Прикладные профессиональные и личностные качества, а также соответствующие им навыки и умения

Профессиональные качества Личностные качества Навыки и умения
Сбор и анализ информации Аналитическое, вербальное мышление, системный подход, методичность Навыки работы с разными источниками информации (включая расширенный поиск в сети Интернет).
Навыки работы с разнородными данными (статистическими, аналитическими).
Навыки работы с большим объемом информации, способность быстро переключаться с анализа одного материала на другой.
Навык анализа множества взаимодействующих факторов, основываясь на неполной и/или противоречивой информации.
Умение отличать главную информацию от второстепенной.
Умение определить проблемы и возможные причины их возникновения.
Умение объединять разнородную, неструктурированную информацию в группы в соответствии с выделенным параметром (критерием, принципом).
Умение выстраивать сформированные группы в определенной логической последовательности, отражающей существующие между ними связи и отношения.
Умение переводить информацию в единый формат.
Умение выявлять причинно-следственные связи между выделенными элементами; умение анализировать исследуемые явления в контексте выявленных связей и закономерностей, а также позиций заинтересованных сторон.
Умение объединить ранее выделенные элементы в единое целое и выявить свойства, присущие явлению в целом.
Умение приходить к логическим заключениям по итогам проведения анализа, умение структурировать и конкретизировать суждения, формулировать выводы (в том числе и на основе неполных данных)
Умение использования метода системного анализа[2].
Умение использования метода контент-анализа[3].
Подготовка документов в соответствии с требованиями и сроками внимательность, ответственность, аккуратность, добросовестность, пунктуальность, следование нормам, трудолюбие, склонность к проверке ошибок Навык подготовки служебных писем, включая ответы на обращения государственных органов, граждан и организаций в установленный срок.
Навык подготовки рекомендаций.
Умение ясно, связанно и логично излагать мысли без допущения грамматических, орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок.
Владение методами реферирования и аннотирования текстов.
Саморазвитие и передача знаний и опыта (наставничество) открытость новым знаниям, обучаемость, адекватность самооценки, мотивация на развитие, активная жизненная позиция терпеливость, доброжелательность, позитивность мышления, готовность к сотрудничеству, социальная уверенность Навыки выявления индивидуальных сильных и слабых сторон, потребности в развитии, происходящих изменений в целях повышения результативности
Навыки выстраивания связи между персональным развитием и целями и задачами, стоящими перед структурным подразделением.
Умение представлять информацию в необходимом объеме и форме в зависимости от уровня подготовки и осведомленности слушателя (аудитории, коллеги, подчиненного)
Умение просто и доходчиво объяснять сложные темы, способность неоднократно разъяснять сложные вопросы менее опытному гражданскому служащему.
Умение делиться с коллегами опытом, знаниями и эффективными практиками в процессе выполнения работ.
Умение вызвать у гражданского служащего энтузиазм, показать на личном примере пути решения проблем и выполнения поставленных задач.
Межличностное, межведомственное взаимодействие, убедительность коммуникаций аналитическое мышление, память, системный подход, логика, коммуникабельность, уверенность в себе, эрудиция, социальная уверенность Навыки организации и проведения совещаний, конференций, семинаров.
Навыки разрешения конфликтных ситуаций.
Умение устанавливать эффективное взаимодействие с коллегами внутри государственного органа, а также межведомственное взаимодействие.
Умение выбирать и применять эффективные стили межличностного общения, оказывать влияние и направлять других на достижение поставленных целей и задач.
Умение ориентироваться на собеседника / слушателя.
Умение выслушивать мнения людей, не прерывая их.
Умение проверять, правильно ли Вы поняли услышанное (постановка уточняющих вопросов, перефразирование).
Умение делиться с коллегами опытом, знаниями и эффективными практиками в процессе выполнения работ.
Умение создавать каналы обмена документами и информацией, в том числе в электронной форме, между органами власти, органами внебюджетных фондов в целях предоставления гражданам и организациям государственных услуг.
Работа в команде коммуникабельность, организованность, целеустремленность, доброжелательность, толерантность, тактичность, стрессоустойчивость, терпимость Навык использования разнообразных тактик речевого обращения.
Навык своевременного выявления и предупреждения проблемных ситуаций, которые могут привести к конфликту между членами команды.
Умение убедить, склонить окружающих поддержать какой-либо план, идею.
Умение понять цель работы команды, понять роль каждого участника в достижении поставленной цели.
Умение выстраивать честные и справедливые отношения с коллегами, основанные на взаимоуважении.
Умение создать атмосферу взаимовыручки и поддержки членов команды, вызвать стремление взаимодействовать и координировать действия, а не соперничать.
Творческий подход, инновационность активная жизненная позиция, открытость новому, целеустремленность, позитивность, мотивация на развитие, нестандартность мышления, широта кругозора, эрудиция, гибкость и изобретательность в поиске решения нестандартных задач, креативность Умение внедрять и использовать научные результаты в практику решения поставленных задач.
Умение демонстрировать инновационное мышление – предлагать идеи, направленные на развитие новых или улучшение существующих процессов, методов, систем, услуг.
Умение вырабатывать нестандартные решения.
Умение находить решения вопроса через нестандартный инструментарий.

