Личностно-аномальный патопсихологический симптомокомплекс

Понятие аномалий личности в отечественной психиатрии соответствует тер­мину «психопатии» /личностные расстройства в МКБ-10/. К психопатиям при­ближаются акцентуации характера как крайние проявления нормы, в ряде слу­чаев сопровождающиеся явными проявлениями декомпенсации, способству­ющие проявлению психических заболеваний, своеобразию формирования лич­ности, а также социально-психологических проблем, возникающих у субъекта в связи с воспитанием, образованием, соблюдением законов, семейными отно­шениями и профессиональным ростом.

Патопсихологические эквиваленты нарушений психической деятельности выявляются при исследовании когнитивных, эмоциональных, мотивационньгх характеристик психопатических личностей полярных вариантов - возбудимого (диссоциальное личностное расстройство, в первую очередь) и торпидного ти­пов (депрессивное, компульсивное личностное расстройство и др.).

Варианты: а) возбудимый; б) торпидный.

Более заметно познавательная деятельность нарушается у пациентов, стра­дающих расстройством личности возбудимого типа, с невысоким интеллекту­альным уровнем, находящихся в состоянии выраженной декомпенсации.

4.7.1. Возбудимый вариант личностно-аномалъного патопсихологическо­го симптомокомплекса

Структура ППС:

Когнитивная сфера.

Восприятие, внимание и память обычно не страдают или их нарушения не связаны со структурой синдрома.

Мышление. При общей сохранности категориального строя и динамики мышления возможны значительные колебания продуктивности (импульсивность в работе, внезапные отказы), нарушение, обобщения по типу актуализации не­существенных, личностно-значимых признаков, возможная проекция (главным образом, агрессивная) в ассоциативном эксперименте, «Пиктограмме»; нару­шение критичности. Высокая аффективная обусловленность мышления.

Воображение. Возможная проекция установок (например, агрессивных, садистических). Достаточная реалистичность воображения, может быть повы­шена его оригинальность.

Речь. Обычно достаточно хорошо интонированная, часто сопровождающа­яся активной мимикой и жестикуляцией. Нередко использование в устной речи ненормативных, жаргонных слов.

Эмоциональная сфера Увеличение амплитуды и подвижности эмоциональ­ных реакций, возможна яркая эмоциональная экспрессия. Снижение порога, возникновения эмоционального ответа. Эксплозивность, склонность к эмоцио­нальному «самовзвинчиванию». Выраженная нестабильность аффективного фона, нарушение или снижение волевого контроля над эмоциями, ослабление этического контроля.

Мотивационно-потребностная сфера: отмечается деформация мотиваци-онной сферы с доминированием примитивных (агрессивных, утилитарно-гедо­нистических и т.д.) мотивов, слабость звучания альтруистических мотивов. Ха­рактерны нестабильность и завышение уровня притязаний, неадекватное повы­шение и неустойчивость самооценки. Диагностические рекомендации.

Заострение свойств личности можно отметить при беседе, изучении анам­неза, экспериментальном исследовании различными личностными опросника­ми и проективными тестами (значительное повышение (понижение) бальных оценок по тем или иным шкалам, типам реакций и т.п.). Нестабильный, завы­шенный уровень притязаний, завышенная самооценка выявляется в клинико-психологической беседе, в ходе экспериментального исследования (подчерки­вание своей правоты, своих положительных качеств и достоинств в процессе беседы, неадекватная личностная экстрапунитивная реакция на критику при исследовании познавательной деятельности и т.п.). Повышенную конфликтность в межперсональных отношениях можно наблюдать и в ситуации эксперимента (нарушение дистанции, провокационные вопросы и высказывания испытуемо­го и т.п.). Возможно проецирование интерперсональных конфликтов в тестах «пиктограмм», «рассказ по картинке», «рассказ по серии картинок» и т.п. На­рушение аффективного контроля проявляется в неадекватных стимулу интен­сивности и длительности реакций, трудности их переключения, что может отме­чаться при беседе и экспериментальном исследовании (например, шоковые реакции на эмоционально значимые понятия в ассоциативном эксперименте, методике «пиктограмм». Выраженная аффективная обусловленность мышле­ния проявляется в колебаниях продуктивности, качества выполнения по прин­ципу интересности-неинтересности, успешности-неуспешности. Импульсив­ность в работе, нарушения волевого контроля особенно заметны при предъяв­лении достаточно длинной серии однотипных заданий («Выделение существен­ных признаков», «Исключение» и т.п.). Часто отмечается формирование оппо-зиционно-негативистических или других искажающих установок в эксперимен­те. При общей сохранности категориального строя и операций мышления в ряде случаев возможны неадекватные решения, связанные с искажением обобще­ния по типу актуализации второстепенных, личностно-значимых признаков, при этом значимость избранного варианта часто подчеркивается испытуемым («Я так считаю»).

