Образец титульного листа отчета по производственной практике

    Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им.Н.И. Лобачевского»   Факультет социальных наук Отделение психологии     Отчет по производственной практике 12 апреля – 10 мая 2010 года     Место прохождения практики: торговая фирма «Карандаш»     Выполнила студентка группы 14-23 Иванова Инна Ивановна   Руководитель практики со стороны факультета доц. Сидоров С.С.   Руководитель практики со стороны кафедры общей и социальной психологии доц. Кузнецова А.А. Руководитель со стороны базы практики, начальник отдела кадров Кукушкин К.К.     Нижний Новгород, 2012  

Педагогическая практика

Одной из форм производственной практики может быть педагогическая практика. Она проводится для повышения готовности студентов участвовать в решении комплексных психологических задач в системе образования. Главная цель педагогической практики студентов заключается в освоении ими основных видов деятельности психолога системы образования, а также в развитии профессиональных качеств в условиях школ и других образовательных (воспитательных) учреждений. Итогом прохождения педагогической практики является формирование компетенций психолога, способного самостоятельно решать на современном методическом уровне научно-исследовательские и прикладные задачи в области психологии образования.

Производственная практика студентов может проходить на базе образовательных учреждений - в школах, дошкольных образовательных учреждениях, школах-интернатах, колледжах, профтехучилищах и т.п. В течение всего периода прохождения практики студенты подчиняются правилам внутреннего распорядка, действующим в организации, участвуют в культурных и общественных и иных мероприятиях коллектива.

Педагогическая практика ориентирована на решение задач образовательного, прикладного и научно-исследовательского характера. В период прохождения практики студенты:

—присутствуют при выполнении школьным психологом его профессиональной деятельности;

— участвуют в сборе диагностически значимой информации;

—закрепляют умения и навыки по применению психолого-педагогических технологий;

—участвуют в обучении и воспитании детей и подростков;

—выполняют психолого-педагогические задания руководителя практики.

В процессе прохождения педагогической практики студент должен:

—включиться в организационную среду образовательного учреждения, установить профессиональные контакты,

—осуществлять общее планирование практической работы, составлять график работ и его согласовывать, организовывать свою деятельность, включая мероприятия по психодиагностике, развивающей и учебно-просветительской работе;

—в реальных условиях образовательного учреждения познакомиться со спецификой профессиональной деятельности психолога системы образования;

—сформировать понимание сущности и социальной значимости профессии психолога в сфере образования;

—ознакомиться с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность психолога системы образования;

—закрепить и углубить теоретические знания в области практической психологии, психодиагностики и педагогической психологии;

—непосредственно взаимодействовать с детьми и их родителями, педагогами выполняя функции психолога образования;

—осуществлять социально-психологическую и педагогическую работу с коллективом класса, проводить групповую диагностику, анализировать социальные факторы обучения и развития школьников, проводить групповые мероприятия и исследования;

—принимать участие в решении практических задач, стоящих перед психологами в сфере образования;

—осуществлять самоанализ профессиональной деятельности и оценку успешности достижения поставленных целей, решения тех или иных проблем.

При прохождении педагогической практики студенты должны выполнить самостоятельно несколько видов работ, являющихся основой деятельности любого психолога образования:

1. Организационно-методическая работа предполагает:

а) решение с руководителями практики организационных вопросов по её прохождению;

б) знакомство с организацией, её инфраструктурой, психологами и педагогами, детьми и их родителями, профессиональными и социальными группами, условиями профессиональной деятельности;

в) планирование собственной профессиональной деятельности в образовательном учреждении, составление плана-графика мероприятий;

г) подготовку методического обеспечения мероприятий: подбор и проверку методик, составление конспектов занятий, разработку методических материалов по тем или иным видам деятельности, подготовку необходимого инвентаря и оборудования, создание иллюстративного материала, разработку мультимедийных программ и презентаций и др.;

д) реализацию поставленных задач;

е) составление отчетов, психологических заключений и рекомендаций.

2. Психодиагностическая работапсихолога образования включает:

а) социально-психологическую диагностику социальных групп детей, например, школьных классов, в том числе их социальную структуру, характер межличностных отношений, взаимодействие с другими социальными группами и педагогами;

б) диагностику личности школьника*: личностных черт, способностей, направленности, состояний и других психологических характеристик;

в) оценку внешней социальной среды школьника, диагностику его социального статуса, межличностных отношений, социальных факторов учебы;

г) оценку ближайшего окружения школьника: семьи, друзей, анализ их влияния на личность и состояния клиента; оценку возможности ближайшего окружения в поддержке, развитии, социальном сопровождении школьника;

е) составление психодиагностического заключения.

