о способах и задачах воспитания. Писатель видит прямую связь между воспитанием без любви и тепла в пансионе миссис Пипчин и в заведении мистера Блимбера и детской преступностью.

По-прежнему, как и в ранних произведениях Диккенса, остается нерешенной проблема положительных персонажей. И Флоренс и ее романтический жених Уолтер Гэй – бесплотные, идеальные существа.

Важны в поэтике «Домби и сына» образы-символы, которые будут играть столь большую роль в поздних романах писателя. В художественном отношении особенно удачен символ железной дороги, хотя как смыслонесущий элемент он еще достаточно противоречив. Железная дорога превосходно соответствует социальному содержанию романа о судьбе капиталиста. Для индивидуалиста Домби, боящегося всего нового, железная дорога – сама смерть, но и она же – символ прогресса, который, по убеждению Диккенса, способен улучшить условия жизни народа. Но, с другой стороны, железная дорога – это и возмездие: под колесами экспресса гибнет негодяй Каркер.

49. Образ мистера Домби и средства его характеристики в романе Диккенса.

Мистер Домби, воплощение гордыни, история которого первоначально была задумана Диккенсом по типу рождественских рассказов о раскаявшихся злодеях. Однако Домби прежде чем стать любящим отцом и нежным дедушкой, получает жестокий урок от жизни. Сначала умирает сын, к которому Домби испытывает нечто похожее на любовь; его бросает красавица-жена; его гордость попрана предательством верного Каркера, с которым сбежала Эдит; нелюбимая дочь Флоренс выходит против его воли замуж за простого моряка Уолтера Гэя, и, наконец, его детище, торговая фирма «Домби и сын», терпит крах. Домби к моменту духовного перерождения – немощный старик с рухнувшими надеждами. Не менее важно, что «злодеем» в романе становится реальный капиталист, портрет и характер которого были списаны с одного из денежных магнатов в Сити.

Считал бедную Флоренс фальшивой монетой.

Холодность, бездушие. Несгибаемые каминные щипцы- близкие к нему. Даже дом мрачен, холоден( проблемы с отопительной системой) На крестинах Поля- еда холодная, вино тоже. Презрение к низшим классам.

32. Образы детей в творчестве Диккенса.

Интерес к детям и детству уходит в биографию самого Диккенса: в нем никогда не угасали мучительные воспоминания о собственных детских невзгодах. И если дети ранних его романов (Приключения Оливера Твиста): Оливер, маленькие правонарушители в приюте Фейджина – все же марионетки, напоминающие детей в литературе XVIII в, то в романах более поздних (Домби и сын) дети становятся личностями, наравне со взрослыми. Поль Домби – индивидуальность. Создавая этот образ, Диккенс вложил в него свои полемические соображения о способах и задачах воспитания. Рассказывая о пансионе миссис Пипчин и о заведении мистера Блимбера, Диккенс показывает, к каким порочным, трагическим как в личном (старообразность детей), так и общественном отношении (детская преступность) последствиям приводит неправильное воспитание – без любви и тепла.

«Оливер Твист»

Это сказка и потому характеры ярки, но однобоки, совсем не развиваются. Так, главный герой Оливер Твист оставался благородным и абсолютно невинным, несмотря на все испытания, что приходились на него. Ни работный дом, ни служба у гробовщика, ни даже житье среди воров никак не запятнало его белую аристократическую душонку (как он первый раз вышел с мальчишками «на дело» и удивился, чегой-то они у джентльмена платок носовой без проса взяли). Ну, а хорошего у него: благородство (на мальчика, обозвавшего его маму «ш****» набросился с кулаками), честность (красть ни-ни), сила духа при чахлом состоянии здоровья, абсолютная неподверженность внешним порокам, обостренное чувство благодарности (к мистеру Браунлоу, миссис Мейли и Роз, и даже к Нэнси, которая частично явилась причиной его несчастий).

