Центральное новообразование возраста

Уровень развития общения

Ведущая деятельность

4) социальная ситуация развития

6. Зафиксировать существование опосредованных потребностей, имеющих сознательный характер, и доказать, что в процессе развития мотивационно-потребностной сферы происходит освобождение от диктата «натуральных» потребностей, удалось российскому психологу:

1) Д.Б. Эльконину

2) Л.И. Божович

3) А.Н. Леонтьеву

4) П.Я. Гальперину

7. Принцип отечественной психологии – «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» - сформулировал:

1) Л.С. Рубинштейн

2) Б.Г. Ананьев

3) П.П. Блонский

4) Л.С. Выготский

8. В концепции Л.С. Выготского возрастные кризисы рассматриваются как:

1) негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью

2) нормативные явления, центральный механизм динамики возрастов

3) результат нарушения детско-родительских отношений

4) «болезни роста»

9. Зона ближайшего развития (по Л.С. Выготскому) характеризуется как:

1) уровень потенциального развития

2) достигнутый уровень развития

3) степень сложности высказываний ребенка

4) степень сложности задач, предъявляемых ребенку ближайшим окружением (родителями, учителями)

10. В ходе онтогенеза умственные действия формируются в процессе:

1) экстериоризации

2) трансформации

3) идентификации

4) интериоризации

11. Неустойчивые, обратимые изменения развития, требующие закрепления и последующих упражнений, называют:

1) эволюционными

2) революционными

3) ситуационными

4) сложными

12. Положение о том, что у любого человека, независимо от его природных особенностей, можно сформировать любые психологические и поведенческие свойства, способности, таланты, соответствует концепции (теории):

1) социогенетической

2) рекапитуляции

3) конвергенции двух факторов

4) культурно-исторической

13. Изменение, выраженное в количественных и качественных преобразованиях психических процессов, называется:

1) эволюцией

2) соматогенным развитием

3) психическим развитием

4) возрастом

14. Основанием для определения психологических критериев возрастного развития являются:

1) познавательные процессы и личностные характеристики

2) особенности роста

3) деятельность нервной системы

4) возможности нравственного, эстетического, трудового воспитания

15. Теорию конвергенции двух факторов, которые в равной мере значимы для психического развития ребенка, предложил:

1) А. Бине

2) Х. Вернер

3) В. Пейер

4) В. Штерн

3. Периодизации психического развития

Учебные элементы:определение понятий возраста, социальной ситуации развития, ведущей деятельности, стабильных, критических, сенситивных периодов в развитии человека; основных подходов к построению периодизаций психического развития в зарубежной и отечественной психологии

1. Непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями и относящиеся к нормативным процессам, необходимым для поступательного развития человека, называются:

1) возрастные кризисы

2) возрастные особенности

3) индивидуальные этапы развития

4) индивидуальные кризисы

2. Качественные преобразования личности и психики, возникающие в конце каждого возрастного этапа, - это:

1) идентификация

2) рефлексия

3) возрастные новообразования

4) социальная адаптация

3. Такие симптомы как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание взрослых, деспотизм являются показателями кризиса:

1) новорожденности

2) 3 лет

3) 1 года

4) 7 лет

4. Такие психологические реакции как эмансипация, «отрицательная имитация», группирование, увлечения (хобби-реакция) возникают в ... возрасте.

1) дошкольном

2) младшем школьном

3) подростковом

4) юношеском

Наши рекомендации