Классы и подклассы эмоциональных процессов

В ходе своего развития эмоции дифференцируются и обра­зуют различные специфические формы, отличающиеся свои­ми проявлениями, способами организации и закономерностя­ми протекания. Однако до сих пор в психологии нет единой точки зрения на проблему дифференциации эмоциональных явлений, из-за своей сложности и многообразия они с трудом поддаются общему анализу.

Например, согласно Е.Д. Хомской все эмоциональные явле­ния можно разделить на три основные категории (очевидно, соответственно трем основным классам психических явлений: процессам, состояниям и свойствам):

1) эмоциональная реактивность (кратковременные реакции
на эмоциональные стимулы);

2) эмоциональные состояния (более длительные изменения в
работе эмоциональных систем);

3) эмоционально-личностные особенности (постоянные при­
сущие человеку эмоциональные качества, определяющие его

поведение).

Широко распространен в отечественной психологии под­ход А.Н. Леонтьева, по мнению которого основными подклас­сами эмоциональных процессов являются:

• аффекты — сильные и кратковременные переживания, со­
провождаемые выраженными двигательными и висцеральны­
ми проявлениями;

• собственно эмоции — более длительные переживания, име­
ющие ситуативный и идеаторный характер;

Длительность

Большая

НАСТРОЕНИЕ

ЧУВСТВО

Слабая
ЭМОЦИЯ

Сильная

Интенсивность

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТОН

АФФЕКТ

Малая

Рис. 70. Сопоставление основных форм эмоционального реагирования по параметрам длительности и интенсивности

• чувства — устойчивые эмоциональные отношения, возни­
кающие в результате обобщения отдельных эмоций и имею­
щие выраженный предметный характер.

Чаще других в отечественной психологии упоминаются та­кие формы эмоционального реагирования, как:

• эмоциональный тон ощущений;

• аффекты;

• собственно эмоции;

• настроения;

• чувства.

Однако они не всегда одинаково трактуются различными научными школами. Более того, некоторые из них порой ис­пользуются как синонимы.

Соотношение указанных форм эмоционального реагирова­ния между собой по таким основным количественным пара­метрам, как длительность и интенсивность, можно предста­вить в виде схемы (рис. 70). Вместе с тем между ними сущест­вуют и важные качественные отличия.

Эмоциональный тон

Данная форма эмоционального реагирования выделяется не всеми исследователями, хотя уже в работах В. Вундта есть упоминание о «чувственном тоне» как простейшей форме эмо­ций, возникающем в связи с определенными ощущениями. Следовательно, в результате контакта с окружающим миром человек получает информацию не только о свойствах объектов

и явлений, но и об эмоциональном значении тех или иных сен­сорных раздражителей (неприятный вкус, резкий звук, яркий

свет и т. д.).

Более того, некоторые ученые (С. Herrick; К. Платонов) счи­тают, что эмоции фило- и онтогенетически являются более ран­ней, чем ощущения, формой психического отражения. Такие примитивные эмоции тесно связаны с движениями, направлен­ными на увеличение контакта с полезным объектом или на сни­жение контакта с вредным объектом. Согласно К. Платонову элементарные анализаторы у простейших животных вначале давали только два субъективно улавливаемых качественных сигнала: жизненно полезно и жизненно вредно. Они являлись дву­мя элементарными переживаниями, в дальнейшем принявши­ми форму удовольствия и неудовольствия. В то же время эмо­ции явились той основой, на которой развились ощущения как более высокий вид отражения, дающий субъективный образ объективного мира. С развитием ощущений эмоции также со­вершенствовались, но до сих пор продолжают оставаться по­лярными безобразными переживаниями.

Французский психолог А. Пьерон попытался количествен­но (правда, интуитивно, а не с помощью каких-то объективных измерений) определить соотношение познавательного и эмо­ционального компонентов для некоторых видов сенсорных воздействий (табл. 10). Так, согласно А. Пьерону в зрительных ощущениях доминирует познавательный компонент, а в боле­вых (укол, ожог) — эмоциональный.

