Психология деятельности спортсмена
ВВЕДЕНИЕ
Спортивная психология – одно из тех направлений психологии, которые изучают специфику конкретных видов деятельности человека: таких, как психология труда, психология игры, педагогическая психология (психология обучения, воспитания, психология учителя). Место спортивной психологии в системе наук определяется двумя характеристиками: ее местом как отрасли психологической науки и местом в системе наук о спорте.
Как отрасль психологии спортивная психология занимает срединное положение в системе естественных, философских и социальных научных дисциплин, иногда формируя и собственные научные направления. В естественнонаучном направлении происходят взаимные обогащение и взаимопроверка спортивной психологии с физиологией, психофизиологией, медициной, биологией, математикой, физикой. В философском аспекте — как с общенаучными методологическими исследованиями (историзм, системный подход), так и со специально-научными (деятельностный, личностный, комплексный) подходами. В социальном направлении спортивная психология теснейшим образом связана с педагогикой (обучение и воспитание спортсменов, психология тренера), социологией (социальная психология спорта), культурологией (педагогика спорта, социология спорта, психология физической культуры).
Как одна из наук о спорте спортивная психологии более всего связана с теорией и методикой физического воспитания (психология физического воспитания), физиологией спорта (психофизиология спорта), спортивной гигиеной (психогигиена спорта), спортивной медициной, биомеханикой спорта, кинезиологией, спортивной метрологией и т.д.
Не следует забывать и о том, что в спортивной психологии используется значительный арсенал впомогательных методов, реализующих достижения математики, статистики, кибернетики, электроники, моделирования. Вместе с тем достижения спортивной психологии находят применение в создании различной гоночной техники, в приборном и демонстрационном обеспечении судейства соревнований, входят органичной составной частью в многочисленные информационные формы (телевидение, радио, печать).
Основные цели психологии спорта:
· изучение психологических закономерностей формирования у спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях;
· разработка психологически обоснованных комплексных методов тренировки и подготовки к соревнованиям.
Достижение этих целей предполагает решение конкретных задач:
· изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсменов;
· разработка психологических условий для повышения эффективности спортивных тренировок;
· разработка психологических основ предсоревновательной подготовки спортсменов;
· изучение социально-психологических явлений в спортивном коллективе.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
Психология деятельности спортсмена
Деятельность спортсменов носит соревновательный характер и по своей сути направлена на достижение максимального результата независимо от уровня квалификации спортсменов. Без состязательного момента спортивная деятельность утрачивает свой смысл. В связи с этим взаимодействие спортсменов на соревнованиях имеет два аспекта: по отношению к сопернику — как противоборство, а по отношению к партнерам по команде — как сотрудничество, взаимодействие. Противоборство регламентируется правилами соревнований, нарушение которых ведет к штрафным санкциям.
Для соревновательной деятельности характерны следующие особенности: публичность, значимость для спортсмена, ограниченность числа зачетных попыток, ограниченность времени, непривычность условий ее осуществления при смене мест соревнований.
Деятельность спортсменов — это многолетний непрерывный процесс обучения и физического развития. Полноценность спортивной деятельности требует соблюдения спортсменом не только режима тренировок и соревнований, но и режима жизни в целом.
Продуктом спортивной деятельности является изменение спортсмена как личности и индивида, спортивные достижения и зрелища.
Соревновательная деятельность как широкое понятие включает в себя ряд этапов, различающихся и организационно, и психологически:
Предстартовый этап.Непосредственную подготовку к конкретному соревнованию начинают за несколько дней до старта. На этом этапе осуществляются: сбор информации о месте и условиях соревнований, о возможных соперниках; прогноз успешности выступления на основе исследования функционального состояния спортсмена на данном отрезке времени; постановка реальной цели; планирование будущей деятельности; отбор и использование способов сохранения мобилизованности спортсмена, оптимального уровня возбуждения путем рациональной организации свободного времени.
Этап исполнения деятельности.Этот этап связан с исполнением намеченного плана, контролем и регуляцией параметров деятельности и состояний спортсмена, волевым преодолением препятствий, возникающих на пути достижения цели.
Аналитический и оценочный этап результатов деятельности.Прогресс спортсмена зависит от того, насколько адекватно он сам и его тренер могут проанализировать результаты участия в соревнованиях, найти причины допущенных ошибок, неудач и наметить пути исправления.
Спортсмен, потерпевший поражение, на этом этапе нуждается в дружеской поддержке тренера, психолога, товарищей, членов семьи. Ему требуется не только физическая, но и психологическая реабилитация.
С другой стороны, в случае удачного выступления спортсмена или команды важно не допустить самоуспокоенности, переоценки своих возможностей, развития «звездной болезни».
Все это свидетельствует, что данный этап соревновательной деятельности не менее важен, чем все предыдущие.