Глава 2.3. социализация личности

Введение

В отечественной психологии под социализацией обычно понимает­ся процесс и результат усвоения и активного воспроизводства инди­видом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельно­сти (Психология. Словарь, 1990). Социализация происходит под влиянием разных факторов — это и целенаправленные воспитатель­ные воздействия на индивида со стороны других людей и общест­венных институтов, и стихийные воздействия на него различных жизненных обстоятельств. Понятие «социализация» было введено в социальную психологию в 40^-50-е гг. XX в. в работах А. Бандуры, Дж. Кольмана и др.

Психология включила это понятие в свой арсенал позже других наук и, естественно, стремилась наполнить его своим собственным содержанием. Однако и эти попытки не способствовали единству мнений1 поскольку понятие «социализации» неразрывно связано с представлениями о личности и о характере ее отношений с общест­вом. Отсюда и разные интерпретации процессов социализации. Для одних — это научение социальному поведению (здесь явная печать общеизвестной бихевиористской методологии); для других — моде­лирование личности в соответствии с требованиями культуры (здесь находят отражение идеи течения «культура и личность» 30-х гг., сюда же можно отнести теорию формирования «советского человека», а также концепцию «запрограммированной культуры» Б. Ф. Скинне-ра); для третьих социализация — это подготовка к «социальному уча­стию» в группах (Социальная психология: Учебное пособие, 2002).

Несмотря на все сложности и ограничения, с которыми столк­нулась в своей истории отечественная социальная психология, она, тем не менее, накопила значительный объем методологических, теоретических и эмпирических знаний. На основе этих знаний со­циализация вполне справедливо понимается как усвоение индиви­дом социального опыта путем включения в социальную среду и вос­произведение системы социальных связей и отношений (Андреева, 1986). Если ориентироваться на теорию социальной установки, объ­ясняющую процессы регулирования социального поведения челове­ка, то можно сказать, что социализация — это становление, форми­рование и развитие системы социальных установок личности.

2.3.1. Социально-психологические механизмы социализации

По мнению отечественных психологов, социализация происходит в следующих сферах жизни человека: в деятельности, в общении и в сфере самосознания. Социализацию в сфере деятельности А. Н. Ле­онтьев определял как «расширение каталога деятельностей, которы­ми владеет ребенок». Имеется в виду постепенное усвоение тех ви­дов деятельности, которые ребенок может самостоятельно воспроиз­водить, т. е. освоение культурных образцов поведения. Для каждого возрастного периода развития характерна своя, так называемая «ве­дущая» форма деятельности, выполнение которой определяет воз­никновение и формирование основных психологических новообра­зований человека на данной ступени развития его личности. Поня­тие ведущей деятельности ввел А. Н. Леонтьев, а Д. Б. Эльконин развил и углубил содержание этого понятия. Современные данные об особенностях развития психики человека в онтогенезе позволяют выделить такие виды ведущей деятельности, как: 1) непосредствен­ное общение младенца со взрослыми; 2) предметно-манипулятивная деятельность, характерная для раннего детства; в процессе ее выпол­нения ребенок усваивает исторически сложившиеся способы дейст­вий с определенными предметами; 3) сюжетно-ролевая игра, харак­терная для дошкольного возраста; 4) учебная деятельность младших школьников; 5) общественно-полезная деятельность подростков; 6) профессионально-учебная деятельность, характерная для периода ранней юности (Психологический словарь, 1983, с. 42). Ведущая деятельность не возникает сразу в развитой форме, а проходит опре­деленный путь становления. Ее формирование осуществляется под руководством взрослых в процессе обучения и воспитания.

В сфере общения социализация происходит в ходе постепенного расширения круга общения, углубления самого процесса общения, связанного с изменением его содержания и форм. М. И. Лисина разработала концепцию развития общения ребенка со взрослыми, в которой общение рассматривается как особый вид деятельности (коммуникативная деятельность) (Лисина, 1974). Содержание пара­метров форм общения, по ее мнению, зависит от периода психиче­ского развития, на котором находится ребенок. Так до 1 года, в мла­денческом возрасте у ребенка развивается ситуативно-личностное общение, призванное удовлетворить его потребность в доброжела­тельном внимании. С 1 года до 3 лет (ранний возраст) преобладает ситуативно-деловое общение, удовлетворяющее потребность ребен­ка в сотрудничестве. От 3 до 5 лет, когда ребенок вступает в млад-

84

Раздел П. Социальная психология личности

Социализацня личности 85



ший, а затем в средний дошкольный возраст, развивается внеситуа­тивно-познавательная форма общения, и у ребенка возникает по­требность в уважении со стороны взрослых. На этом этапе развития ребенком движет познавательный мотив, и для его достижения ре­бенок начинает активно использовать речевые средства. В возрасте 4—6 лет (средний и старший дошкольный возраст) на первый план выходит потребность ребенка во взаимопонимании и сопережива­нии, которая удовлетворяется во внеситуативно-личностном обще­нии (Смирнова, 1997).

В сфере самосознания социализация выступает в плане форми­рования Я-концепции, становления образа самого себя — это очень широкая проблема, затрагивающая самые различные исследования. Социальная психология расставляет свои акценты в изучении само­сознания. Она рассматривает проблему формирования социальной идентичности и занимается вопросом сопоставления человеком об­раза «Я» с социальным эталоном. Идентификация представляет со­бой процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом. Это механизм социализа­ции личности, осуществляющий «присвоение» индивидом своей че­ловеческой сущности. Идентификации обычно противопоставляет­ся обособление — механизм индивидуализации личности, вопло­щенный в стремлении человека выделиться из числа других, закрыться, отстраниться (Крысько, 2001, с. 483).

Идентификация оказывает двойное воздействие на развитие личности: с одной стороны, формирует способность к установле­нию положительных отношений с людьми, ведет к развитию соци­ально значимых качеств, с другой — может способствовать раство­рению индивида в другом человеке, выхолащиванию индивидуаль­ного. Обособление в свою очередь дает возможность сохранить в общении с людьми свою индивидуальность, чувство собственного достоинства. При обособлении развивается ответственность, само­стоятельность, но вместе с тем оно может привести к отчуждению, которое проявляется в эмоциональной холодности, лишении близо­сти и доверия.

Идентификация играет огромную роль в поведении и духовной жизни человека. Ее психологический смысл заключается в расши­рении круга переживаний, в обогащении внутреннего опыта. Она известна как самое раннее появление эмоциональной привязанно­сти к другому человеку. С другой стороны, идентификация часто выступает элементом психологической защиты людей от объектов и ситуаций, вызывающих страх, порождающих тревожные и напря-

женные состояния. Говоря о социальной идентификации, нужно помнить об этнической идентичности (этничности), профессио­нальной, политической и других идентичностях, которые имеют большое значение для развития самосознания личности.

Принципиальный вопрос, с которым постоянно сталкивается теория социализации, — это вопрос об активности—пассивности ин­дивида в этом процессе. В большинстве случаев интерпретация про­цессов социализации в западной психологии делает акцент на «при­нуждении», «насильственном навязывании» взглядов, «индоктрина-ции» и т. п. Иными словами, индивид в этих процессах выступает лишь как пассивный элемент социального мира, который этот мир формирует по заданным нормам и стандартам. Однако сама жизнь показывает, что процесс социализации носит более сложный харак­тер, так как далеко не все становятся «добровольно конформными» и даже выступают против того; что им «индоктринируется». Это зна­чит, что в процессе собственной социализации человек рано или поздно начинает играть активную роль, т. е. становится субъектом.

Оговорка «рано или поздно» означает, что в жизненном цикле человека есть период, когда он беспомощен и из него можно дейст­вительно «лепиТь» многое — это период младенчества. Однако с раз­витием когнитивных способностей начинается становление лично­сти и развивается ее собственная активность, роль которой в про­цессах социализации в каждом отдельном случае зависит от конкретных условий окружения индивида. Это окружение может способствовать либо подавлению активности человека и формирова­нию действительно конформной личности, либо развитию таких ка­честв, которые позволят личности преодолеть «принудительную конформность».

