Психология между прошлым и будущим специального образования
Москва, МГППУ, 2002 год
Содержание
От автора
Опорная таблица 1. Периодизация эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии ( по Н.Н.Малофееву).
Периоды эволюции
· Ценности и цели периода
· Достижения в области развития гражданских прав и свобод
Опорная таблица 2. Этапы развития национальных систем специального образования ( по Н.Н. Малофееву)
· Периоды эволюции
· Этапы развития систем
· Хронология по Западной Европе
· Россия
Опорная таблица 3. Особенности отечественной истории эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии ( по Н.Н. Малофееву )
· Хронологические особенности
· Содержательные особенности
Опорная таблица 4. Ключевые вопросы этапов эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии
· Ключевые вопросы этапа
· Специалисты, предпринимающие попытки отвечать на эти вопросы.
Терминология
Опорная таблица 5. Психология между прошлым и будущим специального образования
Предмет внимания по преимуществу.
Задачи психологии.
Психологические специализации и, специальности и службы.
Инструменты» и методы изучения и психологической помощи
От автора
Это пособие адресовано студентам факультета психологического консультирования, осваивающим курс «Специальная психология». Отечественная специальная психология рассматриваетсяв курсекак область психологии, становление которой происходило в рамках развития дефектологии , в контексте развития отечественной системы специального образования, в тесной связи с эволюцией отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии.
Так уж получилось, что ваше знакомство со специальной психологией как учебным предметом по времени совпало с кризисным периодом в развитии специальной психологии как области научных исследований. В этот период, сложный, но продуктивный как для науки, так и для зарождающейся практики, пересматривается понятийный аппарат, переосмысливаются достижения прошлых лет, меняется характер взаимосвязей со смежными областями знаний, перестраивается взаимодействие науки и практики, пересматриваются исследовательские приоритеты и методология научных исследований. Работая в смежных со специальной психологией областях, вы обязательно столкнетесь с разнообразными проявлениями этого кризиса. Чтобы научиться ориентироваться в возникающих в связи с этим проблемных ситуациях, необходимо овладеть профессиональными «инструментами» их анализа. К таким «инструментам», безусловно, можно отнести разработанные доктором педагогических наук, членом-корреспондентом РАО Н.Н. Малофеевым периодизацию эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии и периодизацию развития национальных систем специального образования( Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом.-М.1996, а также –производная от них периодизация развития специальной психологии.
Пособие в виде опорных таблиц поможет вам освоить данные «инструменты» анализа и осмыслить социо-культурную обусловленность целей, задач, технологий, терминологии специальной психологии, а также ее связь со смежными дисциплинами\
Это необходимо для становления и развития профессиональной культуры мышления психолога.
Опорная таблица 1
«В эволюции отношения к лицам с отклонениями в развитии все западноевропейские страны прошли выделенные нами периоды эволюции и пережили их в соотносимые исторические сроки: сначала избавлялись от неполноценных уродов, затем защищали себя от ущербных, потом начали опекать и обучать аномальных, наконец, поднялись до признания лиц с нарушениями в развитии такими же гражданами, как все. А сегодня готовы признать право людей с проблемами быть не такими как все, отличными от большинства».
( Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом.-М.1996)
Периодизация эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии
(по Н.Н. Малофееву)
Периоды эволюции Отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии | I.От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов. | II. От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых. | III. От осознания возможности обучения к осознанию целесообразности и необходимости обучения глухих, слепых, умственно отсталых. | IV. От права на образование трех категорий аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех | V. От изоляции к интеграции |
Хронология по ЗЕ | VIII в. д.н.э. – XIII в. | XIII – XVIII вв. | XVIII – нач. XX в. | нач. XX в.– 70–е г.г. | 70-е гг. ХХ в. - ? |
Россия | X – XVIII вв. | XVIII – XIX вв. | 1801-1930 | 1930 - 1991 | 1991 - ? |
