Тема 12. диагностика персонала

ЧАСТЬ 2. ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ АВИАПРЕДПРИЯТИЯ

ТЕМА 10. НАЙМ, ОТБОР, ПОДБОР И РАССТАНОВКА АВИАПЕРСОНАЛА

Сущность найма персонала. Источники организации найма персонала.

Преимущества и недостатки внутреннего и внешнего набора кадров. Этапы работы по найму персонала.

Требования к кандидатам на замещение вакантной должности. Анализ содержания работы. Описание характера работы (должностная инструкция).

Отбор кандидатов на вакантную должность. Организация процесса отбора претендентов на вакантную должность. Ступени и методы отбора персонала.

Организация приёма персонала. Соблюдение правовых норм при приёме персонала. Порядок оформления трудового договора. Испытательный срок.

Подбор и расстановка персонала. Принципы соответствия, перспективности, сменяемости. Рациональная расстановка работников в организации. Методы рациональной расстановки кадров на предприятии.

ТЕМА 11. УПРАВЛЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИЕЙ И АДАПТАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА НА АВИАПРЕДПРИЯТИИ

Понятие профессиональной ориентации. Цели, задачи и структура системы профессиональной ориентации. Основные формы профориентационной работы: просвещение, информация, консультация. Органы управления профориентацией. Направленность профориентационной работы.

Понятие трудовой адаптации. Активная и пассивная, первичная и вторичная адаптации. Классификация видов адаптации.Психофизиологическая, социально-психологическая, профессиональная и организационная адаптация. Условия успешности адаптации новых сотрудников.

Организация управления трудовой адаптацией персонала. Факторы, влияющие на организацию трудовой адаптации. Опыт отечественных организаций по управлению адаптацией новых работников. Технология и информационное обеспечение процесса управления адаптацией.

Направления деятельности и функции подразделений по управлению профориентацией и трудовой адаптацией работников организации.

ТЕМА 12. ДИАГНОСТИКА ПЕРСОНАЛА

Диагностика свойств личности в управлении персоналом. Основные методы диагностики: наблюдение, беседа, анализ результатов деятельности, эксперимент, тестирование, метод социометрии.

Понятие деловой оценки. Периодичность проведения деловой оценки. Цели деловой оценки. Организационная подготовка проведения деловой оценки. Типичные ошибки, допускаемые при проведении оценки. Основные методы снижения субъективности и неполноты оценки. Объекты и субъекты деловой оценки. Документационное и информационное обеспечение процесса деловой оценки.

Роль линейного руководителя при проведении деловой оценки. Классификация показателей деловой оценки. Применимость показателей оценки для различных групп сотрудников. Требования к формированию состава показателей оценки.

Основные методы оценивания персонала. Преимущества и недостатки методов оценивания. Особенности применения различных методов оценивания. Подведение итогов и использование результатов деловой оценки.

Сущность аттестации персонала. Основные цели и задачи проведения аттестации. Показатели, оцениваемые при аттестации сотрудников организации. Содержание этапов проведения аттестации: подготовительный этап, аттестация, заключительный этап. Решения, принимаемые по результатам аттестации. Формы бланков, применяемых при проведении аттестации работников организации.

ТЕМА 13. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА НА АВИАПРЕДПРИЯТИИ.

«Обучение» и «образование»: соотношение понятий. Сущность системы непрерывного обучения персонала организации. Виды обучения. Концепции обучения квалифицированных кадров. Методы обучения персонала. Модель организации процесса обучения.

Подготовка и развитие управленческого персонала. Подготовка кадров. Повышение квалификации. Переподготовка кадров. Определение потребностей организации и работников в области их подготовки и развития.

Процесс развития менеджеров. Приобщение работника к глобальным целям организации. Проблемы ротации работников управленческого звена: японский опыт. Участие будущих руководителей в работе межфункциональных коллективов, комитетов. Проблемы развития и продвижения молодых управленцев.

ТЕМА 14. УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРОЙ ПЕРСОНАЛА.

Понятие и виды деловой карьеры. Принципы организации управления деловой карьерой. Инструментарий управления деловой карьерой. Этапы деловой карьеры, их содержание. Практические примеры управления карьерой в отечественных и зарубежных организациях. Взаимосвязь планирования и реализации деловой карьеры с мероприятиями по повышению квалификации персонала. Управление служебно-профессиональным продвижением персонала.

ТЕМА 15. УПРАВЛЕНИЕ КАДРОВЫМ РЕЗЕРВОМ.