Исходя из вышесказанного можно предложить и такое понима­ние социализации: это процесс активного усвоения индивидом цен­ностей и норм общества и формирование их в систему социальных установок, которая определяет позиции и поведение индивида как личности в системе общества (Социальная психология: Учебное по­собие, 2002).

2.3.2. Факторы и стадии социализации личности

На осуществление процесса социализации оказывает влияние боль­шое количество разнообразных факторов, которые, в самом общем виде, могут быть представлены в виде двух больших групп: в первую

86

Раздел II. Социальная психология личности

Социализация личности

87



глава 2.3. социализация личности - student2.ru входят социальные факторы, отражающие социально-культурный аспект социализации и затрагивающие проблемы ее групповой, ис­торической, культурной и этнической специфики, во вторую — ин­дивидуально-личностные факторы, в значительной мере определяе­мые индивидуально-психологическими особенностями личности, своеобразием ее жизненного пути.

К социальным факторам обычно относят макро-, меза- и мик­рофакторы, отражающие социально-политические, экономические, исторические, национальные и т. п. особенности развития лично­сти, в том числе и качество жизни, экологическую обстановку, воз­никновение экстремальных и других социальных обстоятельств.

Макрофакторы — это те социальные и природные условия раз­вития и социализации личности, которые обусловлены ее прожи­ванием в составе больших социальных общностей, таких, как стра­на, государство (в обыденном понимании это часто синонимы). Сюда же относится культура — система духовных форм обеспече­ния жизнедеятельности и социализации человека, которая охваты­вает все стороны жизни: биологическую (сон, еда, отдых, сексуаль­ная сфера и т. д.), производственную (создание средств материаль­ного жизнеобеспечения — орудий труда, пищи, одежды, жилья), духовную (язык, речевая деятельность, мировоззрение, эстетиче­ская деятельность и др.), социальную (коммуникация, социальные отношения).

Мезафакторы — это детерминанты социализации личности, обусловленные ее проживанием в составе общностей средней ве­личины. В число этих факторов можно включить этнос (нация), который определяется как исторически сложившаяся на опреде­ленной территории устойчивая совокупность людей, обладающих единым языком, общими относительно стабильными особенностя­ми культуры и психики, а также общим самосознанием (сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований), зафиксированным в самоназвании. Принадлежность к той или иной нации, ее традициям во многом определяет специфику со­циализации личности. Еще один мезофактор — это региональные условия, условия, характерные для социализации людей, прожи­вающих в той или иной части страны, государства, имеющей свои отличительные особенности (единую социально-экономическую систему, общее историческое прошлое,"'культурное и социальное своеобразие). Тип поселения (деревня, село, поселок, город, об­ласть) в силу определенных причин также придает своеобразие со­циализации проживающих в нем людей. Огромное влияние на

процесс социализации оказывают средства коммуникации (печать, радио, телевидение, театр и кино), с помощью которых осуществ­ляется распространение информации (знаний, духовных ценно­стей, моральных и правовых норм и т. п.) на количественно боль­шие аудитории (Крысько, 2001).

К микрофакторам, определяющим протекание социализации, можно отнести те институты общества, которые осуществляют сам процесс и для которых человек оказывается прежде всего объектом воздействия. По своему социальному статусу эти институты могут быть формальными и неформальными. Первые являются официаль­ными учреждениями общества (государства), которые по своему функциональному назначению призваны воспитывать и обучать ка­ждое новое поколение (дошкольные учреждения, школы, вузы, уч­реждения культуры и т. д.). Вторые, неформальные институты, име­ют социально-психологическую основу. Это разные социальные группы, от малых до больших, в которых оказывается включенным индивид (семья, класс, профессиональная трудовая группа, группа сверстников, этническая общность и т. д.). Цели и способы воздей­ствий формальных и неформальных институтов социализации часто не совпадают, вследствие чего возникает борьба между ними. Ре­зультаты этой борьбы носят различный характер: здесь и «дети ули­цы» как свидетельство поражения семьи и школы в борьбе с «рефе­рентными» группами улицы; правонарушители и бунтовщики (под­линные, по убеждениям или мнимые) объяснение «двойной морали» граждан, отражающей разные системы ценностей, сущест­вующие в обществе. Уже упоминалось о том, что в разные отрезки своего жизненного цикла человек по-разному реагирует на социаль­ные воздействия. К этому можно добавить и изменяющуюся роль различных институтов социализации в течение жизни индивида (Социальная психология: Учебное пособие, 2002).

