Процесс переговоров как ресурс организации

Шаги переговорного процесса Ситуационный подход Институциональный подход Примеры инструментов и процедур
Определение целей Цели устанавливаются на основе каждой конк­ретной ситуации Цели каждых перегово­ров связаны с более общими корпоративны­ми целями • Четкая информация о корпоративных целях • Образцы постанов­ки целей
Подготовка к перегово­рам Подготовка проводится в каждом случае своя; иногда вообще нет вре­мени на подготовку Подготовка хорошо структурирована; пере­говоры организуются с учетом опыта всей орга­низации • База данных о про­шлых переговорах • Схемы категоризации • "Желтые страницы" коллег • Консультации с кол­легами
Ведение переговоров Участники переговоров действуют как одинокие волки при незначитель­ном контроле сверху; считается, что успех или провал зависят от лич­ных способностей Участники переговоров стараются максимально удовлетворить корпора­тивные интересы и со­гласовать их с интере­сами другой стороны • Сценарии перегово­ров, которые увязыва­ют стратегии с харак­тером конкретных переговоров • Тренинговые про­граммы, укрепляющие корпоративные цели • НАОС
Анализ переговоров Анализ проводится не­регулярно; упор на со­кращение расходов и процент заключенных сделок Анализ проводится си­стематически; упор не только на результаты каждых переговоров, но также на то, как они про­водились; информация о каждых переговорах анализируется, чтобы ее можно было использо­вать на будущих пере­говорах • Структурированные вопросы обзорного ха­рактера, направленные не только на результат, но и на процесс • Опросные формы, которые включаются в базу данных о лучших переговорах
           

Учебный элемент № 4.

Техника принятия управленческих решений

Учебные цели элемента

Процесс переговоров как ресурс организации - student2.ru

• Дать представление о процессе принятия решений.

• Познакомить со стилями принятия решений.

• Научить использовать свою лучшую роль при принятии групповых решений.

Процесс переговоров как ресурс организации - student2.ru Большинству менеджеров понятие «управленческое реше­ние»* представляется вполне очевидным. В ходе недавно про­веденного обследования потребностей в обучении менедж­менту в странах Восточной Европы лишь немногие рос­сийские респонденты отметили принятие управленческих решений как особый навык, которому необходимо учить­ся. Между тем, практика показывает, что именно в неуме­нии принимать важные управленческие решения кроется множество неприятностей, с которыми сталкиваются рос­сийские организации**. Что же необычного кроется в по­нятии «управленческое решение»?

4.1. Понятие об управленческом решении

Процесс переговоров как ресурс организации - student2.ru Управленческое решение — это выбор из некоторого чис­ла альтернатив. С этим определением согласится, вероят­но, большинство менеджеров. Однако часто ли мы отдаем себе отчет в том, сколько альтернатив рассмотрели, при­нимая то или иное решение? А если решение принимается относительно какой-либо проблемы, то насколько точно эта проблема сформулирована?

Процесс переговоров как ресурс организации - student2.ru Анализ практики менеджмента, связанной с принятием решений, показывает, что значительная часть ошибочных решений обусловлена тем, что они принимаются до того, как проблема четко сформулирована. Между тем, четкая формулировка проблемы — обязательное условие ее эффективного решения. Если нет ясной формулировки, то может рассматриваться не та проблема, которую необхо­димо решить, а та, которую известно как решать.

Наглядным и отчасти забавным примером искажения формулировки проблемы может слу­жить такая задача.

Представьте, что вы выложили на столе с помощью спичек фигуру, показанную на рисун­ке. Фигура представляет собой неправильное математическое выражение: семь не равно единице (используются римские цифры). Задача состоит в том, чтобы, переложив с места на место одну и только одну спичку, получить правильное математическое равенство. Подумайте над этой про­блемой. Если вы отчаетесь решить эту задачу, посмотрите на решение, представленное в Прило­жении 1 (Д).

Процесс переговоров как ресурс организации - student2.ru

При решении этой задачи в группе, как правило, один из первых предлагаемых вариантов сводится к тому, чтобы переложить крайнюю правую спичку из левой части «равенства» и нало­жить на знак = так, чтобы получить знак неравенства. Получается ли при этом правильное мате­матическое выражение? Конечно. Является ли это решением задачи? Безусловно, нет, ведь в условии сказано, что нужно получить правильное равенство, а не просто правильное выражение. Между тем, при проведении эксперимента многие считают, что решили задачу.