Управленческие профессиональные и личностные качества, а также соответствующие им навыки и умения[4]

Профессиональные качества Личностные качества Навыки и умения
Стратегическое /видение/ мышление широкий кругозор, аналитическое мышление, системный подход, абстрактность мышления Навыки системного мышления: воссоздание полной картины событий на основании отдельных фактов.
Умение прогнозировать возникновение проблемных ситуаций и продумывать возможные пути их решения.
Навык целеполагания, умение пользоваться методикой «дерева целей».
Навыки формирования прогностических моделей.
Умение выявлять новые тенденции в мировой практике и отражать их в своей работе.
Умение формулировать цели и приоритеты отдельно взятого проекта в долгосрочных интересах государственного органа; навыки долгосрочного планирования.
Умение выстраивать взаимосвязь между целями и задачами деятельности государственного органа с целями и задачами государства, других государственных органов/подразделений.
Управление изменениями лидерство, позитивность мышления, абстрактность мышления, адаптивность, гибкость Умение определять и объяснять необходимость изменений для улучшения существующих процессов.
Умение выявить потенциальные возможности и последствия внедрения предложенных изменений; способность объяснить, как изменения скажутся на работе коллектива, отдела, государственного органа.
Умение определить моменты, которые должны остаться неизменными.
Умение выявлять неэффективные процедуры и усовершенствовать их.
Умение быстро реагировать на изменения приоритетов.
Умение находить поддержку среди сотрудников, коллег, населения в процессе внедрения изменений.
Умение выявлять риски, связанные с изменениями, и управлять ими..
Умение брать личную ответственность за принятие рискованных решений.
Эффективность публичных выступлений и внешних коммуникаций коммуникабельность, энергичность, эмоциональный интеллект, уверенность в себе, экстраверсия, эмоциональная уравновешенность, социальная уверенность, стрессоустойчивость Навык подготовки и выступления перед коллегами (гражданами) на производственных совещаниях, семинарах и других мероприятиях.
Навыки ораторского искусства. Выстраивание эффективных коммуникаций с широкой целевой аудиторией при разных условиях взаимодействия.
Умение использовать разнообразные тактики речевого общения.
Умение устанавливать зрительный контакт с аудиторией.
Умение сжато и структурировано представить материал по вопросам, касающимся деятельности государственного органа.
Умение предвидеть, как люди отреагируют на то или иное высказывание.
Умение приводить обоснованные аргументы в поддержку защищаемой позиции; в конфликтных ситуациях умение аргументировано и грамотно отстаивать свою точку зрения.
Умение организовывать и поддерживать постоянные коммуникационные связи с государственными органами, средствами массовой информации, гражданами.
Планирование деятельности и ресурсов организованность, целеустремленность, системный подход, аналитическое мышление, внимательность к деталям Навык составления текущих и перспективных планов достижения цели структурного подразделения с учетом необходимых ресурсов, возможных изменений обстоятельств и влияния внешних факторов.
Навык планирования рабочего времени (навык тайм-менеджмента).
Умение точно формулировать цели и конечный результат.
Умение выявлять случаи неэффективного использования ресурсов и оптимизировать их распределение, навык использования имеющихся ресурсов, необходимых для выполнения работы.
Умение организовывать контроль за эффективностью использования ресурсов, учитывать результаты данного контроля при дальнейшем использовании ресурсов.
Умение определять приоритеты.
Умение определять и просчитывать материальные, временные и человеческие ресурсы, необходимые для достижения целей.
Навыки управления проектами: навыки планирования и координации проектов от стадии инициирования до стадии завершения.
Умение своевременно корректировать планы подразделения.
Навыки кадрового анализа и планирования с учетом организационных целей, бюджетных ограничений и потребности в кадрах.