3. Учебно-просветительская работапсихолога образования может включать:

а) ознакомление школьников с психологией, рассказ о психических явлениях, механизмах их вызывающих, особенностях протекания психических процессов, значении тех или иных психических состояний, структуре личности, её развитии и совершенствовании, адаптации, социализации, межличностном взаимодействии и др.;

б) проведение групповых мероприятий просветительского характера с целью знакомства с теми или иными фактами психологии (лекции, семинары, дискуссии и др.);

в) проведение обучающих мероприятий с целью развития определенных качеств, способностей, умений, навыков (тренинги, игры, творческие мастерские, психологические практики и др.);

г) составление методических материалов обучающего характера (плакаты, мультимедиа и видеодемонстрации, раздаточный материал для самостоятельного ознакомления и др.).

4. Научно-исследовательская работапсихолога образования может включать:

а) изучение какого-либо психического явления, на примере школьников;

б) описание ранее не изученного психологического феномена, проявляющегося у кого-либо из школьников;

в) выявление психологических различий между группами школьников, отличающихся по каким-либо характеристикам;

г) выявление взаимосвязи психических явлений;

д) изучение динамики проявления тех или иных психических процессов, свойств, состояний у школьников;

е) разработка и апробация (или адаптация) какой-либо психологической или педагогической методики или психологической технологии (обучающая программа, тренинг, развивающая игра, метод психодиагностики и др.) в соответствии с научными принципами объективности.

5. Объективная оценка и самоанализ деятельности студента-практиканта включает:

а) получение обратной связи от школьного психолога, педагогов, школьников и их родителей и её анализ;

б) получение обратной связи о проведенных мероприятиях от группы, с которой осуществлялась психодиагностическая и (или) учебно-просветительская работа;

в) профессиональная рефлексия и самоанализ собственной практической деятельности;

г) оценка практической работы студента-практиканта со стороны руководителей практики.

Работа студента во время педагогической практики регламентируется индивидуальным планом-графиком. План-график практики составляется в первую неделю практики студентом совместно с руководителем практики от кафедры. В плане-графике должны быть отражены предполагаемые мероприятия и задания на практику, а также сроки их исполнения. План-график имеет вид таблицы (табл. 2). План мероприятий должен быть пошагово расписан в виде последовательности действий, которые необходимо выполнить.

В процессе прохождения производственной практики студент должен ежедневно вести дневник практики. В нем должны быть отмечены мероприятия, проведенные студентом. Также в дневнике описываются конкретные профессиональные ситуации, в которые был вовлечен студент-практикант. Кроме того, должны быть указаны проблемы, возникшие при выполнении мероприятия и действия практиканта по их разрешению.

На основании материалов дневника практики, данных обратной связи и самоанализа пишется отчет по практике. Структура отчета по производственной практике включает в себя следующие разделы:

1) Титульный лист по образцу (Форма 3).

2) Введение, где указываются цели и задачи практики, база проведения практики.

3) Конкретные психодиагностические, исследовательские и учебно-просветительские задачи практиканта в данной организации.

4) План-график мероприятий в рамках педагогической практики.

5) Описание проведенных работ, соотверствующих поставленным задачам.

6) Психодиагностические заключения по конкретному лицу или школьной группе.

7) Характеристика проведенных учебно-просветительских мероприятий.

8) Проблемы, возникшие в ходе практики и ход их решения.

9) Ошибки, допущенные при проведении мероприятий, и возможные пути их предотвращения в будущем.

10) Заключение, которое должно включать мнение практиканта о степени успешности проведенной работы, общую оценку результатов практики и впечатления о ней.

К отчету могут быть приложены документы, более глубоко раскрывающие содержание проведенных мероприятий и их результатов. В качестве приложений могут быть:

1/ психолого-педагогическая характеристика школьника и среды его развития,

2/ планы-конспекты учебно-просветительских мероприятий,

3/ сценарии практических, коррекционных и развивающих занятий,

4/ отчет о научно-исследовательской работе.

5/ протоколы мероприятий и др.