Проблема резерва кадров. Сущность управления кадровым резервом. Работа с кадровым резервом. Этапы процесса формирования резерва: составление прогноза изменений в составе руководящих кадров, получение информации о деловых и личностных качествах кандидатов, формирование состава резерва кадров. Критерии, используемые при подборе кандидатов в резерв. Источники формирования резерва кадров. Порядок отбора и зачисления в группу резерва кадров. Планирование работы с кадровым резервом.

ТЕМА 16.МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВИАПЕРСОНАЛА.

Мотивация и стимулирование как методы управления трудом. Современные теории мотивации. Состояние и тенденции изменения мотивации персонала. Основные компоненты системы мотивации персонала. Стимулирование как основа мотивации. Функции стимулирования. Материальные и нематериальные стимулы к труду. Требования к организации стимулирования труда. Оплата труда персонала. Сравнение российских и западных подходов к системе оплаты труда.

ТЕМА 17. УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ.

Социальное развитие организации как объект управления. Понятие управления социальным развитием. Основные факторы социальной среды: потенциал организации, ее социальная инфраструктура; условия и охрана труда; материальное вознаграждение трудового вклада; социальная защита работников; социально-психологический климат коллектива; внерабочее время и использование досуга. Задачи и функции социальной службы.

ТЕМА 18. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ПЕРСОНАЛА.

Сущность организации труда. Научная организация труда (НОТ). Принципы НОТ. Задачи НОТ. Основные элементы организации труда. Разделение и кооперация труда. Организация рабочих мест. Создание благоприятных условий труда. Планировка и оснащение рабочих мест. Рациональные приемы и методы труда. Нормирование труда. Методы нормирования труда. Классификация затрат рабочего времени. Методы изучения затрат рабочего времени. Правила личной организованности и самодисциплины руководителей и специалистов. Система планирования личного труда работника.

ТЕМА 19. ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ КАК СРЕДСТВО

УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Коммуникационный процесс в организации. Виды коммуникаций. Понятие коммуникативной компетентности. Стратегии и виды общения в организации. Вербальные и невербальные средства общения. Законы и правила аргументации и убеждения. Технологии ведения деловой беседы, деловой дискуссии. Технологии психологического воздействия.

ТЕМА 20. ВЫСВОБОЖДЕНИЕ ПЕРСОНАЛА

Понятие высвобождения персонала. Сходство и различие понятий «высвобождение» и «увольнение». Функции труда и их взаимосвязь с высвобождением сотрудников. Современное состояние управления высвобождением персонала на российских и зарубежных фирмах.

Классификация видов увольнений при планировании работы с высвобождаемыми сотрудниками.

Причины увольнений персонала в соответствии с российским трудовым законодательством и их соответствие классификации видов увольнений.

Методы работы администрации с сотрудниками, увольняющимися по собственному желанию. Программа работ администрации при высвобождении персонала по инициативе работодателя. Корректировка программы работ в зависимости от причины увольнения. Методы работы администрации при подготовке сотрудников к выходу на пенсию. Высвобождение персонала и имидж организации на рынке труда.

ТЕМА 21. РЫНОК ТРУДА И ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Соотношение понятий «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал». Трудовые ресурсы как экономическая и планово-учётная категория. Факторы, влияющие на формирование трудовых ресурсов: демографические и социально-экономические. Структура трудовых ресурсов. Динамика трудовых ресурсов в Российской Федерации.

Понятие рынка труда. Компоненты рынка труда. Субъекты рынка труда. Виды рынка труда. Структура рынка труда и факторы, влияющие на неё. Механизм действия рынка труда. Динамика рынка труда в РФ.

Виды и формы занятости. Объективные условия возникновения безработицы. Уровень безработицы. Обязательства организаций в области обеспечения занятости своих работников. Взаимодействие организаций со службами обеспечения занятости. Российское законодательство по обеспечению занятости населения.

Состав и содержание деятельности органов и организаций по управлению трудовыми ресурсами в Российской Федерации. Основные направления совершенствования государственной системы управления трудовыми ресурсами.

ТЕМА 22. СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Социально-трудовые отношения в рыночной экономике. Элементы системы социально-трудовых отношений. Характеристика основных типов социально-трудовых отношений. Система регулирования социально-трудовых отношений.

Понятие социального партнерства. Основные принципы социального партнерства. Система социального партнерства. Формы осуществления социального партнерства в сфере труда. Представители работников и работодателей. Органы социального партнерства. Коллективные переговоры. Коллективные договора и соглашения. Участие работников в управлении организацией.

Тема 23. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Характеристика экономической и социальной эффективности проектов совершенствования процессов управления персоналом. Анализ существующих подходов к измерению экономической и социальной эффективности управления персоналом.

Методы расчета экономической эффективности. Классификация производственных и непроизводственных факторов. Методы расчета результатов и затрат, связанных с совершенствованием управления персоналом организации.

Наши рекомендации