4.2. Основные этапы принятия управленческого решения

Процесс переговоров как ресурс организации - student2.ru Принимать решения менеджерам приходится так часто, что если не отработать определенную последовательность ша­гов в этом виде деятельности и каждый раз заниматься «творчеством», то управленческая деятельность может пре­вратиться в муку. Основные стадии принятия решения по­казаны на рис. 4.1 (Лит. 28).

На первый взгляд, данная схема почти очевидна, однако на практике менеджеры очень часто пропускают некото­рые шаги цепочки, что приводит к принятию неэффек­тивных решений. О том, что решения пытаются разрабаты­вать, часто не сформулировав саму проблему, уже говори­лось. Недостаточно тщательная разработка альтернатив чре­вата тем, что будет принято первое приемлемое, но не опти­мальное решение. Значительная часть правильных решений оказывается нереализованной, поскольку вовремя не про­думана система наблюдения за их выполнением.

Следует здесь отметить, что для принятия решений особое значение имеет искусство задавать правильные, разнооб­разные и тщательно сформулированные вопросы. Без этого трудно избежать множества психологических ловушек и ошибок, которые описываются в следующем разделе.

Для правильного прохождения основных этапов принятия важных решений полезно пользоваться приводимой ниже таблицей.

Процесс переговоров как ресурс организации - student2.ru

Рис. 4.1. Стадии управленческого решения

Таблица 4.1.

Планирование результата

№ п/п Номер проблемы Составляющая решения …   Примечания КОНТРОЛЬ
Проблема (противоречие) а) Предмет (следствия) б) Объект в) Субъект                    
Причины возникновения проблемы                    
Цель(и) решения                    
№ п/п Номер проблемы Составляющая решения …   Примечания КОНТРОЛЬ
Критерий достижения цели                    
Ресурсы для решения проблемы а) активные (используемые) б) пассивные (неиспользуемые) в) информационные                    
Решение: средства методы приемы                    
Мероприятия по решению проблемы                    

4.3. Психологические проблемы принятия решений

При принятии решений человек зачастую сам становится источником проблем, бессознательно ограничивая круг аль­тернатив или препятствуя их непредвзятому рассмотрению. Обсудим некоторые из таких потенциальных психологичес­ких ловушек.

Ловушка «привязки» решения. Психологи, исследующие ме­ханизмы принятия решений, провели такой эксперимент. Одной группе испытуемых последовательно задали два воп­роса:

а) Превышает ли, по вашему мнению, население Тур­ции 35 млн человек?

б) Какова ваша оценка населения Турции?

Во второй группе испытуемых в первом вопросе вместо 35 млн упоминалась цифра 100 млн. В подавляющем большин­стве случаев оценка при ответе на второй вопрос во вто­рой группе намного превосходила оценку представителей первой группы. Это происходило потому, что восприятие второго вопроса как бы «привязывалось» к первому и вли­яло на ответ респондента.

Представьте, что некая фирма ищет помещение для своего офиса. Наконец, подходящее помещение найдено и происходят переговоры между представителями этой фирмы и хозяевами здания. Переговоры начинаются с того, что хозяева формулируют исходное предложение: аренда сроком на три года, начальная плата составляет 300 дол. в год за квадратный метр с возможной ее корректировкой на инфляцию, расходы на ремонт и дооборудование помещений несет арендатор, который получает право продлить аренду после окончания ее срока на тех же условиях. С точки зрения цены это предложение близко к верхнему пределу рыночной стоимости аренды. Однако потенциальные арендаторы, выдвигая встречное предложение, назвали цену, близкую к среднему рыночному значению и попросили арендодателя разделить с ними стоимость ремонта, на что, в конце концов, хозяева здания согласились.

Арендаторы на переговорах могли быть гораздо более агрессивными и предложить цену, близкую к нижнему пределу рыночной стоимости аренды, получив, таким образом, шансы на лучшие окончательные условия договора. Однако на их позицию повлияло предложение хозяев, которые как бы «привязали» переговоры к стоимости 300 дол. в год за квадратный метр: аренда­торы оказались в ловушке «привязки» решения.