Таблица 2

Общая схема плана-графика педагогической практики

Этап практики Действия Задачи Сроки исполнения
1. Предварительный 1.1. Посещение установочной конференции по педпрактике 1) Получить информацию руководителя со стороны факультета по организации и проведению педпрактики. 2) Получить предписание на практику. с 01.01.2020, по 01.04.2020
1.2. Консультация с руководителем практики от кафедры по организации практики 1) Обсуждение оргвопросов прохождения практики. 2) Обозначение задач практики руководителем практики, определение заданий на практику. 3) Совместно с руководителем практики составление плана-графика мероприятий практики. с 01.01.2020, по 01.04.2020
2. Организационный 2.1. Обсуждение с руководителем от базы практики оргвопросов 1) Знакомство с правилами и порядком работы в организации 2) Уточнение плана-графика мероприятий педпрактики, согласование его с планом мероприятий образовательного учреждения с 01.01.2020, по 01.04.2020
2.2. Встреча учебной группой, с которой будут проводиться мероприятия педпрактики 1) Знакомство со школьниками, рассказ о себе и совместной работе во время педпрактики. 2) Определение объекта психодиагностики и исследовательской части практики (класс, учебная или воспитательная группа, конкретный школьник, ребенок). 3) Знакомство со школьником, относительно которого будет составляться психолого-педагогическая характеристика. с 01.01.2020, по 01.04.2020
2.3. Обсуждение с руководителем от базы практики организационно-методической составляющей мероприятий педпрактики 1) Обсуждение темы и формы проведения учебно-просветителького мероприятия. 2) Обсуждение общей схемы и методов психодиагностической работы с классом. 3) Обсуждение общей схемы и методов психолого-педагогической работы с конкретным школьником с целью составления психолого-педагогичсеской характеристики. 4) Обсуждение плана работы с родителями школьников. 5) Обсуждение плана работы с педколлективом организации. 6) Обсуждение формы, методов и условий проведения научно-исследовательской работы. с 01.01.2020, по 01.04.2020
2.3. Обсуждение с руководителем от кафедры организационно-методической составляющей мероприятий педпрактики 1) Утверждение темы учебно-просветителького мероприятия, определение списка учебной и методической литературы для разработки темы и подготовки к занятию. 2) Обсуждение принципов и методов психодиагностики, повторение правил и этических норм психодиагностической работы. 3) Обсуждение организационно-методических вопросов выполнения научно-исследовательской работы. 4) Коррекция плана-графика мероприятий педпрактики. с 01.01.2020, по 01.04.2020
2.4. Сбор документов по практике 1) Ведение дневника практики 2) Подготовка иных документов по практике с 01.01.2020, по 01.04.2020

Таблица 2 (продолжение)

3. Подготовка мероприятий 3.1. Подготовка учебно-просветительского мероприятия 1) Составление содержательной части учебно-просветительского мероприятия. 2) Анализ и выбор педагогических методов и приемов, которые будут использоваться при проведении мероприятия, определение формы проведения мероприятия. 3) Составление плана-конспекта учебно-просветительского мероприятия. 4) Обсуждение с руководителем от базы практики и руководителем от кафедры методических материалов по проведению мероприятия. с 01.01.2020, по 01.04.2020
3.2. Подготовка психодиагностической работы с группой 1) Подбор методик для проведения психодиагностической работы с классом, оценка их эффективности. 2) Составление вопросов для социометрии и анкетирования. 3) Обсуждение с руководителем от базы практики и руководителем от кафедры подобранных методов психодиагностики с анализом их надежности, валидности, объективности, правомочности использования в условиях практики. с 01.01.2020, по 01.04.2020
3.3. Подготовка психолого-педагогической работы с конкретным школьником 1) Составление плана беседы со школьником. 2) Встреча со школьником, установление контакта. 3) Составление плана беседы с педагогами школы относительно личности ребенка и условий его обучения. 4) Составление плана беседы с родителями школьника относительно условий его развития и воспитания в семье. 5) Составление плана беседы с одноклассниками школьника относительно его личности, отношений со сверстниками, особенностями школьной жизни. 6) Составление плана наблюдения за школьником, его поведения в условиях школы. 7) Составление плана психодиагностики школьника, подбор адекватных методов. 8) Составление плана профилактической, коррекционной и (или) развивающей работы со школьником, подбор адекватных методов. 9) Обсуждение с руководителем от базы практики и руководителем от кафедры схемы психолого-педагогической работы со школьником, планов бесед и списка вопросов к ним, методов психодиагностики. с 01.01.2020, по 01.04.2020
3.4. Подготовка профилактических, коррекционных и (или) развивающих занятий с группой школьников 1) Анализ литературы по проведению коррекционных и развивающих занятий со школьниками. 2) Подбор методов и приемов для проведения занятий, оценка их эффективности. 3) Составление сценария занятия. 4) Обсуждение с руководителем от базы практики и руководителем от кафедры сценария занятия, методов его проведения, целей, которых необходимо достичь при осуществлении мероприятия. с 01.01.2020, по 01.04.2020
3.5. Подготовка мероприятий с родителями 1) Составление плана родительского собрания, его содержания. 2) Составление списка вопросов и тем обсуждения, которые необходимо раскрыть на родительском собрании. 3) Составление общей схемы проведения родительского собрания. 4) Обсуждение с руководителем от базы практики и руководителем от кафедры цели, содержания, формы проведения родительского собрания. с 01.01.2020, по 01.04.2020
3.6. Подготовка научно-исследовательской работы 1) Составление плана научно-исследовательской работы. 2) Подбор методик для проведения научно-исследовательской работы, оценка их эффективности. 3) Обсуждение с руководителем от базы практики и руководителем от кафедры организационных и методических вопросов проведения научно-исследовательской работы. 4) Предварительное взаимодействие с людьми, участвующими в научно-исследовательской работе с 01.01.2020, по 01.04.2020

