Амнистия, условия ее применения
Институтам амнистии, помилования, судимости в УК РФ впервые посвящены отдельные статьи, которые объединены в гл. 13. Это, несомненно, является позитивным моментом в правовом регулировании указанных институтов по сравнению с УК РСФСР 1960 г., в котором содержалось лишь упоминание о помиловании и амнистии (ст. 24 и 56), но содержание этих понятий не раскрывалось (вопросы, связанные с погашением и снятием судимости регламентировались ст. 57).
Амнистия - это акт верховного органа государственной власти, освобождающий определенную категорию лиц, совершивших преступления, от уголовной ответственности и наказания, смягчающий назначенное наказание либо снимающий с осужденных судимость.
Однако содержание понятия амнистии не исчерпывается только нормами уголовного права - это комплексный, межотраслевой институт, который включает также нормы конституционного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального права.
Статья 103 Конституции РФ объявление амнистии относит к ведению Государственной Думы Федерального Собрания. Отдельными учеными правоведами высказывается мнение, что Конституция тем самым несколько принижает значимость амнистии*(214). Думается, указанное соображение заслуживает внимания, так как амнистия, особенно в современной социально-политической обстановке, способна оказать серьезное воздействие на развитие общества в целом. В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ вопросы амнистии (равно как и помилования) находятся в ведении Российской Федерации. Таким образом, органами государственной власти субъектов Российской Федерации акты об амнистии приниматься не могут.
Часть 1 ст. 84 УК РФ, воспроизводя конституционное положение об объявлении амнистии Государственной Думой Федерального Собрания, конкретизирует его указанием на то, что амнистия применяется в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Этим амнистия отличается от помилования, которое применяется к определенному лицу.
Амнистия является одним из средств реализации принципа гуманизма уголовно-правовой политики и уголовного законодательства Российской Федерации. Как правило, акты об амнистии принимаются в связи с какими-либо знаменательными событиями в жизни страны. К примеру, 19 апреля 2006 г. было принято постановление Государственной Думы Федерального Собрания "Об объявлении амнистии в связи со 100-летием учреждения Государственной Думы в России*(215). Иногда их издание обусловливается изменениями, происходящими в экономической и социальной политике государства, оказывающими серьезное влияние на направление и определение приоритетов в уголовно-правовой политике и уголовном законодательстве. В качестве примера можно назвать постановление Государственной Думы Федерального Собрания от 24 февраля 1994 г. "Об объявлении политической и экономической амнистии"*(216).
В отдельных случаях амнистия может применяться исходя из оценки политической обстановки в стране или отдельных регионах. Так, в постановлении Государственной Думы Федерального Собрания от 12 марта 1997 г. "Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике" сказано, что амнистия применяется в целях гражданского мира и согласия в Российской Федерации, мирного урегулирования конфликта в Чеченской Республике.
Акт об амнистии не устраняет преступности и наказуемости предусмотренных им деяний. В этом одно из его принципиальных отличий от уголовного закона, которым деяние декриминализируется, т.е. исключается из числа уголовно наказуемых деяний. Акт об амнистии освобождает от уголовной ответственности и наказания либо смягчает наказания только в отношении определенной категории лиц, совершивших преступные деяния до издания этого акта, но не распространяется на деяния, совершенные после его издания. Другими словами: акт об амнистии - это единовременный акт, не имеющий юридической силы в отношении действий, которые будут совершены в будущем. Даже в тех случаях, когда акт об амнистии применяется спустя длительное время после принятия (преступление не было своевременно раскрыто, преступник скрылся и т.п.), он распространяет свое действие только на деяния, совершенные до его издания.
Лишь в исключительных случаях акт об амнистии может распространяться на деяния, совершенные в течение определенного времени после вступления его в силу, при условии выполнения амнистируемым лицом указанных в этом акте действий, например явки с повинной.
В соответствии с ч. 2 ст. 84 УК РФ акты об амнистии могут предусматривать: 1) освобождение от уголовной ответственности; 2) освобождение от наказания; 3) сокращение назначенного приговором суда наказания; 4) замену назначенного судом наказания более мягким видом наказания; 5) освобождение от дополнительного наказания; 6) снятие судимости.