Таблица 10

Соотношение познавательного и эмоционального компонентов для некоторых сенсорных модальностей (по А. Пьерону)

Коэффициент

Классы и подклассы эмоциональных процессов - student2.ru Классы и подклассы эмоциональных процессов - student2.ru и

Познавательный компонент

Эмоциональный компонент

Эмоциональный компонент зависит не только от сенсорной модальности, но и от вида воздействия в пределах одной мо­дальности. Еще Э. Титченер отмечал, что ахроматические цве-


Классы и подклассы эмоциональных процессов - student2.ru

Классы и подклассы эмоциональных процессов - student2.ru

+ Удовольствие

Увеличивающаяся интенсивность ощущения

- Страдание

Рис. 71. Зависимость знака эмоции от интенсивности сенсорного раздражителя (схема А. Леманна)

та (белый и черный) редко бывают приятными или неприятны­ми, в то время как хроматические цвета обычно имеют выра­женное аффективное значение. Например, красный цвет вызы­вает более сильное возбуждение, чем голубой цвет такой же яркости, что отражается в повышении систолического кровя­ного давления, изменении ритма дыхания, депрессии альфа-ритма в ЭЭГ и др.

Интенсивность раздражителя также является одним из су­щественных факторов, определяющих его эмоциональное зна­чение. В. Вундт полагал, что едва заметное ощущение имеет предельно малую чувственную окраску. По мере увеличения интенсивности ощущения растет его положительная чувствен­ная окраска, но, достигнув определенной интенсивности, эта положительная окраска начинает уменьшаться и, перейдя че­рез нулевую точку, становится отрицательной. Теоретически выстроенная В. Вундтом кривая была подтверждена экспери­ментальными данными (рис. 71).

Существенное влияние на эмоциональную оценку раздра­жителя оказывает и внезапность его появления. Предметы, кото­рые появляются неожиданно и быстро перемещаются, вызыва­ют негативную эмоциональную реакцию.

Наибольшее значение эта форма эмоционального реагиро­вания имеет в начальный период жизни индивида. Постепенно на ее основе формируются другие, более сложные эмоциональ­ные образования.

Отличительными особенностями эмоционального то­на являются:

• кратковременный характер;

• слабая интенсивность;

• врожденный характер;

• слабая осознаваемость.

Кратковременный характер. Длительность эмоционально­го тона ограничена временем непосредственного действия сен­сорного раздражителя.

Слабая интенсивность. Эмоциональный тон часто опреде­ляют только как оттенок эмоционального переживания. Увели­чение же интенсивности эмоционального тона приводит к по­явлению других форм эмоционального реагирования (аффек­тов, собственно эмоций).

Врожденный характер. Е.П. Ильин определяет эмоциональ­ный тон ощущений как «низший уровень врожденного (безу­словно-рефлекторного) эмоционального реагирования, выпол­няющий функцию биологической оценки воздействующих на организм человека и животных раздражителей через возникно­вение удовольствия или неудовольствия». Таким образом, это филогенетически наиболее древнее, врожденное эмоциональ­ное реагирование на отдельные значимые воздействия (темпе­ратурные, болевые, вкусовые и т. д.). По мнению П.В. Симоно­ва, эмоциональный тон аккумулирует в себе наиболее общие и часто встречающиеся признаки полезных и вредных факторов, устойчиво сохранявшиеся на протяжении миллионов лет естес­твенного отбора.

Слабая осознаваемость. Совместное функционирование ощущений и их эмоционального тона является настолько тес­ным, что часто трудно отграничить переживание приятного (неприятного) от вызвавшего его ощущения. Особенно это ха­рактерно для органических и кожных ощущений (например, боль многие называют эмоциональной реакцией, в то время как это ощущение вызывает сильное отрицательное пережива­ние). Как следствие, ряд психологов высказывали предположе­ние, что эмоциональный тон является одним из свойств (Т. Ци-ген) или даже особым видом (В. Витвицкий) ощущений. Н.Н. Ланге провел сравнительный анализ основных характе­ристик ощущения и эмоционального тона (табл. 11).

Эмоциональный тон ощущений, согласно Е.П. Ильину, вы­полняет три основные функции:

1) ориентировочную — сообщение организму, опасно или
нет то или иное воздействие, желательно ли оно или от него на­
до избавиться;

2) обеспечение обратной связи — сообщение об удовлетво­
рении или неудовлетворении имевшейся потребности;

3) необходимость проявления определенных видов поведе­
ния до тех пор, пока не будет достигнут необходимый организ­
му результат.