Психические расстройства, при которых встречается возбудимый вариант * личностно-аномального патопсихологического симптомокомплекса: расстрой­ства личности (психопатии), ремиссии и дисгармонические изменения личнос­ти при шизофрении, органических заболеваниях головного мозга, ЧМТ и др.

Дифференциальная диагностика, формирование тестовой батареи - см. в п. 4.7.2.

4.7.2 Торпидный вариант личностно-аномального

патопсихологического симптомокомплекса

Структура:

Когнитивная. сфера.

Восприятие, внимание и память обычно не страдают.

Мышление. При общей сохранности категориального строя и динамики мышления возможны колебания продуктивности, нарушение обобщения по типу актуализации несущественных, личностно-значимых признаков, возмож­ная проекция (главным образом, внутренних конфликтов) в ассоциативном эк­сперименте, методике «пиктограмм», заданиях «рассказ по картинке», и т.п.

Воображение. Продуктивность варьирует. Значимость оценки эксперимен­татора высокая. Достаточная реалистичность воображения, возможно повыше­ние его оригинальности.

Эмоциональная сфера. Повышенный уровень тревожности. Сниженный порог возникновения эмоционального ответа. Реакция на внешние раздражи­тели (в том числе, на замечания экспериментатора) адекватна по направленно­сти, неадекватно повышена по силе. «Застреваемость».

Мотивационно-потребностная сфера. Направленность мотива деятельно­сти на избегание неуспеха. Система ценностей - дополняющая, неустойчивая, низкая самооценка. Произвольная волевая регуляция деятельности слабая. В организации познавательных процессов большая роль отводится эмоциональ­ной вовлеченности, чувству безопасности в ситуации эксперимента. Диагностические рекомендации.

Заострение свойств личности подразумевает выделение основного радика­ла, характерологических особенностей, определяющих стиль восприятия и ми­роощущения. Они влияют на степень адаптации в социуме и самооценку. В силу неуверенности и тревожности она будет характеризоваться неустойчивостью и тенденцией к снижению. У таких людей чаще преобладает дополняющая систе­ма ценностей, что указывает на превалирование вытеснения как механизма за­щиты. Мотив будет направлен на избегание неуспеха, подкрепление своих отве­тов. Реакция на критику преимущественно интрапунитивная. Стимулом для работы здесь является похвала и одобрение, критика усиливает тревожность и снижает результаты. Первостепенным является внутренний характер конфлик­та, который порождает внешние противоречия. Что касается познавательных процессов, то сохранность основных компонентов мышления, памяти, внима-_______________________

У" кг>Г1<^аш[>Л^'<*-ттггпхпт® интеллектуальной базой. При сниженных интел­лектуальных показателях внимание селективно, отмечается значительная вра-батываемость, что влияет на мнестические показатели (кривая запоминания но­сит нарастающий или зигзагообразный характер). При общей способности опе­рировать категориями, проводить анализ и синтез, возможны искажения обоб­щения по личностно-значимым и второстепенным признакам, формирование суждений на основе конкретно-ситуационных связей.

Психические расстройства, при которых встречается торпидный вариант лич-ностно-аномального симптомокомплекса: расстройства личности (психопатии), ремиссии и дисгармонические изменения личности (психопатоподобные состо­яния) при шизофрении, органических заболеваниях головного мозга, ЧМТ и др.

Дифференциальная диагностика.

Оба йяриянтяпичнпстро-яномядкнпгр ППГ необходимо дифференцировать с шизофреническим патопсихологическим симптомокомпдексом, обращая внимаТГйе~нХХар11ктер актуализируемых при обобщении несущественных при­знаков (личностно-значимые или латентные), а также вид нарушения мотиваци-онной активности. ~"

Трудности и ошибки в диагностике. Встречаются, в основном, при неглубо­ких нарушениях операций мышления, когда клинически решается задача отгра­ничения психопатоподобных нарушений при шизофрении от собственно пси­хопатии. В случае наличия нарушений внимания, памяти и мышления по орга­ническому типу необходимо дифференцировать описываемый патопсихологи­ческий симптомокомплекс от органического. Решающим будет являться выра­женность личностной и аффективной обусловленности мышления.

Формирование тестовой батареи. Рекомендуется включение в стандарт­ную тестовую батарею психодиагностических методик, направленных на изу­чение мотивов, установок, самооценки, уровня притязаний, типа акцентуации и т.п., то есть проводить развернутое исследование личности для верификации ус­тановления личностно-аномального патопсихологического симптомокомплекса.

Наши рекомендации