Представления о возрастной динамике и периодизации развития Д.Б. Эльконина
Д.Б. Эльконин рассматривал возраст как «относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития».
Д.Б. Эльконин выдвинул гипотезу о периодичности процессов психического развития, которая выражается в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими (таблица 23).
Каждый психологический возраст характеризуется показателями, которые находятся между собой в сложных отношениях:
1. Социальная ситуация развития;
2. Ведущая деятельность;
3. Основные новообразования.
Социальная ситуация развития определяется как фактическое место ребенка в общественных условиях, его отношение к ним и характер деятельности в них. Эльконин использовал понятие ведущая деятельность - это главная деятельность по ее значению для психического развития:
- в форме ведущей деятельности возникают и внутри нее дифференцируются другие, новые типы деятельности (так, в игре в дошкольном детстве впервые возникают и складываются элементы учения);
- в ведущей деятельности формируются или перестраиваются частные психические процессы (в игре формируются процессы активного воображения ребенка);
- от ведущей деятельности зависят наблюдаемые в данный период развития изменения личности ребенка (в игре ребенок осваивает мотивы и нормы поведения людей, что составляет важную сторону формирования личности).
Таблица 23
Периодичность процессов психического развития
Д.Б. Эльконин в пределах одной и той же деятельности выделил ее этапы:
1. Усвоение мотивов и задач деятельности.
2. Активное познание ребенком предметов в действии с ними.
3. Познание ребенком взаимоотношений с людьми. Общение.
Д.Б. Эльконин представил последовательность психологических возрастов в детстве следующим образом (таблица 24):
Таблица 24
Последовательность психологических возрастов по Д.Б. Эльконину
Возрастной период | Ведущая деятельность | На что направлена познавательная деятельность | Какая сфера психики преимущественно развитивается | Новообразования возраста |
Младенческий (0-1) | Непосредственно-эмоциональное общение | На познание отношений | Личностная (потребностно-мотивационная) | Потребность в общении. Эмоциональные отношения |
Раннее детство (1-3) | Предметно-манипулятивная деятельность | На познание предмета | Познавательные процессы | Речь и наглядно-действенное мышление |
Дошкольный возраст (3-7) | Ролевая игра | На познание отношений | Личностная (потребностно-мотивационная) | Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности |
Младший школьный возраст (7-11) | Учение | На познание начала наук | Интеллектуально-познавательная | Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. |
Подростковый возраст | Деятельность общения в процессе обучения, организационно-трудовой деятельности | На познание системы отношений в разных ситуациях | Личностная (потребностно-мотивационная) | Стремление к взрослости, самооценка, подчинение нормам коллективной жизни. |
Старший школьный возраст (15-17) | Учебно-профессиональная | На познание профессий | Познавательная | Мировоззрение, познавательные интересы. |
Внутри деятельности возникают и развиваются так называемые психологические новообразования. При смене одной ведущей деятельности другой (когда, например, игровая деятельность дошкольного возраста замещается другой ведущей деятельностью - учебной, характерной уже для младшего школьного возраста) происходит кризис. В зависимости от содержания выделяют кризисы отношений (3 года и 11 лет) и кризисы мировоззрения (1 год и 7 лет).
Эльконин в представленной им схеме психического развития в детстве разработал идею о периодической смене, чередовании в онтогенезе двух типов деятельности.
Д.Б. Эльконин показывает ведущие виды деятельности, которые соответствуют возрастным периодам. Указывает, на что направлена та или иная ведущая деятельность, какие сферы психики преимущественно развивает и новообразования возраста (таблица 25).
Таблица 25
Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину