Возвратный брак»
Это разновидность повторного брака, когда разведенные супруги вновь восстанавливают разрушенную семью. По данным социологических опросов, в 28% случаев бывшие супруги понимают, что допустили ошибку, и брак надо было сохранить. При этом около 80% разведенных мужчин согласны были бы вновь жениться на своих бывших женах (женщины, несмотря на ограниченные возможности повторного замужества, на «возвратный брак» соглашаются реже). Поэтому возобновление супружеских отношений в «возвратном браке» по своей сути является обоюдным признанием совершенной ошибки и попыткой исправить ее. Но и в таком браке конкретные мотивы его заключения могут быть достаточно разнообразными. Доминирующим мотивом может явиться осознание неправильности своей позиции в период первого брака, решимость относиться более терпимо к недостаткам брачного партнера, стремление сохранить ребенку отца (мать), желание восстановить прежний материальный достаток, боязнь одиночества, эмоциональная привязанность (сильное чувство) к бывшему супругу и т. д.
Главная особенность «возвратных браков», отличающая их от первых и от других повторных семейных союзов, состоит в том, что брак заключается между людьми, хорошо знающими взгляды, привычки, потребности, достоинства и недостатки друг друга. Это позволяет более реально оценить и взвесить этот свой шаг, найти подход друг к другу. Конечно, наша память устроена так, что со временем меркнут воспоминания о плохом и лучше помнится о хорошем, и образ супруга может представляться более привлекательным, чем он есть в действительности. Это может быть чревато новым разочарованием, отчуждением, а может послужить и стимулом тому, чтобы у человека возникли стремление и желание соответствовать такому образу.
Особую категорию «возвратных браков» составляют пары, которые расходятся и сходятся неоднократно. Тут дело главным образом в особенностях психики этих людей. У окружающих своими поступками они нередко вызывают ироничное, насмешливое отношение, сами же обычно отличаются неустойчивыми ориентирами, слабоволием, несдержанностью в проявлении эмоций и чувств, неупорядоченностью в организации быта и ведении домашнего хозяйства. Несомненным преимуществом этого вида повторного брака является сохранение интересов детей, которым возвращают нормальную семью — родного отца и родную мать. Разумеется, возможны и такие случаи, когда воссоединение супругов ничего доброго детям не приносит. Так, например, происходит тогда, когда в психологически благополучную семью возвращается злоупотребляющий алкоголем отец. Или вдруг решила вернуться мать, ведущая непристойный образ жизни и отличающаяся безнравственным поведением.
Таким образом, решение психологических проблем, возникающих в различных видах повторных браков, целиком и полностью зависит от осознания возможных трудностей супругами и обоюдного их желания создать благоприятный психологический климат в семье через гармонизацию супружеских, детско-родительских и детско-детских отношений. Только при этом условии трагедия развода будет пережита с наименьшими потерями для взрослых и детей, а новая семья даст им возможность получить то, чего они не имели в прежней.
Глава 7. Приемные дети и приемные родители
Много, много вчерашних малышей, теперь уже подросших, а то и вовсе взрослых, самостоятельных, имеющих свои семьи, своих детей, и знать не знают, что подняты они из покинутости, из забвения, из предательства – сердцем и святой силой материнства не рожавших их женщин.
Альберт Лиханов. Драматическая педагогика.
Большинство детей живут в семьях. Среди множества моделей семьи особое место занимают семьи, имеющие усыновленных или приемных детей. В свою очередь такие семьи могут состоять только из приемных детей и усыновивших их родителей или же приемные дети оказываются в семье, где уже имеются родные дети. Поэтому психологические проблемы, с которыми сталкиваются приемные семьи, во многом зависят от того, что собой представляет структура (численный и персональный состав) такой семьи.
Весь цивилизованный мир детей, оставшихся без попечения родителей, устраивает в семьи. В так называемых детских учреждениях брошенные дети находятся ровно столько времени, сколько нужно, чтобы подыскать им новую семью. И при этом не столь важно, усыновляют ребенка или берут под опеку, - важно, что жить он будет дома, в семье. Детские дома есть только в России.
