Типология личности сотрудников УИС в зависимости от психологической устойчивости к коррупционному поведению.

Теоретическая

Обращение психологов к проблемам типологизации личности обусловлено потребностью прогнозировать ее поведение и развитие, необходимостью разработки оптимальных вариантов ее обучения и воспитания.

Типологизация личности сотрудника уголовно-исполнительной системы в научных работах представлена по различным характеристикам:

О. К. Хотькина, характеризует личность пенитенциарного преступника-коррупционера c точки зрения социально-демографической и криминологической позиции.

С.И. Злобин приводит типологию личности сотрудников уголовно-исполнительной системы в зависимости от различных форм психических дезадаптивных состояний.

Салатин А.В. характеризует должностные преступления сотрудников уголовно-исполнительной системы и классифицирует личности преступников.

Наибольший интерес, с точки зрения рассматриваемой темы, представляет работа Е.Е. Гавриной «Психологические портреты коррупции в уголовно-исполнительной системе», Основной акцент в данной работе был сделан на выявлении детерминант, лежащих в основе формирования коррумпированного поведения сотрудников УИС.

По результатам исследования приводится краткий анализ социально-психологического портрета бывших сотрудников УИС, осужденных за преступления коррупционного характера.

В большинстве своем сотрудники-коррупционеры представляют возрастную группу от 19 до 40 лет, проработавшие до осуждения 10 и более лет в УИС, состоящие в браке, относящие себя к верующим, ведущие активный стиль жизни.

Им важно чувствовать себя компетентной и ответственной личностью. Во взаимоотношениях с другими людьми они предпочитают воздерживаться от эмоций, стараются вести себя сдержанно, консервативно. Чувствуют себя комфортно среди людей, часто предпринимают попытки манипулировать другими людьми, могут комфортно себя чувствовать под грузом власти и ответственности, способны проявлять инициативу и могут заражать других своей активностью.

Сотрудники-коррупционеры реже других имеют дисциплинарные взыскания, стараются работать так, чтобы не привлекать к себе внимание со стороны руководства.

В.Г,Зазыкин в работе «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ», пишет,что « в известных психологических классификациях и теориях личности встречаются описания личностных типов, где отчетливо просматриваются черты или свойства, являющиеся психологическими индикаторами склонности к коррумпированности, влияющие на формирование коррупционной направленности личности». Обобщая результаты анализа различных теорий и классификаций личности сквозь призму поставленной задачи, он делает вывод, что « склонность к коррумпированности может проявляться у людей: относящихся к эксплуататорскому ,стяжательскому и рыночному и ощущающему типу личности (Э. Фромм, К. Юнг); склонных к риску (Р.

-Е.Е. Гаврина «Психологические портреты коррупции в уголовно-исполнительной системе»

-Е.НБогданов В.Г. Зазыкин
Психологические аспекты формирования коррупционной направленности личност

Кетелл); с низким самоконтролем поведения, особенно при недостаточном внешнем контроле (Р. Кетелл); с низкой моральной нормативностью поведения (Р. Кетелл);с особенностями интеллекта, в которых преобладает хитрость и направленность на манипулирование другими(Р. Амтхауэр)».

О.В.Ванновская в работе ««Личностные детерминанты коррупционного поведения», предлагает концепцию круга личностных образований коррупционного поведения:уровень смыслов и ценностей (жизненные цели, стремления, смыслы и ценностные ориентации); когнитивно-нравственный уровень (нравственное самосознание, установки нравственного поведения, правосознание, структура ответственности и долга); эмоциональный уровень (удовлетворенность жизнью, удовлетворенность профессией, удовлетворенность личным статусом, само-отношение); регулятивный уровень (локус контроля, механизмы принятия решений); поведенческий уровень (ведущий тип реагирования).

Результаты нашего анкетирования по выявлению социально-психологических факторов, лежащих в основе формирования психологической устойчивости к коррупционному поведению, проведенному среди группы сотрудников ГУФСИН России по Нижегородской области, подтверждают, что на формирование коррупционного поведения оказывают наибольшее влияние следующие индивидуально-психологические особенности людей: поведенческий уровень, ведущий тип реагирования, механизмы принятия решений и удовлетворённость жизнью, профессией, личным статусом.

С учетом приведенных классификаций, выводов по исследованию Е.Е.Гавриной, работы В.Г.Зазыкина,О.В. Ванновской , результатов нашего анкетирования, попытаемся выстроить типологию личности сотрудников УИС в зависимости от психологической устойчивости к коррупционному поведению.

Исходя из общих требований к классификации личности, предположим, что можно подразделить сотрудников УИС по коррупционной направленности на три типа: личности с устойчивой антикоррупционной направленностью, личности с ярко выраженной коррупционной направленностью и третий тип личности с неустойчивой коррупционной направленностью.