Ощущение

Таблица 11 Сравнительные характеристики ощущения и эмоционального тона (no H.H.Ланге)

Нейтрально, безразлично

Эмоциональный тон

Пристрастен: приятно/неприятно

Зависит от строения периферическо­го органа ощущения

Однороден, не зависит от строения ор­гана ощущения

Имеет объективный характер (слад­кое для любого человека сладкое)

Имеет субъективный характер: то, что одному приятно, другому противно

Является первичным и самостоятель­ным феноменом

Не возникает самостоятельно, в его ос­нове лежат ощущение, представление

Становится отчетливее ияснее, когда на него обращают внимание

Присущи неясность и расплывча­тость, при обращении на него внима­ния делается не яснее, а слабее и даже совсем исчезает

Таким образом, эмоциональный тон — это простейшая, врожденная форма эмоционального реагирования на отдельные значимые для организма сенсорные воздействия.

Аффект

Сильные и кратковременные эмоциональные реакции, со­провождаемые резко выраженными двигательными и вегетатив­ными проявлениями, принято называть аффектами. Возникают аффекты в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как сдвинутыми к концу события.

Такая форма эмоционального реагирования обычно наблю­дается в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из угрожающих (физически или пси­хологически) или неожиданно возникающих ситуаций, совла­дать с ними. Однако это не означает, что все аффекты пред­ставляют собой только отрицательно окрашенные эмоциональ­ные переживания. Аффективные реакции могут иметь и поло­жительную окраску (восторг, сильная радость и т.д.). Так,

дошкольный возраст называют возрастом аффективности, по­скольку в этот период большинство эмоциональных пережива­ний детей проявляется в бурной и кратковременной форме.

Также аффекты бывают стеническими (приводящими к аг­рессии) и астеническими (обусловливающими бегство, оцепе­нение).

Существует две основные группы факторов, вызываю­щих аффективные реакции:

1) внезапные и неожиданные воздействия, имеющие индиви­
дуальное эмоциогенное значение (ущемление интересов, диск­
редитация ценностей и т. д.);

2) конфликтные (чаще служебно-бытовые) ситуации, имею­
щие повседневно травмирующий (протрагированный) харак­
тер и не обнаруживающие тенденции к своему разрешению,
вследствие чего вызывают постоянное эмоциональное напря­
жение.

Отдельные дополнительные воздействия на фоне причин эмоционального напряжения приводят к острым аффектив­ным реакциям, которые по своей выраженности не соответ­ствуют вызвавшему их поводу (эффект «последней капли»). В таком случае речь идет о кумулятивном аффекте.

Аффекты от других форм эмоционального реагирования отличаются следующими особенностями:

• кратковременным характером;

• значительной интенсивностью;

• взрывным характером;

• формированием доминанты;

• нарушением произвольности контроля поведения;

• большой экспрессивностью;

• выраженностью вегетативных проявлений;

• фазовостью протекания.

Кратковременный характер. Будучи чрезмерно интенсив­ным, аффект не может длиться долго и быстро себя изживает.

Значительная интенсивность. Аффекты являются самыми сильными эмоциональными реакциями.

Взрывной характер. Для аффективных реакций характерно резкое повышение уровня эмоционального возбуждения с по­следующей разрядкой.

Формирование доминанты. Возникает временно господству­ющий очаг возбуждения в ЦНС на фоне сильного индуктивного торможения других участков коры, вследствие чего аффект спо-

собен тормозить иные психические процессы и навязывать опре­деленный, закрепившийся в эволюции, стереотипный способ аварийного разрешения ситуации (бегство, агрессия). Однако такие способы полностью оправдывают себя лишь в типичных биологических условиях, для социального же мира они не всегда являются подходящими. В целом для аффектов характерны уси­ленная деятельность подкорковых центров и проявление инс­тинктивных эмоциональных и поведенческих реакций.

Нарушение произвольности контроля поведения. Такое нару­шение может быть большим или меньшим в зависимости от си­лы аффекта. Неспособность человека в состоянии аффекта вполне регулировать и сознательно контролировать свои дейс­твия из-за нарушения «опережающего отражения действитель­ности» (П.К. Анохин) признается в качестве смягчающего вину обстоятельства.

