Понятие об измерении в психологии

В ходе проведения эксперимента психологические характеристики, например, интеллект, общительность, нейротизм, тревожность и т.п., получают количественное (числовое) выражение, что позволяет исследователю применять методы математического анализа данных, пользоваться определёнными измерительными процедурами, использовать стандартные способы обработки и обобщения. При их описании используются понятия: показатель, уровень, частота, интенсивность, точность и т.п.

На сегодняшний день в психологической науке накоплен обширный арсенал средств, приёмов измерения и представления данных, который активно используется психологами и педагогами в практике профессиональной деятельности. Это требует от профессионала (студента) не только знания процедуры проведения оценивания, но и грамотного оперирования основными терминами и понятиями.

Измерение – это приписывание числовых форм объектам или событиям в соответствии с определёнными правилами. В отличие от физических измерений, в которых объект измерения пассивен и не может влиять на измерительный инструмент, психологическое измерение имеет свою специфику. Человек всегда активен и может применить по ходу обследования такую тактику, которую исследователь при разработке методики измерения предусмотреть не мог. Такая активность испытуемого может не позволить исследователю получить планируемый результат и сделать адекватные целям исследования выводы.

Сбор эмпирического материала для психолога-экспериментатора непосредственно связан с измерением психологических переменных, которые рассматриваются им в качестве предмета научного исследования. Кроме предмета измерения главным является и определение процедуры сбора данных.

В. Н. Дружинин в учебнике «Экспериментальная психология» указывает, что для психологических измерений чаще всего применяются следующие процедуры.

Метод ранжирования. Все объекты представляются испытуемому одновременно, он должен их упорядочить по величине измеряемого признака. (Примером такого способа измерения может служить методика «Ценностные ориентации» Рокича.)

Метод парных сравнений. Объекты предъявляются испытуемому попарно (число предъявлений равно числу сочетаний (n)). Испытуемый оценивает сходства-различия между членами пар. (Пример: Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей.)

Метод абсолютной оценки. Стимулы предъявляются по одному. Испытуемый дает оценку стимула в единицах предложенной шкалы. (Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера, адаптация Бажина Е. Ф., Голынкиной С. А., Эткинда А. М. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда и др.)

Метод выбора. Индивиду предлагается несколько объектов (стимулов, высказываний и т.д.), из которых он должен выбрать те, которые соответствуют заданному критерию. (Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла; методика диагностики межличностных отношений Т. Лири; и многие другие.)

Примеры методик, построенных на основе разных измерительных процедур, можно посмотреть: Райгородский Д.А. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. Данные методы включены в содержание лабораторного практикума по разделам I, II, III курса «Психология».

Задние 3.6. Представьте возможные варианты измерения мотивов учебной деятельности студентов. Каждый вариант должен быть построен на основе процедур измерения, представленных выше (методе ранжирования, методе выбора, методе парных сравнений, методе абсолютной оценки). Опишите процедуру измерения, составьте инструкцию к каждому способу измерения, по необходимости создайте бланк, протокол или матрицу выборов. За основу взята методика «Изучение мотивов учебной деятельности», модификация А.А. Реана, В.А. Якунина (Ильин Е. П. Мотивация и мотивы – СПб: Издательство «Питер», 2000. - С. 434-437).

Список мотивов:

1. Стать высококвалифицированным специалистом.

2. Получить диплом.

3. Успешно продолжить обучение на последующих курсах.

4. Постоянно получать стипендию.

5. Добиться одобрения родителей и окружающих.

6. Приобрести глубокие и прочные знания.

7. Получить интеллектуальное удовлетворение.

8. Не отставать от сокурсников.

9. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

10. Выполнять педагогические требования.

____________________________________________________________________

________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Наши рекомендации