Как было отмечено, акт об амнистии распространяется на индивидуально не определенный круг лиц. Вопрос о применении или неприменении амнистии к конкретному лицу решается органами, указанными в акте об амнистии или в постановлении о его применении либо специально созданными для этой цели. Юридическим основанием освобождения от уголовной ответственности (наказания), смягчения наказания, применения других мер, предусмотренных актом об амнистии, являются решения этих органов. При этом окончательное решение ими принимается на основе общих критериев, установленных актом об амнистии, с учетом оценки личности амнистируемого, например в зависимости от того, признается данное лицо злостным нарушителем режима отбывания наказания или нет. Таким образом, применение или неприменение амнистии к конкретному лицу во многом может зависеть от усмотрения органа, исполняющего акт об амнистии. Тем большее значение приобретает строгое следование закону при исполнении этих гуманных актов. В предупреждении возможных при этом злоупотреблений, нарушений законности важная роль принадлежит прокурорскому надзору за соблюдением требований законов при применении амнистии.
Уголовным кодексом не определен порядок применения амнистии. Освобождение от уголовной ответственности на основании акта об амнистии в соответствии со ст. 27 УПК РФ оформляется: на стадии возбуждения уголовного дела - постановлением об отказе в его возбуждении; на стадии расследования либо в отношении дел, по которым закончено расследование, но они не были направлены в суд - постановлением о прекращении уголовного дела; по делам, поступившим в суд, в случае если акт об амнистии вступил в силу до начала судебного разбирательства, - постановлением судьи о прекращении уголовного дела (ст. 239 УПК РФ). В случаях когда возможность применения амнистии обнаруживается в стадии судебного разбирательства, согласно ч. 6 ст. 302 УПК РФ суд доводит разбирательство дела до конца и постановляет обвинительный приговор с освобождением осужденного от наказания.
В последние годы порядок применения амнистии предусматривается в специальных постановлениях Государственной Думы Федерального Собрания. Так, 24 декабря 1997 г. было принято постановление Государственной Думы "Об объявлении амнистии"*(217). В тот же день Государственная Дума приняла Постановление о порядке применения указанного акта об амнистии*(218). В названном Постановлении нашел наиболее полное отражение накопленный опыт правового регулирования порядка применения актов об амнистии.
В соответствии со сложившейся практикой исполнение актов об амнистии в отношении осужденных, приговоры по делам которых вступили в законную силу, возлагается на учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы.
Применение амнистии в отношении указанных осужденных производится по утвержденному прокурором постановлению начальника учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, или начальника следственного изолятора. К постановлению о применении к осужденному акта об амнистии прилагаются личное дело осужденного, справка о поощрениях и взысканиях, другие необходимые документы. Отбывание наказания прекращается со дня утверждения прокурором решений о применении акта об амнистии. Перед утверждением постановления прокурор обязан тщательно изучить все необходимые для принятия правильного решения материалы, характеризующие осужденных, побеседовать с каждым из них, разъяснить мотивы проявленной государством гуманности и предупредить о недопустимости неправомерного поведения в дальнейшем.
В отношении лиц, дела и материалы о преступлениях которых находятся в производстве органов дознания и предварительного следствия, исполнение актов об амнистии возлагается на эти органы.
На суды возлагается исполнение актов об амнистии в отношении:
а) лиц, дела о преступлениях которых находятся в производстве этих судов и не рассмотрены до вступления в силу постановления об амнистии, а также в отношении лиц, дела о преступлениях которых рассмотрены, но приговоры судов не вступили в законную силу;
б) осужденных, исполнение приговоров по делам, которые отсрочены в случаях и порядке, предусмотренных законом, и условно осужденных. Вопрос о применении акта об амнистии в отношении указанных осужденных решает суд по представлении уголовно-исполнительных инспекций, осуществляющих контроль за их по ведением, а в отношении осужденных военнослужащих - по представлении командира воинской части;
в) осужденных, к которым до вступления в силу постановления об амнистии применено условно-досрочное освобождение, и осужденных, которым до вступления в силу постановления об амнистии неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания.