Ценности и цели периода эволюции | Опасливое отторжение калеки как чужого. Игнорирование. Зарождение христианского милосердия, церковного призрения. Отторжение инвалида ради блага общества. | Христианское милосердие и благотворительность при отказе инвалидам в гражданских правах. Обеспечить призрение, изолировав инвалидов от общества. | Свобода, равенство, право на труд. Филантропия, общественное и государственное призрение. «Исправление» инвалида, его обучение. Цель: сделать его способным прокормиться своим трудом. | Формальное распространение на инвалидов гражданских прав и свобод. Признание их права на социальную помощь, общее и профессиональное образование. Приспособление инвалида к жизни в обществе «культуры полезности». Реабилитация и социальная адаптация | Политкорректность, толерантность. Приспособление общества «культуры достоинства» к проблемам граждан с ограниченными возможностями. Ценность развития и максимально возможной самореализации для всех. Социальная и педагогическая интеграция. |
Достижения в области развития гражданских прав и свобод | Признание за ребенком-инвалидом права на жизнь. Признание гражданина, ставшего инвалидом, частично дееспособным. | Рост числа категорий населения, наделенных гражданскими правами и свободами, провоцирует внимание законодателя к инвалидам. Светское призрение становится нормой. Складываются предпосылки к формированию социальной политики. Городские власти, бюргерство открывают приюты и убежища, защищая себя от «опасного меньшинства». | Частичное признание гражданских прав и свобод, в т.ч. права на медицинскую помощь, обучение грамоте, ремеслу. Признание права на образование некоторых групп детей-инвалидов на школьное обучение. Принятие законов о правах инвалидов на социальную и медицинскую помощь, образование. | Инвалид формально обретает большую часть гражданских прав, многими из которых, правда, не может воспользоваться в силу предубеждения общества, например, организаторов образования, работодателей и т.п. Подавляющее большинство детей с отклонениями в развитии («обучаемые») получают право на школьное образовании. | Равные права на образование. Право на выбор форм обучения, включая интеграцию. Курс не ранее выявление, диагностику и помощь делает родителей особого ребенка полноправными участниками процесса воспитания и обучения. Гарантии реализации особых образовательных потребностей в различных условиях обучения и воспитания. |
Опорная таблица 2
«Система специального образования является институтом государства, который возникает и развивается как особая форма отражения и реализации его ценностных ориентаций и культурных норм общества, вследствие чего каждый этап истории развития системы специального образования соотносится с определенным периодом в эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии;
Социо-культурные факторы детерминируют качественные преобразования и переходы от одного этапа становления государственной системы специального образования к другому, а также преобразования внутри каждого из этапов»
( Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом.-М.1996)
Этапы развития национальных систем специального образования ( по Н.Н. Малофееву )
Периоды эволюции Отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии | I.От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения | II. От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых | III. От осознания возможности обучения к осознанию целесообразности и необходимости обучения глухих, слепых, умственно отсталых. | IV. От права на образование трех категорий аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех | V. От изоляции к интеграции |
Этапы развития системы специального образования (ССО) | Попытки индивидуального обучения глухих и слепых детей | 1.Начало создания параллельной образовательной системы для трех категорий детей с отклонениями в развитии | 2.Дифференциация ССО. Ее структурное совершенствование по горизонтали и вертикали | 3.Перестройка организационных основ ССО на основе идей педагогической интеграции. Раннее начало обучения (с первых месяцев жизни). Включение родителей. Индивидуализация | |
Хронология по ЗЕ | VIII в. д.н.э. – XIII в. | XIII – XVIII вв. | XVIII – нач. XX в. | нач. XX в.– 70–е г.г. | 70-е гг. ХХ в. - ? |
Хронология по России | X – XVIII вв. | XVIII – XIX вв. | 1801-1930 | 1930 - 1991 | 1991 - ? |
Опорная таблица 3.
«Россия проходит все те же содержательные периоды в становлении отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии, что и Западная Европа, однако в более поздние исторические сроки и в принципиально иных социо-культурных и экономических условиях…»
( Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом.-М.1996)
Особенности отечественной истории эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии ( по Н.Н. Малофееву )
Периоды эволюции Отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии | I. От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения | II. От осознания необходимости призрения к осознанию возможности обучения | III. От осознания возможности обучения к осознанию целесообразности и необходимости обучения глухих, слепых, умственно отсталых | IV. От права на образование трех категорий аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех | V. От изоляции к интеграции |
