Эволюция управленческой мысли

Управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы можем видеть его в настоящее время, появилось не сразу. Как только древние люди стали жить организованными группами, появилась необходимость управления как внутри группы, так и вне ее.

На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком, который был вождем этой группы. В дальнейшем по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций, но на это потребовались века.

Египетские пирамиды, построенные в 3000—2000 гг. до н. э., являются ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого искусства. Строительство огромных пирамид требовало прежде всего четкого планирования и координации деятельности. Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации и управления производственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих.

Линейная структура управления государством получила выражение в системе управления Римской империей. Ее основной проблемой был сбор налогов со всех ее частей, значительно удаленных друг от друга, так как прямое правление из Рима осуществить было крайне трудно.

В практике управления существуют примеры организаций, возникших в глубокой древности и успешно функционирующих и в настоящее время благодаря созданию рациональной структуры управления. К их числу относится римская католическая церковь, имеющая наиболее простую структуру управления, включающую папу, кардинала, архиепископа, епископа и приходского священника.

Переворот в производственных отношениях был связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в. Промышленная революция выделила три уровня управления: верхний, средний и нижний. На производстве появился мастер, который вскоре стал «ненавистен» для рабочих. На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах.

Промышленная революция дала толчок развитию теоретических исследований и практики управления. Большой вклад в формирование науки управления внесли английские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо.

Большой вклад в развитие управленческой мысли и практику управления внес и английский социалист-утопист Роберт Оуэн. Оуэн ранее других заметил и оценил роль человеческого фактора на производстве, к необходимости учета которого другие исследователи пришли только через 100 лет. На формирование теории управления в социалистическом обществе большое влияние оказали труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Не занимаясь исследованиями природы и сущности управления, они внесли свой вклад в формирование этой науки с помощью созданных ими методов исследования.

Таким образом, предпосылками и источниками формирования менеджмента как управления особого рода являются:

— индустриальный способ организации производства;

— развитие рыночных отношений, основными элементами которых являются спрос, предложение и цена.

Эволюция науки об управлении происходила вместе с развитием человечества.

Следовательно, менеджмент является наиболее древним видом человеческой деятельности.

Началом отсчета времени возникновения менеджмента считают появление письменности в Древнем Шумере (5 тыс. лет до н.э.). В этот период образовался слой «жрецов-бизнесменов», связанных с торговлей. Следовательно, история менеджмента насчитывает порядка 7 тыс. лет. За эти годы в мировой цивилизации произошли пять управленческих революций.

Первая управленческая революция, названная выше, характеризуется как «религиозно-коммерческая».

Вторая управленческая революция произошла в Вавилоне (второе тысячелетие до н.э.) и получила название «светско-административной», в ходе которой царем Хаммурапи был издан свод законов по управлению государством.

Третья управленческая революция («производственно-строительная») связана с применением государственных методов управления в сфере производства и строительства и произошла в период царствования Навуходоносора II (605—562 гг. до н.э.) также в Вавилоне.

Четвертая управленческая революция («капиталистическая») произошла в XVII—XVIII вв. — в начале индустриального прогресса европейской цивилизации. В ее недрах зародилось профессиональное управление.

Пятая управленческая революция («бюрократическая») произошла в конце XIX — начале XX в. В ходе ее родилась концепция «рациональной бюрократии».

Конечно, термин «революция» принят совершенно условно, поскольку развитие менеджмента происходило и происходит эволюционным путем, обогащая его в соответствии с изменениями, происходящими в экономике, в производственных отношениях.

Вклад в современную науку управления концепций различных школ и научных направлений