Используя имеющиеся исследования ЗазыкинаВ.Г., Ванновской О.В., Шаранова Ю.А. Змановской Е. В.,ГавринойЕ.Е. позицию Б. Д. Лыскова и Т. Н. Курбатовой, которые утверждают, что «базовым ядерным образованием личности является мировоззрение в его нравственно-психологической модификации, выраженной в категориях смысла жизни [6, с. 87]. »и других ученых по коррупционной направленности личности классифицируем характерологические черты трех типов личности по их отношению к коррупционной устойчивости.

Для антикоррупционной личность характерно:

на когнитивно-нравственном уровне преобладание устойчивых индивидуальных установок (индивидуальные, моральные, социальные и правовые ). Они являются для данной личности нормами поведения;

на эмоциональном уровне высокие показатели по шкале удовлетворенностью жизнью, удовлетворенностью профессией, удовлетворенность личным статусом и положительная самооценка;

на регулятивном уровне обладание интернальным локусом контроля, это означает, что ответственность за события своей жизни принимаются на себя;

в поведении характерен рефлексивный тип реагирования, это говорит о том, что действия опосредованы логическим анализом ситуации.

О.В.Ванновская в работе ««Личностные детерминанты коррупционного поведения»,

-Лысков Б. Д., Курбатова Т. Н. Понятие о личности преступника // Юридическая психология /

Для коррупционной личности характерно:

на когнитивно-нравственном уровне осмысление жизни через приобретение материальных благ, стремление к роскоши как показателю счастья, неосознанная мотивация и недифференцированная структура установок нравственного поведения;

на эмоциональном уровне низкий уровень удовлетворенности жизнью, негативное самоотношение и неадекватная самооценка;

на регулятивном уровне обладание экстернальным локус контроля, это означает, что ответственность за события своей жизни и свои личностные характеристики приписывает внешним факторам среды, окружающим людям, «судьбе»;

в поведении характерен импульсивный тип реагирования, это говорит о неспособности индивида справиться с импульсом или искушением совершить действие, которое окажется вредным для него, склонность действовать под влиянием случайных импульсов, внешних обстоятельств.

Для третьего неустойчивого типа характерно:

на когнитивно-нравственном уровне среднее желание материальных благ, не особое стремление к роскоши как показателю счастья;

на эмоциональном уровне неустойчивая мотивация и недифференцированная структура установок нравственного поведения;

средний уровень удовлетворенности жизнью, неопределенное самоотношение и заниженная самооценка;

на регулятивном уровне обладание экстернальным локус контроля, что чаще проявляется в пассивности, пессимизме, в чувстве, что от них ничего не зависит, все зависит от обстоятельств, а они – пешки в этой жизни, и даже свои успехи, достижения и радости приписывают внешним обстоятельствам, везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

в поведении характерна эмоциональная неустойчивость, что характерно переменчивостью настроения и неустойчивостью эмоциональных реакций, восприимчивостью и чувствительностью, преобладанием негативной аффективности, повышенной эмоциональной реактивностью, низким контролем над эмоциями и поведением, невротизмом, направленностью на себя.
Для третьего типа характерно то, что при сильном коррупционном давлении они могут перейти во второй тип, а при проведении целенаправленной воспитательной работы по профилактике коррупции, коррекции устойчивости к коррупционным проявлениям, они могут перейти в первый тип.

Третий тип сотрудника больше подвержен действию влияния коллективных стереотипов: «все берут и я беру, почему ему можно, а мне нет», на них сильнее оказывают влияние коррупционные условия работы.

Согласно разработанного проект приказа ФСИН «Об утверждении перечня коррупционно-опасных функций Федеральной службы исполнения наказаний». размещенного на интернет-портале общественного обсуждения выходит, что на сегодняшний день коррупцией охвачены все стороны деятельности ведомства. Коррупциогенным назван и надзор в сфере исполнения уголовных наказаний, то есть работа в местах заключения, и деятельность по содержанию лиц, подозреваемых в совершении преступлений, то есть система следственных изоляторов.

Судя по перечню коррупцией также охвачены закупки товаров и услуг для государственных нужд, контроль за поведением условно осужденных и подследственных, находящихся под домашним арестом, залогом и т.д.

Поэтому в настоящее время важно точно, экспериментально подтвердить типологию личности сотрудников уголовно-исполнительной системы в зависимости от коррупционной устойчивости и соответственно строить воспитательно-профилактическую работу.

-Т. Бендас. Гендерная психология: словарь

-Краткий психолого-филологический словарь, Флинта, 2011 г.

-Е. А.Чудина Психологические особенности проявления эмоциональной неустойчивости личности, Москва 1999

Литература:

-типология личности Электр. Вариант

Наши рекомендации