Что можно посоветовать для снижения опасности попасть в подобную ловушку?

• Старайтесь рассматривать проблему с разных точек зре­ния. Используйте множество точек отсчета и критериев.

• Сначала продумайте проблему сами, прежде чем обра­щаться за советом к другим — во избежание «привязки» к их точке зрения.

• Постарайтесь собрать мнения нескольких людей; это по­зволит расширить подход к проблеме.

• Избегайте «привязки» мнения ваших советчиков к ва­шей собственной точке зрения. Стремитесь сообщить им как можно меньше о своих взглядах, прежде чем они сформулируют свою позицию.

• Будьте особенно осторожны на переговорах: контроли­руйте ситуацию, чтобы избежать «привязки» к позиции партнера, и используйте этот прием в свою пользу.

Стремление сохранить статус-кво. При принятии решений люди обычно стремятся выбирать те альтернативы, кото­рые позволяют сохранить существующее положение вещей. Это стремление кроется в глубине нашей психики и объяс­няется желанием оградить наше «я» от психологических травм.

В одном психологическом эксперименте группе испытуемых были розданы подарки: поло­вина из них получила сувенирные кружки, а другая половина — швейцарский шоколад пример­но той же стоимости, что и кружка. Затем испытуемым сказали, что они по желанию могут поменять один подарок на другой. Хотя интуиция подсказывает, что поскольку подарки раздава­лись случайным образом, то примерно половина испытуемых могла быть заинтересована в обме­не. В действительности же подарок обменял лишь один из десяти участников эксперимента.

Часто при увеличении числа альтернатив люди предпочи­тают сохранять статус-кво, поскольку это позволяет избе­жать усилий, связанных с выбором. В целом рассуждения типа «лучшее — враг хорошего», «от добра добра не ищут», «не раскачивайте лодку» — это все проявления той же тенденции. Что же можно порекомендовать во избежание ло­вушки статус-кво?

• Постоянно напоминайте себе о своих целях и анализи­руйте, насколько им соответствует статус-кво.

• Никогда не воспринимайте текущее положение дел как единственно возможное. Разрабатывайте альтернативы и анализируйте их плюсы и минусы.

• Попробуйте спросить себя, выбрали бы вы статус-кво в качестве лучшей ситуации, если бы он не был текущим положением дел, а возможной альтернативой?

• Не преувеличивайте усилия или стоимость изменения текущего положения дел.

• Помните, что привлекательность статус-кво может ме­няться со временем. При рассмотрении альтернатив ду­майте о будущем.

• Если у вас есть несколько альтернатив, которые лучше ста­тус-кво, не склоняйтесь к его сохранению только для того, чтобы избежать выбора. Заставляете себя делать выбор.

Последняя рекомендация имеет достаточно общий харак­тер. Действительно, в конечном счете важен не процесс разработки управленческого решения, а сам акт выбора аль­тернативы. Этот акт иногда требует от менеджера большого мужества, поскольку именно он возлагает на него ответ­ственность за принятие того или иного решения.

Прошлые вложения. Эта психологическая ловушка состоит в стремлении оправдать ранее сделанный выбор даже тогда, когда обоснование этого выбора уже потеряло смысл. Иног­да, например, мы избегаем увольнять сотрудника, после­довательно демонстрирующего свою непригодность, на том основании, что в свое время предприняли массу усилий, чтобы добиться от него результативной работы. Почему это происходит? Очень часто, сознательно или подсознатель­но, люди стремятся избегать признания того, что в про­шлом совершили ошибку.

Один американский консультант описал такой случай из своей практики. Некий амери­канский банк обратился к нему с просьбой помочь в разрешении проблемы выдачи неэффектив­ных кредитов иностранным фирмам. Анализ ситуации показал, что потери банка во многом свя­заны с тем, что работники банка, обслуживающие кредитный контракт, при возникновении проблем, пытались исправить ситуацию, выдавая дополнительный кредит или осуществляя рес­труктуризацию задолженности, что лишь усугубляло ситуацию. Консультант внес предложение, немедленно принятое руководством банка и позволившее разрешить кризис с зарубежными кре­дитами: как только с каким-либо кредитом возникали проблемы, контроль за контрактом передавался другому сотруднику банка, который не был связан с принятием решения о выдаче кредита. Этот прием позволил избежать влияния «прошлых вложений» на принятие нового решения.

К сожалению, иногда корпоративная культура подталки­вает людей к ловушке «прошлых вложений». Если наказа­ния за принятие ошибочных решений слишком суровы, то работник стремится продолжать убыточный проект до бес­конечности, надеясь, что ситуация как-нибудь разрешится. Менеджерам следует помнить, что в нашем неспокойном мире, полном неопределенности и непредвиденных обсто­ятельств, даже хорошие решения иногда могут привести к печальным последствиям. Признавая этот факт, руководи­тели будут побуждать своих подчиненных сокращать, а не умножать потери.

Для преодоления этой ловушки можно порекомендовать следующие приемы.

Процесс переговоров как ресурс организации - student2.ru • Обращайтесь за советами к людям, которые не участво­вали в принятии решения и не станут безоговорочно его отстаивать.

• Постарайтесь понять, почему вы привержены конкрет­ному решению. Если эта приверженность обусловлена лишь тем, что задето ваше самолюбие, постарайтесь справиться с собой.

• Помните о ловушке «прошлых вложений», когда ваши подчиненные принимают решения. В случае необходи­мости перераспределите задания.

• Избегайте порождения корпоративной культуры, осно­ванной на боязни совершить ошибку. При оценке ме­неджеров обращайте внимание на процесс принятия ре­шений, а не только на полученный результат.

Ловушка подтверждающих доказательств. Психологическая проблема здесь заключается в том, что человек более вни­мательно относится к доказательствам, подтверждающим его первоначальную точку зрения, чем к фактам, ее опро­вергающим.

В одном психологическом исследовании двум группам людей, одну из которых составляли противники смертной казни, а другую — ее сторонники, предложили ознакомиться с двумя докладами, в которых анализировалась эффективность смертной казни как средства борьбы с преступностью. В одном докладе делался вывод о том, что смертная казнь эффективна, в другом ее эффективность опровергалась. Несмотря на то, что обе группы знакомились с обоими докла­дами, и сторонники, и противники смертной казни лишь укрепились в своем первоначальном мнении. Они автоматически принимали доказательства в поддержку их точки зрения и игнори­ровали факты, которые ей противоречили.

Существует две основные причины попадания в ловушку подтверждающих доказательств. Во-первых, мы часто под­сознательно решаем, что именно делать, до того, как осоз­наем, почему мы хотим это сделать. Во-вторых, с раннего детства у нас развивается привычка проявлять большее вни­мание к тому, что нам нравится, чем к тому, чего мы не любим.

Возможные способы борьбы с этой ловушкой таковы.

• Всегда проверяйте, одинаково ли строго проанализиро­ваны все доводы.

• Используйте тех, к кому вы относитесь с уважением, в качестве «адвокатов дьявола», которые оспаривают точку зрения, к которой вы склоняетесь.

• Будьте честны перед самим собой в отношении своих мотивов. Проверьте, собираете ли вы полную информа­цию для правильного решения или только доводы в пользу своего решения.

• Обращаясь за советом к другим людям, избегайте зада­вать вопросы, наводящие собеседника на ответы, кото­рые вам хочется услышать.

Ловушка формулировки. Эта психологическая проблема со­стоит в том, что форма вопроса влияет на принятие того или иного решения. В качестве иллюстрации рассмотрим конкретный пример.

Представьте, что вы являетесь собственником груза, перевозимого морем на трех судах. Все три судна вследствие шторма затонули вблизи берега. Стоимость груза на каждом судне — 20 млн руб., т.е. полная стоимость составляет 60 млн руб. Спасательная служба предлагает вам два вари­анта спасения грузов.

Вариант А. В соответствии с этим планом гарантированно будет спасен груз стоимостью 20 млн руб. на одном из судов.

Вариант Б. Согласно этому плану существует вероятность 1/3, что будет спасен груз сто­имостью 60 млн руб. всех трех судов, при этом, однако, с вероятностью 2/3 не удастся спасти ничего.

Вариант В. Этот план связан с потерей двух третей груза стоимостью 40 млн руб. Вариант Г. Этот план характеризуется вероятностью 2/3 потери всего груза стоимостью 60 млн. руб., однако существует вероятность 1/3, что потерь удастся избежать вовсе.