Научные направления и ключевые положения концепции   Основные идеи, используемые современным менеджментом  
Научное управление и Классическая (Административная) школа (20-е гг.)  
Научные принципы организации труда Рационализация трудовых операций Разделение труда в управлении Процессный подход к управлению   Научный подход к менеджменту и его принципам Анализ способов выполнения работ Управление как серия непрерывных взаимосвязанных действий  
Школы Человеческих отношений (30-е гг.) и Поведенческих наук (50-е гг.)  
Коллектив как особая социальная группа Межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работника   Использование факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства Отношение к членам организации как к активным человеческим ресурсам  
Теория принятия решений и Количественный подход (50-е — 60-е гг.)
Разделение процесса разработки решений на стадии и серию шагов Применение методов количественных измерений   Субъективный подход к оценке рациональности решений Использование количественных моделей, методов и измерителей при принятии решений  
Системный (50-е гг.) и Ситуационный (60-е гг.) подходы
Взаимодействие и взаимосвязь всех частей организации Учет воздействия факторов окружающей среды Анализ ситуационных переменных   Рассмотрение организации как целостной системы Значение анализа внешней среды для организации Принятие решений с учетом сложившейся ситуации  
Теории Стратегии (70-е гг.), Инноваций и Лидерства (80-е - 90-е гг.)  
Непрерывность взаимодействия организации с окружающей средой и разработка стратегии развития организации Инновационность как основа конкурентоспособного развития Лидерство вместо менеджеризма Разработка стратегии организации как фактор ее конкурентоспособности Инновационный подход к изменениям в организации Радикальное изменение взаимоотношений между персоналом и руководством
1.4. Природа и состав функций менеджмента.

Функция (в пер. с лат.) – деятельность.

Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.

Функции менеджмента характеризуют общие задачи и направления управленческих работ, состав и содержание которых в наименьшей степени зависит от специфики конкретной организации (ее отраслевой принадлежности, размера, организационно-правовой формы и т.п.).

Для выполнения работы необходимо выделить отдельные задачи и виды управленческой деятельности и регламентировать рациональные правила и процедуры их осуществления.

Различные концепции менеджмента предусматривают разнообразный перечень состава и содержания функций менеджмента.

При системном рассмотрении можно выделять три группы функций менеджмента, наиболее общие для всех видов организаций и любых условий функционирования:

- общие функции менеджмента;

- социально-психологические функции менеджмента;

- технологические функции менеджмента.

Общие функции менеджмента отражают содержание основных стадий процесса управления деятельностью организации на всех иерархических уровнях.

Различают следующие общие функции:

1) постановка целей;

2) планирование;

3) организация;

4) контроль и регулирование.

Постановка цели (целепостановка, целеполагание) является основополагающей функцией, т.к. в зависимости от выбора основной цели, группировки целей по степени значимости, зависит вся дальнейшая деятельность фирмы и эффективность приложенных усилий.

Цель — это опредмеченный мотив, который побуждает к действию ради чего-то. Целеполагание означает, действие или поведение, направленное на достижение цели, т.е. конечного состояния, при котором объект, поведение которого изучается, достигает определенного соответствия во времени и в пространстве с другим объектом или событием».

Цели бывают главные и второстепенные.

Главной целью может быть и выживание, и перспектива, и прибыль – в зависимости от того, какого сегодняшнее состояние фирмы.

Также цели делятся на общие и частные.

Общие – цели, которые преследует фирма в целом.

Частные – цели отдельных работников фирмы.

Однако и частные, и общие цели находятся в тесной взаимосвязи. Поскольку общие цели формируют частные, то свою очередь, частные оказывают влияние на успех достижения общих целей.

Затем цели бывают долгосрочные и краткосрочные.

Долгосрочные – носят стратегический характер.

Краткосрочные – носят сиюминутный характер.

Любая неправильно выбранная краткосрочная цель может полностью разрушить долгосрочную, и наоборот.

Основные требования, предъявляемым к целям:

1. Цели должны быть четкими и сформулированы конкретно.

2. Цели должны быть гибкими. Необходимо предусмотреть возможность либо частичного изменения целей, либо пути реализации намеченной цели в зависимости от потребности рынка.

3. Цели должны быть реальными, необходимо чтобы менеджер сам почувствовал возможность достижения этой цели.

4. Цели должны быть взаимосочетаемыми и последовательными. Так, последующая цель не должна противоречить предшествующей, не должна ее заменять на стадии завершения, не должна препятствовать выполнению этой предшествующей цели.

При определении стратегических целей целесообразно построить дерево целей на корнях которого располагается цели частные, второстепенные и краткосрочные.

Когда идет речь о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях.

Миссиярассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования. Основными группами людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность организации, следовательно, должны быть учтены при определении ее предназначения, являются: собственники организации, сотрудники организации, покупатели продукта организации, деловые партнеры организации, местное сообщество, общество в целом.

