Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Пояснительная записка

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Актуальность заявленного курса обусловлена тем, что в школьной программе недостаточно сведений о роли средств массовой информации в общественной жизни. Учащиеся мало ориентируются в процессах, происходящих в обществе. Данный курс поможет определиться ученику в выборе профиля, восполнить пробелы в его предыдущей подготовке. Пятиклассники расширят и углубят свои знания о видах общения и речевых жанрах. При этом большое внимание уделяется печатной журналистике - таким жанрам как заметка, статья, репортаж и др.

В основе содержания и структуры программа кружка « Журналистика» лежит концепция профильного образования, в процессе которого будущие журналисты смогли бы изучать основы журналистики в ходе практической деятельности. Обучаясь по программе кружка, школьники получают возможность сориентироваться в многообразии профессий, сопоставить собственные желания и склонности с потребностями современного рынка труда, сделать свой профессиональный выбор в будущем.

Программа кружка « Журналистика» является интенсивным курсом, базирующимся на сочетании теоретических занятий, практических семинаров и сочетается с практической работой по написанию материалов и выпуску школьной газеты «Школьный BOOM»

Целью курса является ознакомление учеников 5 классов с особенностями журналистской профессии на основе их личного практического опыта.

Задачамиучебного курса являются:

-выявление интересов и проверка способностей учащихся;

-формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;

-изучение истории журналистики и основ журналистского творчества;

-развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

-формирование практических навыков создания школьного печатного издания.

Программа курса включает в себя:

- изучение основ истории отечественной журналистики;

- обзор современных средств массовой информации;

- знакомство с нормами профессиональной этики журналиста;

- методы сбора и обработки информации;

- психологическая подготовка журналиста;

- изучение основных журналистских жанров (информация, заметка, статья, интервью);

- методы работы со словом.

Для выполнения поставленных задач в программе сочетаются такие формы проведения занятий как лекции по теории и истории журналистики, психологические игры-тренинги, тесты, беседы, экскурсии и встречи с профессионалами, практическая работа по написанию статей и выпуску газеты.

В отличие от основных школьных дисциплин программа данного курса не предусматривает фиксированных домашних заданий, однако, может включать такие формы работы как видеопросмотр актуальных художественных фильмов и телепередач, посещение выставок, подготовку публикаций для газеты.

Данная программа учебного курса предусматривает тесную взаимосвязь с такими предметами базового школьного курса как русский язык, литература и история.

Место в учебном плане

Кружок «Журналистика» относится к внеурочной деятельности учащихся 5 классов в рамках реализации ФГОС второго поколения и рассчитан на один год ( 34 часа).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты:

-знакомство с особенностями профессии журналиста на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов;

-формирование личности журналиста как совокупности профессионально-творческих, индивидуально-психологических, нравственных и гражданских качеств;

-освоение основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;

-формирование активной жизненной позиции.

Метапредметные результаты:

-овладение культурой общения с медиа,

-овладение навыками работы с различными источниками информации;

-развитиетворческих и коммуникативных способностей;

-развитие критического мышления, умения интерпретировать, анализировать и оценивать медиатексты,

-овладение различными формами самовыражения при помощи медиатехники.

Предметные результаты:

- умение выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;

-знание специфики и структуры основных газетных жанров (уметь различать информацию, заметку, интервью, статью), умение грамотно излагать информацию в этих жанрах;

-овладение навыками работы с медиатекстом.

Тематическое планирование

№ п/п Тема Теория Практика Общее количество часов
1. История журналистики. История журналистики в России.   1ч.   1ч.
2. Профессия – журналист   1ч.   1 ч.
3. Профессиональная этика журналиста. Психологическая подготовка журналиста. Обязанности журналиста 1ч.   1 ч.
4. СМИ и право 1ч.   1ч.
5. Журналистский текст и его качества. Классификации журналистского текста. 1 ч.  
6. Типология и структура СМИ 1ч.   1ч.
7. Мастерство журналиста: работа со словом. Газетный язык. Специфика и основные требования. Редактирование. Корректура. 1ч. 1ч. 2 ч.
8. Функциональные стили и типы речи.   1ч. 1ч.
9. Информационные жанры. 1ч. 1ч. 2ч.
10. Аналитические жанры 1ч. 1ч. 2ч.
11. Репортаж как особый жанр журналистики.   1ч. 1ч.
12. Художественно-публицистические жанры 1ч. 1ч. 2ч.
13. Деловая, рекламная пресса 1ч.   1ч.
14. Гендерная пресса 1ч.   1ч.
15. Аграрная, экологическая, религиозная, детская пресса. 1ч.   1ч.  
16. Общероссийские и региональные СМИ 1ч.   1ч.
17. Интернет как СМИ 1ч. 1ч. 2ч.
18. Теле-, радиокоммуникации как СМИ 1ч. 1ч. 2ч.
19. Видеоинтервью   1ч. 1ч.
20. Трэвел-журналистика как развивающееся явление современных СМИ 1ч.   1ч.
21. Стратегии речевого дискурса. Как научиться правильно говорить? 1 ч. 2ч. 3 ч.
22. Политический дискурс.   1ч. 1ч.
23. Фотожурналистика. Фоторепортаж. 1ч. 1ч. 2ч.
24. Мастерство редактирования.   1ч. 1ч.
25. Итоговое занятие. 1ч.   1ч.
  Всего: 34ч.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса :

  1. Районные, общероссийские печатные издания.
  2. Гинина-Зимина А.М. Сочинения в газетных жанрах. 5-9 классы. – Волгоград: Учитель,2006.
  3. Пивоварова И. Культура речи в таблицах и схемах. – Ростов-на-Дону: Феникс,2013.
  4. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007.

Планируемые результаты изучения курса

Курс "Журналистика" даст возможность накопить опыт для дальнейшей жизни, научит свободно ориентироваться в информационном пространстве и высказывать свою точку зрения на различные значимые события общественной жизни.

Занятия по данной программе помогут обучающимся овладеть секретами мастерства журналиста, научиться логически думать, грамотно излагать свои мысли, ориентироваться в информационном пространстве, представлять себя редактором собственного издания.

Учащиеся смогут -

  • определить тему или идею текста;
  • составлять простой и подробный план текста;
  • создавать связные высказывания (с заданным языковым материалом);
  • оценивать чужую и свою речь;
  • спорить, но не ссорится, аргументировать свои высказывания;
  • сокращать один и тот же текст до половины, до трети его первоначального объёма, до одного абзаца и одного предложения;
  • рассказать о себе так, чтобы тебя слушали;
  • брать интервью у знакомых и незнакомых людей;
  • вести репортаж с места событий;
  • составлять различные типы текстов газетной информации.

Учащиеся должны:

  • понимать основные проблемы общественной жизни, роль и функции средств массовой информации в жизни современного человека;
  • уметь определять жанр газетного текста, выявлять его отличительные особенности, анализировать его структуру, владеть разнообразными приемами анализа текста;
  • уметь создавать собственный текст в условиях ограниченного времени, грамотно и аргументировано выражать собственные мысли, точку зрения, позицию, мнение современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать собственное высказывание по модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой и замыслом высказывания;
  • уметь редактировать предложенные тексты, находить и исправлять ошибки.

Тематическое планирование

№ п/п Тема Общее количество часов Дата план Дата факт
1. Профессия – журналист   1 ч.    
2. Профессиональная этика журналиста. Психологическая подготовка журналиста. Обязанности журналиста 1 ч.    
3. СМИ и право 1ч.    
4. Журналистский текст и его качества. Классификации журналистского текста.    
5. Типология и структура СМИ 1ч.    
6. Мастерство журналиста: работа со словом. Газетный язык. Специфика и основные требования. Редактирование. Корректура. 2 ч.    
7.    
8. Функциональные стили и типы речи. 1ч.    
9. Информационные жанры. 2ч.    
10.    
11. Аналитические жанры 2ч.    
12.    
13. Репортаж как особый жанр журналистики. 1ч.    
14. Художественно-публицистические жанры 2ч.    
15.    
16. Деловая, рекламная пресса 1ч.    
17. Гендерная пресса 1ч.    
18. Аграрная, экологическая, религиозная, детская пресса. 1ч.      
19. Общероссийские и региональные СМИ 1ч.    
20. Интернет как СМИ 2ч.    
21.    
22. Теле-, радиокоммуникации как СМИ 2ч.    
23.    
24. Видеоинтервью 1ч.    
25. Трэвел-журналистика как развивающееся явление современных СМИ 1ч.    
26. Стратегии речевого дискурса. Как научиться правильно говорить? 3 ч.    
27.    
28.    
29. Политический дискурс. 1ч.    
30. Фотожурналистика. Фоторепортаж. 2ч.    
31.      
32. Мастерство редактирования. 1ч.    
33. Итоговое занятие. 1ч.    
  Всего: 34ч.    

Наши рекомендации