Индивидуально-личностные факторы социализации личности не менее значимы. Эта сторона социализации отражает вклад, кото­рый вносит сам человек в свою социализацию в силу собственных индивидуально-психологических особенностей. С точки зрения психологии, социализация, как уже упоминалось ранее, не может рассматриваться как простое механическое отражение личностью непосредственно испытанного или полученного в результате наблю­дения социального опыта. Человек выступает здесь как активный субъект этого процесса, поэтому усвоение этого опыта всегда субъ­ективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному восприни­маются и по-разному переживаются различными личностями. Соот-

Раздел II. Социальная психология личности

Социализация личности 89



ветственно разные личности могут вынести из объективно одинако­вых социальных ситуаций различный социальный опыт. На результаты социализации будет оказывать влияние прежде всего уровень развития интеллектуальной сферы личности, который зави­сит от способностей адекватно и критично воспринимать и осмыс­ливать как явления действительности, так и влияния социального окружения, которым подвергался человек.

По сути социализация представляет собой процесс формирова­ния личности. Она начинается с момента рождения индивида и продолжается в течение всей его жизни, хотя в старости этот про­цесс приобретает иногда регрессивный характер. Социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной, об­разно говоря, она относится по типу к процессам «с неопределен­ным концом», хотя и с определенной целью. Изучением разных ас­пектов социализации особенно плотно занимаются возрастная и пе­дагогическая психология, патопсихология и психология личности как раздел общей психологии, а также социальная психология. При этом социальных психологов больше всего интересуют такие про­блемы, как:

а) социально-психологические явления, формирующие лич-
ность (общение, совместная деятельность, общественное мнение,
общественные настроения, мода, социально-психологический кли­
мат и т. д.);

б) специальные социально-психологические средства воздейст­
вия на человека (пропаганда, агитация, реклама и др.) и механизмы
их функционирования (внушение, подражание, заражение);

в) черты личности, возникающие под непосредственным воз­
действием общественньГх отношений;

г) социальные институты, непосредственно связанные с воспи­
танием личности (семья, школа, общественные организации, произ­
водственный коллектив и т. д.).

Однако, несмотря на.то, что объектом исследований отечествен­ных социальных психологов является весь период социализации ин­дивида, особое внимание они уделяют все-таки тому этапу развития, на котором его личность уже в основном определилась. Отсюда и своеобразное разделение процесса социализации на возрастные пе­риоды, в которых его социально-психологическая сторона имеет явно выраженную специфику. В советский период отечественные психологи делали акцент на связи этапов социализации с активной деятельностью человека и выделяли дотрудовую социализацию (ран­няя социализация — период до поступления ребенка в школу и ста-

дия обучения), трудовую (период активной профессиональной дея­тельности) и послетрудовую (после выхода на пенсию). Психоанали­тический подход увязывает стадии социализации с проявлением биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов человека и утверждает, что основные личностные характеристики формирует первичная социализация (до 4—5 лет). В современных периодизациях социализацию рассматривают в более широком кон­тексте (Социальная психология: Учебное пособие: 2002). При этом выделяют: первый или ранний период, охватывающий первые 12 лет жизни человека; второй период — между 12 и 18 годами; третий пе­риод, занимающий всю оставшуюся жизнь.

С психологической точки зрения, для раннего периода социали­зации характерна недостаточная развитость интеллектуальной сфе­ры индивида, в результате чего социализирующие воздействия вос­принимаются им неосознанно или недостаточно осознанно. Усваи­вается, прежде всего, оценочное отношение к тем или иным социальным объектам без должных представлений об их сущности и смысле. Психологическими механизмами усвоения соответствую­щих воздействий . являются страх наказания, желание заслужить одобрение, подражание, идентификация с родителями и т. д. Осо­бенность социально-психологической стороны процесса социализа­ции в ранний период заключается в том, что в нормальных условиях сначала единственным, а затем доминирующим институтом социа­лизации является семья. С 3—4 лет начинает оказывать свое влия­ние на ребенка телевидение, с 6—7 лет в процесс включаются школа и «группы сверстников», друзья.