Вопрос о применении акта об амнистии в отношении указанных осужденных решается тем же судом, который вынес постановление о применении условно-досрочного освобождения или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
Акты об амнистии в отношении лиц, отбывающих обязательные работы, исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исполняются уголовно-исполнительными инспекциями.
Исполнение актов об амнистии в отношении военнослужащих, осужденных к направлению в дисциплинарный батальон или содержанию в дисциплинарной воинской части, возлагается на командиров дисциплинарных воинских частей.
Решения о применении акта об амнистии, принятые органами дознания и предварительного следствия, органами внутренних дел, уголовно-исполнительными инспекциями, командирами дисциплинарных воинских частей, утверждаются прокурором. Со дня утверждения прокурором указанных решений отбывание наказания прекращается.
Указанием генерального прокурора Российской Федерации от 6 февраля 1998 г. N 9/17 "О порядке применения в органах прокуратуры постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 декабря 1997 г. "Об объявлении амнистии" всем прокурорам предписывалось установить надзор за законностью отказов в возбуждении и прекращении по амнистии уголовных дел органами предварительного следствия и дознания, при утверждении постановлений этих органов глубоко изучать уголовные дела и материалы, проверять полноту и всесторонность их расследования, правильность квалификации содеянного, доказанность вины лица, в отношении которого применяется амнистия. При отсутствии необходимых сведений об этом лице рассмотрение вопроса о применении акта об амнистии откладывается до получения дополнительных документов. Вопрос о применении акта об амнистии к лицу, местонахождение которого неизвестно, рассматривается после установления местонахождения указанного лица или его явки в орган, на который возложено применение акта об амнистии.
Органы, на которые возложено исполнение постановления об амнистии, вправе запрашивать у соответствующих учреждений документы, необходимые для принятия решения о применении акта об амнистии. Такие запросы исполняются незамедлительно.
Категория осужденных, подлежащих освобождению от уголовной ответственности (наказания) на общих основаниях, чаще всего определяется применительно к наказаниям, не связанным с лишением свободы, и наказаниям в виде лишения свободы на определенный срок, которые назначены или могли быть назначены лицу, совершившему преступление.
Так, в соответствии с постановлением Государственной Думы от 24 декабря 1997 г. подлежали освобождению от наказания осужденные к лишению свободы, исполнение приговора которым отсрочено, условно осужденные, а также осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Освобождению от наказания подлежали также осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок до трех лет включительно, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности к лишению свободы на срок до пяти лет включительно, отбывшие не менее одной трети назначенного срока наказания, и впервые осужденные за умышленные преступления к лишению свободы на срок до трех лет включительно, отбывшие не менее одной трети назначенного срока наказания.
В соответствии с п. 7 этого же постановления подлежали прекращению уголовные дела, находящиеся в производстве органов дознания, предварительного следствия и судов в отношении лиц, совершивших преступления, за которые предусмотрены наказания, не связанные с лишением свободы, а также в отношении лиц, совершивших преступления по неосторожности, за которое предусмотрено наказание не свыше трех лет лишения свободы.
На льготных основаниях амнистия применяется чаще всего к осужденным, проходившим службу в составе действующей армии либо принимавшим участие в боевых действиях по защите Отечества; имеющим государственные награды; женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, а также беременным женщинам; мужчинам старше шестидесяти лет; инвалидам; несовершеннолетним. В этом находят проявление соображения гуманизма и особое снисхождение государства к названным категориям осужденных.
В актах об амнистии определяется также категория лиц, на которых они не распространяются. Обычно к таковым относятся лица, совершившие преступления против основ конституционного строя, особо тяжкие либо тяжкие преступления, а также неоднократно судимые. Кроме того, амнистия, как правило, не распространяется на осужденных, ранее освобождавшихся из мест лишения свободы в порядке помилования или в соответствии с актом об амнистии и вновь совершивших умышленные преступления, а также на осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. В постановлениях о порядке применения актов об амнистии подробно определяются признаки, на основании которых осужденные признаются злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. Не способствует выработке единообразного подхода на практике к определению данной категории осужденных то обстоятельство, что она в каждом акте о применении амнистии определяется по-разному. Поэтому заслуживают внимания предложения о выработке единого понятия злостного нарушителя установленного порядка отбывания наказания, например, применительно к ст. 116 УИК РФ.
