Цели и задачи консультативной помощи
Любая консультативная помощь должна базироваться на потребностях клиента. В этом контексте можно говорить о двух основных целях:
1) повышение эффективности управления клиентом собственной жизнью;
2) развитие способности клиента решать проблемные ситуации и развивать имеющиеся возможности.
Консультирование обязательно должно включать научение клиента, т.е. привнесение в его жизнь новых ценностей, альтернативных ракурсов видения жизни, способности вырабатывать решения собственных проблем и реализовать их на практике. Иногда цели консультирования разделяют на цели, связанные с исправлением (коррекцией), и цели, связанные с обеспечением роста или развития. Задачи развития — это задачи, с которыми люди сталкиваются на разных этапах своей жизни. Например, это переход к независимому существованию, поиски партнера, воспитание детей и адаптация к старости. Для достижения целей, связанных с развитием, необходимо как подавление негативных черт, так и усиление положительных качеств.
В консультировании большое внимание уделяется достижению состояния психологического комфорта и сохранению душевного здоровья. По А. Маслоу, полная самоактуализация подразумевает реализацию творческих способностей, автономию, социальную реализацию и способность сосредоточиться на решении проблем. Можно сказать, что конечная цель консультирования — научить клиентов оказывать помощь самим себе и таким образом научить их быть своими собственными консультантами [7; 19]. Это согласуется с одним из ведущих методологических принципов социальной работы — концепцией независимой жизни.
Как отмечает Р. Кочюнас, вопрос определения целей консультирования не является простым еще и потому, что зависит как от потребностей клиентов, обращающихся за помощью, так и от теоретической ориентации самого консультанта. Однако можно выделить несколько универсальных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ.
1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.
2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.
3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. В процессе консультирования пациент может научиться принимать самостоятельные решения, распределять свое время и энергию, оценивать последствия риска, свойства своей личности, исследовать поле ценностей, в котором происходит принятие решений, преодолевать эмоциональные стрессы, понимать влияние установок на принятие решений и т. п.
4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношений детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений.
5. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. По мнению Блошера (Blosher, 1966), в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.
Р.Мей (R.May, 1967) указывает, что при работе с детьми консультант должен добиваться изменения их ближайшего окружения в целях повышения эффективности помощи [5. — С. 9].
Перечисленные цели во многом совпадают с перечнем типовых запросов клиентов и их ожиданий от результатов консультативной помощи [25. — С. 192]:
• лучше понять самого себя или ситуацию;
• изменить свои чувства;
• суметь принять решение;
• утвердиться в решении;
• получить поддержку при принятии решения;
• суметь изменить ситуацию;
• приспособиться к ситуации, которая, скорее всего, не изменится;
• дать разрядку своим чувствам;
• рассмотреть возможности и выбрать одну из них.
Нередко клиентов интересуют результаты, не связанные непосредственно с консультированием: информация, новые навыки или же практическая помощь.
В основе всех этих запросов лежит идея изменения. Независимо от характера запроса или типа проблемы существуют четыре основные стратегии:
1) изменение самой ситуации;
2) изменение себя для адаптации к ситуации;
3) выход из ситуации;
4) нахождение способов жить с этой ситуацией.
При этом еще раз следует подчеркнуть необходимость повышения личной ответственности клиентов за решение проблемной ситуации и за дальнейшее развитие своего жизненного сценария. Клиенту, как отмечает Н.Линде (1996), нужно помочь освободиться от состояния объектности и активизировать качества субъекта, готового и способного к изменениям, принятию решений и их реализации.