Второй период социализации отличается в психологическом плане завершенностью формирования мыслительных способностей и быстрым развитием основных сфер личности. В социально-психо­логическом плане происходит расширение круга социальных связей и отношений, а также изменение роли и авторитета различных ин­ститутов социализации. Причем то, как будет перераспределяться авторитет между институтами социализации и какую направлен­ность примет весь процесс, зависит от конкретных условий жизни и воспитания индивида.

К третьему периоду основная система социальных установок личности оказывается уже сформированной и довольно устойчивой. Индивид приобретает большую самостоятельность и критичность в восприятии различных социальных влияний, его основным инсти­тутом социализации становится собственный жизненный опыт, включая опыт социальных отношений.

90 Раздел П. Социальная психология личности

Социализация личности

91



глава 2.3. социализация личности - student2.ru Понятно, что возрастные вехи данных периодов весьма относи­тельны и для каждого человека определяются конкретными усло­виями его развития и социального окружения. Например, такие критические события в жизни общества и самого индивида, как война, экономический крах, потеря близких людей, всегда влияют на становление его личности, а иногда приводят к радикальным из­менениям всей сложившейся системы ценностей и социальных ус­тановок. К сказанному следует добавить, что возрастные периоды социализации, ее психологическая и социально-психологическая стороны составляют в жизни единый сложный процесс, различные элементы которого системно связаны, взаимозависимы и оказывают взаимное влияние.

Данное представление о периодах социализации позволяет луч­ше понять основные социально-психологические проблемы этого процесса. Однако оно оставляет как бы за кадром его непосредст­венное содержание. В этой связи есть смысл обратиться к попытке периодизации процесса формирования личности, предпринятой из­вестным американским психологом Э. Эриксоном.

В соответствии с его взглядами молодые люди и взрослые, осоз­навшие-себя как личность, рассматривают себя, прежде всего, как самостоятельных индивидов, отличающихся от других. Понятие «индивидуальность» в данном случае тождественно понятию «лич­ность», оно выражает необходимость и потребность осознавать себя как нечто отличное от окружающих людей, несмотря на определен­ное сходство с ними. С этим тесно связано желание воспринимать себя как целостную натуру. Когда речь идет о целостности натуры, имеется в виду как наличие индивидуальных особенностей, так и внутреннее единство, правильное сочетание потребностей лично­сти, мотивации и манеры поведения. Чтобы иметь правильное представление о себе, молодому человеку также необходимо ощу­щать себя во времени. Для того чтобы молодой человек мог понять свою целостность, он должен чувствовать непрерывную последова­тельность процесса собственного становления за долгие годы детст­ва: того, чем он стал за это время, и того, чем он может стать в про­цессе будущего развития (Эриксон, Развитие личности ребенка. М.: Прогресс, 1987).

Согласно Эриксону, осознание себя требует психологической взаимности — т. е. соответствия между"-представлением человека о себе и тем, как его воспринимают окружающие м чего они от него хотят. Это утверждение о связи самовосприятия с социальной ре­альностью имеет большое значение. Оно подчеркивает, что, если

молодой человек не принят обществом или даже каким-либо от­дельным лицом, это может сильно помешать ему в утверждении собственного Я.

Эриксон предложил пересмотреть основные положения Фрейда о стадиях развития личности. По его мнению, Фрейд придавал из­лишне большое значение чисто биологическим, в частности сексу­альным факторам развития, и недооценивал роль воспитания, соци­альных отношений и воздействия культуры на развитие личности. Эриксон также считает, что серьезные изменения развития могут происходить и вне периода детства. Он предложил восемь стадий развития, охватывающих всю жизнь человека. Эта теория имела особенно большое значение для исследований в области психологии юношеского и более позднего возраста.

Каждая из восьми стадий развития определена той проблемой или кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена для дальнейшего беспрепятственного течения процесса развития. Ос­новная задача первой стадии — установление доверия к окружаю­щему миру. Эриксон считал, что у детей она возникает тогда, когда их мир оказывается непротиворечивым и предсказуемым, т. е. когда они накормлены,'Согреты и обласканы.