Вместе с тем следует заметить, что проблема помещения детей в детские дома как таковая появилась в России только в ХХ веке. Вплоть до этого периода, если ребенок становился сиротой, его, как правило, брали на воспитание к себе родственники. Таким образом, ребенок продолжал жить в семье. Воспитание сироты всегда считалось богоугодным делом. В государственных учреждениях обычно воспитывались дети из обедневших дворянских родов или дети военных. Детские дома для сирот появились в России после 1917 года, в которые помещались дети, оставшиеся без попечения взрослых. Беспристрастная статистика свидетельствует, что сегодня в России детей, оставшихся без попечения родителей, около 800 тысяч. Но это лишь те из них, кто находится на государственном учете, а беспризорных никто, естественно, сосчитать не может. Считается, что «детей улицы» в стране приблизительно 600 тысяч, но наряду с этим называются и другие цифры: два миллиона и четыре миллиона. Значит, даже по самым скромным подсчетам, в России почти полтора миллиона брошенных детей. Ежегодно в стране выявляется свыше 100 тысяч детей, в силу разных обстоятельств оставшихся без попечения родителей.*
Хотя система общественного содержания и опеки считалась долгое время вполне приемлемой для воспитания ребенка, специалисты давно отмечают очень важную закономерность: выпускники детских домой практически не в состоянии создать полноценные семьи, их дети, как правило, тоже попадают в детские дома. К сожалению, среди людей, преступивших закон, чаще всего встречаются воспитанники детских домов. Поэтому на этом фоне определение детей, лишенных родительского попечительства, в семьи особенно приветствуется. К сожалению, усыновляют лишь 5% детей от числа оставшихся без родительской поддержки. Это связано с многочисленными трудностями самого разного порядка, неизбежно возникающими на пути тех, кто изъявил желание дать ребенку семью, которой он лишился не по своей воле. Одной из серьезных проблем до сих пор остается тайна усыновления. Российские усыновители всю жизнь боятся, что их тайна раскроется, и поэтому нередко меняют место жительства, чтобы сохранить душевный покой и обеспечить социально-психологическое благополучие усыновленному ребенку. Вместе с тем в последнее время наблюдается тенденция усыновления детей при наличии в семье своих собственных, поэтому необходимость сохранять это в тайне отпадает. Однако это не говорит о том, что приемные родители не столкнутся с рядом проблем в построении взаимоотношений с неродным ребенком, а также в установлении контактов родных детей и приемных. Поэтому остановимся на этих вопросах более подробно.
Как правило, в приемную семью помещаются дети, не получающие соответствующего воспитания в родительской семье. Они могут страдать от недоедания и отсутствия ухода, не иметь медицинского лечения и надзора, перенести различные формы физического, психического или сексуального насилия. Приемными «питомцами» могут стать также дети, родители которых не занимались воспитанием из-за отсутствия педагогических навыков или из-за длительной болезни. Таким образом, приемная семья становится своего рода «скорой помощью», основная цель которой – своевременно подержать и защитить ребенка в кризисной ситуации.
На первый взгляд может показаться, что воспитание приемных детей ничем не отличается от воспитания родных. Действительно, задачи воспитания и родных, и приемных одинаковы, особенно если приемные дети – маленькие. Однако, есть и особые моменты, которые нужно знать и учитывать приемным родителям; им понадобится умение помочь приемным детям войти в семью. А это очень не просто – создавать условия для адаптации так, чтобы дети почувствовали себя полноправными членами нового сообщества.
Психологические проблемы семьи, взявшей на воспитание ребенка, можно условно разделить на две группы. Первая группа этих проблем связана с особенностями переживаний, поведения и ожиданий приемных родителей. Вторая – касается трудностей вхождения в новую семью и адаптации в ней приемного ребенка. Эти проблемы тесно связаны между собой, тем не менее, в их содержании есть свои специфические особенности, которые следует учитывать как приемным родителям, так и представителям специальных служб опеки и попечительства, которые занимаются вопросами усыновления.