Дети в работном доме

Умирали от голода и натуги, не протестовали, послали бедного Оливера за лишней порцией кашки (по жребию, правда). Жертвы соц. несправедливости

Воспитанники Феджина

Лондонские беспризорники, воры-карманники. Кто из них вырастет? Перед глазами пример самого Феджина (эксплуататора и скряги, который, правда, за детьми ухаживает лучше чем в церк. приходе – хотя бы кормит, но делает из них преступников) и Сайкс – матерый преступник, который уже промышляет не на улице, а занимается профессиональным разбоем. Ближе к концу в порыве ярости прибивает Нэнси, и умирает от угрызений совести ещё до ареста. Нэнси – падшая девушка, помощница Сайкса (непонятно, спит с ним или нет), она уводит Оливера от Браунлоу, потом мучается совестью и ему помогает, забывая о себе и своей безопасности, не берет денег от Роз. Дети – жертвы общественных пороков, по примеру старших идут на путь преступлений.

«Домби и сын»

Здесь дети уже более выразительны, особенно Поль. Его сестрица Флоренс – покладистая, послушная, безгранично преданная своим родственникам, и особенно отцу вопреки всем законам здравого смысла.

Поль Домби

Слабый здоровьем ребенок, на которого папа возлагал слишком большие надежды. Он безмерно любит свою сестру, которая проводит с ним все время, отца уважает в меру своих сил. Маленькая копия отца- только не характером, а , скорее, внешностью. Не по годам серьезный ребенок он . В нем подчеркивается неоднократно его «старческость» - то он в свете камина похож на маленького старичка, вспоминающего свою жизнь, то задает взрослым вопросы а-ля «Зачем нужны деньги, папа?», «Почему вы такая злая, миссис Пипчин?», чем вводит их в тупик. На исходе первого года обучения у Блимберов, делает своей целью жизни, чтобы его все любили. Ласков со всеми, от дворовой собаки Диогена и последнего лакея до любого из других воспитанников и своих учителей-мучителей. В доме все к нему привязываются, испытывают «особое чувство», но считают ребёнком «со странностями». До конца своих первых школьных каникул не дожил.

Флоренс Домби

Из маленькой забитой, но ласковой девочки постепенно превращается в ласковую, но забитую маленькую леди. Любит абсолютно всех, но не все отвечают ей взаимностью. (Отец так вообще не пробиваем). Ради того, чтобы хоть как-то облегчить жизнь своему брату, тратит карманные деньги на учебники и учит по ночам латынь, чтобы потом помочь ему с уроками. Из дома убегает только когда отец поднимает на нее руку, да и то больше от испуга, чем от обиды. Потом с радостью молит у него на коленях прощения за «недостойное» поведение свое и своей мачехи.

Воспитанники миссис Пипчин и Блимберов

Запуганные и унылые дети богатых родителей. Может, дома их и любят, но в учебных заведениях наставники делают всё, чтобы сделать их жизнь несносной. Доходит до того, что дети ненавидят не только латынь и древнюю историю, но и самих древних римлян, а один мальчик за обедом у Блимберов чуть не задохнулся от кашля, услышав имя ненавистного народа. Все учебное время ждут каникул.

Дети Тудлей

Папа – неграмотный кочегар, мама – неудачливая кормилица Поля. Но дети здоровые, румяные и похожи на яблоки. (на черную зависть Домби-ст.) Почему? Их любят, о них заботятся. Их семья бедна, но недостатка в чае и хлебе они не знают. Единственная черная овца – Роб точильщик. О нем подробнее.

Роб точильщик – старший (не уверена) сын Тудлей, о котором изволил позаботиться Домби, отправив его в школу. В школе Роб огреб не знаний, а отвращение ко всякого рода обучению и презрение всех мальчишек на районе (из-за школьного значка и кожаных штанишек). Потому сбежал из дома, гонял птиц и даже подворовывал, пока не поступил на службу к капитану Катлю, а потом и к самому Каркеру. Но преступное прошлое (добрая миссис Браун) позже дало о себе знать.

Счастливые дети

Соседские мальчики-девочки, дети, встреченные Флоренс в гостях у Скетлсов (в т.ч. девочка-сиротка с доброй и понимающей тетей) – все они не настраивают Флоренс против сухарносердечного Домби, но нагоняют на неё невыразимую грусть, вызывают непреднамеренное выпадение цветов из рук и неконтролируемое слезоотделение.

Наконец, дети Флоренс (они же внуки Домби)

О них только на самых последних страницах. Им повезло, на мой взгляд, больше всех. Раскаявшийся дедушка-Домби со своей сердечностью, нерастраченной в течение жизни, Флоренс и Уолтер – выросшие без отца и матери, но такие трепетные и ласковые, да ещё дядюшка Соль и неподражаемый капитан Катль. Всё в шоколаде.