Этапы развития Системы специального Образования | 1.Начало создания параллельной образовательной системы для трех категорий детей с отклонениями в развитии | 2.Дифференциация системы . Ее структурное совершенствование | 3.Перестройка организационных основ специального образования на основе идей нормализации. Интеграция, РО Раннее начало обучения Индивидуализация Включение родителей | ||
Хронология по ЗЕ | VIII в. д.н.э. – XIII в. | XIII – XVIII вв. | XVIII – нач. XX в. | нач. XX в.– 70–е г.г. | 70-е гг. ХХ в. - ? |
Хронология По России | X – XVIII вв. | XVIII – XIX вв. | 1801-1930 | 1930 - 1991 | 1991 - ? |
Хронологические особенности развития отечественной истории ЭО и развития ССО | Завершился примерно на четыре с половиной столетия позже 8 столетий вместо 13 | Завершился примерно на 40 лет позже 100 лет всесто-550 | Завершился почти одновременно | Завершился на 20-25 лет позже | |
Содержательные особенности отечественной истории ЭО и развития ССО | В контексте нищелюбия изначально более терпимое и сострадательное отношение к калекам и убогим. В X в Киевская Русь в готовом виде получила систему монастырской благотворительности и призрения. | Зарождение светской благотворительности происходит в контексте петровских реформ и европеизации государства. Опыт индивидуального обучения глухих и слепых отсутствует. | Открытие специальных школ в России происходит в контексте государственных реформ Александра 1 заимствование моделей во Франции. При отсутсвии граажданских прав и свобод помощь инвалидам, обучение глухих и слепых детей возможна как акт светской благотворительности. В идеологии призрения убогих. Автономность и децентрализация специальных школ Идеологические концептуальные основы ССО кардинально меняются в процессе ее строительства | Оформление системы специального образования происходит в контексте понимания государством обязанности граждан быть полезными обществу, при отсутствии закона об образовании, вне диалога с общественными движениями и родителями, при запрещении благотворительной деятельности и единственном источнике финансирования – госбюджете, т.е. в логике тоталитарного государства. Дефектологический квадрат. Дифференциация происходит в «дефектологическом квадрате». Неполный охват нуждающихся. « Необучаемые» дети | Признание равных прав и гуманного отношения к инвалидам декларируется в период преобразования государственного строя, экономического кризиса, в ситуации резкого ухудшения жизни разных слоев и групп населения, национальных конфликтов. При отсутствии традиций благотворительности и законодательной базы для реализации интегративных подходов. Переход осуществляется по воле гос-ва в ситуации незавершенности второго этапа развития ССО. |
Опорная таблица 4
Ключевые вопросы этапов эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии
ПЭ и Э развития ССО | I | II | III……………… | IV ……………….. 2 | V……………………3 |
Хронология по ЗЕ | VIII в. д.н.э. – XIII в. | XIII – XVIII вв. | XVIII – нач. XX в. | нач. XX в.– 70–е г.г. | 70-е гг. ХХ в. - ? |
Россия | X – XVIII вв. | XVIII – XIX вв. | 1801-1930 | 1930 - 1991 | 1991 - ? |
Ключевые вопросы этапа | Бесполезны или опасные?. Убивать или оставлять на произвол судьбы? Как быть, когда слепым, глухим , душевнобольным становится полноправный гражданин? Как поступать, если наследник инвалид ? | Допустимо ли вмешиваться в божье провидение, т.е. нужно ли лечить, можно ли учить? Кто больше нуждается в милосердии, слепые или глухие? Что инициирует индивидуальное обучение глухонемых детей? Дефект и его проявления, чудеса исцеления, чудеса обучения как предмет познания. | Отличия нормальных и аномальных в аспекте обучения. Кого лечить, а кого учить? Как выявлять детей неспособных к массовому обучению? Чему и как учить в специальной школе того или иного типа? Учить всех одинаково или по-разному? | Как выявлять и оценивать различия детей в пределах одной и той же группы? Как дифференцировать ССО (содержание, методы, организационные формы)? Как дифференцировать детей, попадающих в ССО? | В чем нуждаются дети с особыми нуждами? Как обеспечить реализацию особых образовательных потребностей? Как обеспечить максимально возможный уровень развития? Как сделать жизнь ребенка максимально достойной, комфортной и содержательной ? |
Специалисты, предпринимавшие попытки отвечать на эти вопросы | Законодатели, философы, юристы. С началом христианизации Европы - Церковь, в контексте кодификации европейского законодательства – правоведы. | Проповедники-моралисты. Врачи, юристы философы. Священнослужители, прежде всего протестанты, озабоченные воцерковлением глухих, предпринимают попытки их обучения | Врачи-психиатры, педагоги, психологи, литераторы, деятели культуры. XX век: патопсихологи, детские психологи, педологи, педагоги, специализирующиеся в различных дефектологических направлениях | Врачи, психофизиологи, педагоги и психологи, специализирующиеся в различных областях дефектологии (тифлисты,с сурдисты, логопеды, олигофренисты) | Специалисты в области коррекционной(специальной) педагогики и специальной психологии, детские и школьные психологи, психологи-консультанты, семейные психологи, социальные работники |