Большая экспрессивность. Бурное внешнее выражение эмо­ционального переживания при аффектах («разрядка в дейс­твии», по С.Л. Рубинштейну) обусловлено освобождением под­корковых центров от сдерживающего и контролирующего воз­действия всей коры головного мозга. Изменение поведения и деятельности в состоянии аффекта может происходить:

• по типу гиперактивации — хаотичные движения;

• по типу гипоактивации — торможение, ступор.
Выраженность вегетативных проявлений. Нарушение ритма

дыхания (становится сильным и прерывистым), чередование усиления и ослабления кровообращения (резкие и внезапные пе­реходы от покраснения к побледнению лица); повышение темпе­ратуры тела и т. п. — вегетативные проявления аффектов.

Фазовость протекания* В течение аффекта выделяют три основные фазы:

1) начальную — внезапное или постепенное (кумулятивное)
нарастание напряжения;

2) центральную — кульминация, аффективный взрыв на фо­
не резких изменений нормальной деятельности всего организ­
ма: распад высших нервных процессов, связанных с приобре­
тенными социальными и моральными установками личности;
нарушение механизмов второй сигнальной системы и, как
следствие, расстройство мыслительной деятельности и речи;
снижение способности произвольного внимания и контроля
поведения; сужение сознания, в котором представлено только
то, что связано с переживанием, и др.;

Классы и подклассы эмоциональных процессов - student2.ru

Рис. 72. Различные формы течения аффектов (по В. Вундту): а - быстро возникающий аффект; б— медленно нарастающий; в — перемежающий­ся; г — аффект, в котором периоды возбуждения сменяются периодами упадка сил

3) заключительную — угасание внешних и внутренних прояв­лений аффекта, психическая и физическая астения: упадок сил, сонливость, апатия или раскаяние (рис. 72).

Основными функциями аффектов являются:

• ^ледообразование — образование специфического опыта,
аффективных следов (или «аффективных комплексов», по
К.-Г. Юнгу), актуализирующихся при столкновении с отдель­
ными элементами вызвавшей аффект ситуации и предупрежда­
ющих о возможном ее повторении;

• аккумуляция — накопление аффективного возбуждения в
результате повторения провоцирующих аффект ситуаций, что
приводит к аффективному взрыву при отсутствии исключи­
тельных обстоятельств;

• канализация — спонтанное (катарсис) или целенаправлен­
ное (с помощью различных психотерапевтических процедур)
изживание аффективных следов.

Аффект неадекватности — отрицательное эмоциональное переживание, возникающее в связи с неуспехом в деятельности и характеризующееся либо игнорированием самого факта неус­пеха, либо нежеланием признать себя его виновником. Возника­ет вусловиях, когда усубъекта имеется потребность сохранить неправильно сложившиеся унего завышенную самооценку и за­вышенный уровень притязаний. Представляет собой защитную реакцию: индивид сохраняет повышенный уровень притязаний и повышенную самооценку путем искажения действительности, избегая при этом осознания своей несостоятельности.

Таким образом, аффект — это интенсивная и кратковре­менная эмоциональная реакция на внезапные, чаще всего угрожа­ющие ситуации, сопровождающаяся выраженными экспрессив­ными и вегетативными проявлениями.

Эмоции

Термин «эмоция» в отечественной психологии используется в двух значениях: широком и узком. В широком значении термин «эмоция» употребляется как родовое и соответственно предельно общее понятие по отношению ко всем психическим явлениям, относящимся к эмоциональной сфере. В узком плане, эмоцией (или собственно эмоцией) называют одну из форм эмоционального реагирования, обладающую опреде­ленными закономерностями своего функционирования и про­явления.

Эмоция (как форма эмоционального реагирования) пред­ставляет собой реакцию не на стимулы, а на ситуации, ими со­здаваемые. Однако если аффекты представляют собой как бы итоговую (по факту свершения) оценку ситуации, неожидан­ность или критичность которой исключает ее заблаговремен-ность, то оценка ситуации эмоциями смещена к ее началу, поз­воляя тем самым заранее прогнозировать ее исход.

Закономерности протекания эмоций именно как формы эмоционального реагирования, а не как родового понятия, по нашему мнению, нашли отражение в потребностно-информа-ционной теории эмоций П.В. Симонова.