Выводы: дети ни в чем не виноваты, но пороки взрослых могут их сильно испортить. А если не испортят, то их надо любить и жалеть ещё больше и в конце обеспечить хэппи-енд.

33. Семантика названия и смысл подзаголовка романа У. Теккерея «Ярмарка тщеславия».

Язык Теккерея более интересен чем язык Диккенса. Языковые повороты, более тонок, остр на язык, более оригинальное видение жизни. Особенная ироничность, иногда сарказм стиля.

«ярмарка тщеславия» 1847-1849 – сатирический роман, но жестко к определенному типу отнести нельзя: нравоописательный, социальный роман, роман-воспитание, элементы философско-религиозного романа, исторический роман. Однако «романист знает все», — утверждал Теккерей в «Ярмарке тщеславия». В романе пока­заны события десятилетнего промежутка времени — 10—20-х годов XIX в. Картина общества того времени символически названа «ярмар­кой тщеславия», и это объясняется в начальной главе романа: «Здесь увидят зрелища самые разнообразные: кровопролитные сражения, величественные и пышные карусели, сцены из великосветской жизни, из жизни очень скромных людей, любовные эпизоды для чувствитель­ных сердец, а также комические, в легком жанре, — и все это обставлено подходящими декорациями и щедро иллюминировано свечами за счет самого автора».

Элементы вторичной условности – сатирический момент, нет элементов фантастики, но есть умеренная гиперболизация, заостряет отрицательные качества. В структуре образов гротеска нет, но есть гротеск в ситуациях. Языковые приемы – ирония, ее наивысшая степень – сарказм, комическое построение диалогов, оксюморон, комические сравнения.

Сатирическое мастерство Теккерея-художника и писателя проявилось в создании групповых портретов и массовых сцен. Перед нами разные семьи, разные социальные среды - семейство Питта Кроули, аристократические особняки, в которые попадает Бекки, военно-чиновничья среда в Брюсселе и Лондоне, буржуазия из Сити, частные пансионы и учебные заведения. Лондон и Брюссель, гостиная Осборнов и Седли, рейнские сады, немецкая опера. К концу книги панорама жизни героев расширяется и как бы заставляет героев обратить внимание на собственные судьбы, что-то изменить в них. Так происходит с Эмилией и Доббином, которые наконец обретают счастье после того, как Эмилия узнала от Бекки о неверности горячо любимого ею мужа и рассталась со своим жестоким и неверным идолом. Обрамляющая композиция (аллегорический символ ярмарочного представления) подчеркивает значительность и типичность происходящего в жизни, где над всем царит ярмарка тщеславия

34. Система персонажей романа Теккерея «Ярмарка тщеславия».

Темой «Ярмарки тщеславия» действительно является жизнь общества — состоятельной верхушки английского (не только лондонского) общества в начале прошлого века. Но верно также и то, что эта тема получает выражение не через общее впечатление, а через конкретные человеческие взаимоотношения. Формулировка «общее впечатление от образа жизни» не является, как нам кажется, достаточно точной. Правда, окидывая ретроспективным взглядом содержание романа Теккерея, мы вспоминаем целый мир — суетный, оживленный, многолюдный мир «Ярмарки тщеславия», но вспоминаем мы его благодаря индивидуальному своеобразию персонажей и их отношений друг с другом. Эти персонажи изображаются в общем и целом в традициях «комедии темпераментов». Иначе говоря, каждый персонаж обладает ярко выраженными характерными чертами, нарочито заостренными и упрощенными, по которым его безошибочно узнаешь среди других.

Писатель изображает «историю нравов» в движении, показывает моральную деградацию английского буржуазного общества, как процесс. Он ярко рисует портреты типичных представителей господствующих классов и их различных слоев и борьбу внутри этих, классов.

В «Ярмарке тщеславия» есть более и менее тщательно выписанные портреты, более и менее глубоко раскрытые характеры, например, образы Эмилии Седли или Бекки Шарп, Доббина или Джорджа Осборна, Осборна-старшего или сэра Питта Кроули.

Одним из центральных образов является в романе образ Ребекки Шарп.

