Мозговой штурм может быть реализован в формате мастерской

1. Сформулировать вопрос, на который будет отвечать группа

2. Провести индивидуальную мозговую атаку (каждый записывает ответы на вопрос: 4 минуты)

3. Обсуждение полученных ответов в малых группах

4. Записывать формулировки горизонтально, крупно, одна идея на одном листе

5. Вывешивать карточки на стене, объединяя их в группы - кластеры по разным основаниям

6. Озаглавить полученные группы карточек

Лекция

Задачи: передача большого количества информации за короткое время. Слушатели воспринимают информацию преимущественно пассивно. При проведении тренингов используется достаточно часто.

Использовать компьютерную презентацию.

Структурировать материал по тематическим блокам.

Каждый блок завершать дискуссией, ролевой игрой.

Активизировать как можно больше каналов восприятия.

Семинар

Задачи: упорядочивание теоретического материала, обмен информацией и практическим опытом, выработка умений, контроль знаний. Слушатели более активно включены в диалог с тренером и друг с другом. При проведении тренингов используется достаточно часто.

Моделирование ситуаций

Задачи:

• анализ имеющихся данных

• поиск проблем и вариантов их решения

• слушатели активно включены в диалог друг с другом

Демонстрация

Задачи: ознакомление с новыми знаниями, методами работы, выполнением новых навыков и т. д.

Слушатели воспринимают информацию преимущественно пассивно. При проведении тренингов используется достаточно часто

Разбор конкретных ситуаций (case study)

Задачи:

• разбор описания определённых ситуаций из жизни замещающей семьи, родителей

• формулирование проблемы и поиск вариантов её решения Слушатели активно включены в диалог с тренером и друг с другом.

Презентация

Презентация индивидуальной и групповой работы Схема:

• выступление основного спикера

• дополнение от группы

• вопросы к выступающему

• комментарии к выступлению от других участников и фасилитатора Время: не более 15 мин Задача ведущего: придерживаться темы и регламента

Ролевые игры

Готовят к предстоящим трудным ситуациям, дают возможность проверить альтернативные действия, выбрать лучшие варианты

Задачи: передача социального опыта, овладение средствами решения задач, усвоение этических норм и правил поведения в различных ситуациях, ускоренное освоение предметной деятельности. Слушатели активно включены в игровой процесс.

Структура обсуждения:

1. Какие чувства испытал при проигрывании роли (своей, чужой)

2. Что именно произошло во время ролевой игры

3. Что помогало/мешало, сработало/нет, что можно улучшить

4. Обобщение: что вынесли, уроки, выводы

5. Как связано с реальной жизнью, как применить

Психогимнастика

Задачи: формирование или восстановление у человека бодрого и работоспособного состояния за счёт выполнения различных вспомогательных упражнений. Слушатели активно включены в совместную деятельность

Упражнения

Бывают индивидуальные, парные, в малой и большой группе.

Задачи: отработка и закрепление практических навыков.

Слушатели максимально активно включены в совместную деятельность.

Упражнение позволяет приобрести опыт структурированным путем, дает возможность учиться на собственном опыте, а не со слов ведущего

Обсуждение:

1. чувства;

2. что именно произошло во время упражнения;

3. что помогало/мешало, сработало/нет, что можно улучшить;

4. обобщение: что вынесли, уроки, выводы;

5. Как связано с реальной жизнью, как применить.

Вопрос 3. Этапы обучения замещающих родителей.

Подготовительный

Задачи: знакомство и ориентация.

Структура:

1. Знакомство ведущего с группой.

2. Знакомство участников группы.

3. Презентация программы. Цели и задачи тренинга, критерии оценки его результатов. Основные виды деятельности.

4. Работа с ожиданиями участников.

5. Принятие правил.

6. Контракт с участниками.

Основной

Цель: передача знаний, умений, навыков -нового опыта в целом Задачи:

1. Обозначение опыта, объяснение и передача опыта

2. Практика, применение полученного опыта в условиях занятий

3. Специфика: вместо большого объема информации индивидуальная и коллективная рефлексия, обратная связь

4. База: реальные случаи из практики, специальные сюжеты

Завершение

В подведение итогов и прощание (групповая рефлексия, «сбор чемодана»). Обсуждение соответствия первоначальных ожиданий участников и результатов (что они для себя вынеси с тренинга, что понравилось, а что можно было сделать лучше)

Примерная структура занятий:

1. Приветствие.

Задачи: 1. Войти в пространство занятия.

2. Обозначить начало занятия.

Средства: Определенные ритуалы начала действия.

Примечание: На каждом занятии желательно повторять один и тот же ритуал.

2. Начало работы.

Задачи: Шеринг состояния участников, оценка работоспособности (с чем они пришли на занятия, как сейчас себя ощущают, хотят ли поделиться своими переживаниями).

Средства: ассоциации с цветом и другие приемы, которые каждый раз могут открывать новое содержание.

3. Разминка.

Задачи: 1. Включение в совместную деятельность.

2. Объединение, сплочение группы.

3. Создание доброжелательной атмосферы.

4. Стабилизация и повышение энергетического потенциала организма, снижение внутреннего напряжения, развитие спонтанности поведения. Средства: Психогимнастические упражнения, игры с четко определенными правилами.

4. Работа с домашним заданием

Задачи:

1. Проверка усвоенных знаний

2. Подготовка к восприятию нового материала Основная часть.

