Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Актуальность заявленного курса обусловлена тем, что в школьной программе недостаточно сведений о роли средств массовой информации в общественной жизни. Учащиеся мало ориентируются в процессах, происходящих в обществе. Данный курс поможет определиться ученику в выборе профиля, восполнить пробелы в его предыдущей подготовке. Пятиклассники расширят и углубят свои знания о видах общения и речевых жанрах. При этом большое внимание уделяется печатной журналистике - таким жанрам как заметка, статья, репортаж и др.
В основе содержания и структуры программа кружка « Журналистика» лежит концепция профильного образования, в процессе которого будущие журналисты смогли бы изучать основы журналистики в ходе практической деятельности. Обучаясь по программе кружка, школьники получают возможность сориентироваться в многообразии профессий, сопоставить собственные желания и склонности с потребностями современного рынка труда, сделать свой профессиональный выбор в будущем.
Программа кружка « Журналистика» является интенсивным курсом, базирующимся на сочетании теоретических занятий, практических семинаров и сочетается с практической работой по написанию материалов и выпуску школьной газеты «Школьный BOOM»
Целью курса является ознакомление учеников 5 классов с особенностями журналистской профессии на основе их личного практического опыта.
Задачамиучебного курса являются:
-выявление интересов и проверка способностей учащихся;
-формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;
-изучение истории журналистики и основ журналистского творчества;
-развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
-формирование практических навыков создания школьного печатного издания.
Программа курса включает в себя:
- изучение основ истории отечественной журналистики;
- обзор современных средств массовой информации;
- знакомство с нормами профессиональной этики журналиста;
- методы сбора и обработки информации;
- психологическая подготовка журналиста;
- изучение основных журналистских жанров (информация, заметка, статья, интервью);
- методы работы со словом.
Для выполнения поставленных задач в программе сочетаются такие формы проведения занятий как лекции по теории и истории журналистики, психологические игры-тренинги, тесты, беседы, экскурсии и встречи с профессионалами, практическая работа по написанию статей и выпуску газеты.
В отличие от основных школьных дисциплин программа данного курса не предусматривает фиксированных домашних заданий, однако, может включать такие формы работы как видеопросмотр актуальных художественных фильмов и телепередач, посещение выставок, подготовку публикаций для газеты.
Данная программа учебного курса предусматривает тесную взаимосвязь с такими предметами базового школьного курса как русский язык, литература и история.
Место в учебном плане
Кружок «Журналистика» относится к внеурочной деятельности учащихся 5 классов в рамках реализации ФГОС второго поколения и рассчитан на один год ( 34 часа).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
-знакомство с особенностями профессии журналиста на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов;
-формирование личности журналиста как совокупности профессионально-творческих, индивидуально-психологических, нравственных и гражданских качеств;
-освоение основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;
-формирование активной жизненной позиции.
Метапредметные результаты:
-овладение культурой общения с медиа,
-овладение навыками работы с различными источниками информации;
-развитиетворческих и коммуникативных способностей;
-развитие критического мышления, умения интерпретировать, анализировать и оценивать медиатексты,
-овладение различными формами самовыражения при помощи медиатехники.
Предметные результаты:
- умение выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;
-знание специфики и структуры основных газетных жанров (уметь различать информацию, заметку, интервью, статью), умение грамотно излагать информацию в этих жанрах;
-овладение навыками работы с медиатекстом.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Теория | Практика | Общее количество часов |
1. | История журналистики. История журналистики в России. | 1ч. | 1ч. | |
2. | Профессия – журналист | 1ч. | 1 ч. | |
3. | Профессиональная этика журналиста. Психологическая подготовка журналиста. Обязанности журналиста | 1ч. | 1 ч. | |
4. | СМИ и право | 1ч. | 1ч. | |
5. | Журналистский текст и его качества. Классификации журналистского текста. | 1 ч. | 1ч | |
6. | Типология и структура СМИ | 1ч. | 1ч. | |
7. | Мастерство журналиста: работа со словом. Газетный язык. Специфика и основные требования. Редактирование. Корректура. | 1ч. | 1ч. | 2 ч. |
8. | Функциональные стили и типы речи. | 1ч. | 1ч. | |
9. | Информационные жанры. | 1ч. | 1ч. | 2ч. |
10. | Аналитические жанры | 1ч. | 1ч. | 2ч. |
11. | Репортаж как особый жанр журналистики. | 1ч. | 1ч. | |
12. | Художественно-публицистические жанры | 1ч. | 1ч. | 2ч. |
13. | Деловая, рекламная пресса | 1ч. | 1ч. | |
14. | Гендерная пресса | 1ч. | 1ч. | |
15. | Аграрная, экологическая, религиозная, детская пресса. | 1ч. | 1ч. | |
16. | Общероссийские и региональные СМИ | 1ч. | 1ч. | |
17. | Интернет как СМИ | 1ч. | 1ч. | 2ч. |
18. | Теле-, радиокоммуникации как СМИ | 1ч. | 1ч. | 2ч. |
19. | Видеоинтервью | 1ч. | 1ч. | |
20. | Трэвел-журналистика как развивающееся явление современных СМИ | 1ч. | 1ч. | |
21. | Стратегии речевого дискурса. Как научиться правильно говорить? | 1 ч. | 2ч. | 3 ч. |
22. | Политический дискурс. | 1ч. | 1ч. | |
23. | Фотожурналистика. Фоторепортаж. | 1ч. | 1ч. | 2ч. |
24. | Мастерство редактирования. | 1ч. | 1ч. | |
25. | Итоговое занятие. | 1ч. | 1ч. | |
Всего: | 34ч. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса :
- Районные, общероссийские печатные издания.
