Понятие об ощущениях. Классификация ощущений
Методичка
К ГОСам
содержание
Ощущения и восприятие. 7
Понятие об ощущениях. Классификация ощущений. 7
Специфика ощущений различных модальностей. 15
Восприятие: понятие, свойства, классификация. 244
Внимание и память. 31
Общее представление о внимании. 31
Проблема внимания в когнитивной психологии. 40
Общее представление о памяти. 444
Проблема памяти в когнитивной психологии. 51
Мышление и речь. 55
Понятие о мышлении. 55
Мышление и речь. 70
Методы исследования мышления и речи. 79
Методология и методы психолого-педагогических исследований. 90
Современное научное знание о методологии (понятие, уровни
научного подхода) 90
Основные методологические принципы психологии. 97
Классификация методов психологического исследования. 102
История психологии. 115
История происхождения психологических идей. 115
Основные исторические этапы европейской психологической
мысли. Становление предмета психологии. 121
Истоки экспериментальной психологии и влияние
физиологии на психологию. 126
Основные идеи отечественной психологии начала 20 века. 128
Психология личности. 132
Мотивационно-потребностная сфера человека. 132
Общие представления о эмоциональной сфере. 142
Возрастная психология. 151
Предмет, задачи, методы возрастной психологии и ее связь с
другими науками. 151
Исторический очерк и проблемы периодизации психического
развития в зарубежной и отечественной психологии. 154
Психическое развитие ребенка младенческого и раннего
возраста. 175
Развитие психики в дошкольном возрасте. 183
Психология младшего школьного возраста. 190
Психологические особенности подростков. 196
Психология юношеского возраста. 204
Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17 лет)
. 204
Старший школьный возраст. 207
Кризис 17 лет. 208
Юность (от 17 до 20-23 лет) 208
Психология зрелого возраста, старения и старости. 209
Социальная психология. 223
Предмет социальной психологии, методология и методы
социально-психологического исследования, место социальной
психологии в системе наук о человеке и обществе. 223
История формирования социально-психологических идей. 228
Специфика изучения личности в социальной психологии. 235
Психология общения и межличностных отношений. 244
Общие проблемы исследования малой группы в социальной
психологии. 259
Проблематика психологии больших социальных групп, их
классификация. 277
Психодиагностика. 287
Научная психодиагностика и психодиагностическая практика
. 287
Психометрические основы психодиагностики. 296
Психодиагностика личности. 299
Психологическая служба в образовании. 311
Организация функционировая ПС в образовательном
учреждении. 311
Основные направления функционирования психологической
службы в образовательном учреждении……............……..…347
Организация работы психологической службы с
педагогическим коллективом образовательного учреждения353
Основы психологии семьи и семейного консультирования….. 35757
Семья в современном обществе. 35757
Детско-родительские отношения в семье. 37474
Психологическая помощь семье. 38787
Конфликтология. 39393
Структура конфликта. 393
Функциональная направленность конфликтов в организации.
. 395
Стратегия разрешения конфликтов. 396
Клиническая психология. 399
Предмет и структура медицинской психологии. 399
Патопсихологические проявления нарушений мышления. 400
Специальная педагогика и специальная психология. 402
Учение Л.С. Выготского о дефекте. 402
Дизонтогенез: понятие, виды, параметры.. 407
Основы профориентологии. 416
Психологические основы профессиональной консультации. 416
Профессиональное самоопределение личности. 420
Психология труда. 424
Основные вопросы изучения профессий. Психологическая
профессиография. 424
Понятие и формы работоспособности. Фазы изменения
работоспособности в процессе труда. Приемы управления
работоспособностью.. 425
Психологическое консультирование. 4288
Этапы психологического консультирования. 428
Техники профессиональной коммуникации в психологическом
консультировании. 434
Психотерапия. 435
Основные психотерапевтические подходы и технологии. 435
Групповая и индивидуальная формы терапии…………….…454
Психолого-педагогическая коррекция. 455
Цели и задачи психологической коррекции………..………...455
Методы и средства психокоррекционного воздействия…….455
МАСПО.. 457
Общее представление о психологическом тренинге. Ведущий
тренинговой группы.. 45757
Классификации тренинговых групп и их основания. 471
Методология социально-психологического тренинга. 478
Общие основы педагогики. 492
Предмет и задачи педагогики. Основные категории педагогики
Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь
педагогики с другими науками. 495
Педагогический процесс как система. 498
Методология педагогической науки. 505
Методы и логика педагогических исследований. 506
Образование как целенаправленный процесс воспитания и
обучения в интересах человека, общества и государства. 510
История образования и педагогической мысли. 516
Педагогическая наука Западной Европы в период становления
и развития индустриального общества. 516
Развитие русской педагогической мысли в период становления
индустриального общества. 529
Развитие отечественной педагогической науки и практики
воспитания в условиях советского общества. 540
Развитие новых концепций воспитания и демократической
