Тема 3.1. Световой и воздушно-тепловой режим помещений

Понятие комфортных или оптимальных условий. Взаимосвязь состояния здоровья, работоспособности и производительности труда с состоянием условий жизни и труда человека, параметрами среды жизнедеятельности человека. Основные методы, улучшающие самочувствие и работоспособность человека: не превышение допустимых уровней негативных факторов и их снижение до минимально возможных уровней, рационализация режима труда и отдыха, удобство рабочего места и рабочей зоны, хороший психологический климат в трудовом коллективе, климатические условия в зоне жизнедеятельности, оптимальная освещенность и комфортная световая среда.

Микроклимат помещений. Механизм теплообменамежду человеком и окружающей средой. Климатические параметры, влияющие на теплообмен. Взаимосвязь климатических условий со здоровьем и работоспособностью человека. Терморегуляция организма человека. Средства для создания оптимального аэроионного состава воздушной среды.

Освещение и световая среда в помещении.Влияние состояния световой среды помещения на самочувствие и работоспособность человека. Характеристики освещения и световой среды.Факторы, определяющие зрительный и психологический комфорт. Виды, системы и типы освещения. Искусственные источники света: типы источников света и основные характеристики, достоинства и недостатки, особенности применения. Особенности применения газоразрядных энергосберегающих источников света. Светильники: назначение, типы, особенности применения. Цветовая среда:влияние цветовой среды на работоспособность, утомляемость, особенности формирования цветового интерьера для выполнения различных видов работ и отдыха.

Задания для самостоятельной работы

В результате самостоятельной работы необходимо сформировать знания по следующим темам:

1. Комфортные и оптимальные условия для жизни и деятельности человека.

2. Взаимосвязь климатических условий со здоровьем и работоспособностью человека.

3. Методы, улучшающие самочувствие и работоспособность человека

4. Механизм теплообмена между человеком и окружающей средой.

5. Характеристики освещения и световой среды.

6. Виды, системы и типы освещения.

7. Светильники. Их классификация.

8. Светоотдача и цветовая температура источников света.

9. Аэроионный состав воздушной среды.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы

Необходимо подробно изучить нормативные документы, устанавливающие требования к созданию условий труда на рабочих местах: «Р 2.2.2006-05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», приказ Минрегиона РФ от 27.12.2010 № 783 «Об утверждении свода правил «СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение» и «СанПиН 2.2.4.548-96. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. Санитарные правила и нормы».

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятию оптимальные условия?

2. Дайте определение понятию комфортные условия?

3. Назовите методы, улучшающие самочувствие и работоспособность человека?

4. Сформулируйте механизм теплообмена между человеком и окружающей средой?

5. Дайте определения величинам: световой поток, сила света, контрастность, коэффициент контрастности, освещенность?

6. Перечислите виды, системы и типы освещения?

7. Приведите классификацию светильников?

8. Что такое светоотдача и цветовая температура источников света?

9. Как влияет цвет на человека и какие цвета используются для различных видов работ?

10. Как влияет аэроионный состав воздушной среды на работоспособность человека?

Наши рекомендации