Зарождение и развитие культурно-исторического направления
В психологии XVIII века
В XVIII веке начинают зарождаться и утверждаться идеи историзма, которые резко отличают психологическую мысль этого периода от господства строгого механицизма этой эпохи.
Во-первых, эти идеи проникают в объяснения природы, как неорганической, так и живой. Во-вторых, если прежняя картина мира являлась геометро-механистической, то отныне многие мыслители разделяют гипотезу об эволюции природы, ее переходах от одной эпохи к другой. В –третьих, вершиной этих превращений считался «естественный человек», независимо от того, к какому сословию он принадлежал. В-четвертых, в эпоху восходящего капитализма его идеологи представляли общество как продукт интересов и потребностей отдельных индивидов.
Джамбаттиста Вико (1668-1744)– итальянский мыслитель Просвещения, автор идеи «исторического круговорота». В трактате «Основания новой науки об общей природе вещей» выдвинул идею о том. что каждое общество проходит последовательно через три эпохи: богов, героев и людей. Предполагалось, что развитие происходит в силу собственных внутренних причин, а не игры случая или предопределений божества. В частности, появление абстрактного мышления связано с развитием торговли и политической жизни.
Таким образом, во-первых, на место культа отдельной личности был поставлен культ народного духа; во-вторых, Дж.Вико открыл новый аспект в проблеме детерминации психического: приоритет исторически развивающихся духовных сил общества по отношению к деятельности отдельной личности.
Шарль Луи Монтескье (1689-1755)– выдающийся французский просветитель, ученый. При формировании гражданских законов Монтескье важную роль отводил этническим особенностям населения, характеру народа, «физическим свойствам страны»: климату, почве, образу жизни народа, нравам, обычаям и т.д.
Мари Жан Антуан Никола Кондорсе (1743-1794)– французский просветитель. Историческое развитие, по мнению ученого, происходит в виде бесконечного прогресса (десяти стадий), обусловленного как внешней природой, культурными достижениями (открытия, изобретения), так и взаимодействием людей. М.Кондорсе не отрицал роли внутренних побуждений человека, но в качестве двигателя истории у него выступали не отдельные личности, а массы.
Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803)– немецкий мыслитель, выдающийся просветитель. В «Идеях к философии истории человечества» утверждает мысль о том, что общественные явления изменяются закономерно; данные изменения есть необходимые ступени в общем становлении народной жизни; определяющее начало есть развитие не одного только разума, но широко понятой гуманности, человечности, достигнутой благодаря взаимному влиянию людей друг на друга; духовная активность, отличающая человека от животного, проявляется прежде всего в языке. В «Исследовании о происхождении языка» И.Гердер пытался развить исторический взгляд на языковое творчество и вместе с тем связать его с психологией мышления.
Александр Николаевич Радищев (1749-1802)– выдающийся отечественный просветитель, ученый. За его знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву» он был приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Сибирь. В ссылке он написал трактат «О человеке, его смертности и бессмертии». Само название трактата соотносило его с приобретшим в ту эпоху популярность произведением Гельвеция «О человеке». Но если Гельвеций выдвигал на передний план культ чувственности и интересы индивида, то Радищев же подчеркивал, что в ряде вопросов его мысль «разнствует от гельвециевой»: а) французский энциклопедист не показал, что «человек паче всех есть существо соучаствующее», т.е. социальное; б) Радищев искал ключ к психологии людей в условиях их общественной жизни: «Человек рожден для общежития».
Итоги эпохи Просвещения
Попытки объяснить поведение людских масс естественным и закономерным ходом истории, устремленным к новым прогрессивным формам жизни, независимым от власти правителей, вызвали ярость реакционных кругов. Многие мыслители эпохи Просвещения жестко преследовались. Их сочинения сжигались. Но идея прогрессивного исторического развития народа и его культуры как факторов, определяющих сознание отдельных индивидов, укрепилось и обогатилась в следующую эпоху, оказав глубокое влияние на искания и в области психологии.
Век Просвещения подготовил два направления в разработке проблем психологического познания: а) изучение психики как функции высокоорганизованной материи – головного мозга. Это способствовало экспериментальному исследованию тех явлений, которые считались порождением бестелесной, соединяющей человека с Богом души; б) направление, согласно которому индивидуальная психика коренится в социальных формах, нравах, обычаях, духе народа, движимого собственной энергией культурного творчества, а не божественным промыслом. Оно вело к позитивному изучению фактов, запечатлевших психологическое своеобразие исторического бытия этого народа (в языке, мифологии, быте и др.).