школы в России 80-90 годов. 552
Педагогическая психология. 555
Педагогическая психология – междисциплинарная отрасль
научного знания. 555
Психология научения. Научение детей в младенческом и
раннем возрастах. 557
Психология учения. Проблема учебной деятельности в
педагогической психологии, ее структура. 560
Современные концепции обучения. 562
Социально-психологические аспекты воспитания. 565
Психология педагогической деятельности. 567
Социальная педагогика. 573
Девиация как социально-педагогическая проблема. 573
Социальная педагогика как отрасль научного знания….…...576
Развитие ребенка в социуме………………..………………….576
Категории социальной педагогики………..…………………..577
Теория и методика воспитания……………………………………586
Сущность воспитания и его место в целостной структуре
образовательного процесса………………………….………...586
Система форм и методов воспитания……….………………..590
Коллектив как объект воспитания……….…………………...591
Функции и соновные направления деятельности классного
руководителя……………………………………….……….….594
Теория обучения………...…………………………………………604
Закономерности и принципы обучения………..……………..604
Анализ современных дидактических концепций…..………..609
Содержание образования как фундамент базовой культуры
личности……………………………………………………...….611
Методы обучения…………………………………..…………...624
Ощущения и восприятие
Понятие об ощущениях. Классификация ощущений
Место ощущения в ряду других познавательных процессов
Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий и затем может произойти переход к мышлению, однако любое, даже наиболее развитое мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием. Через ощущения и восприятие мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением.
Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения - первичная форма ориентировки организма в окружающем мире (и в филогенезе и в онтогенезе): у животных, новорожденного, всегда эмоц. окрашены, соотносятся с объектами внешнего мира, порождают желания, побуждения, т.е. движения и действия реализуются ощущениями.
Проблема адекватности и специфичности ощущений
Философы-идеалисты нередко высказывали мысль о том, что подлинным источником нашей сознательной жизни являются не ощущения, а внутреннее состояние сознания, способность разумного мышления, заложенные от природы и независимые от притока информации, поступающей из внешнего мира. Эти воззрения легли в основу философии рационализма. Суть ее заключалась в том, что психические процессы не являются продуктом сложного исторического развития, и ее приверженцы ошибочно толковали сознание и разум не как результат сложной исторической эволюции, а как первичное, далее не объяснимое свойство человеческого духа.
Философы-идеалисты и многие психологи, разделяющие идеалистическую концепцию, нередко делали попытки отвергнуть, казалось бы, очевидное положение о том, что ощущения человека связывают его с внешним миром, и доказать обратное, парадоксальное положение, что ощущения отделяют человека от внешнего мира, являясь непреодолимой стеной между ним и внешним миром.
Это положение было выдвинуто философами-идеалистами (Д. Беркли, Д. Юм, Э.Мах), а психологи Мюллер и Г.Гельмгольц на его основе сформулировали теорию "специфической энергии органов чувств". Согласно этой теории, каждый из органов чувств (глаз, ухо, кожа, язык) не отражает воздействия внешнего мира, не дает информации о реальных процессах, протекающих в окружающей среде, а лишь получает от внешних воздействий толчки, возбуждающие их собственные процессы. Согласно этой теории, каждый орган чувств обладает своей собственной "специфической энергией", возбуждаемой любым воздействием, доходящим из внешнего мира. Так, достаточно нажать на глаз, воздействовать на него электрическим током, чтобы получить ощущение света; достаточно механического или электрического раздражения уха, чтобы возникло ощущение звука. Из этих положений делался вывод, что органы чувств не отражают внешних воздействий, а лишь возбуждаются от них, и человек воспринимает не объективные воздействия внешнего мира, а лишь свои собственные субъективные состояния, отражающие деятельность его органов чувств. Иначе говоря, это значит, что органы чувств не соединяют человека с внешним миром, а, наоборот, отделяют человека от него. Легко видеть, что эта теория приводила к утверждению: человек не может воспринимать объективный мир и единственной реальностью являются субъективные процессы, отражающие деятельность его органов чувств, которые и создают субъективно воспринимаемые "элементы мира".
В парадоксальной форме специализация органов чувств, или рецепторов, выражается в том, что и неадекватный раздражитель, воздействуя на определенный рецептор, может вызвать специфические для него ощущения. Так, сетчатка дает световые ощущения при воздействии на нее как светом, так и электрическим током или давлением ("искры из глаз сыплются" при ударе). Й. Мюллер выдвинул принцип специфической энергии органов чувств: все специфицированные ощущения находятся в определенном соотношении с гистологически специфицированными органами, их обусловливающими. На этой основе Мюллер выдвигает другую идею, согласно которой ощущение зависит не от природы раздражителя, а от органа или нерва, в котором происходит процесс раздражения, и является выражением его специфической энергии.