Прекращение производством определенной актом об амнистии категории следственных дел и дел, не рассмотренных судом до вступления в силу этого акта, в уголовно-правовом смысле означает безусловное освобождение лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности. Тем самым погашается уголовно-правовое значение факта совершения лицом преступления. К примеру, новое аналогичное преступление не может быть квалифицировано как повторное, но криминологическое значение этого факта сохраняется: суд вправе учесть его в качестве обстоятельства, отрицательно характеризующего личность, при назначении наказания за новое преступление.
Однако прекращение уголовного дела на основании акта об амнистии не означает освобождения лица от иных видов ответственности. Так, в постановлении Государственной Думы от 24 декабря 1997 г. специально оговорено, что лица, подпадающие под амнистию, от административного взыскания не освобождаются. Что касается имущественного ущерба, причиненного преступлением, то он может быть взыскан с виновного лица в порядке гражданского судопроизводства. Аналогичные положения содержатся в постановлении Государственной Думы от 19 апреля 2006 г.
Освобождение от уголовной ответственности вследствие амнистии по своему правовому содержанию представляет собой освобождение по нереабилитирующему основанию, т.е. оно не устраняет факта совершения амнистируемым лицом инкриминируемого ему преступления. В связи с этим уголовно-процессуальное законодательство предоставляет обвиняемому в целях своей реабилитации право требовать продолжения производства по делу, и это требование является обязательным для органов дознания, предварительного следствия и суда. В соответствии со ст. 27 УПК РФ прекращение дела вследствие акта амнистии не допускается, если обвиняемый против этого возражает. В этом случае производство по делу продолжается в обычном порядке. Это требование распространяется также и на стадию судебного разбирательства. В судебной практике встречаются случаи нарушений этого требования закона, когда уголовные дела прекращаются на основании акта об амнистии вопреки возражениям обвиняемых лиц*(219).
Освобождение от наказания по амнистии теоретически может касаться любого наказания. На практике освобождению от наказания, как правило, подлежат лица, осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы, либо к лишению свободы на небольшие сроки.
В судебной практике нередко встречаются случаи, когда приходится решать вопрос об освобождении лица одновременно как от основного, так и от дополнительного наказания. В последние годы вопрос о дополнительных наказаниях решается в самих актах об амнистии. Так, п. 9 постановления Государственной Думы от 23 февраля 1994 г. "О порядке применения постановления "Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Российской Федерации" устанавливалось, что лица, подпадающие под амнистию, освобождаются как от основного, так и от дополнительного наказания, если последнее не исполнено на день вступления в силу постановления об объявлении амнистии*(220). Аналогичным образом решен был этот вопрос и в постановлении Государственной Думы от 24 декабря 1997 г. При этом п. 9 названного постановления содержал существенное дополнение, касающееся лиц, которые в соответствии с актом об амнистии не полностью подлежали освобождению от наказания, а им лишь сокращалась неотбытия часть основного наказания. Эти лица не подлежали освобождению от дополнительных наказаний.
Известные трудности возникают при применении актов об амнистии к осужденным по совокупности преступлений, когда на одно или несколько преступлений, входящих в совокупность, амнистия не распространяется. В последние годы решение этих вопросов облегчается, в связи с тем что в самих актах содержатся указания о том, как поступать в таких случаях. Например, в соответствии с постановлением Государственной Думы от 24 декабря 1997 г. акт амнистии не применялся в отношении осужденных по совокупности преступлений, если хотя бы одно из них не подпадало под постановление амнистии. Этим постановлением устанавливалось, что к осужденным по совокупности преступлений за преступления, совершенные по неосторожности, и умышленные преступления акт об амнистии мог быть применен, если наказание за преступление, совершенное по неосторожности, не превышает пяти лет лишения свободы, а за умышленное преступление - трех лет лишения свободы независимо от срока наказания, назначенного по совокупности преступлений.