- Гинина-Зимина А.М. Сочинения в газетных жанрах. 5-9 классы. – Волгоград: Учитель,2006.
- Пивоварова И. Культура речи в таблицах и схемах. – Ростов-на-Дону: Феникс,2013.
- Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007.
Планируемые результаты изучения курса
Курс "Журналистика" даст возможность накопить опыт для дальнейшей жизни, научит свободно ориентироваться в информационном пространстве и высказывать свою точку зрения на различные значимые события общественной жизни.
Занятия по данной программе помогут обучающимся овладеть секретами мастерства журналиста, научиться логически думать, грамотно излагать свои мысли, ориентироваться в информационном пространстве, представлять себя редактором собственного издания.
Учащиеся смогут -
- определить тему или идею текста;
- составлять простой и подробный план текста;
- создавать связные высказывания (с заданным языковым материалом);
- оценивать чужую и свою речь;
- спорить, но не ссорится, аргументировать свои высказывания;
- сокращать один и тот же текст до половины, до трети его первоначального объёма, до одного абзаца и одного предложения;
- рассказать о себе так, чтобы тебя слушали;
- брать интервью у знакомых и незнакомых людей;
- вести репортаж с места событий;
- составлять различные типы текстов газетной информации.
Учащиеся должны:
- понимать основные проблемы общественной жизни, роль и функции средств массовой информации в жизни современного человека;
- уметь определять жанр газетного текста, выявлять его отличительные особенности, анализировать его структуру, владеть разнообразными приемами анализа текста;
- уметь создавать собственный текст в условиях ограниченного времени, грамотно и аргументировано выражать собственные мысли, точку зрения, позицию, мнение современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать собственное высказывание по модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой и замыслом высказывания;
- уметь редактировать предложенные тексты, находить и исправлять ошибки.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Общее количество часов | Дата план | Дата факт |
1. | Профессия – журналист | 1 ч. | ||
2. | Профессиональная этика журналиста. Психологическая подготовка журналиста. Обязанности журналиста | 1 ч. | ||
3. | СМИ и право | 1ч. | ||
4. | Журналистский текст и его качества. Классификации журналистского текста. | 1ч | ||
5. | Типология и структура СМИ | 1ч. | ||
6. | Мастерство журналиста: работа со словом. Газетный язык. Специфика и основные требования. Редактирование. Корректура. | 2 ч. | ||
7. | ||||
8. | Функциональные стили и типы речи. | 1ч. | ||
9. | Информационные жанры. | 2ч. | ||
10. | ||||
11. | Аналитические жанры | 2ч. | ||
12. | ||||
13. | Репортаж как особый жанр журналистики. | 1ч. | ||
14. | Художественно-публицистические жанры | 2ч. | ||
15. | ||||
16. | Деловая, рекламная пресса | 1ч. | ||
17. | Гендерная пресса | 1ч. | ||
18. | Аграрная, экологическая, религиозная, детская пресса. | 1ч. | ||
19. | Общероссийские и региональные СМИ | 1ч. | ||
20. | Интернет как СМИ | 2ч. | ||
21. | ||||
22. | Теле-, радиокоммуникации как СМИ | 2ч. | ||
23. | ||||
24. | Видеоинтервью | 1ч. | ||
25. | Трэвел-журналистика как развивающееся явление современных СМИ | 1ч. | ||
26. | Стратегии речевого дискурса. Как научиться правильно говорить? | 3 ч. | ||
27. | ||||
28. | ||||
29. | Политический дискурс. | 1ч. | ||
30. | Фотожурналистика. Фоторепортаж. | 2ч. | ||
31. | ||||
32. | Мастерство редактирования. | 1ч. | ||
33. | Итоговое занятие. | 1ч. | ||
Всего: | 34ч. |