Экономическая психология в системе наук. Методы исследования

Базовая фундаментальная составляющая экономической психологии – общая и дифференциальная психологии. Кроме того экономическая психология тесно связана с психологией личности, психологией труда, возрастной и педагогической психологией, этнической психологией, экономической социологией, а также со специальными научно-практическими дисциплинами.

Эти науки предлагают результаты многочисленных исследований в области психических процессов и состояний, индивидуальных различий людей, культурно и социально обусловленного поведения, различные теории, закономерности, методы получения данных. В русле этих наук исследуются качества человеческой души, ее проявления и факторы, влияющие на формирование личности, индивидуума, психологические механизмы нашего поведения, определяемые влиянием других людей и ситуаций, взаимным общением, и т.д.

Общая психология представляет теоретическую и экспериментальную область исследований, выявляющих наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй.

Дифференциальная психология изучает психологические различия между индивидами и группами людей, а также их причины и последствия. Поскольку в общей психологии исследователи обращались к общим закономерностям психической жизни, к законам, которым подчиняются все психические процессы, в поисках общего и совпадающего не может учитываться бесконечное разнообразие, в котором проявляется сущность психического разных личностей, народов, сословий, полов, типов и т.д.

На стыке с психологией личности и психологией индивидуальных различий исследуется влияние индивидуально-психологических факторов на восприятие и оценку социально-экономических явлений и особенности экономического поведения субъектов.

На стыке с психологией труда, организационной психологией и психологией управления, наиболее важными проблемами выступают: исследования мотивации трудовой деятельности и поведения человека в организации, удовлетворенности трудом и социально-психологических факторов повышения производительности труда и эффективности работы организаций.

На стыке с возрастной и педагогической психологией активно разрабатываются проблемы экономической социализации детей и подростков, экономического обучения и образования детей и взрослых.

На стыке с этнической психологией исследуются этнокультурные и этнопсихологические особенности экономического сознания и поведения

Экономическая психология тесно связана с экономической социологией и имеет во многом общее предметное поле и сходную структуру. Спецификой экономической психологии является исключительное внимание к субъективным, психологическим, осознаваемым и неосознаваемым явлениям, связанным с отражением человеком экономической сферы жизнедеятельности и регуляцией его экономического поведения.

Методы исследования.Экономическая психология почти не имеет своих специфических методов исследования. Ею используются как методы других отраслей психологии, так и экономические методы.

В качестве основных методологических принциповв экономической психологии выступают историко-генетический, позволяющий рассматривать явления в конкретно-исторических условиях их саморазвития и строить логическую схему реальности с целью объяснения эмпирических процессов, а также принцип гуманитарно-личностного подхода, позволяющий связать эволюцию общественного организма с типом культуры и типом личности.

В качестве методов исследования в экономической психологии можно выделить два основных: лабораторные эксперименты (различные экономические игры) и полевые исследования, проводимые в естественных условиях.

Широко применяются логико-теоретический анализ, метод моделирования.

Большее распространение получили принятые в социальной психологии опросные методики.

Контрольные вопросы:

1. Какова история возникновения и развития экономической психологии как самостоятельно и отрасли психологического знания?

2. Каковы предмет, объект и основные направления исследований экономической психологии?

3. Какое место экономической психологии в системе наук?

4. Какова связь экономической психологии с другими науками?

Тема 2. Психология экономического поведения(Дейнека О.С. Экономическая психология: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. Модуль 1. Экономическое поведение)

Порядок изучения темы:

Для изучения темы выделяется 2 часа лекций, 2 часа самостоятельной работы.

Предусмотрены:

1) лекция на тему: «Экономическое поведение»;

2) самостоятельная работа студентов в формах:

- подготовка к лекциям;

- изучение дополнительной литературы.

Вопросы темы:

2.1. Когнитивные факторы.

2.2. Аффективные факторы.

2.3. Мотивационно-волевые компоненты.

Наши рекомендации