Тема: « правовая социализация. дефекты правовой социализации»
Задание 1. Наполните таблицу примерами.( См. Приложение № 1)
Факторы влияющие на правовую психологию населения | Фоновые | Социально-психологические | менталитет народа, его представления о жизненных идеалах, патриотизме, способах удовлетворения своих потребностей, государственности, о власти; традиции, обычаи, стереотипы социальных ожиданий и ориентации |
Психологически значимые, не имеющие психологической природы | особенности опыта общественной жизни в условиях гуманизма, демократии и свободы | ||
Правовые | Социально-психологические | психологические свойства, механизмы, эффективность всей системы правового регулирования | |
Психологически значимые, не имеющие психологической природы | совершенство и надежность функционирования всей правовой системы | ||
Криминогенные | Социально-психологические | низкая психологическая воздейственность правовой системы, системы законодательства, «пробелы» в нем, отставание законотворчества от фактических изменений в обществе | |
Психологически значимые, не имеющие психологической природы | крупные пожары, стихийные бедствия, чрезвычайные обстоятельства | ||
Криминальные | Социально-психологические | криминальная деформированность правосознания, потребностей, нравственности, криминальная «образованность» личностей, занимающихся преступной деятельностью | |
Психологически значимые, не имеющие психологической природы | коррумпированно представителями преступного мира части должностных лиц, чиновников, личного состава МВД, работников судов и прокуратуры, органов юстиции с неустойчивой и слабой правовой устойчивостью методами соблазна, подкупа, сбора компромата, шантажа, запугивания и др. |
Задание 2. Приведите примеры возможных путей реализации основных функций правосознания.
Основные функции правосознания | Результаты функционирования | Примеры |
Познавательная | Правовая подготовка | Возможность населения ориентироваться в правовой сфере, толковать основные правовые нормы |
Оценочная | Ценностные отношения к праву и практике его применения | Население может давать оценку тем или иным правовым нормам, возможность реализовывать свои права, зная об их существовании |
Регулятивная | Правовые установки и ориентации | Население, зная те или иные законы, следует им, понимая что закон устанавливает возможные рамки поведения |
Задание 3. Из всего перечня факторов, оказывающих, по вашему мнению, влияние на состояние законности и правопорядка, выделите две группы (с тремя-пятью факторами в каждой), первая из которых оказывает наиболее сильное положительное влияние, а вторая - наиболее сильное отрицательное. Постарайтесь, чтобы в каждой группе были не только фоновые факторы, относящиеся к состоянию всего российского общества, но и зависящие от местных органов власти, населения. Постарайтесь оценить, в чем конкретно состоит их влияние на правовую психологию всего населения города и на правовую психологию отдельных граждан. Какие благоприятные и неблагоприятные явления в них эти факторы вызывают?
Фоновые факторы:
• менталитет народа, его представления о жизненных идеалах, патриотизме, способах удовлетворения своих потребностей, государственности, о власти; традиции, обычаи, стереотипы социальных ожиданий и ориентации и др.;
• общественная психология, характерная для населения страны, региона, населенного пункта, группы
• особенности опыта общественной жизни в условиях гуманизма, демократии и свободы
В случае высокой общественно-нравственной позиции данные факторы будут способствовать повышению законопослушности населения, выработке у него уважительного отношения к праву.
Криминогенные факторы:
• низкая психологическая действенность всей системы правовоспита-тельной работы, разрушение старой, социалистической, и запаздывание с созданием новой, отвечающей реальностям свободы, прав, демократии в современном обществе;
• правовой нигилизм, падение авторитета норм права у значительной части населения;
• падение престижа честного труда;
4. Возьмите любой из законодательных актов, ориентированный на широкие круги граждан, и попытайтесь его проанализировать психологически. Задания:
1. Последовательно проанализируйте и оцените содержание законодательного акта по критериям: а) понятность для «среднестатистического» гражданина, б) оценка и отношение к отдельным положениям и всему акту (одобрительное, отрицательное, нейтральное), в) степень реального мотивирующего и регулирующего влияния (будет выполняться, не будет, трудно сказать).
2. Будь ваша власть, что бы вы изменили в анализируемом законодательном акте, подходя к нему с позиций юридической психологии?
1. Конституция Российской Федерации.
