Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение | Аудирование; участие в беседе, ответы на вопросы; чтение. |
Развитие русской литературы в первой половине XIX века | Аудирование; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); участие в беседе, ответы на вопросы; чтение; комментированное чтение; аналитическая работа с текстами художественных произведений; подготовка докладов и сообщений; самостоятельная и групповая работа по заданиям учебника; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступления на семинаре; выразительное чтение стихотворений наизусть; конспектирование; написание сочинения; работа с иллюстративным материалом; самооценивание и взаимооценивание. |
Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века | Аудирование; конспектирование; чтение; комментированное чтение; подготовка сообщений и докладов; самостоятельная работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей; написание различных видов планов; реферирование; участие в беседе; работа с иллюстративным материалом; написание сочинения; редактирование текста; реферирование текста; проектная и учебно-исследовательская работа; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); самооценивание и взаимооценивание. |
Поэзия второй половины XIX века | Аудирование; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником; аналитическая работа с текстами стихотворений; составление тезисного плана выступления и сочинения; подготовка сообщения; выступление на семинаре. |
Литература и искусство начала ХХ века | Аудирование, участие в эвристической беседе; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники), составление тезисного плана; составление плана сочинения; аналитическая работа с текстом художественного произведения; чтение; подготовка докладов и выступлений на семинаре (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выразительное чтение и чтение наизусть; составление тезисного и цитатного планов; работа в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы; проектная и учебно-исследовательская работа. |
Особенности развития литературы 1920 годов | Аудирование, участие в эвристической беседе, ответы на проблемные вопросы; конспектирование; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений и учебника; составление систематизирующей таблицы; составление тезисного и цитатного планов сочинения; написание сочинения; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; работа с иллюстративным материалом. |
Особенности развития литературы 1930 - начала 1940-х годов | Аудирование; чтение и комментированное чтение; самостоятельная и групповая работа с текстом учебника; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная); выразительное чтение и чтение наизусть; подготовка докладов и сообщений; составление тезисного и цитатного планов сочинения; работа с иллюстративным материалом; проектная и учебно-исследовательская работа. |
Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет | Аудирование; чтение и комментированное чтение; подготовка литературной композиции; подготовка сообщений и докладов; выразительное чтение и чтение наизусть; групповая и индивидуальная работа с текстами художественных произведений; реферирование текста; написание сочинения. |
Особенности развития литературы 1950 - 1980-х годов | Аудирование; групповая аналитическая работа с текстами литературных произведений; выразительное чтение и чтение наизусть; самооценивание и взаимооценивание; составление тезисного плана. |
Русское литературное зарубежье 1920 - 1990-х годов | Аудирование; участие в эвристической беседе; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений. |
Особенности развития литературы конца 1980 - 2000-х годов | Аудирование; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений, аннотирование; подготовка докладов и сообщений. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФИЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ
Для специальностей: 10.02.03 «Информационная безопасность автоматизированных систем»; 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»; 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования»; 09.02.04 «Информационные системы»; 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»; 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям); 35.02.03 «Технология деревообработки».
В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций:
овладение понятийным аппаратом и научными методами познания в объёме, необходимом для дальнейшего образования и самообразования;
умение логично, ясно и точно формулировать, и аргументированно излагать свои мысли, применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
умение привлекать изученный материал и использовать различные источники информации, в том числе локальных и глобальной сетей, для решения учебных проблем; анализировать, систематизировать, критически оценивать и интерпретировать информацию, в том числе передаваемую по каналам средств массовой информации и по Интернету;
умение анализировать конкретные жизненные ситуации, различные стратегии решения задач, выбирать и реализовывать способы поведения, самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность;
коммуникативные навыки, готовность выслушать и понять другую точку зрения, корректность и толерантность в общении, участие в дискуссиях, в том числе в социальных сетях;
приобретение начального опыта и навыков исследовательской деятельности и публичного представления её результатов, в том числе с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА»
Освоение программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Лите-
ратура» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации,
реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время
учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемио-
логических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типо
вым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализи-
рованной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения
требований к уровню подготовки обучающихся 1 .
