Психология деятельности спортсмена

ВВЕДЕНИЕ

Спортивная психология – одно из тех направлений психологии, которые изучают специфику конкретных видов деятельности человека: таких, как психология труда, психология игры, педагогическая психология (психология обучения, воспитания, психология учителя). Место спортивной психологии в системе наук определяется двумя характеристиками: ее местом как отрасли психологической науки и местом в системе наук о спорте.

Как отрасль психологии спортивная психология занимает срединное положение в системе естественных, философских и социальных научных дисциплин, иногда формируя и собственные научные направления. В естественнонаучном направлении происходят взаимные обогащение и взаимопроверка спортивной психологии с физиологией, психофизиологией, медициной, биологией, математикой, физикой. В философском аспекте — как с общенаучными методологическими исследованиями (историзм, системный подход), так и со специально-научными (деятельностный, личностный, комплексный) подходами. В социальном направлении спортивная психология теснейшим образом связана с педагогикой (обучение и воспитание спортсменов, психология тренера), социологией (социальная психология спорта), культурологией (педагогика спорта, социология спорта, психология физической культуры).

Как одна из наук о спорте спортивная психологии более всего связана с теорией и методикой физического воспитания (психология физического воспитания), физиологией спорта (психофизиология спорта), спортивной гигиеной (психогигиена спорта), спортивной медициной, биомеханикой спорта, кинезиологией, спортивной метрологией и т.д.

Не следует забывать и о том, что в спортивной психологии используется значительный арсенал впомогательных методов, реализующих достижения математики, статистики, кибернетики, электроники, моделирования. Вместе с тем достижения спортивной психологии находят применение в создании различной гоночной техники, в приборном и демонстрационном обеспечении судейства соревнований, входят органичной составной частью в многочисленные информационные формы (телевидение, радио, печать).

Основные цели психологии спорта:

· изучение психологических закономерностей формирования у спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях;

· разработка психологически обоснованных комплексных методов тренировки и подготовки к соревнованиям.

Достижение этих целей предполагает решение конкретных задач:

· изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсменов;

· разработка психологических условий для повышения эффективности спортивных тренировок;

· разработка психологических основ предсоревновательной подготовки спортсменов;

· изучение социально-психологических явлений в спортивном коллективе.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Психология деятельности спортсмена

Деятельность спортсменов носит соревновательный характер и по своей сути направлена на достижение максимального результата независимо от уровня квалификации спортсменов. Без состязательного момента спортивная деятельность утрачивает свой смысл. В связи с этим взаимодействие спортсменов на соревнованиях имеет два аспекта: по отношению к сопернику — как противоборство, а по отношению к партнерам по команде — как сотрудничество, взаимодействие. Противоборство регламентируется правилами соревнований, нарушение которых ведет к штрафным санкциям.

Для соревновательной деятельности характерны следующие особенности: публичность, значимость для спортсмена, ограниченность числа зачетных попыток, ограниченность времени, непривычность условий ее осуществления при смене мест соревнований.

Деятельность спортсменов — это многолетний непрерывный процесс обучения и физического развития. Полноценность спортивной деятельности требует соблюдения спортсменом не только режима тренировок и соревнований, но и режима жизни в целом.

Продуктом спортивной деятельности является изменение спортсмена как личности и индивида, спортивные достижения и зрелища.

Соревновательная деятельность как широкое понятие включает в себя ряд этапов, различающихся и организационно, и психологически:

Предстартовый этап.Непосредственную подготовку к конкретному соревнованию начинают за несколько дней до старта. На этом этапе осуществляются: сбор информации о месте и условиях соревнований, о возможных соперниках; прогноз успешности выступления на основе исследования функционального состояния спортсмена на данном отрезке времени; постановка реальной цели; планирование будущей деятельности; отбор и использование способов сохранения мобилизованности спортсмена, оптимального уровня возбуждения путем рациональной организации свободного времени.

Этап исполнения деятельности.Этот этап связан с исполнением намеченного плана, контролем и регуляцией параметров деятельности и состояний спортсмена, волевым преодолением препятствий, возникающих на пути достижения цели.

Аналитический и оценочный этап результатов деятельности.Прогресс спортсмена зависит от того, насколько адекватно он сам и его тренер могут проанализировать результаты участия в соревнованиях, найти причины допущенных ошибок, неудач и наметить пути исправления.

Спортсмен, потерпевший поражение, на этом этапе нуждается в дружеской поддержке тренера, психолога, товарищей, членов семьи. Ему требуется не только физическая, но и психологическая реабилитация.

С другой стороны, в случае удачного выступления спортсмена или команды важно не допустить самоуспокоенности, переоценки своих возможностей, развития «звездной болезни».

Все это свидетельствует, что данный этап соревновательной деятельности не менее важен, чем все предыдущие.


Наши рекомендации