а) Конституция РФ была принята на всенародном референдуме, имеет довольно краткое содержание, нормы изложены простым для понимания языком, следовательно является довольно понятной для среднестатистического гражданина;
б) одобрительное отношение как ко всему акту, так и к отдельным его нормам;
в) Будет выполняться. Для этого в Российской Федерации создан и функционирует Конституционный Суд РФ.
2. Не стал бы изменять, так как считаю, что Конституция должна быть стабильной и устойчивой. Это подтверждается в ее содержании, в пунктах о внесении изменений и дополнений в Конституцию РФ. Данные нормы устанавливают довольно сложный порядок внесения изменений и поправок.
Упражнение 5
В одной из центральных газет РФ было опубликовано письмо гражданки Т. Вот его содержание:
«Мне 23, а я вдова. Вдова - солдатка, как в войну. 22 февраля дочке исполнилось три года, а на следующий день далеко от дома при исполнении служебного долга погиб ее папочка. Боюсь, она не сможет запомнить, какими нежными и сильными были руки ее папы Юры, как высоко он подбрасывал ее над головой и они вместе задыхались от восторга.
Мой Юра был любимцем двора, где мы росли вместе и знали друг друга всю жизнь. Он был таким справедливым, всегда заступался за слабых, потому и в ОМОН пошел. Как много он мог бы сделать доброго людям, скольким попавшим в беду помочь, а погиб на третий день пребывания в Чечне от бандитской пули. Он нужен был здесь, у себя дома.
Юра не любил хвастаться, и я не знала, каким хорошим профессионалом он успел стать за три недолгих месяца службы в отряде после «учебки». При жизни ведь у нас хвалить не умеют. А потом, после кладбища, ребята из отряда говорили, что на его счету за это время было успешных операций куда больше, чем у иных за год-два.
Он был тренированным и реактивным. И все шутил, что служба в ОМОНе для него не опаснее, чем работа дворником - тоже мусор надо собирать. Что судьба его хранит. Было так: из дорожной катастрофы вышел живым, только с царапинами. На токарном станке работал, чуть ногу не оторвало - не оторвало, на сантиметр мимо железо пронеслось. Но, видно, у Бога не хватает сил, чтобы всех уберечь.
Наш город захлестывает преступность. Я боюсь оставить свою девочку в детском саду: недавно какой-то мерзавец в микрорайоне «Южный» прицельно стрелял по выведенным на прогулку детям. Одного ребенка ранил. Что ни день, то в городе новое злодейство. И неудивительно - столько оружия на руках у бандитов! Даже на вооруженных милиционеров нападают, не боясь ни закона, ни силы. Юра нужен был здесь.
Что же нам, женам и вдовам, сделать, чтобы не бояться за жизни своих детей? Пойти, как на войну, вместо убитого мужа и самим вступить в борьбу с бандитским беспределом? Кто мне ответит? Наверное, никто. Как никто не вернет дорогого и любимого мужа, мою первую и, думалось, такую счастливую любовь...».
Задание:
Внимательно прочитайте письмо. Проведите анализ характера и степени влияния опубликованного материала на психологию населения.
С психологической точки зрения данное письмо имеет очень сильное содержание.
Прежде всего, из первых строк возникает уважительное отношение к погибшему бойцу спецподразделения, сразу начинаешь понимать что по всей стране таких как он единицы, но в то же время огромное количество жен и матерей, с похожей судьбой как у автора письма. Не может не возникнуть чувства гордости и патриотизма.
Однако, вторая часть письма вызывает неоднозначные ощущения, а именно что несмотря на то, что многие солдаты и офицеры проливают кровь и рискуют жизнью в горячих точках, в далеких от этого, обычных городах царит разгул преступности, и никто, даже правоохранительные органы не могут повлиять на это. Конечно, это не может не вызвать возмущения у простого населения к работе властей, которые должны контролировать криминогенную обстановку и принимать меры для пресечения бандитского «беспредела».
ТЕМА: «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ, ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ»
Задание 1
27 мая того же 2006 г. в оборудованном подвале многоэтажного дома №... по улице... жильцами был обнаружен труп женщины, проживавшей в том же доме в кв. ... В ходе первоначальных мероприятий было установлено, что гражданка (Ф. И. О.) 26 мая приблизительно в 11 ч (по показаниям мужа) спускалась в подвал по хозяйственным нуждам и не вернулась.