2) Планирование - непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения (выявления) ресурсов.

Задачи планирования:

1. Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений.

2. Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития.

3. Координация деятельности структурных подразделений и работников организации.

4. Создание объективной базы для эффективного контроля, т.к. он позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических значений параметров с планируемыми по принципу «факт - план».

5. Стимул (мотивация) трудовой активности работающих.

6. Информационное обеспечение работников организации.

Планы различаются по: целям. предмету, уровню, содержанию, периодам планирования.

Виды внутрифирменного планирования

Признаки планирования Виды планирования
По периоду планирования Долгосрочное (более 5 лет) Среднесроч­ное (от 1 до 5 лет) Краткосроч­ное (до 1 года)
По уровню планирования Организация в целом Подразде­ление Проект Отдельный исполнитель
По предмету планирования НИОКР Производство Сбыт Снабжение Персонал Финансы Прочие
По содержанию планирования Продуктово-тематическое Ресурсное Объемно-календарное
По цели планирования Стратегическое Оперативное

Каждый вид планирования отличается составом решаемых задач, используемой информацией, планируемых параметров и степеньюих детализации, методами выполнения плановых расчетов.

При организации системы планирования на предприятии решаются три комплекса вопросов: состав и характер специализации органов планирования; формы координации работ по планированию; характер формализации процессов планирования на предприятии.

3) Организациякак функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности любой организации. Функция организация нацелена на процесс структурирования элементов организации, где руководитель подбирает персонал, делегирует им полномочия и права использовать ресурсы предприятия. Функция организация ставит вопросы: кто и как будет реализовывать планы предприятия.

Структура организации включает в себя следующие элементы:

1.функциональные области деятельности организации;

2.элементы производственного процесса;

3.элементы управления.

1. Функциональные области деятельности организации – это основные виды деятельности, объединенные специфической целью и однородностью взаимосвязанных задач, выполнение которых необходимо для достижения всей организацией поставленных целей.

Типичные функциональные области: сбыт (маркетинг), производство, финансы, персонал, НИОКР (инновации).

2. Производственный процесс – это совокупность трудовых и естественных процессов, в результате взаимодействия которых сырье и материалы превращаются в готовую продукцию.

Основные элементы производственного процесса: предметы труда, средства труда, труд.

Предметы труда – это вещество природы, вещь или комплекс вещей, на которые человек воздействует в процессе труда при помощи средств труда с целью приспособления их для удовлетворения личных и производственных потребностей.

Предмет труда в конечной форме выступает в виде готовой продукции или услуги; на промежуточных.стадиях производственного процесса это - сырье, материалы, отдельные детали или сборочные единицы изделия.

Средства труда – это материальные средства, при помощи которых человек воздействует на предмет труда, это орудия и материальные условия труда. К орудиям труда относятся: производственное оборудование, инструменты, оснастка; к материальным условиям труда - производственные помещения, склады, транспортные средства, осветительные установки и др.

Труд – это целенаправленная деятельность рабочих, инженерного персонала и служащих, связанная с превращением исходного сырья и материалов в готовую продукцию или услуги.

3. К основным элементам управления относятся:

- функции управления,

- структура управления.

4) Контроль - постоянный процесс, обеспечивающий достижение организацией принятых целей развития путем своевременного обнаружения возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления проблем (отклонений от плановых заданий, нормативов, стандартов) и изменений внешней среды.

Контроль - комплексная функция, включающая в себя функции учета, оценки, анализа.

Задачи контроля:

- сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности и ее результатах (функция - учет);

- оценка состояния и значимости полученных результатов деятельности, выявление отклонений от стандартов - плановых заданий, нормативов (функция - оценка);

- анализ причин отклонений и дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты деятельности (функция - анализ);

- прогнозирование последствий сложившейся ситуации и обоснование необходимости принятия корректирующих воздействий.

Регулирование - процесс выработки корректирующих мер и реализации принятых организационно-технологических, экономических и технических решений, обеспечивающих своевременное и безусловное устранение выявленных проблем (отклонений).