Терминология | Уроды. Калеки. Припадочные, безумцы. Глухонемые, слепые,увечные и т.п. Юродивые. | Убогие – бесноватые. Ненормальные. Инвалиды (увечные воины). Сумасшедшие, эпилептики. Глухие, немые, слепые, умственно отсталые. | Инвалиды труда. Инвалиды с детства. Дети-инвалиды. Малоуспешные, трудные, малоумные уч-ки. Анормальные, аномальные. Олигофрены. Дебилы. Имбецилы Монголоиды. Дефективные. Аномальное детство. Детская дефективность. Умственная, физическая, моральная дефективность. | Аномальные дети Дети с отклонениями (нарушениями) в развитии. Дети с нарушениями зрения, слуха, речи, двигательными нарушениями, задержкой психического развития. Слепые, слабовидящие. Глухие, слабослышащие, позднооглохшие. Логопаты. Аутисты. Дети с синдромом Дауна. (Аутята ,даунята). | Ограниченные возможности здоровья, специальные нужды. Дети с проблемами в развитии. Дети с особыми образовательными проблемами. Дети со специальными нуждами. |
Опорная таблица 5
Психология между прошлым и будущим специального образования
Периоды ЭО | 1У | У | |||
Этапы развития ССО | |||||
Хронология по ЗЕ | 9в.в. д.н.эт - 1198 г.. | 1198 –1770 | 1770- конец 19 века | Конец 19 – 70-г.г.20 | 70-е годы 20 - |
Хронология По России | 996-1706 | 1706-1806 | 1806-1927 | 1927- 1991? | 1991? |
Предмет внимания по преимуществу | Дефект, Дефективность. Отличия от нормы. Феноменология коррекции и компенсации ( на отдельных примерах). Феноменология индивидуальных различий | Отличия от нормы, отличия обученных от необученных. Феноменология и статистика отличий. Феноменология коррекции и компенсации в условиях обучения. Феноменология индивидуальных различий в пределах выделенных контингентов. | Особенности обучения развития детей внутри выделенных категорий в рамках, заданных традиционным обучением.. Педагогические условия коррекции и компенсации применительно к выделенным группам и контингентам | «Координаты» развития конкретного ребенка. . Актуальные задачи развития. Соотношение задач развития и задач обучения. Дисбаланс между обучением и развитием. Особые образовательные потребности и психологические условия их реализации в развивающем образовании. |
Задачи Психологии | Теоретическое и экспериментальное обоснование необходимости создания параллельной системы обучения Выявление детей, которые не могут учиться в общем потоке.(Отбор детей во вспомогательные школы). | Теоретическое обоснование дифференциации специального образования . Дифференциальная диагностика УО и ЗПР, УО и РДА, РДА и ОНР, сложной структуры нарушений и т.п. Выявление особенностей обучения и развития сходных категорий Определение психологических условий ( обходных путей ) решения задач,навязанных традиционным образованием. | Психологическое сопровождение семьи, проблемного ребенка, начиная с его раннего возраста. Психологическое сопровождение образовательной и социальной интеграции. Мониторинг соотношения развития и программ развивающего обучения. Выявление, устранение дисбаланса между обучением и развитием Определение актуальных задач развития и психологических условий их реализации в природосообразном, развивающем образовании.. | ||
Психологические специализации, специальности и службы | Специалист в области дифференциальной психологии. Клинический Психолог. Детский психолог. Педолог. | Специальный психолог узкого профиля : детский или клинический психолог, специализирующийся в определенных областях дефектологии как исследователь или преподаватель. Детский или клинический психолог, специализирующийся в дифференциальной диагностике и корекционной работе в ПМПК | Специальный психолог широкого профиля,подготовленный для работы с разными категориями детей. Психолог специальных образовательных учреждений, ПМПК, Психолог- консультант , специализирующий ся на работе по сопровождению семьи, ребенка с особыми образовательными потребностями. Школьный психолог, специализирующийся на работе по сопровождению образовательной интеграции в массовой школе. Психолог специальной школы |
«Инструменты» и методы изучения и психологической помощи | Медицинские средства выявления дефектов. Тестометрия. Наблюдения. | Тесты или их аналоги, использующиеся для дифференциальной диагностики. Констатирующий и обучающий эксперименты для изучения особенностей и «обходных путей» в развитии разных категорий детей. Комплексный подход при определении структуры нарушений | Интегрированные шкалы развития с высокой степенью размерности делений и проработанностью начальных ступеней развития. Диагностический инструментарий для определения «координат» развития ребенка на «шкале» развития. Технологии определения актуальных задач развития и их Конвертации в задачи развивающего обучения применительно к разным участкам шкалы. Варианты индивидуальных коррекционно развивающих программ для реализации особых образовательных потребностей проблемного ребенка на разных ступенях развития.. |