Детали осмотра места происшествия: обнаружен труп женщины, на вид 30 лет, среднего роста, волосы светлые. Труп расположен на полу, лицом вверх, на расстоянии 1,5 м от стены и 1 м от стояка отопления. Лежит параллельно стене под осветительной лампочкой. Труп потерпевшей полностью обнажен, лицо накрыто халатом. Остальная одежда потерпевшей беспорядочно разбросана рядом (тапочки, носки, джемпер, нижнее белье). На джемпере имеется в обилии вещество, похожее на кровь (кто-то вытирал руки). На полу имеются следы волочения тела с каплеобразным веществом, похожим на кровь.
На трупе: следов борьбы и сексуального контакта нет. В районе затылочной области головы потерпевшей имеется повреждение, нанесенное тупым тяжелым предметом шириной приблизительно 4x4,5 см. В нижней части брюшной полости имеется обширный д-образный разрез, обнажающий внутренние органы.
Дополнительная информация:
а) о потерпевшей: Ф.И.О., 1966 г. р., проживает по адресу: ..., в данный момент нигде не работала, домохозяйка, замужем, имеет дочь 9 лет, учащуюся средней школы. Характеризуется положительно;
б) проведенный поквартирный обход результатов не дал. Жильцы никого подозрительного не видели;
в) результаты судебно-медицинского исследования трупа: время наступления смерти - приблизительно 24 часа с момента обнаружения трупа. Смерть наступила в результате тупой травмы головы, нанесенной на затылочную область. Травма нанесена тяжелым предметом с шириной ударной поверхности около 1-1,5 см, с тонким заостренны»* лезвием (похожим на медицинский скальпель). Имеются следы попыток отсечения некоторых внутренних органов (матки).
1. Реконструируйте событие преступления.
2. Выявите общие поведенческие компоненты преступлений и психологический смысл поведения неизвестного преступника (психологическая расшифровка обстоятельств преступления).
3. Попытайтесь смоделировать некоторые личностные и поисковые признаки преступника.
Женщина спустилась в подвал по хозяйственным нуждам. За ней спустилось неизвестное лицо (преступник). По всей видимости, преступник уже имел умысел на убийство и был заранее вооружен каким-либо тупым тяжелым предметом, который он собирался использовать в качестве оружия. Преступник, оставаясь незамеченным, нанес удар погибшей женщине в затылочную область, от чего та скончалась на месте. После этого преступник отволок тело женщины под осветительную лампочку, т.е. в наиболее освещенное место, затем обнажил ее и нанес разрез нижней части брюшной полости, для отсечения некоторых внутренних органов (матки). Можно предположить, что преступник услышал какой-либо шум, и отказался от своей цели, опасаясь быть застигнутым на месте преступления. Преступник быстро вытер кровь со своих рук об джемпер, который он до этого снял с женщины, и скрылся в неизвестном направлении.
Задача 2. В деревне С. был обнаружен труп жителя этой деревни Д. В голове трупа имелись многочисленные повреждения. В процессе расследования было установлено, что сосед погибшего, К., находился с Д. в неприязненных отношениях, часто ссорился с ним, во время ссор угрожал ему расправой. Выяснилось также, что К., вопреки своей привычке - интересоваться всем происходящим в деревне - не пришел на место, где был обнаружен труп. Полагая, что преступление мог совершить К. и в его доме могут находиться предметы, имеющие значение для дела, следователь произвел у К. обыск. При обыске была обнаружена одежда К., на которой имелись бурые пятна, похожие на засохшую кровь. В тот же день К. освидетельствовали и на его теле были обнаружены множественные ссадины и кровоподтеки.
Какие объективные и субъективные факторы были положены в данном случае в основу версии о причастности К. к совершению преступления?
К числу объективных факторов можно отнести одежду бурыми пятнами, похожими на засохшую кровь, найденную при обыске у К, а также ссадины и кровоподтёки, обнаруженные при освидетельствовании К, что указывает на факт борьбы К предположительно с убитым.
К числу субъективных факторов можно отнести неприязненные отношения, сложившиеся между К и Д, а также тот факт, что К, имевшем черту интересоваться всем что происходит в деревне, не пришел на место преступления.
