Удовлетворенность работой и удовлетворенность жизнью
В течение некоторого времени доминирующую роль играли две теории о связи между удовлетворенностью работой и удовлетворенностью жизнью (Near, Rice & Hunt, 1980). В гипотезе о компенсации постулируется, что люди, не находящие удовлетворения в работе, компенсируют его отсутствие, стараясь сделать так, чтобы остальные аспекты жизни приносили больше удовлетворения. Гипотеза о генерализации, или о «выплескивании» (spillover), основана на предположении о том, что удовлетворенность работой (или неудовлетворенность) генерализуется струдовой на нетрудовую деятельность («выплескивается»). Несколько позже некоторые исследователи обратили внимание на вероятность того, что связь между уровнями удовлетворенности работой и жизнью отсутствует (гипотеза о сегментации).
Автор одного из первых обзоров релевантной литературы, Кабанофф (Kabanoff, 1980), обнаружил данные, подтверждающие обе точки зрения на связь между удовлетворенностью работой и удовлетворенностью жизнью — гипотезу о компенсации и гипотезу о генерализации, но не нашел достаточных доказательств, чтобы сделать вывод о том, какая из этих гипотез точнее. С тех пор прошло несколько лет, но вопрос так и остается открытым. Исследователи находят подтверждения как гипотезы о компенсации (Kirkcaldy & Cooper, 1993), так и гипотезы о «выплескивании» (Liou, Sylvia & Brunk, 1990; Tait, Padgett & Baldwin, 1989), но ни ту, ни другую нельзя считать очевидно более сильным объяснением взаимосвязи между удовлетворенностью работой и удовлетворенностью жизнью. Гипотеза о сегментации представляется более слабой, чем эти альтернативы, но нет достаточных оснований, чтобы полностью от нее отказаться.
Для многих людей основным источником удовлетворенности является вера в то, что их работа важна.
Почему на практике оказалось так трудно найти подтверждение для одной допускающей генерализацию связи между удовлетворенностью работой и удовлетворенностью жизнью? Одна из значимых причин состоит в том, что люди отличаются друг от друга по многим характеристикам, в том числе и по тому, насколько важное место в их жизни занимает работа (Dubin & Champoux, 1977). Реакции на удовлетворенность работой (или отсутствие таковой) людей, которые не придают работе большого значения, могут сильно отличаться от реакций людей, для которых работа играет жизненно важную роль.
Исследования, посвященные изучению зависимости удовлетворенности работой от личностных характеристик, показывают, что люди различаются не только по базовым установкам в отношении работы, но и по степени естественной предрасположенности к тому, чтобы работа им нравилась, и эти диспозиции могут распространяться на все аспекты жизни. В результате смешения этих и других индивидуальных различий может оказаться, что все три гипотезы о связи между удовлетворенностью работой и удовлетворенностью жизнью правильны, каждая со своей стороны Qudge & Watanable, 1994).
Не исключено, что вопрос о связи между удовлетворенностью работой и удовлетворенностью жизнью остается неясным еще и по другой причине — эта связь может быть не такой простой, как считалось прежде. Последние исследования говорят о том, что связь между этими двумя переменными является взаимной, а не односторонней, как часто предполагали, то есть каждая из них оказывает влияние на другую Oudge & Watanabe, 1993). Возможно, что компенсация, «выплескивание» и сегментация — это только три из многих процессов, которые могут связывать рабочую и нерабочую жизнь (Lambert, 1990). Поскольку для многих сотрудников организаций как рабочая, так и домашняя/семейная жизнь становится все более сложной и предъявляет к ним все больше требований, «специалисты по семейной жизни и те, кто разбирается в трудовой деятельности» получают увлекательную возможность сотрудничать, исследуя связь между этими аспектами жизни человека (Zedeck, 1995).