Отличительными особенностями эмоций являются сле­дующие:

• ограниченная продолжительность;

• выраженная интенсивность;

• ситуативный характер;

• опережающий характер;

• осознаваемость причин появления переживания.
Ограниченная продолжительность. Длительность эмоций

ограничена временем непосредственного действия причин или представления обстоятельств, вызывающих данное пере­живание.

Выраженная интенсивность. Эмоции представляют собой достаточно выраженные реакции, однако проявляются они в большей степени во внутреннем (как переживание), чем во вне­шнем (в поведении и вегетативных изменениях) плане.

Ситуативный характер. Эмоции выражают оценочное от­ношение человека к текущим или возможным ситуациям, к своей деятельности и поведению в них.

Опережающий характер. Эмоции способны заранее оцени­вать значимость ситуаций и событий, которые еще не наступи-

ли, и их вероятностный исход, вследствие чего становится воз­можной заблаговременная реакция.

Осознаваемость причин появления переживания. Данная особенность логически следует из предыдущей: оценивая зна­чимость тех или иных возможных или текущих ситуаций, инди­вид способен ясно осознавать, что в них стало причиной появ­ления определенных переживаний либо просто четко устанав­ливать связь между ситуацией и вызванной ею эмоцией.

Таким образом, эмоция — это ситуативное эмоциональное реагирование человека на текущие или возможные события его жизни.

Настроение

Еще одним проявлением эмоциональной жизни человека являются его настроения. По своей природе настроения явля­ются психическими (эмоциональными) состояниями, образу­ющими общий эмоциональный фон жизнедеятельности чело­века и интегрирующими все его эмоциональные отклики на воздействия любого характера. Настроение «...не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние» (С.Л. Рубинштейн). По мнению Н.Н. Даниловой, настроение действует как контекст, транс­формируя все наши реакции на события. П.М. Якобсон назы­вает настроения «эмоциональным самочувствием» человека.

Л .В. Куликов рассматривает настроения в качестве интег­ральных показателей переживаемых в данный момент чувств и эмоций и подразделяет их на доминирующие (стабильные) и ак­туальные (текущие). Понятие «единая равнодействующая чувс­тва» В. Вундта, на наш взгляд, является очень близким к совре­менной трактовке понятия «настроение».

По мнению П.А. Рудика, фон настроения формируется под влиянием следующих причин:

• органических процессов и состояний',

• особенностей окружающей человека внешней (физической,
предметной) среды, в которой ему приходится жить и работать;

• особенностей взаимоотношений между людьми (зарази­
тельность эмоций);

• эмоционально окрашенных мыслей и представление в кото­
рых выражается удовлетворенность или неудовлетворенность
своим поведением, результатами своей работы, поступками и
характером других людей и т. д.

Дополнить этот перечень необходимо такими причинами, как актуальное состояние потребностно-мотивационной сферы человека и его темпераменталъные особенности, которые также оказывают значимое влияние на возникновение определенно­го (актуального или доминирующего) настроения.

Отличительными особенностями протекания данной формы эмоционального реагирования являются:

• значительная длительность;

• слабая интенсивность;

• беспредметность;

• безотчетность;

• диффузный характер;

• интегрирующий характер.

Значительная длительность. К. Изард называет настроение «пролонгированной эмоцией». Само название данной формы эмоционального реагирования (настроение — настрой) указы­вает на то, что эти состояния медленно развиваются и пережи­ваются в течение длительного периода времени.

Слабая интенсивность. «Расплывчатость», порой неопреде­ленность настроений объясняется тем, что они внешне и внут­ренне слабо выражены.

Беспредметность. Обычно затруднительно определить те конкретные объекты и события, которые оказали влияние на появление того или иного фона настроения.

Безотчетность. Вследствие слабой интенсивности и бес­предметности настроения часто почти не осознаются либо ос­тавляют о себе неясное, неопределенное впечатление. Осозна­ние своего настроения, а также вызвавших его причин обычно происходит только при сосредоточении на нем внимания. Од­нако это не означает, что настроение не зависит от сознатель­ной деятельности человека, просто он часто не отдает себе от­чета об этом.

Диффузный характер. Настроение накладывает отпечаток на всю психическую деятельность (восприятие, мышление и т. д.) и поведение человека в данный отрезок его жизни. Одна и та же работа в зависимости от настроения будет казаться лег­кой, приятной либо же, напротив, утомительной.