Для второй стадии характерно противоречие между развиваю­щейся автономией, с одной стороны, и продолжающейся зависимо­стью — с другой. Дети рано начинают утверждать свою самостоя­тельность: они говорят «нет», позволяют себе ходить и бегать там, где им хочется, и т. д. Эриксон считал, что ребенку надо дать почув­ствовать свою самостоятельность, что не следует проявлять излиш­нюю строгость или тем более грубость по отношению к нему. Если ребенок постоянно сталкивается с неодобрением своего поведения, у него могут зародиться сомнения в самой возможности делать что-либо самостоятельно.

Третья стадия развития начинается с возникновением конфлик­та между инициативой и чувством вины. Ребенок ставит перед со­бой новые задачи, планирует новые виды деятельности. Согласно Эриксону, главной опасностью этого периода является возможность возникновения у ребенка чувства вины за совершаемые им дейст­вия. Именно на этой стадии родители могут заметить повышенный интерес детей к вопросам пола.

На четвертой стадии в первые школьные годы ребенку прихо­дится искать решение конфликта между трудолюбием и чувством собственной неполноценности. Дети, поступая в школу, начинают выполнять определенные задания и приобретать соответствующие

глава 2.3. социализация личности - student2.ru

92

Раздел II. Социальная психология личности

навыки. Важно, чтобы ребенок в этот период почувствовал уверен­ность в себе. Если же он не все успевает или у него постоянно что-то не получается, это может привести к возникновению чувства

неполноценности.

Основной трудностью пятой стадии — юношеского возраста — является противоречие между формированием чувства идентичности и ролевой неопределенностью. Молодой человек пытается составить из элементов характера, унаследованного от детского возраста, цело­стную личность и выбрать ту или иную профессию. Результатом не­удачного решения может быть неправильное определение своего места в жизни или диффузия личности (т. е. нарушение способности объединять в одно целое собственные личностные черты). Эриксон отмечает, что формирование личности происходит, вероятно, по-разному у юношей и девушек, поскольку в дальнейшем общество предписывает им разные роли. Он считает выбор профессии более ^ важным для формирования личности юноши, тогда как девушка мо­жет сконцентрировать свое внимание на роли жены и матери. Изме­нения, происшедшие за последние годы в представлениях о назначе- , нии и роли женщины, побудили многих психологов пересмотреть ЭТО утверждение, включив профессиональную ориентацию в про-цесс формирования личности девушек.

На шестой стадии, при переходе от юности во взрослый воз­раст, основным является разрешение противоречия между интим-ностью, формированием близких отношений и тенденцией челове- , ка к изоляции. В этот период должны быть выработаны навыки установления взаимоотношений между людьми на основе терпимо­сти. Кто не сумеет правильно установить такие взаимоотношения, ; может оказаться в психологической изоляции и иметь только по­верхностные отношения с окружающими. Наиболее важным типом отношений,- согласно Эриксону, являются отношения между пола­ми на основе взаимной-привязанности и преданности. Однако это положение теории было подвергнуто сомнению как неоправданно суженное многими исследователями, считающими, что существует ряд других, не менее важных и имеющих большую моральную цен­ность отношений.

На седьмой стадии у взрослого человека средних лет может воз­никнуть конфликт между стремлением к созидательной деятельно­сти и склонностью к стабильности. Способность к созиданию — это не только возможность иметь детей, но и способность творчески от­носиться к жизни. Без ощущения такой возможности человек, со-

Социализация личности 93

гласно Эриксону, пребывает в состоянии стабильности, он больше Не развивается.

На восьмой стадии возникает конфликт между цельностью лич­ности и отчаянием. У целостных натур существует ощущение по­рядка и значимости жизни, чувство удовлетворения тем, чего они достигли, существует и ощущение причастности к мировой культу­ре. Отчаяние может возникнуть вследствие страха смерти или недо­вольства прожитой жизнью.

