Понятие, виды и значение специального субъекта преступления
Специальный субъект – это лицо, обладающее наряду с вменяемостью и возрастом
уголовной ответственности также иными дополнительными признаками, указанными в
законе или прямо вытекают из него, ограничивающими круг лиц, которые могут
нести ответственность за данное общественно опасное деяние.
Общественно опасное деяние будет признано преступлением только тогда, когда в
деянии будут установлены все признаки состава преступления (ст. 8 УК РФ), в
том числе признаки специального субъекта.
Признаки специального субъекта – это конкретные особенности субъекта данного
преступления, выходящие за рамки общих требований к субъектам других
преступлений. Они характеризуют весьма разнообразный круг свойств субъекта.
При этом законодатель не случайно устанавливает уголовную ответственность
применительно к каждому конкретному составу.
Во-первых, в реальной действительности преступления совершаются именно
теми лицами, с которыми связана возможность привлечения к уголовной
ответственности. Например, воинское преступление. Во-вторых, некоторые деяния
достигают той степени общественной опасности, которая вызывает необходимость
установления уголовной ответственности, лишь когда они совершены лицом,
обладающим признаками специального субъекта. Например, взятку может получить и
лицо, не являющееся должностным. Однако общественную опасность взятка
приобретает только тогда, когда она принята должностным лицом, поскольку она
нарушает нормальную деятельность государственного органа и дискредитирует его в
глазах общества.
Признаки специального субъекта как правила прямо указаны в конкретной норме
Особенной части УК РФ. Иногда их можно уяснить путём систематического,
грамматического и логического толкования нормы права.
Так, ст. 124 УК РФ устанавливает ответственность за неоказание помощи
больному. Закон не указывает прямо на субъекта преступления, но называет его
существенный признак: обязанность этого лица оказывать помощь больному по
закону или специальному правилу. В соответствии со специальными правилами,
установленными компетентными органами здравоохранения России, все медицинские
работники (врачи, фельдшеры, акушеры, медицинские сёстры и другие) обязаны
оказывать первую неотложную помощь гражданам в дороге, на улице, на дому в иных
общественных местах.
Правовое значение общих и специальных признаков субъекта преступления
неодинаково. Отсутствие хотя бы одного из общих признаков субъекта означает
вместе с тем и отсутствие состава преступления. При отсутствии признаков
специального субъекта преступления возникает иная ситуация: в отдельных случаях
отсутствие этих признаков полностью исключает уголовную ответственность, в
других – меняется лишь квалификация преступления.
При определении признаков специального субъекта важное значение имеют положения,
содержащиеся в ведомственных нормативных актах: уставах, положениях,
инструкциях и приказах, которые определяют служебные полномочия тех или иных
работников предприятий, учреждений, организаций. Суд при квалификации
общественно опасного деяния обязан рассмотреть по существу и обсудить характер
тех специальных обязанностей, полномочий, которые возложены на соответствующего
работника. При этом данные ведомственных нормативных актов должны приниматься
судом как один из аргументов того или иного решения вопроса (ст. 71 УПК РСФСР).
Не исключена возможность, что суд, оценив по существу те действия, которые
совершал виновный, в какой-то части не согласиться с ведомственной
квалификацией работников предприятия, учреждения, организации и, исхода из
оценки совершаемых лицом действий, не признает или, напротив, не признает его
специальным субъектом преступления.
Признаки специального субъекта в теории уголовного права получили название
факультативных признаков в общем понятии состава преступления, поскольку они не
являются обязательными для всех конкретных составов преступлений.
Признаки специального субъекта могут быть классифицированы по следующим
основаниям:
1) по половому признаку: мужчина (ст. 131 УК РФ);
2) по государственно-правовому положению: гражданин России (ст. 275 УК РФ),
иностранный гражданин, лицо без гражданства (ст. 276 УК РФ);
3) по семейному положению: родители или лица, их заменяющие, дети (ст.ст.
156, 157 УК РФ);
4) по отношению к военной обязанности: призывник (ст. 328 УК РФ),
военнослужащий (ст.ст. 331-352 УК РФ);
5) по должностному положению: должностное лицо (ст.ст. 285-290, ч.2 ст. 138,
ст.ст. 143, 149, 144 УК РФ и другие), дознаватель, следователь, судья,
прокурор, работник милиции (ст.ст. 299-305, 310-311 УК РФ), механик (ст.
266УК РФ), командир воздушного судна (ст. 271 УК РФ) и другие;
6) по профессиональным обязанностям: врач, другие медицинские работники
(ст.ст. 124, 128 УК РФ);
7) по особому положению лица, связанному с совершением преступления: лица,
отбывающие наказание, ранее судимые, рецидивисты, осуждённые за тяжкие преступления, лица, находящиеся под стражей
(ст.ст. 161, 162, 313, 314, ч.ч.3 ст. 158, 159 УК РФ и другие);
8) по характеру выполняемой работы: лицо, которому сведения, составляющие
государственную тайну, были доверены по службе или работе (ст.ст. 283, 284 УК
РФ), член избирательной комиссии (ст. 142 УК РФ), работник торговли (ст. 200
УК РФ) и другие.
На протяжении всей истории уголовного законодательства просматривается
устойчивая тенденция к увеличению количества составов со специальным субъектом.
Действующий УК содержит около 40 % составов со специальным субъектом.
В Особенной части УК РФ выделены две главы, содержащие целые системы норм со
специальным субъектом: преступления против государственной власти, интересов
государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30),
преступления против военной службы (гл. 33).
Высшие судебные органы неоднократно обращали внимание на необходимость
установления признаков специального субъекта.
В настоящее время в практике судебных и следственных органов возникают трудности
при квалификации должностных преступлений, связанные с изменчивостью
нормативных актов, регулирующих правовой статус государственных служащих.
Кроме того, имеются неясности в вопросе о том, кого считать должностным
лицом. Для решения указанных проблем необходимо привлекать большое количество
нормативных актов, в том числе ведомственных.
Далее дана характеристика наиболее крупных и вызывающих наибольшее число
вопросов групп специальных субъектов.