Какой план вы выберете?

Если вы выбрали вариант А, то оказались в числе соста­вивших 71 % респондентов, участвовавших в исследова­нии американских психологов Д.Канемана и А.Тверски и выбравших «менее рискованный» план. Однако в том же исследовании другой группе респондентов были предло­жены другие альтернативы.

Следует отметить, что 80 % поставленных перед таким вы­бором респондентов выбрали вариант Г, хотя по сути он ничем не отличается от варианта Б, от которого отказа­лись респонденты первой группы.

В данном случае различие состоит в том, что люди предпо­читают избегать риска, когда речь идет о приобретении чего-либо, и готовы рисковать, когда проблема сформулирова­на в терминах избежания потерь.

Подобные примеры можно было бы умножить. Как же бо­роться с ловушкой формулировки?

• Не принимайте единственной формулировки проблемы, независимо от того, принадлежит она вам или кому-то другому. Всегда пытайтесь переформулировать проблему и выяснить, не искажается ли ее суть под влиянием но­вой формулировки.

• Старайтесь формулировать проблемы нейтрально, воз­можно, даже несколько избыточно, комбинируя утвер­ждения о приобретении и потерях.

• В ходе процесса принятия решения тщательно продумы­вайте формулировки. Приближаясь к концу этого про­цесса, следите за тем, насколько формулировка влияет на ваше восприятие проблемы.

• Когда решения предлагают другие, проверяйте, как они ставят проблему. Иногда полезно проверить правильность решения путем изменения формулировки проблемы.

Ловушки оценок и предсказаний. Принятие решений почти неизбежно связано с некоторой неопределенностью и, сле­довательно, с необходимостью производить те или иные оценки или делать некоторые предсказания. Опыт показы­вает, что при осуществлении этих действий возникают пси­хологические трудности.

Первая из них состоит в том, что мы зачастую испытываем избыточную уверенность в своих оценках или предсказани­ях. Между тем, даже в такой «точной» науке, как физика, оценка точности конкретного эксперимента — это скорее искусство, чем строго определенная процедура. Например,

в истории экспериментального определения скорости све­та представляется знаменательным тот факт, что практи­чески каждое следующее уточнение этой фундаментальной константы выходило за пределы погрешности, оцененной в предшествующем эксперименте.

Вторая ошибка, которую часто совершают при оценке ва­риантов или формулировке предсказаний, состоит в избы­точной осторожности. Приведенный ниже пример иллюст­рирует возможные последствия чрезмерной осторожности.

Много лет назад одна из крупнейших автомобилестроительных компаний США попыта­лась оценить, сколько автомобилей новой модели следует произвести в преддверии сезона наиболее интенсивных продаж. Департамент планирования запросил у других подразделений их со­ображения относительно возможного спроса на эту модель, возможных действий конкурентов, запасов у дилеров и ценах. Зная о цели опроса, практически все подразделения сообщили о своих наиболее оптимистических прогнозах — «на всякий случай». В самом департаменте планирования поступили так же, накинув еще несколько процентов к оценкам других подразделений. Неудиви­тельно, что число произведенных автомобилей существенно превысило спрос, и компании пришлось в течение шести месяцев распродавать произведенные «излишки» по сниженным ценам

Третья распространенная ошибка оценок и предсказаний — избыточная впечатлительность в отношении событий про­шлого. Неприятные или даже болезненные события в жиз­ни человека надолго лишают его способности непредвзято подходить к оценке происходящего. Так, многие люди пе­реоценивают вероятность авиакатастроф, что объясняется повышенным вниманием, которое уделяют этим событи­ям средства массовой информации. К этому же разряду оши­бок относится и преимущественное внимание к знакомой информации.

Психологами был проведен такой эксперимент. Нескольким группам испытуемых зачиты­вались списки имен известных мужчин и женщин. Испытуемым не было известно, что во всех этих списках мужчины и женщины были представлены поровну. Однако в некоторые списки были включены мужчины, превосходившие по своей известности женщин из этого списка, в других же случаях список был составлен наоборот, те женщины превосходили по известности мужчин. Испытуемых после зачитывания списка просили оценить, какой процент в списке составляют мужчины, а какой — женщины Оказалось, что в тех группах, где был представлен список с более известными мужчинами, испытуемые считали, что в списке больше мужчин. Напротив, в группах, где зачитывался список с более популярными женщинами, оценка оказы­валась в пользу женщин. Таким образом, узнаваемость включенных в список людей влияла на восприятие его гендерного состава.