Лицам, которые вследствие амнистии полностью не освобождаются от наказания, актом об амнистии может быть сокращено наказание или заменено более мягким его видом. Так, постановлением Государственной Думы от 24 декабря 1997 г. определенной им категории осужденных сокращалась неотбытая часть наказания: а) осужденным к лишению свободы - на одну треть; б) несовершеннолетним и осужденным к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, - наполовину.
Помимо того что осужденному сокращается неотбытый им срок наказания, применение амнистии в таких случаях влечет для амнистируемого лица ряд других благоприятных юридических последствий. Все последующие исчисления: при условно-досрочном освобождении, освобождении вследствие нового акта об амнистии, определение срока погашения судимости, назначение наказания по совокупности приговоров и т.п. производятся исходя из сокращенного актом амнистии наказания.
В судебной практике встречаются случаи применения к одному осужденному в той или иной последовательности таких различных правовых институтов, как амнистия и условно-досрочное освобождение от наказания (особенно в случаях отбывания длительных сроков лишения свободы). Решение вопроса осложняется в ситуациях когда, с одной стороны, к лицу может быть применен акт об амнистии, но оно не подлежит условно-досрочному освобождению от наказания, а с другой - акт амнистии может не распространяться на лицо, подлежащее условно-досрочному освобождению от наказания. В таких случаях следует исходить из того, что отказ осужденному в условно-досрочном освобождении не является сам по себе основанием для отказа в применении к нему акта амнистии, если на совершенное им преступление распространяется действие этого акта. Вместе с тем отказ в применении к осужденному акта амнистии не является основанием для отказа ему в условно-досрочном освобождении, если оно применимо в соответствии с действующим законодательством.
В законе не нашел решения вопрос о применении амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям. Решение этого вопроса было предложено в свое время в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 г. N 23 (с изм., внесенными Постановлением Пленума от 14 марта 1963 г. N 1) "Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям". Согласно этому Постановлению амнистия применяется к продолжаемым деяниям (например, истязание, выражающееся в систематическом нанесении побоев (ст. 117 УК РФ), растрата (ст. 160 УК РФ) и др., в случаях когда эти деяния вполне закончились до издания амнистии, и не применяется, если хотя бы одно из преступных действий, образующих продолжаемое деяние, совершено было после издания акта об амнистии. Что касается длящихся преступлений (например, побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи (ст. 313 УК РФ), незаконное хранение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 222 УК РФ) и др., то амнистия применяется к тем из этих преступлений, которые окончились до ее издания. К длящимся же преступлениям, продолжавшимся после издания амнистии, таковая не применяется*(221).
Лицо, освобожденное от наказания вследствие амнистии, считается несудимым (ч. 2 ст. 86 УК РФ). Кроме того, в акте об амнистии может содержаться специальное указание о снятии судимости с определенных категорий амнистируемых лиц. Однако в ряде актов об амнистии судимостям, ранее снятым вследствие амнистии, придается правовое значение. Так, в п. 9 постановления Государственной Думы от 24 декабря 1997 г. сказано, что амнистия не применяется к осужденным, ранее освобождавшимся из мест лишения свободы в порядке помилования или в соответствии с актом об амнистии и вновь совершившим умышленное преступление. Аналогичные положения содержат в себе другие постановления Государственной Думы об амнистии, в частности, постановление от 19 апреля 2006 г. В этих решениях усматривается определенная непоследовательность законодателя: согласно ч. 6 ст. 86 УК РФ снятие (и погашение) судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.
Как отмечалось, освобождение вследствие амнистии от уголовной ответственности (наказания) носит безусловный характер. Рядом исследователей вносятся предложения о введении в практику также условного применения амнистии, связав освобождение от наказания с выполнением амнистируемым лицом определенных обязанностей (например, таких, какие предусмотрены в ч. 5 ст. 73 УК РФ при условном осуждении). Полагаем, что реализация этих предложений в законодательстве могла бы способствовать повышению профилактической роли актов об амнистии.