Трактовка этого образа лишена какого-либо дидактизма. Бекки почти с детства цинична в своем отношении к людям, она – беззастенчивая авантюристка с первых шагов в жизни. Автор настойчиво подчеркивает на протяжении всего романа, что Бекки не хуже и не лучше других, и такой, как она есть, ее сделали неблагоприятные обстоятельства. В трактовке ее образа настойчиво звучит бальзаковский мотив – «нет добродетели – есть только обстоятельства». «Пожалуй, и я была бы хорошей женщиной, – размышляет Ребекка, – имей я пять тысяч фунтов в год». При этом Бекки не приходится утрачивать иллюзии, как их утрачивают такие герои Бальзака, как Эжен де Растиньяк или Люсьен Шардон: она не питает никаких иллюзий с детства.

Бекки отличается своей хищнической цепкой хваткой, честолюбием, ловким и изворотливым умом. Она обаятельна и приветлива, ее глаза и обворожительная улыбка могут обмануть неопытного человека. Теккерей дает блестящую характеристику своей героине, ибо основным двигателем сюжета является именно Бекки, а не Эмилия. После смерти отца она плачет не от горя, а от сознания, что осталась нищей. «Если раньше ее нельзя было назвать лицемеркой, то теперь одиночество научило ее притворяться». Бекки постоянно ощущает свое одиночество, ведь ей в одиночку приходится бороться за свое счастье. Вот почему она надевает маску лицемерия и носит ее до конца своих дней, даже когда станет всеми уважаемой почтенной дамой и будет заниматься благотворительностью. Бекки коварна, лжива, лицемерна, но все ее качества обусловлены ее положением в обществе, которое относится к ней враждебно и неприветливо. Она цинично высказывается о банкротстве Осборнов и с улыбкой сообщает своему мужу, что Эмилия «это переживет». Незаурядные умственные способности Бекки направлены на достижение не только корыстных, но и сомнительных целей. Настойчиво прокладывая себе дорогу к счастью, в том его понимании, которое в ней воспитала среда, Бекки приходит в конце своего жизненного пути к пороку, граничащему с преступлением (подозрительные обстоятельства смерти Джоза Седли), причем читателю ясно, что такова логика последовательного развития эгоизма и своекорыстия. Бекки рисуется Теккереем в манере его ранней сатирической повести – манере шаржа. Ее образ лишен тех смягчающих человеческих черт, которые есть в портретах других действующих лиц романа. Она не любит никого, кроме самой себя, равнодушна даже к собственному ребенку. Она плачет непритворными слезами только один раз, когда узнает о том, как просчиталась, заключив брак с младшим сыном сэра Питта Кроули, тогда как могла бы выйти за отца и стать лэди Кроули и хозяйкой всего его состояния.

Рисуя в конце романа «возвышение» Бекки, Теккерей убеждает читателя, что моральный облик ее в эти дни мало чем отличается от ее морального облика в дни «падения». Образ Бекки Шарп – намеренная типическая конденсация одного социального характера, тончайшее обобщение типических для всего буржуазного общества тенденций, своеобразный реалистический комментарий всего изображаемого в романе.

Другие портреты действующих лиц «житейской комедии» написаны автором в той новой манере «изображения смешанных побуждений и выявления в людях заложенных в них склонностей как к добру, так и злу», которую Теккерей выработал к концу 40-х годов. Все действующие лица «Ярмарки тщеславия», за исключением эпизодических, сложны в своей противоречивости и многогранности. С тонким мастерством раскрывая социальную сущность каждого персонажа и различными приемами добиваясь максимальной типичности характеров, писатель в то же время тончайшими оттенками своего рисунка передавал своеобразие присущих каждому из них индивидуальных черт, характерных для каждого персонажа.

Так, Эмилия вначале производит впечатление положительной героини. Она приветлива, добра, заботится о своей подруге, желая компенсировать недостаток домашнего тепла и уюта, которого та лишена, оставшись сиротой. В то же время, показывая Эмилию Седли хрупкой и нежной, чувствительной и самоотверженной, беззаветно преданной памяти мужа, убитого в битве при Ватерлоо, Джорджа Осборна, который не стоил ее любви, Теккерей рисует и другую сторону характера той же Эмилии. Ей свойственен эгоизм по отношению к родным, ограниченность, скрытая за мнимой стойкостью и цельностью характера. Она не замечает благородных поступков посвятившего ей всю жизнь Доббина. Все это полностью лишает Эмилию репутации «голубой героини».