Что же можно предпринять, чтобы не попадаться в ловуш­ки оценок и предсказаний? Вот несколько советов.

• При формировании какой-либо оценки старайтесь оп­ределить верхний и нижний предел оцениваемой вели­чины, чтобы избежать «привязки» к первому пришед­шему в голову конкретному значению.

• Во избежание избыточной уверенности всегда стреми­тесь к непредвзятой, нескорректированной оценке. Под­черкивайте необходимость объективных данных при об­щении со всеми, от кого вы их ожидаете.

Процесс переговоров как ресурс организации - student2.ru • Для преодоления избыточной впечатлительности сфор­мулируйте для себя, почему вы склоняетесь к той или иной точке зрения, размышляя при этом, в какой мере она сформировалась под влиянием ваших прошлых впе­чатлений. Не обманывайте сами себя!

В заключение обзора потенциальных психологических ло­вушек при принятии решений необходимо подчеркнуть, что спасение от них, по отдельности или в комбинации, во многом зависит от вашей осведомленности о себе, об особенностях вашего восприятия событий и людей, о по­тенциальных опасностях, исходящих от чужих суждений.

4.4. Типы управленческих решений

Традиционно управленческие решения принято разделять на аналитические и поисковые (творческие). При всей оче­видной условности такого разграничения оно полезно, по­скольку позволяет правильно подобрать инструментарий для разработки альтернатив.

Аналитический подход к выработке решений оправдан при выполнении ряда условий, перечисленных ниже.

Процесс переговоров как ресурс организации - student2.ru • Проблема относительно проста.

• Легко сформулировать альтернативы.

• Информация, необходимая для разработки и принятия решения, доступна.

• Существуют ясные стандарты относительно правильно­сти искомого решения.

Из перечня условий очевидно, что применение чисто ана­литического подхода имеет ряд существенных ограничений. Первая группа трудностей касается определения самой про­блемы. Люди редко до начала поиска решения достигают консенсуса в отношении формулировки проблемы. Зачас­тую проблемы формулируются таким образом, чтобы к ним можно было применить готовые решения. Вторая группа трудностей относится к выработке альтернатив. Их часто оценивают по мере поступления, что приводит к тому, что принимается первое приемлемое, а не оптимальное реше­ние. Кроме того, альтернативы чаще всего основываются на том, что приводило к успеху в прошлом. Трудности, связанные с оценкой и отбором альтернатив, подробно рас­смотрены в предыдущем разделе.

Здесь уместно сделать несколько замечаний об использова­нии количественных методов при разработке управленчес­ких решений. Современный менеджер должен хорошо пред­ставлять, какие задачи можно и нужно решать с использо­ванием современных математических методов, а какие плохо поддаются этим методам. В частности, понятие устойчивос­ти математического решения (т.е. степень изменчивости и ре­шения при вариациях начальных и граничных условий) яв­ляется ключевым в плане использования математических моделей: управленческие решения практически всегда при­нимаются в условиях некоторой неопределенности, и при­менение моделей, дающих неустойчивые решения, может привести к серьезным неприятностям.

Творческий (поисковый) подход используют тогда, когда ищут нестандартные, не использовавшиеся в прошлом ре­шения. В отличие от аналитического подхода, который мо­жет быть в значительной степени формализован, творчес­кий подход в меньшей степени допускает формализацию. Здесь, вероятно, уместней задаться вопросом о том, какие помехи чаще всего встречаются при решении поисковых задач. Среди них много психологических ловушек, о кото­рых шла речь выше. Кроме того, серьезным препятствием является неумение выявить существенную информацию, не­обходимую для принятия решения, иногда это называют неумением отделить фигуру от фона. Еще одна проблема состоит в искусственных ограничениях, которые вводятся на стадии поиска альтернатив. Приведенный в разделе 4.1 пример задачи с перекладыванием спичек может служить хорошей иллюстрацией введения искусственных ограниче­ний: чаще всего поиск решения лежит в области «арифме­тики», т.е. делаются попытки разрешить проблему, исполь­зуя римские цифры, хотя в условии задачи подобного ог­раничения нет.