Задача регулирования - актуализация (обновление) плановых заданий, нормативов, стандартов с целью обеспечения своевременного и эффективного достижения целей организации.

Цель функций контроля и регулирования - обеспечение эффективного осуществления всех основных функций менеджмента.

Функция«контроль» переходит в функцию«регулирование» в момент принятия и реализации решений по корректированию выявленных отклонений.

По данным контроля производится корректировка ранее принятых решений, плановых заданий, нормативов, показателей или организационных условий их выполнения, т.е. осуществляется обратная связь в управленческом цикле.

Виды контроля

Вид контроля Содержание
Предварительный   Проводится до принятия решения по тому или иному вопросу в целях предупреждения неверных или необоснованных решений. Применяется к трудовым, материальным и финансовым ресурсам.  
Текущий   Осуществляется в процессе исполнения принятых решений, плановых заданий для своевременного выявления отклонений, препятствующих исполнению решений. Производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником.
Заключительный   Осуществляется после реализации решения для проверки правильности его исполнения.  
Стратегический     Предусматривает учет, оценку и анализ результатов разработки и реализации перспективной концепции развития организации. Объектами выступают: маркетинг, научно-технические прогнозы, продуктово-тематический портфель.  
Оперативный     Нацелен на текущий учет, анализ осуществляемых процессов и ставит своей задачей обеспечение выполнения принятых плановых заданий. Объектами выступают: тематические и производственные задания, сроки проведения работ, качество работ, предусмотренные планом ресурсы, связанные с деятельностью затраты предприятия.  
Финансовый   Ориентирован на конечные экономические результаты деятельности организации и проводится на разных уровнях управления в соответствии с принятой организационной структурой. Объектами являются такие показатели, как: прибыль, издержки, объемы производства и продаж, инвестиции и эффективность их использования, обеспеченность финансовыми средствами и финансовое состояние организации (платежеспособность и ликвидность).  
Административный   Распространяется на процессы деятельности и управления ими, имеет иерархическую структуру. Объекты контроля: производственно-хозяйственный процесс в целом и его отдельные части, плановые задания, сроки поставок, ситуация в коллективах исполнителей, выполнение производственной программы и всех видов планов организации.
Полный   Строится как целостная система, постоянно функционирующая в принятой организационной структуре.
Выборочный   Организуется как разовое мероприятие, имеющее целевой характер: проверка качества продукции, соблюдения нормативных требований, научно-технического уровня продукции и т.п.

Регулирование бывает двух видов:

1. Реактивное регулированиеосуществляется, когда не достигнуты стандарты и направлено на сглаживание отклонений от стандартов.

2. Упреждающее регулированиеосуществляется, когда проблема рассматривается как потенциальная возможность и направлено на улучшение деятельности или извлечение наибольшей выгоды из представившихся возможностей.

В процессе контроля и регулирования выделяются три этапа, на каждом из которых реализуется комплекс различных мер:

• выработка стандартов и критериев;

• сопоставление фактических результатов с ожидаемыми;

• принятие корректирующих мер.

Социально-психологические функции менеджментаобеспечивают регулирование отношений между людьми, возни­кающих в процессе функционирования организации и свя­заны с характером производственных отношений в коллективе.

Социально-психологические функциисодержат две функции:

1) деле­гирование;

2) мотивацию.

1) Делегированиекак функция менеджмента означает процесс передачи задач и определения компетенции лицу или груп­пе лиц, принимающих на себя ответственность за их осуществ­ление,

Делегирование базируется на полномочиях и ответственности.

Полномочие – это организационно закрепленное ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение делегируемых задач.

Ответственность означает обязательство лица или подраз­деления выполнять установленные задачи в рамках предостав­ленных полномочий, т.е. прав и ресурсов.

Цели делегирования:

¾ разгрузить вышестоящих руководителей, освободить их от текучки и создать наилучшие условия для решения стратегических и перспективных задач управления;

¾ повысить дееспособность нижестоящих звеньев;

¾ активизировать «человеческий фактор», увеличить вовлеченность и заинтересованность работников.

При этом необходим такой объем и масштаб делегируемых полномочий, который позволит мотивировать сотрудников, способствует их профессиональному росту, обеспечивает удовлетворенность содержанием труда.