Интегрирующий характер. Настроения связаны со всеми эмоциональными переживаниями человека, часто являясь их следами, отголосками. Интегрируя все длительные и ситуатив­ные переживания и их последействия, настроения тем самым поддерживают целостность и непрерывность эмоциональной

жизни человека. Так, биохимические и гормональные измене­ния в организме, остающиеся после переживания каких-то бо­лее интенсивных эмоциональных реакций, проявляются в соот­ветствующем фоне настроения. В свою очередь, уже сами на­строения способствуют, благоприятствуют возникновению родственных им по качеству других форм эмоционального ре­агирования.

Дискутируемыми остаются вопрос о том, постоянно ли при­сутствуют настроения в жизни человека в каждый момент време­ни, и связанная с этим проблема существования нейтрального на­строения. Если настроение бывает нейтральным, т. е. без выра­женной положительной или отрицательной окраски, будет ли оно в таком случае вообще формой эмоционального реагирова­ния, поскольку при этом утрачивается основное свойство эмоци­ональных явлений — их пристрастность. Если настроение все же является формой эмоционального реагирования, следовательно, существуют периоды, когда у человека нет никакого настроения. Разные авторы предлагают различные варианты решения этих вопросов. Например, ИЛ. Ильин считает, что настроение — это просто некий эмоциональный континуум, в котором интенсив­ность выраженности эмоциональных переживаний может нахо­диться в диапазоне от нуля (отсутствие эмоционального реаги­рования) до максимальной величины (аффект). Однако это не­сколько упрощенный подход, не учитывающий всех закономер­ностей протекания настроений.

Выделяют следующие виды выраженных измене­ний настроения:

• гипертимия — повышенный фон настроения, характеризу­
ющийся жизнерадостностью, бодростью, оптим неточностью,
двигательным и речевым возбуждением;

• дистимия (или гипотимия) — сниженный, тоскливо-пе­
чальный фон настроения, характеризующийся пассивностью,
унынием и пессимистичным отношением к действительности;

• эйфория - приподнятое, беззаботно веселое настроение,
характеризующееся беспечным отношением к серьезным сто­
ронам жизни;

• дисфория — угрюмо-злобливое настроение, характеризую­
щееся раздражительностью, циничностью, недовольным, враж­
дебным или агрессивным отношением ко всему окружающему;

• апатия — равнодушное, безразличное настроение, полное
отсутствие эмоционально окрашенного отношения к окружаю­
щему миру и самому себе.

Таким образом, настроение — это длительное эмоциональ­ное состояние, интегрирующее все возникающие эмоциональные отклики на внешние и внутренние воздействия без отчетливого осознания их предметного содержания и образующее общий эмо­циональный фон жизнедеятельности человека.

Чувства

Устойчивые эмоциональные отношения к определенным предметам или явлениям действительности в отечественной психологии принято называть чувствами. Чувства являются вы­сшим продуктом эмоционального развития человека. Однако такое определение закрепилось только в последнее время, раньше же чувствами достаточно часто называли самые эле­ментарные эмоциональные реакции (В. Вундт и др.). До насто­ящего времени нередко смешивают понятия «чувствитель­ность» (относящееся к познавательной сфере) и «чувства» (эмо­циональное явление).

Кроме того, некоторые ученые и сегодня используют чув­ства (а не эмоции) как родовое понятие, объединяющее все проявления эмоциональной жизни человека. Так, А.В. Петров­ский рассматривает чувства как переживаемые внутренние от­ношения человека к тому, что происходит в его жизни, в то вре­мя как эмоции являются лишь особой формой непосредствен­ного переживания чувств.

Характерными особенностями чувств являются:

• устойчивость;

• выраженная интенсивность;

• предметность;

• осознанность;

• внеситуативность;

• иерархичность;

• обобщенность;

• формирование установки;

• связь со всеми основными подструктурами личности.
Устойчивость. Чувства выражают устойчивые, постоянные

эмоциональные отношения («эмоциональные константы», по А.Н. Леонтьеву) человека к тем или иным предметам, которые могут сохраняться порой в течение всей жизни.