Таблица 2 (продолжение)

4. Реализация мероприятий 4.1. Проведение учебно-просветительского мероприятия 1) Проведение учебно-просветительского мероприятия 2) Рефлексия студентом своей деятельности, успехов и неудач, при проведении мероприятия. 3) Получение обратной связи от группы о плюсах и минусах проведенного мероприятия. 4) Обсуждение плюсов и минусов, итогов и особенностей мероприятия с руководителем от базы практики с 01.01.2020, по 01.04.2020
4.2. Проведение психодиагностической работы с группой 1) Инструктирование школьников перед проведением психодиагностики. 2) Формирование у школьников должной мотивации пройти психодиагностическое обследование. 3) Проведение анкетирования. 4) Проведение социометрии. 5) Проведение тестирования. 6) Анализ студентом характера выполнения психодиагностической работы. 7) Обсуждение психодиагностической работы с руководителем от базы практики с 01.01.2020, по 01.04.2020
4.3. Проведение психолого-педагогической работы с конкретным школьником 1) Проведение бесед со школьником и его одноклассниками. 2) Проведение бесед с педагогами школы относительно школьника. 3) Проведение бесед с родителями школьника, оценка семейной среды его развития. 4) Оценка особенностей, позитивных и негативных сторон школьной среды развития ребенка. 5) Проведение наблюдения за школьником и психодиагностики. 6) Проведение профилактической, коррекционной и (или) развивающей работы со школьником. 7) Рефлексия студентом своей работы со школьником. 8) Обсуждение с руководителем от базы практики результатов психолого-педагогической работы со школьником. с 01.01.2020, по 01.04.2020
4.4. Проведение профилактических, коррекционных и (или) развивающих занятий с группой школьников 1) Проведение занятия. 2) Рефлексия студентом своей деятельности, успехов и неудач, при проведении занятия. 3) Получение обратной связи от группы о плюсах и минусах проведенного занятия. 4) Обсуждение плюсов и минусов, итогов и особенностей занятия с руководителем от базы практики с 01.01.2020, по 01.04.2020
4.5. Проведение мероприятий с родителями 1) Проведение мероприятия с родителями. 2) Рефлексия студентом своей деятельности, успехов и неудач, при проведении мероприятия с родителями. 3) Получение обратной связи от группы о плюсах и минусах проведенного мероприятия с родителями. 4) Обсуждение, плюсов и минусов, итогов и особенностей проведения мероприятия с руководителем от базы практики с 01.01.2020, по 01.04.2020
4.6. Проведение научно-исследовательской работы 1) Выполнение научно-исследовательской работы. 2) Рефлексия студентом своей деятельности, успехов и неудач, при выполнении научно-исследовательской работы. 3) Обсуждение результатов научно-исследовательской работы с руководителем от базы практики с 01.01.2020, по 01.04.2020

Таблица 2 (продолжение)