Оптимальный объем делегирования зависит от различных факторов, и прежде всего от возможностей реализации делегируемых полномочий данным работником и соответствия передаваемых работнику полномочий характеру принимаемых им задач.

Процесс делегирования полномочий включает следующие этапы:

- поручение работникам индивидуальных конкретных заданий;

- предоставление соответствующих полномочий и ресурсов подчиненным;

- формирование обязательств подчиненных выполнить порученные им задания;

К числу основных принципов рационального делегирования в менеджменте относятся:

- единоначалие – сотрудник получает задания и отвечает за их выполнение перед одним начальником;

- соответствие – состав задач должен соответствовать характеру полномочий сотрудника;

- координация – состав полномочий должен динамично корректироваться в соответствии с новыми заданиями сотрудника;

- достаточность – масштабы ответственности не должны превышать индивидуальные возможности сотрудника;

- мотивированность – расширение ответственности должно мотивироваться повышением оплаты, влияния или лидерства.

2) Мотивация–это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

Современные теории мотивации можно разделить на 2 группы:

1. Содержательные теории мотивации, основывающиеся на выявлении потребностей личности, которые заставляют людей действовать так, а не иначе. К ним относятся: иерархия потребностей по А. Маслоу, теория потребностей Д. Мак-Клелланда, двухфакторная теория Ф. Герцберга

2. Процессуальные теории мотивации, более современные, которые отражают механизмы мотивации. Это теория ожидания В.Врума, теория справедливости и модель Портера-Лоулера.

Система мотивации организации включает в себя:

1. Материальное стимулирование;

2. Способы и приемы нематериального стимулирования.

1. Элементы материального стимулирования

  Доход работника предприятия   Заработная палата Тарифная часть
Надбавки, премии, дополнительные выплаты
    Социальные выплаты Оплата транспортных расходов
Субсидии на питание
Страхование
Медицинсоке обслуживание
Помощь в обучении
Другие

Не все способы экономического поощрения могут оказать мотивационное воздействие на сотрудников, однако, существует несколько основных положений о премиях, которые не затрагивают специфику фирмы и являются универсальными. Ими должен руководствоваться менеджер при внедрении методов экономической мотивации:

- Премии не должны быть слишком общими и распространенными, поскольку в противном случае их будут воспринимать просто как часть обычной зарплаты в обычных условиях.

- Премия должна быть связана с личном вкладом работника в производство, будь то индивидуальная или групповая работа.

- Должен существовать какой-либо приемлемый метод измерения этого увеличения производительности.

- Работники должны чувствовать, что премия зависит от дополнительных, а не нормативных усилий.

- Дополнительные усилия работников, стимулированные премией должны покрывать затраты выплату этих премий.

2. Нематериальные способы и приемы стимулирования:

а) направленные на удовлетворение потребностей в общении, принадлежности. Для этого менеджеру необходимо:

- создать хорошее рабочее окружение;

- давать сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться;

- периодически проводить с подчиненными собрания;

- не стараться разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба;

- создавать условия для неформального общения людей.

- б) направленные на удовлетворение потребностей в признании, уважении. Для этого менеджеру необходимо:

- искать и находить формы признания достоинств работника;

- предлагать подчиненным более содержательную работу;

- обеспечивать обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности;

- делегировать подчиненным дополнительные полномочия;

- продвигать подчиненных по служебной лестнице;

- привлекать сотрудников к управлению;

- создавать условия для соревнования групп и сотрудников.

в) направленные на удовлетворение потребностей в самовыражении. Для этого менеджеру необходимо:

- обеспечивать подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал;

- давать подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи;

- поощрять и развивайте у подчиненных у подчиненных творческие способности.

Технологические функции менеджмента характеризуют содержание процессов и методов управления организацией.

Они содержат две функции:

1) принятие управленческих решений;

2) коммуникацию.

1) Управленческое решение – вывод об осуществлении конкретных действий, закрепленный в сознании субъекта, объекта управления, в управленческих документах.

Требования к управленческому решению:

1. Целевая направленность.

2. Обоснованность.

3. Иерархическая субординация.

4. Адресность.

5. Директивность.

6. Обеспеченность ресурсами.

Наши рекомендации