Тема 1. Представления о душе в древности

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

МОДУЛЬ 1. ПСИХОЛОГИЯ В НЕДРАХ ФИЛОСОФИИ: ОТ АНТИЧНОСТИ ДО ХIХ В.

Тема 1. Представления о душе в древности

Задание 1. Заполните таблицу 1, раскрыв зачатки психологических представлений в философских учениях античности. Обозначьте общее и различия.

Таблица 1

Представители античной философии Учение о душе Учение о познании Учение о чувствах Учение о воли, характере, темпераменте
Демокрит        
Стоики (Лукреций, Эпикур)        
Платон        
Аристотель        
Античные врачи        

Задание 2. Представители натурфилософии VII-V вв. до н. э. (Фалес, Анаксимен, Гераклит), преодолев анимизм, создали принципиально новое учение — гилозоизм: душа есть у всей материи (т. е. душа уже представлялась не независимым двойником материи, а ее неотъемлемой частью — «одушевленная материя»). Сравните анимизм и гилозоизм. Заполните таблицу, указав и раскрыв основные критерии отличия.

Таблица 2

Различия между анимизмом и гилозоизмом

Критерий различия Анимизм Гилозоизм
     

Задание 3. Ответьте на вопросы

Что нового внес Аристотель в объяснение соотношения души и тела? Можно ли сказать, что Аристотель преодолел дуализм Платона?

Тема 2. Развитие психологии в средневековье

Задание 4. Обозначьте сходство и различия в философских концепциях средневековья в Европе и арабских странах

Задание 5. Идеалистическая трактовка сознания (Плотин, Августин, III-V вв. н. э.) и ее связь с рождением интроспекции как метода психологии. Имеются ли в современной психологии проявления интроспективного метода в изучении психических явлений? (Если наблюдаются, то приведите пример, а если нет, то как и чем подтвердите его полное отсутствие как метода необъективного?)

Задание 6. Обозначьте новые психологические проблемы, которые поднимались в средневековье.

Тема 3. Развитие психологических воззрений в ХУ11 в.

Задание 7. Открытие Р. Декартом (1596-1650) рефлекторной природы психики. В чем заключается революционный характер этого открытия? А в чем Декарт остался на прежних позициях, не сумев распространить на всю психику свою рефлекторную схему?

Задание 8. Заслуги Гоббса и Спинозы в провозглашении и защите принципа детерминизма в психологии. Как можно оценить распространение ими законов механики на объяснение душевных явлений: как прогресс или как тормоз в развитии научных взглядов на психику? (Обоснуйте свой ответ.)

Тема 4. Развитие психологических идей в философских школах ХУ111-Х1Х вв.

Задание 9. Почему Джона Локка (1632-1704) принято считать родоначальником эмпирической психологии? Что такое эмпирическая психология и каковы основные идеи Локка, положившие начало ее развитию? В чем проявлялся дуализм у Локка?

Задание 10. Дайте характеристику основных этапов развития ассоциативной философии. заполнив таблицу 3.

Таблица 3

Этапы развития ассоциативной философии

Этап Временные рамки Исследователи Проблематика, ее значение для психологии
       

Задание 11. Признание закона ассоциации главным законом психологии и появление ассоцианизма как господствующего психологического направления. Материалистическое (Гартли и др.) и идеалистическое (Беркли и др.) толкования закона ассоциации. Современная психология о роли закона ассоциации в развитии психической жизни.

Задание 12. Дайте определения следующим понятиям: анимизм, гилозоизм, панпсихизм, теория влечений, детерминизм, атараксия, катарсис, нус, пневма, схоластика, волюнтаризм, номинализм; дуализм, параллелизм, монизм, рефлекс, рефелксия, картезианство, врожденные идеи, апперцепция, ассоцианизм, сенсуализм, рацонализм, навык

Задание 13. Покажите, что конкретно внес нового И. М. Сеченов в психологию (ответы запишите в конспект):

а) в понятие рефлекса;

б) в понимание соотношения между психикой и сознанием;

в) в понятие психики как функции мозга;

г) в понимание роли психических процессов как регуляторов действия по обеспечению приспособительного эффекта;

д) в понимание мозга как звена рефлекса, в соответствующих отделах которого (мозга) хранится и перерабатывается информация о внешнем мире.

Задание 14. И. П. Павлов (1849-1936) при опоре на теоретические выводы Сеченова открыл закономерности регулирования мозгом взаимодействия животного (и человека) с внешней средой, названные учением о двух сигнальных системах.