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого
участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию
по литературе, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения програм-
мы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдаю-
щихся ученых, поэтов, писателей и др.);
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обуче-
ния, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),
обеспечивающие освоение учебного материала по литературе, рекомендованные или
допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, на-
учной и научно-популярной литературой и другой литературой по словесности, во-
просам литературоведения.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Русский язык и литература.
Литература» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным
материалам по русскому языку и литературе, имеющимся в свободном доступе в сети
Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).
Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
Рекомендуемая литература
Для студентов
Основные источники:
1. Литература: учебник для студ. средних проф. учеб. завед. / Под ред. Г.А. Обернихиной, И.Л. Вольновой, Т.В. Емельяновой. – М., 2011. – 656 с.
Дополнительные источники:
1. Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2010.
1. История русской литературы ХI-XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2011. – 378 с.
1. История русской литературы XIX в., 1800-1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и
2. С.М. Петрова. – М., 2010. – 402 с.
3. История русской литературы ХХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. – М., 2006. – 619 с.
4. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2011.
5. Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. – М., 2011.
6. Русская литература XX века / Л.А. Смирнова, В.П. Журавлев. – М.: Просвещение, 2007. – 335 с.
7. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2011.
8. Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл. / Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2009.
Аудиокниги:
1. Блок А.А. Стихотворения и поэмы. – Аудиобиблиотека школьника. – 2009.
1. Бунин И.А. Повести и рассказы. – Аудиобиблиотека школьника. – 2009.
1. Куприн А.И. Гранатовый браслет. – Аудиобиблиотека школьника. – 2009.
2. Лесков Н.С. Очарованный странник. – Серия «Классика». – 2010.
3. Цветаева М.И. Стихотворения. – Аудиобиблиотека школьника. – 2008.
Для преподавателей
1. Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
3. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
5. Белокурова С.П., Сухих И.Н. Русский язык и литература. Русская литература в 10 классе (базовый уровень). Книга для учителя / под ред И.Н.Сухих. — М., 2014.
6. Белокурова С.П., Дорофеева М.Г., Ежова И.В. и др. Русский язык и литература. Литература в 11 классе (базовый уровень). Книга для учителя / под ред. И.Н.Сухих. — М., 2014.
7. Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г.Асмолова. — М., 2010.Карнаух Н.Л. Наши творческие работы // Литература. 8 кл. Дополнительные материалы / авт.-сост. Г.И.Беленький, О.М.Хренова. — М., 2011.
8. Обернихина Г.А., Мацыяка Е.В. Литература. Книга для преподавателя: метод. пособие / под ред. Г.А.Обернихиной. — М., 2014.
9. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. — М., 2009.
10. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС: пособие для учителей, руководителей школ и органов образования. — М., 2014.
11. Самостоятельная работа: методические рекомендации для специалистов учреждений начального и среднего профессионального образования. — Киров, 2011.
12. Современная русская литература конца ХХ — начала ХХI века. — М., 2011.
13. Черняк М. А. Современная русская литература. — М., 2010.
Интернет-ресурсы:
1. Электронный ресурс «Кабинет русского языка». Форма доступа: www.slovari.ru
1. Электронный ресурс «Бесплатная виртуальная электронная библиотека - ВВМ». Форма доступа: www.velib.com
1. Электронный ресурс «Литературный портал - «Русская литература». Форма доступа: www.fplib.ru
2. Электронный ресурс «Электронная версия газеты «Литература». Форма доступа: rus.1september.ru
5. www.gramma.ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста).
6. www.krugosvet.ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет»).
7. www.school-collection.edu.ru (сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»).
8. www.spravka.gramota.ru (сайт «Справочная служба русского языка»).