Задача 3. В приведенных ниже примерах определите мотивы преступного поведения, осознавались ли они главными героями:
1) в небольшом городке длительное время происходили пожары. По некоторым предположениям они были следствием поджогов. В конце концов, был задержан преступник - 23-летний Е. Болезненно самолюбивый, немногословный, неумелый в работе, Е. не пользовался популярностью в поселке: его не приглашали в гости, считали «недоумком». В очередной раз, попав в положение отвергнутого, он несколько дней «не находил себе места», мечтая возвыситься над людьми, поставить на свое место всех. Он вел подсчет «унижениям», которые ему якобы наносили;
Преступник совершал преступления осознанно, исходя из следующих мотивов:
- самоутверждения – тем самым он желал возвыситься над остальными;
- замещения – скопившуюся в нем злость он вымещал на объектах, которые поджигал.
2) О., еще, будучи подростком, часто совершал хулиганские действия и избивал своих сверстников, если ему казалось, что они хоть как-то ему угрожают. Он был постоянно готов к отпору и для этого всегда носил с собой нож. Уже после службы в армии ударил на работе кулаком мастера, который якобы оскорбил его. В другой раз он, подойдя к группе мужчин, ударил одного из них ножом сзади (но лишь порезал костюм) - ему показалось, что он говорил о нем плохо. Через год, увидя у входа в клуб группу подростков, подошел к ним и ударил парня ножом в сердце, от чего тот на месте скончался. О. объяснил свои действия следующим образом: «Я знаю, он хотел избить меня». По словам свидетелей, никто избивать О. не собирался, его и заметили только после того, как он нанес удар ножом;
О. не осознавал преступность своих деяний, так как считал, что действует в пределах допустимой обороны, защиты себя от физических и моральных притязаний. Следовательно, он руководствовался защитным мотивом.
3) К., ученик 8-го класса был избит своим одноклассником С. за то, что нажаловался на него учительнице. К. затаил на своего обидчика злобу. Он знал, что никогда не справится с С. У С. была младшая сестра, которая училась в той же школе. К. подкараулил девочку вечером, когда она возвращалась с занятий, повалил ее на землю, достал нож и отрезал ей косички;
К. руководствовался мотивом замещения, т.е. злобу, затаившуюся на С. он вылил на его сестре. Действия осознанные.
4) В романе «Колеса» Артур Хейли изображает некую Эрику, мелкую воровку, материально обеспеченную, психически нормальную. Зайдя в парфюмерный отдел магазина, она увидела на прилавке оставленную продавщицей коробку духов. «В мозгу Эрики вопреки здравому смыслу вдруг возникла совершенно невероятная мысль: «А ведь «Норелл» - мои духи. Почему бы мне их не взять?».
Она мгновение колебалась, потрясенная этим внезапно возникшим желанием. И тут какая-то неведомая сила приказала ей: «Действуй! Не теряй времени зря! Не упусти момент!». И тогда спокойно, не спеша, словно подчиняясь магнитному притяжению, Эрика перешла от прилавка с косметикой к прилавку с духами. Размеренно-точным движением руки она взяла коробку, открыла свою сумку и опустила ее туда. Замок щелкнул и закрылся. Этот щелчок прозвучал для нее пушечным выстрелом. Она стояла вся дрожа, в тревожном ожидании, боясь пошевелиться; ей казалось, что вот сейчас чья-то рука опустится на ее плечо и обличающий голос воскликнет: «Воровка!».
Но ничего этого не произошло. Все еще дрожа и чувствуя, как громко стучит сердце, Эрика спрашивала себя: «Зачем? Для чего она это сделала? Ведь у нее в сумочке полно денег, есть чековая книжка...».
Она села в машину, и тотчас возникла та же мысль: что все - таки толкнуло ее на этот шаг?
Мысль мелькнула и исчезла под напором внезапно нахлынувшего радостного возбуждения: ей давно уже не было так хорошо».
Эрика полностью осознавала преступность своего деяния. Мотив, который был у нее – активный игровой, т.е. влечение к острым ощущениям.
Задача 4. Прочтите описание преступного поведения. Проанализируйте механизм преступного поведения. Какие обстоятельства обусловили преступление?