· Что такое условный рефлекс?

· Что такое 1-я и 2-я сигнальные системы?

· Как эти понятия соотносятся с прежними взглядами на психику, на рефлекс?

Задание 15. Основные направления исследований отечественных психологов и их вклад в развитие психологической науки. Проанализируйте современное состояние психологии в РФ и укажите, какие направления развивались названными ниже учеными: Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, А. А. Смирнов, Б. Г. Ананьев, Д. Н. Узнадзе, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, Н. Ф. Талызина, А. В. Петровский, А. М. Матюшкин.

Задание 16. Назовите основные отрасли современной психологии, развиваемые в России в наше время. Укажите, что нового внесено ими в развитие научной психологии.

Задание 17.

  1. Можете ли вы назвать, кому (каким научным школам или конкретным ученым) принадлежит заслуга в разработке проблем:

· рефлекторной деятельности нервной системы как физиологической основы деятельности психической;

· культурно-исторической концепции психического развития человека;

· теории деятельности?

Задание 18. На основе прочитанной литературы покажите свое понимание трансформации теоретических взглядов в процессе исторического развития психологической науки на примере анализа постепенного изменения научного содержания какого-либо (по выбору студента) из перечисленных ниже основных понятий (категорий): образ, мотив, рефлекс, личность, действие (деятельность), психика, сознание. Выполнение задания в письменной форме (текст размером не более 1-2 страниц).

Примечание

Если студент отвечал на всех семинарских занятиях, то

- из темы каждой 1, 2, 3 можно выбрать одно задание (всего должно быть сделано три задания)

- из темы 4 выбрать 5 заданий (15-е задание является обязательным для всех)

Если студент отвечал на нескольких семинарских занятиях, то

- из каждой темы 1, 2, 3 можно выбрать два задания (всего должно быть сделано шесть заданий)

- из темы 4 выбрать 7 заданий (15-е задание является обязательным для всех)

Если студент не работал активно на семинарских занятиях, то из самостоятельной работы выполняются все задания.

Семинарское занятие 1

Тема. Развитие психологических идей в философских школах ХУ111-Х1Х вв.

Вопросы для подготовки:

1. Д.Локк и утверждение эмпирической и ассоциативной тенденции в английской психологии.

2. Классический ассоцианизм Д.Толанда, Д.Гартли и Дж.Пристли. Субъективный ассоцианизм Д.Юма.

3. Естественно-научная линия в ассоциативной психологии (А.Бэн и Г.Спенсер).

4. Развитие сенсуализма Д.Локка в системе Э.Кондильяка. Психологические взгляды Ж.Ламетри («Человек-машина»).

5. Психологические идеи К.Гельвеция. Позитивизм, классификация наук и социология О.Конта.

6. Эмпирическая и рациональная психология Х.Вольфа. Общая характеристика философских и психологических взглядов И.Канта.

7. Основные направления критики психологии И.Кантом.

8. Психологические идеи Г.Гегеля.

9. Психологические идеи И.Гербарта о порогах сознания и апперцепции. Обоснование И.Гербартом возможности и необходимости применения математики в психологии.

Тема. Психология как самостоятельная наука (Х1Х в.)

Семинарское занятие 2

Вопросы для подготовки:

1. В. Вундт и его школа. Ф.Брентано и европейский функционализм (К.Штумпф). И.М.Сеченов и российская школа.

2. Основные направления первых экспериментальных исследований: изучение ощущений, восприятия и внимания; начало экспериментального изучения эмоций; изучение ассоциаций и памяти; Вюрцбургская школа исследования мышления; французская школа экспериментальной психологии.

3. Ф.Гальтон и тестология. У.Джемс и американский функционализм.

4. Культурно-историческая психология (М.Лацарус, К.Кавелин, А.Потебня, Г.Спенсер, Г.Тард, Дж.Болдуин, Э.Дюркгейм, Г.Лебон).

5. Описательная психология В.Дильтея и Э.Шпрангера.

6. Психотехника (Г.Мюнстерберг) и другие прикладные отрасли психологии, сложившиеся к началу ХХ в. Начало ХХ в.: психология – многоотраслевая наука.

ЗАРУБЕЖНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ПЕРИОД ОТКРЫТОГО КРИЗИСА. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ХХ столетии

Семинарское занятие 3

Наши рекомендации