Схема обследования ребенка при всех формах школьной дезадаптации
1.Проверяется, не нарушены ли познавательные процессы (вербальный и невербальный интеллект, память, внимание, уровень развития речи, при необходимости – речевой праксис)
2.Проверяется:
-обучаемость ребенка (задачи с дозированной помощью взрослого);
- сформированность элементов учебной деятельности;
- внутреннего плана действий;
- произвольной регуляции поведения.
3.Анализируются: особенности учебной мотивации ребенка, уровень притязаний, интересы.
4.Обязательно проверяются учебные навыки ребенка, просматриваются его тетради по русскому языку, математики, даются пробы на чтение, письмо, решение задач.
5.Выявляется эмоциональный компонент неуспеваемости: как ребенок относится к плохим (удовлетворительным) оценкам, какую получает типичную обратную связь от взрослых (родителей, учителей), есть ли сфера деятельности, позволяющая компенсировать неуспех в обучении, по возможности восстанавливается вся система межличностных отношений ребенка.
6.Выясняются типичные виды помощи родителей ребенку в учебной деятельности: кто занимается, как много, каковы приемы помощи, каков в цело стиль семейного воспитания.
Задание 3: предложите тематику выступлений на родительских собраниях.
В ходе адаптационного процесса выделяются три фазы.
Острая фаза сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе ребёнка; длится в среднем один месяц. Различают три степени тяжести острой фазы:
- лёгкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10 – 15 дней;
- адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца;
- тяжёлая адаптация длится от 2 до 6 месяцев.
- Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребёнка, т.е. сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития по сравнению со средними возрастными нормами. Фаза длится 3 – 5 месяцев.
Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития. Дети к концу учебного года преодолевают задержки и трудности в развитии.
Поскольку готовность детей к систематическому обучению различна, как и состояние их здоровья, то и процесс адаптации к школе в каждом отдельном случае различен. Доказано, что в течение первых двух месяцев обучения к школе адаптируется 5 – 10 % детей, 30 – 50 % первоклассников адаптируются к концу первого полугодия, 10 – 15 % учащихся не могут адаптироваться и к концу первого года обучения. Поэтому в течение всего первого года обучения в первом классе (а для некоторых детей и на протяжении второго года обучения) психологическое сопровождение развития ребёнка должно быть достаточно полным и насыщенным.
При определении средств и методов педагогической и психологической коррекции дезадаптации вследствие социальной и педагогической запущенности уместно воспользоваться методическими рекомендациями Р.В.Овчаровой.
Подструктуры личности | Предмет коррекции | Педагогические приёмы | Психологические методы |
Индивидуально-типологические особенности личности | Дисгармония развития. Нестабильность и ригидность нервной системы. Неразвитость произвольности психических процессов в сравнении со сверстниками | Понимание. Сочувствие. Снятие напряжения. Рационализация учебно-воспитательного процесса. Индивидуальный подход. Выравнивание культурно-образовательных возможностей детей. Система поручений. Личностная перспектива | Развитие произвольности в двигательной сфере. Развитие произвольности в познавательной сфере. Развитие произвольности в эмоциональной сфере. Развитие произвольности в общении и поведении. Когнитивная тренировка. Систематическая десенсибилизация. Терапия средствами искусства |
Свойства субъекта общения | Высокая тревожность. Слабая социальная рефлексия. Трудности общения. Неадекватное поведение. Низкий социальный статус | Доверие к личности ребёнка. Формирование реально осознаваемых мотивов поведения. Формирование реально действующих мотивов поведения. Анализ конфликтов. Пример и авторитет педагога в отношении к детям. Позитивная иррадиация авторитета педагога на отношения ребёнка со сверстниками. Коллективная творческая деятельность детей | Игровая коррекция поведения в группе. Развитие позитивного отношения к «другому». Ролевое научение. Коммуникативные игры и упражнения. Расшатывание традиционных позиционных ролей. Статусное перемещение детей. |
Свойства субъекта деятельности | Дисгармония мотивов учения. Низкая учебно-познавательная активность. Школьная тревожность. Несформированность предпосылок учебных действий и начальных учебных умений. Слабая обучаемость | Позитивное стимулирование. Авансирование успеха. Акцентуация достижений ребёнка в деятельности. Парциальная оценка результатов. Наглядные опоры в обучении. Комментируемое управление. Создание учебных ситуаций с элементами новизны, занимательности, опоры на жизненный опыт. Поэтапное формирование умственных действий. Щадящая учебная нагрузка. Опережающее консультирование по трудным темам | Формирование адекватной самооценки школьных успехов. Релаксация и эмоциональное отреагирование школьных страхов. Десенсибилизация к оцениванию. Снижение силы потребностей, связанных с внутренней позицией школьника. Развитие познавательных процессов |
Свойства субъекта самосознания | Неразвитый и нарушенный образ Я. Неадекватная самооценка. Неудовлетворенное притязание на признание. Комплекс неполноценности | Безусловное принятие ребёнка. Выборочное игнорирование негативных поступков. Эмоциональное поглаживание ребёнка. Позитивное побуждение к деятельности. Ожидание завтрашней радости. Регулярно организуемое самопознание детей и рефлексивная деятельность (в доступных формах) | Психологический массаж. Идентификация. Зеркальное отражение. Подтверждение уникальности ребёнка. Развитие позитивного восприятия других. Самовнушение «я хочу», «я могу», «я буду» |
При необходимости более глубокой работы с ребёнком школьный психолог должен иметь возможность «передать» его своим коллегам из специализированных центров психологической помощи (диагностико-реабилитационных, медицинских).
Задание 4: ознакомиться с методиками диагностики школьной дезадаптации. Провести одну из них на ученике начальных классов и результаты использовать при написании характеристики дезадаптации младшего школьника.
Формирующее задание: разработка и защита проекта психолого-педагогических мер по предупреждению социальной и школьной дезадаптации для ученика начальной школы.
Задание для самостоятельной работы: организация и проведение наблюдения за учеником начальной школы. Фиксация и анализ индивидуальных проявлений социальной и школьной дезадаптированности.
План выполнения задания.
- Изучить УП «Адаптация и дезадаптация».
- Работа выполняется в группах (не более 3 – х человек).
3. Выбрать одного из учеников, с которыми Вы работаете на практике и описать его социально-психологическую и школьную адаптацию/дезадаптацию. (см. УП, план наблюдения за учеником начальной школы с целью оценки и характеристики социальной и школьной адаптации личности). План заполняется каждым индивидуально – на основе этого оценивается организация и проведение наблюдения!!!
4. Для описания изучаемого явления целесообразно провести 1 и более методик на оценку различных составляющих адаптации/дезадаптации. (см. методики изучения школьной адаптации/дезадаптации).Заполняется каждым индивидуально – на основе этого оценивается организация и проведение наблюдения!!!
5. Сделать вывод о наличии и степени выраженности адаптации/дезадаптации. (см. план наблюдения за учеником начальной школы с целью оценки и характеристики социальной и школьной адаптации личности). Работа выполняется в группах (не более 3 – х человек).
6. Предложить методы психолого-педагогической коррекции выявленной и описанной ШД (см. УП, план наблюдения за учеником начальной школы с целью оценки и характеристики социальной и школьной адаптации личности).
7. Подготовится к защите разработанного проекта. Работа выполняется в группах (не более 3 – х человек).
План наблюдения за учеником начальной школы с целью оценки и характеристики социальной и школьной адаптации личности.