Выраженная интенсивность. Непосредственное воспри­ятие или воспоминание о предмете чувства всегда сопровожда­ется достаточно выраженным эмоциональным переживанием.

Сильное, доминирующее чувство, выражающееся в направлен­ности помыслов и сил на единую цель, называется страстью.

Предметность. Чувства всегда связаны с определенным объ­ектом — предметом, человеком, событием. По степени обобщен­ности предметного содержания чувства подразделяются:

• на конкретные (к человеку, произведению искусства и т.п.);

• обобщенные (к животным, музыке);

• абстрактные (чувство справедливости).

Осознанность. События и объекты, по отношению к кото­рым человек испытывает те или иные чувства, всегда ясны для него, как и сами переживания, что свидетельствует о том, что все чувства «привязаны ко второй сигнальной системе» (И.П. Павлов). Однако не все ученые согласны с тем, что чув­ства всегда осознаваемы. Так, ЕЛ. Ильин считает, что часто че­ловек сам себе не хочет или не может признаться в том, что у него возникло то или иное чувство, поэтому вытесняет его в

бессознательное.

Внеситуативность. Чувства позволяют выделять в воспри­нимаемой и представляемой действительности объекты и собы­тия, имеющие для человека стабильную потребностно-мотива-ционную значимость, и определять динамику и содержание си­туативных эмоциональных реакций (например, появление ра­дости при успехе любимого человека и неудаче нелюбимого).

Иерархичность. Чувства организуются в иерархическую систему, соответственно актуально действующим мотивам

человека:

• низшие чувства связаны преимущественно с биологиче­
скими процессами в организме, с удовлетворением или неудов­
летворением витальных потребностей человека;

• высшие чувства возникают в связи с удовлетворением или
неудовлетворением социальных и духовных потребностей че­
ловека и органически включены во все виды деятельности.

Различают три основные группы высших чувств (в соответ­ствии с конкретными областями деятельности и сферами соци­альных явлений):

• нравственные — переживаемые в связи с соответствием ли­
бо несоответствием своего поведения общепринятым требова­
ниям и нормам;

• интеллектуальные — связанные с познавательной деятель­
ностью;

• эстетические — вызываемые гармонией воспринимаемых

объектов.

Классы и подклассы эмоциональных процессов - student2.ru Обобщенность. Чувства представляют собой результат обоб­щения отдельных эмоций, связанных с каким-либо объектом или явлением действительности.

Формирование установки. Е.П. Ильин называет чувство «эмо­циональной установкой, программой эмоционального реагирова­ния на определенный объект при его восприятии и представлении в определенных жизненных ситуациях». Чувства формируют го­товность оценивать и эмоционально реагировать определенным образом на какие-то события окружающего мира, причем проис­ходит это под влиянием как личного, так и социального опыта. Например, чувство тревоги (постоянное беспокойство, ожидание неблагополучия, опасности) может сформироваться как под вли­янием дисгармоничного стиля семейного воспитания (в атмосфе­ре недоверия к окружающему миру), так и в результате каких-то неудач либо пребывания в опасных ситуациях.

Связь со всеми основными подструктурами личности. В со­держании доминирующих чувств человека отражены его миро­воззрение, направленность и т. д. Кроме того, степень проник­новения чувств в личностные структуры человека, по мнению В.В. Никандрова и Э.К. Сонина, характеризует их глубину.

Таким образом, чувство — это устойчивое, чаще всего осоз­нанное эмоциональное реагирование по отношению к определен­ным объектам или явлениям действительности, выражающее их стабильную мотивационно-потребностную и личностную значимость для человека.

Все перечисленные формы эмоционального реагирования обладают в своем функционировании определенной автоном­ностью и независимостью от других форм. В то же время они тесно взаимодействуют друг с другом, составляя единое целое — эмоциональную сферу человека.

Вопросы для самоконтроля

1. Соотношение основных форм эмоционального реагирования между
собой по параметрам длительности и интенсивности.

2. Эмоциональный тон. Его отличительные особенности и функции.

3. Основные факторы возникновения аффектов.

4. Особенности аффективных реакций, их функции.

5. Основные причины, оказывающие влияние на фон настроения человека.

6. Отличительные особенности настроений.

7. Виды настроений.

8. Особенности собственно эмоций.

9. Основные особенности и виды чувств.

Наши рекомендации