Основная часть

Задачи: Соответствуют теме занятия.

Средства: мини-лекции, мозговой штурм, ролевые игры Завершение занятия.

Задачи: Рефлексия результатов занятия Средства: Групповая дискуссия Домашнее заданий

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ. РАБОТА С КЕЙСАМИ

Задание: Прочитайте содержание кейса «Надежда», проанализируйте причины отказа семьи от воспитания приемного ребенка.

Кейс Надежда. Усыновители - Надежда - 38 лет, Александр - 46 лет. Приемная дочь Аня -12 лет. Четыре года назад от опухоли мозга умерла их единственная дочь. Всегда была здоровой, успешной. И вдруг...

Горе невозможно было пережить. Все напоминало о дочери. Надежде и Александру казалось, что они сделали не все, что можно было бы дочь спасти. Каждый чувствовал себя виноватым. Каждому казалось, что другой недостаточно страдает. В результате супруги отдалились друг от друга. Надежда решила, что нужно удочерить девочку. Александр отказался участвовать в обучении. На занятия приходила одна Надежда. Во время занятий была безучастна. Но весь «курс» прослушала и сдала «зачет». Специалисты пытались предупредить Надежду, что ей трудно будет воспитывать приемного ребенка. Но кроме общего курса ничего предложить не могли. Надежда реагировала на предупреждения достаточно агрессивно. Говорила, что всякие пьяницы воспитывают детей, а им с мужем нельзя. Все документы у нее были в порядке. Договор на сопровождение она подписывать отказалась, считая, что специалисты ей ничем помочь не могут.

Анечке было 8 лет, когда она появилась в семье. В 2 года у нее сгорели родители на пожаре. Все это время она жила то в доме ребенка, то в детском доме. Увидев Надежду, она «узнала» в ней маму.

Сначала девочка была вполне милой, старалась быть послушной. Но сердце Надежды было печальным, девочка все равно не могла ей заменить умершую дочь. Александр отнесся к удочерению равнодушно. Вскоре у него случился инсульт. Из высоко интеллектуального человека он превратился в раздражительного тирана, который не мог контролировать свои физиологические процессы. Через месяц у Ани начался энурез, затем энкопрез. Она прятала грязные штаны в самые неподходящие места, где их находила Надежда. Потом Аня начала поджигать занавески, затем развела костер на ковре посреди комнаты. В конце концов, Надежда отказалась от девочки.

Тестовое задание:

Определите причины отказа семьи от воспитания Ани (выберите не правильные ответы)

1. Неготовность к воспитанию приемного ребенка

2. Мотив приема ребенка «замещение»

3. Отвержение родителями Анны

4. Депрессивное состояние у родителей

5. Незавершенная ситуация психической травмы утраты дочери у матери

6. Патологическая реакция на утрату ребенка у отца

7. Некомпетентность специалистов ШПР

8. Отсутствие специализированной программы по психологической реабилитации при подготовке Надежды к приему

9. Непослушание и зловредность ребенка

10. Некомпетентность специалистов службы сопровождения

11. Отказ от сопровождения

12. Болезнь супруга Надежды

13. Энкопрез у Ани как психосоматическая реакция на психологическую депривацию

14. Поведение подражания пост инсульт но му больному у Ани

15. Навязчивое воспроизведение ситуации психической травмы у Ани

16. Отсутствие мониторинга социализации ребенка

Самостоятельная работа: Отреферировать статью Ослон В.Н. Репрезентации родителей и себя в картине мира ребенка-сироты/ В.Н. Ослон// PSYEDU.ru. - 2012. -№4.С.1-18

http://www.va-roditel.ru/upload/files/psvedu_ru_2012_4_3118 1.pdf

Список литературы:

1. Ослон В.Н. «Концепции психосоциального сопровождения замещающей семьи» //«ДИАЛОГ@ (РБ). Психологический и социально-педагогический журнал» №2 С.9-18, С, №3 С.26-33, №4 С.15-24 2015

2. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья». /Монография. Библиотека «Профилактика социального сиротства». - Генезис, 2006.368 с .

3. Ослон В.Н. Модель психологического сопровождения замещающей семьи в рамках эколого-динамического подхода// Журнал Детский Дом. - 2010. - № 4(37) -С. 10-16

4. Ослон В.Н. Модель службы сопровождения замещающей семьи // Журнал Детский Дом. - 2009. - № 1 (30) - С. 2-14

5. Ослон В.Н. Некоторые особенности материнской сферы у замещающих матерей// Российский научный журнал. -2010. - № 3(16). - С. 191-198

6. Ослон В.Н. Организационная модель психосоциального сопровождения замещающей семьи/ В.Н. Ослон// PSYEDU.ru. Электронный журнал «Психологическая наука и образование», 2015. Том 7. № 2 , С. 1-12

7. Ослон В.Н. Особенности становления привязанности у замещающих матерей// Журнал Детский Дом. - 2010. - № 1(34) - С. 31-48.

8. Ослон В.Н. Психологическое сопровождение семьи с приемным ребенком: концепция, инновационные технологии // Электронный журнал Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2010. №5. С.148-157

9. Ослон В.Н. Репрезентации родителей и себя в картине мира ребенка-сироты/

B. Н. Ослон// PSYEDU.ru. - 2012. - №4. С.1-18

10. Ослон В.Н. Эколого - динамический подход как методологическое основание к психологическому сопровождению замещающей семьи//Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения..-М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013.


Наши рекомендации