Особенно ярко проявляется мастерство Теккерея в раскрытии диалектики характеров таких персонажей как Осборн-старший, капитан Родон Кроули и его тетушка, майор Доббин.

Автор рисует незабываемый по реалистической силе портрет Осборна-старшего. Это лондонский делец, человек беспредельно деспотичный в осуществлении своей власти, основанной на богатстве. Он привык расценивать все только на деньги и все определять деньгами. Осборн лишает сына наследства и проклинает его за вступление в брак с дочерью разорившегося Седли – его бывшего благодетеля. Вместе с тем Теккерей показывает нестерпимые душевные мучения, которые терпит отец Джорджа, когда он после потери единственного и любимого сына следует тем принципам собственника, которые воспитало в нем общество и которые он считает нерушимыми.

Капитан Родон Кроули – недалекий отпрыск дворянского семейства, игрок и дуэлянт, охотник и ловелас, избалованный аристократическими связями и перспективами наследства богатой тетки, убедительно рисуется в то же время меняющимся под воздействием подлинной и глубокой любви к жене, а позднее к сыну. Портрет Родона становится не только глубоко волнующим, но и почти величественным, когда он, убедившись в измене жены и в гнусности роли, которую она вместе со своим титулованным любовником заставляет его играть, восстает и, избив маркиза Стайна, уходит из дома, опозоренного ложью, продажностью, цинизмом и лицемерием.

Не менее реалистичен данный в противоречивых оттенках портрет старой тетушки Кроули, сочетающей мнимый республиканизм и вольнолюбие, восхищение Сен-Жюстом и Вольтером с самодурством избалованной богатством и аристократическими привилегиями барыни. В бездушном и жестоком мире собственников и эгоистов лишь один герой дан писателем с несомненным сочувствием и теплотой – это Доббин – истинный джентльмен, как его называет автор. Доббин выделяется среди окружающих его людей и не укладывается в ту систему отношений, которая торжествует вокруг него. Это своего рода Дон Кихот в современной буржуазной Англии. В то же время, рисуя Доббина с наибольшем симпатией, автор и его не освобождает от непривлекательных черт. Возвышенной и одновременно смешной выглядит привязанность героя к пустой и ограниченной Эмилии, не способной оценить его чувств.

«Романист знает нее», – утверждал Теккерей в «Ярмарке тщеславия». Писатель достаточно подробно рассказывает о жизни главных и второстепенных героев, читатель посвящается во все их семейные тайны. Поражает удивительная естественность и компактность композиции, удачное переключение с одной сцены на другую, с одного действующего лица на другое. Следуя традициям просветительского романа, Теккерей в качестве режиссера гигантского спектакля, разыгрываемого на ярмарке, выбирает кукольника. Кукольник – это всезнающий автор XVIII века, он создает сценарий и руководит действием своих артистов. Его выход открывает и закрывает действие романа, обрамляет заключенные в нем события. Но одновременно с кукольником есть автор другого века, путешествующий вместе со своими героями по улицам шумного Лондона, следующий за героинями в Брюссель, автор-повествователь и рассказчик – умный, наблюдательный, проницательный и объективный, который не забывает ни одной детали, помогающей восстановить истину. Эссеистическая манера раннего Теккерея уступает место мудрому созерцательному опытному романисту, который делится с читателем своими наблюдениями над современным обществом.

35. Своеобразие художественной манеры Бюхнера-драматурга. «Войцек» - трагедия маленького

человека.

Для творчества Г. Бюхнера решающее значение имела его революционная деятельность и естественнонаучные интересы.

Жизнь и деятельность. Георг Бюхнер родился и вырос в семье врача, что оказало влияние на выбор им профессии. Окончив гимназию в Дармштадте, он в 1831 году поступает в Страсбург-ский университет для изучения естественных наук. В 1833 году Бюхнер переводится в Гессенский университет для изучения медицины. Здесь в 1834 году начинается его революционная деятельность. Бюхнер организует тайное «Общество прав человека», которое должно было заняться политической агитацией среди крестьян — самого многочисленного и бесправного класса тогдашней Германии. Политическая агитация должна была подготовить крестьян к революционному выступлению.

Наши рекомендации