Постановка задач и организация работы подчиненных, представителей экспертных организаций лидерство, коммуникабельность, терпеливость, системный подход, методичность, аналитическое мышление, организованность Умение ставить конкретные задачи для себя, гражданских служащих, находящихся в подчинении, участников проектных групп, структурного подразделения в целом, устанавливать порядок действий, необходимых для достижения результатов в соответствии с плановыми и оперативными задачами.
Умение поддерживать комфортный морально-психологический климат в коллективе.
Умение разграничивать дела по степени важности.
Умение разбивать работу на этапы, определять время, необходимое на ее выполнение.
Умение делегировать поставленные задачи и равномерно распределять рабочую нагрузку среди подчиненных с учетом особенностей их должностных обязанностей и квалификации.
Умение эффективно и результативно распределять и использовать человеческие и финансовые ресурсы, недвижимость и информацию.
Навыки планирования и координации проектов от стадии инициирования до стадии завершения.
Контроль и оценка исполнения требовательность, организованность, целеустремленность, концентрация внимания, память, ответственность, доминантность, беспристрастность, пунктуальность Навыки осуществления контроля над ходом исполнения документов, проектов и решений поставленных задач структурного подразделения с учетом установленных сроков.
Навыки контроля над эффективным использованием всех ресурсов.
Навыки контроля условий, целей, процессов коммуникации, времени, рисков, затрат и издержек, качества итогового продукта, услуги.
Умение самостоятельно проверять и оценивать проделанную работу.
Принятие управленческих решений лидерство, аналитическое мышление, системный подход, целеустремленность, ответственность, решительность Навыки просчета рисков при принятии решений.
Умение принимать решения, соблюдая установленную процедуру, на своем уровне ответственности.
Умение формулировать и выбирать альтернативы решения, принимая во внимание характер поставленной задачи и возможные последствия, в рамках полномочий, установленных по должности, и в соответствии с установленным порядком.
Умение брать личную ответственность за принятие рискованных решений.
Умение прогнозировать и анализировать последствия принятых решений.
Умение признавать ошибки, допущенные при принятии решения.
Мотивирование и развитие подчиненных лидерство, позитивность, энергичность, образованность, терпимость   Навык передачи знаний и умений, развития способностей подчиненных.
Умение обеспечить обучение подчиненных, а в случае отсутствия возможностей для обучения - самообучения.
Умение распределять задачи исходя из знаний, опыта, способностей, личностных качеств и мотивации подчиненных для обеспечения своевременности и качества исполнения задач подразделения.
Умение мотивировать коллег и подчиненных на профессиональное развитие, повышение общего, культурного уровня.
Умение отмечать конструктивные предложения и инициативы подчиненных, поощрять их эффективные действия
Умение видеть и находить применение талантам подчиненных.

[1] Белая область означает отсутствие требования к конкретным знаниям для конкретной категории должностей государственной гражданской службы, серая – их наличие.

[2] Системный анализ – это методология решения сложной проблемы путем последовательной декомпозиции её на взаимосвязанные частные подпроблемы.

[3] Контент-анализ - это метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах.

[4] необходимы для замещения должностей категории «руководители» высшей, главной и ведущей групп, категории «помощники (советники)» высшей и главной групп, категории «специалисты» главной и ведущей групп: заместителя начальника отдела в департаменте, заместителя начальника отдела в службе федерального министерства, заместителя начальника отдела в главном управлении, заместителя начальника отдела в управлении, заместителя начальника отдела в аппарате Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека – заместителя Министра юстиции Российской Федерации

Наши рекомендации