4.5. Методы индивидуального и группового принятия решений

При принятии конкретного управленческого решения ме­неджер, помимо понимания того, к какому типу — аналитическому или поисковому — оно относится, должен уметь выбирать правильный метод принятия решения, а именно: индивидуальный или групповой. При этом, однако, следу­ет помнить, что даже при групповом принятии решения ответственность за него с менеджера не снимается.

Американские ученые В.Врум и Ф.Йеттон выделяют пять стилей принятия решения.

Стиль 1.Вы принимаете решение единолично, без обсужде­ния ситуации с кем бы то ни было. Вы полагаетесь при этом только на собственные знания или информацию, ко­торую можно почерпнуть из документов.

Стиль 2.Вы собираете информацию, а затем принимаете решение единолично. В этом случае вы обращаетесь за ин­формацией к одному или нескольким подчиненным, при­чем вы можете не объяснять им, зачем вам нужна эта ин­формация. Вы запрашиваете лишь информацию, а не сове­ты или предложения.

Стиль 3. Вы консультируетесь с подчиненными в индивиду­альном порядке, а затем принимаете решение единолично. Вы делитесь проблемой с избранным кругом сотрудников, запрашиваете у них дополнительную информацию и про­сите совета относительно возможного решения проблемы, и все же сами принимаете окончательное решение.

Стиль 4.Вы консультируетесь со всей группой, а затем все же принимаете решение единолично. В рамках этого стиля вы собираете группу подчиненных и обсуждаете с ними возможные альтернативы, используя их как консультантов. Вы можете использовать их соображения и варианты, но все же право окончательного решения оставляете за собой.

Стиль 5.Вы делитесь проблемой с группой и сообща прини­маете решение. В данном случае вы в полной мере исполь­зуете партисипативный менеджмент. Вы можете сформули­ровать проблему, предоставить группе необходимую инфор­мацию и участвовать в обсуждении наравне с остальными членами группы, но отказываетесь от права принятия окон­чательного решения. При этом вы не только соглашаетесь с принятым группой решением, но и принимаете ответствен­ность за него на себя.

Каковы же принципы, на основе которых выбирается наи­более подходящий к данной ситуации стиль? Ниже описа­ны правила, которыми стоит руководствоваться при выбо­ре стилей.

Процесс переговоров как ресурс организации - student2.ru Если у менеджера достаточно информации для принятия качественного решения, он должен использовать стиль, который в наибольшей степени экономит время.

Процесс переговоров как ресурс организации - student2.ru

Если вероятно, что ваши подчиненные имеют личные цели, которые не совпадают с целями организации, не следует рассматривать стиль 5.

Процесс переговоров как ресурс организации - student2.ru Если рассматриваемая проблема — одна из тех, для кото­рых нет технически или исторически обоснованного отве­та, и правильное решение будет больше зависеть от лич­ных мнений, чем от твердых фактов, не следует использо­вать стили 1, 2 и 3.

Процесс переговоров как ресурс организации - student2.ru Если успех решения зависит от того, насколько ваши под­чиненные будут ему привержены, и если высока вероят­ность, что они отвергнут решение, которое не учитывает их потребности, тогда стили 1 и 2, которые не подразуме­вают изучение мнения подчиненных, целесообразно исклю­чить из рассмотрения.

Если для успешной реализации решения необходима при­верженность ему со стороны подчиненных и если между ними возможны разногласия относительно предпочтитель­ного решения, тогда из рассмотрения должны быть исклю­чены стили 1, 2 и 3, которые не дают возможности для взаимодействия подчиненных.

Если:

а)ваши подчиненные могут отвергнуть решение, которое прямо не учитывает их чувства и мнения;

б) успех решения зависит от их приверженности этому решению;

в) любое из нескольких альтернативных решений могло бы решить проблему, тогда единственным приемлемым стилем является стиль 5.

Если цели и личные потребности подчиненных очень близки целям организации и если подчиненные скорее всего подвергнут сомнению решение, принятое единолично лидером, то можно использовать только стиль 5.

Советы, как выбирать стиль принятия решения в конкретных ситуациях

Наши рекомендации