5. Подведение итогов 5.1. Анализ проделанной работы, ее результатов, достижение цели, выполнение поставленных задач 1) Общий анализ итогов учебно-просветительского мероприятия. 2) Анализ результатов психодиагностики. 3) Анализ результатов психолого-педагогического изучения школьника и среды его развития. 4) Анализ результатов развивающих занятий с группой школьников. 5) Анализ результатов проведенного мероприятия с родителями. 6) Анализ результатов научно-исследовательской работы. с 01.01.2020, по 01.04.2020
5.2. Самоанализ студентом своей деятельности в организации во время педпрактики 1) Самоанализ студента своей работы со школьниками и их родителями ее успехов и неудач, ошибок и достижений, оценка своей результативности. 2) Определение путей повышения эффективности работы, устранение недочетов, развития компетенций, совершенствования стиля профессиональной деятельности. с 01.01.2020, по 01.04.2020
5.3. Подготовка отчета по педагогической практике и других документов 1) Написание отчета по педагогической практике. 2) Написание приложений к отчету по педагогической практике: психолого-педагогической характеристики школьника, план-конспектов и сценариев проведенных занятий, протоколов, отчета по научно-исследовательской работе. 3) Окончательное оформление дневника практики, подписание его у руководителя со стороны базы практики. 4) Обсуждение с руководителем от базы практики отчета по педагогической практике и других документов. 5) Написание руководителем от базы практики в предписании на практику. характеристики на работу студента, выставление оценки, утверждение пребывания на практике печатями образовательного учреждения. с 01.01.2020, по 01.04.2020
6. Заключительный 6.2. Обсуждение с руководителем практики от кафедры по организации практики 1) Проверка руководителем от кафедры отчета по практике. 2) Обсуждение с руководителем от кафедры отчета по практике и приложений к нему. 3) Совместный анализ студента и руководителя от кафедры итогов практики, успехов и неудач, характеристика студентом специфики профессиональной деятельности психолога в образовательном учреждении. 4) Утверждение руководителем от кафедры отчета по практике и приложений к нему, выставление оценки. с 01.01.2020, по 01.04.2020
6.3. Посещение установочной конференции по педпрактике 1) Обсуждение итогов педагогической практики на итоговой конференции совместно с другими практикантами, преподавателями, руководителем педпрактики со стороны факультета. 2) Защита отчета по практике. 3) Выставление окончательных оценок. с 01.01.2020, по 01.04.2020

Рекомендуемая литература

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - М.: Сфера, 1999. – 446 с.

2. Бараева Е.И., Ершова М.В., Маковчик С.Н. Педагогическая практика. – Минск: РИВШ, 2007. – 100 с.

3. Батаршев А. В. Психодиагностика в управлении. – М.: Дело, 2005. – 496 с.

4. Быков А.К. Психолого-педагогический практикум. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.

5. Вачков И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию "психолог". – М.: МОДЭК, МПСИ, 2007. – 464 с.

6. Двинин А. Успешный психолог. – СПб.: Изд-ва «Левша. Санкт-Петербург». – 2007. – 224 с.

7. Захарова Л.Н. Психологическая подготовка педагога. – Н. Новгород: Издательство ННГУ, 1993. – 214 с.

8. Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога-консультанта организации. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 638 с.

9. Корнева Л.В. Психологические основы педагогической практики. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 157 с.

10. Лосева В.К., Гульнов А.И. Современные теории и технологии психологической помощи. - М.: МПСИ, 1995. – 216 с.

11. Психологические задания на период педагогической практики /Под ред. Е.А. Силиной. – М.: Флинта, МПСИ, 2008. – 248 с.

12. Рабочая книга практического психолога / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 670 с.

13. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: В 2-х т. – М., 1999. – Т. 1-2.

14. Симонов В.П. Педагогическая практика в школе. – М.: МПСИ, 2000. – 182 с.

15. Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов. – М.: ДАЕ, 2000. – 120 с.

16. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 448 с.

17. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 432 с.

Содержание

Введение 3

1. Общие вопросы организации практик 5

2. Учебная практика 8

3. Производственная практика 13

4. Педагогическая практика 22

Рекомендуемая литература 30

Александр Владимирович Орлов

Елена Николаевна Башук

Елена Николаевна Васильева

Организация и проведение практик у студентов, обучающихся по направлению «Психология»:

Учебно-методическое пособие

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им.Н.И. Лобачевского»

603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23

Подписано в печать . Формат 60х84 1/16.

Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура Таймс.

Усл. печ. л. 2,0. Уч.-изд. л. 2,0

Заказ № . Тираж 100 экз.

Отпечатано в типографии Нижегородского госуниверситета

им. Н.И. Лобачевского

603600, г Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 37

Лицензия ПД № 18-0099 от 14.05.01.

* Если педагогическая практика проходит не в школах, то работа осуществляет с детьми или учащимися данного образовательного учреждения

Наши рекомендации