В детстве, глядя на хорошо одетых одноклассников, Круглов завидовал им. Копилась злоба. Ему было больно и обидно. Почему им повезло в жизни? Почему у них есть все, а у него нет ничего? Нет отца. Дома нечего есть. Пальто давно уже мало ему, стыдно носить такое.
У каждого человека есть неосознанная тяга к справедливости. Была она и у Круглова. Но чувство безысходности превращало тягу к справедливости в злобу, в ненависть ко всему миру, который так несправедливо устроен. Ему хотелось отомстить тем, кому в этой жизни повезло. Хотелось бить их, заставлять их мучаться и страдать. Но он был слабым и бить мог только тех, кто младше его. Тайком в школьной раздевалке он разрезал лезвием красивые куртки одноклассников. Как-то в кармане чужой куртки он нашел деньги. На эти деньги он купил шоколад, мороженое, пирожное и конфеты. Совершив первую кражу, он сделал маленькое открытие: с помощью воровства можно сделать свою жизнь вполне приятной. На следующий день, вместо того, чтобы разрезать чужую куртку, он решил украсть ее и продать на рынке. Куртка была мягкая, он засунул ее в портфель и вынес из школы. Круглов стал воровать, у него появились деньги. Теперь он часто был сыт, у него часто бывало хорошее настроение.
В школе стали искать вора, приезжала милиция. Одноклассники подозревали Круглова, он это чувствовал и не на шутку испугался. Решил воровать в других местах. Однажды он увидел открытую машину и украл автомагнитолу. Решив, что кражи из автомашин - это неплохо, он стал ездить к большим магазинам, возле которых есть стоянки для машин. Круглов научился незаметно, проходя мимо машин, проверять, заперта ли дверь. Несколько раз ему удавалось найти незапертые двери, и он совершал мелкие кражи. Однако очень скоро понял, что для хорошего «улова» надо научиться вскрывать автомобильные замки. Но как это сделать, он не знал.
Возможно, так и промышлял бы Круглов по мелочам, если бы не один случай. Когда он пытался открыть дверь какой-то иномарки, сзади его твердо взяли за шиворот. «Ну что, сынок, поворовываешь?» - спросил его стоявший сзади мужчина. От страха Круглов потерял дар речи. Мужчина открыл дверь автомобиля и посадил туда Круглова. «Поехали со мной. Есть разговор». Круглов сначала думал, что его повезут в милицию. Однако приехали они не в милицию, а в гараж. «Если ты и дальше будешь дергаться у магазинов, то скоро попадешь в лапы ментам. Нам такие смышленые, как ты, нужны. Научим вскрывать машины. Дадим инструмент. Подскажем, где есть хороший навар. Все, что добудешь, будешь отдавать мне. Если не будешь халтурить, то в месяц заработаешь 100 долларов. Потом будет больше. Если засыплешься, мы тебя отмажем, дадим взятку ментам. Если сболтнешь лишнее, считай, что ты труп. Ну, как, будем работать?» Второй раз за этот день Круглов потерял дар речи. На этот раз от счастья: «Вот оно, настоящее, то, о чем он давно мечтал. Теперь не он, а ему будут завидовать эти сытые сынки».
Прошли годы. Теперь Круглов опытный вор. Он уже не крадет по мелочам. Ворует автомобили. Ему поступает заказ (марка, цвет, состояние). Он выполняет. Имеет он уже не 100, а 2000 долларов в месяц. Денег у него изрядно. Подумывает он и о том, чтобы начать собственный бизнес. Он мечтает стать владельцем бензоколонки. А что ждет его дальше - у него аж голова кружится: в депутаты, в мэры, а может быть, даже в президенты.
Механизм преступного поведения изменялся от небольших, мелких, незначительных, до крупных краж. Можно проследить, что поначалу Круглов совершал мелкие кражи из карманов курток, резал их лезвием. Затем были кражи покрупнее, что в итоге перелилось в постоянный источник дохода, профессиональную деятельность.
Первые, незначительные преступления были обусловлены тяжёлым материальным положением Круглова, завистью к сверстникам, у которых всё было, обостренным чувством социальной справедливости.
Крупные, постоянные преступления были обусловлены тем, что Круглов оказался вовлечен в деятельность преступной организации. Ему предлагался хороший, стабильный доход, который откроет для него то, чего он был лишен в детстве.