Процесс формирования личности включает в себя развитие представления о собственном Я как об особой, разнящейся с други­ми индивидуальности. В свою очередь чувство собственного Я во многом зависит не только от самовосприятия личности, но и от восприятий окружающих ее людей, а также от степени совпадения самооценки и внешних оценок индивида.

Поиски собственного Я делаются особенно напряженными в период юности. Именно тогда происходят бурные процессы измене­ния психологии, физиологии, полового созревания, меняется про­цесс познания, возникают новые потребности интеллектуального и общественного характера, когда человек ищет свое призвание. Мо­лодого человека начинает поэтому интересовать, как его восприни­мают окружающие, насколько их представления о нем совпадают с его собственным и как можно совместить и использовать в будущем все ранее приобретенное.

В некоторых случаях в процессе формирования личности проис­ходит ранняя фиксация восприятия себя, что мешает развитию по­тенциальных возможностей самооценки. Молодые люди, остановив­шиеся преждевременно в ее выработке, как правило, в большей сте­пени полагаются на оценку окружающих, обычно они больше опираются на авторитет, стремятся быть похожими на других и по­этому теряют независимость. Они больше интересуются традицион­ными ценностями, реже размышляют самостоятельно, более спокой­ны, лучше вписываются в стереотип, более поверхностны, не имеют глубоких привязанностей как к людям своего, так и противополож­ного пола. Хотя они и не отличаются от своих сверстников по уров­ню интеллектуального развития, у них нет гибкости мышления, они не могут адекватно реагировать в стрессовых ситуациях, когда необ­ходимо принять самостоятельное решение. Их радует спокойный, упорядоченный уклад жизни. Обычно отношения с родителями у та­ких людей бывают хорошими, в особенности отношения между сы­новьями и отцами, они принимают моральные оценки родителей, однако не без определенного нажима со стороны последних. Основ-

94 Раздел II. Социальная психология личности

Социализация личности

95



ной задачей родителей в подобных случаях может быть стремление привить ребенку единственное желание — быть не хуже других.

Другие люди, наоборот, в юношеском возрасте слишком долго и мучительно ищут свой путь. Иногда им так и не удается окончатель-но и правильно разобраться в себе, они не могут найти себя, опре­делить свое место в жизни, долго остаются неприкаянными. Такие молодые люди обычно страдают комплексом неполноценности, их моральные оценки неустойчивы. Они не могут в полной мере нести ответственность за свои поступки. Они бывают импульсивны, непо-. следовательны, проявляют склонность к употреблению наркотиков. Их отношения с людьми хаотичны и поверхностны, они не имеют постоянных привязанностей и не признают что-либо для себя обя­зательным. Как правило, они отвергают образ жизни родителей, но ничего собственного взамен предложить не в состоянии.

В большинстве случаев, однако, попеки и сомнения, характер­ные для юношеского возраста, приводят к полноценному становле­нию личности. Обычно у молодых людей, прошедших через них, наблюдается большая самостоятельность, более творческое отноше­ние к делу и более совершенное мышление по сравнению с теми, у. кого процесс формирования личности протекал легко. Они в боль­шей степени ощущают свою полоролевую принадлежность, более положительно оценивают себя, имеют крепкие моральные устои. Они сохраняют добрые отношения с родителями, но в основном не­зависимы от своих семей.

Формы становления личности могут значительно отличаться как у отдельных людей, так и у тех или иных групп молодежи. Это зависит от взаимоотношений между детьми и родителями, от воз­действия культуры данного общества, от происходящих в общест­венной жизни изменений. В примитивных обществах, где существу­ет лишь небольшой набор ролей для всего взрослого населения, а изменения в жизни незначительны, процесс формирования лично­сти не бывает особенно сложным. Но в быстро меняющемся обще­стве, где существует большой набор ролей и назначений человека, поиск своего Я может оказаться трудным и продолжительным.

Здесь уместно упомянуть близкое к социализации понятие пси­хологической (социально-психологической) адаптации, отметив, что эти процессы взаимозависимы, взаимообусловлены, но не тож­дественны. Социализация личности, как" уже говорилось, — это формирование и становление личности через-овладение социаль­ным опытом. Психологическая же адаптация выступает одним из ведущих и определяющих механизмов социализации личности.

Наши рекомендации