Основные принципы взаимоотношения сестры с врачом

1. Врач и медсестра — это два союзника.

2. Единая тактика в лечении.

3. Медсестра всегда присутствует на обходах.

4. Строгое соблюдение субординации.

5. Устранение «недоделок».

6. Правильное оформление документации.

7. Обоснованный подход к назначениям.

8. Поддержка авторитета врача.

9. Своевременное информирование врача о вопросах, воз­никших у пациента.

Болезни, патологические состояния, вызванные какими- либо профессиональными действиями врача, называют ятро­генними (ятрогении), сестры — соррогенными (соррогении).

Американский врач-биоэтик Роберт Вич (1992 г.) опреде­лил четыре модели взаимоотношений медиков с пациентами:

1. Патерналистская(от лат. pater — отец) — модель ро­дительской заботы врача о своем пациенте. Медики сами при­нимают важные для пациента решения и при этом берут всю ответственность на себя.

Эта модель противоречит принципу уважения автономии пациента, на сегодняшний день применима в педиатрии, пси­хиатрии, гериатрии.

2. Инженерная(модель автомеханика) — пациент встреча­ется с врачом или медицинской сестрой только для «устране­ния поломок».

Межличностный компонент взаимоотношений полностью игнорируется. Эта модель применима в физио- и рентгенка- бинетах, отделениях функциональной диагностики.

3. Коллегиальная(семейная медицина) — когда заботу о здоровье пациента берут на себя несколько специалистов. Ха­рактеризуется полным взаимным доверием медицинского пер­сонала и пациентов. Очевидно, будет иметь место в семейной медицине.

4. Контрактная(договорная) — пациент и медработник заключают контракт, в котором определяются рамки их взаи­моотношений.

Существует несколько этапов установления отношений меж­ду сестрой и пациентом.

Начальный— этап ориентации, знакомство пациента и се­стры. Пациент захвачен своими проблемами, но в интересах приспособления к новой среде он вынужден вступать в кон­такт с окружающими его людьми. Сестра в ходе работы полу­чает представление о поведении пациента. Важны свойства личности пациента и сестры.

Развернутый— дальнейшая работа зависит от сформиро­вавшегося контакта между сестрой и пациентом. Изменение картины болезни, все происходящее с пациентом могут выз­вать у него появление страха, неуверенности, придирчивость. Все это можно уменьшить или вообще устранить, проявляя внимание к пациенту, беседуя с ним, выслушивая его про­блемы.

Конечный— пациент должен быть соответствующим обра­зом подготовлен к выписке; трудности обычно возникают при выписке из больницы пациентов, получивших определенную группу инвалидности.

Пациенты могут быть разного пола, возраста, националь­ности, специальности, социального статуса, вероисповеда­ния, состояния здоровья. Однако все они имеют право на то, чтобы медицинский работник видел в них личность, зас­луживающую внимания и сострадания.

Болезнь — не только страдание больного органа пациента. Человек испытывает серьезное эмоциональное потрясение. Больные часто жалуются на чувство собственной малоценнос- ти, одиночества и ненужности. Поэтому первоочередная за­дача психологической помощи пациенту уже при первом об­щении с ним — вернуть чувство уверенности в себе, утрачен­ную веру в выздоровление, восстановить потерянную связь с окружающими, дать пациенту необходимую психологическую силу, которую он утратил.

Клинику любого заболевания можно оценить с двух сто­рон: внешней и внутренней.

Внешняя, или объективная, картина болезни — это сово­купность клинических данных, полученных медиками: пока­затели осмотра, перкуссии, пальпации, различных исследо­ваний.

Внутренняя картина болезни — это определенное состоя­ние пациента в момент болезни.

В структуре внутренней картины болезни различают не­сколько уровней:

1. — чувственный уровень — ощущения пациента в связи с его болезнью (тошнота, головокружение);

2. — эмоциональный уровень — переживания пациента по поводу его заболевания;

3. — интеллектуальный уровень — уровень представлений и знаний пациента о болезни;

4. — уровень отношения к болезни и мотивация к возвраще­нию (укреплению) здоровья.

Следует уделить внимание и личности пациента. Медсест­ра может привлечь пациента к активному участию в лечебном процессе, оказать помощь больному в осознании и понима­нии необходимости борьбы с болезнью. Сирийский врач Абуль Фараджа, живший в XIII веке, обращаясь к пациенту, гово­рил: «Нас трое — ты, болезнь и я. Если ты будешь с болез­нью, вас будет двое, а я останусь один. Вы меня одолеете. Если ты будешь со мной, нас будет двое, болезнь останется одна, мы ее одолеем». Эта древняя мудрость соответствует и современным представлениям: в борьбе с болезнью многое зависит от пациента, от его жизнестойкости, готовности со­трудничать с медиками в борьбе против заболевания.

Эгогения — это влияние пациента на самого себя, эгрого- гения — влияние пациентов друг на друга.

Отношение к болезни у пациента может бьггь адекватным и неадекватным со множеством нюансов.

Адекватное (гармоничное)отношение к болезни предпола­гает осознание пациентом необходимости лечения. Пациент трезво оценивает свое состояние, стремится содействовать ус­пеху лечения, не желает обременять других тяготами ухода за собой.

Наши рекомендации