Виды спора и тактика их ведения

Существует несколько классификаций спора. По количеству участников споры делят на простые и сложные, по форме выражения - на устные и письменные. Мы будем придерживаться классификации Е.Н.Зарецкой, исходящей из цели спора. В зависимости от цели выделяют три вида спора: аподиктический, эристический и софистический.

Аподиктический спор.

При формальном соблюдении законов логики и правил вывода тезиса этот спор приводит к истине. Кредо участников этого спора: «Платон мне друг, но истина дороже».

Логический аспект аподиктического спора предполагает следующие его характеристики: - точное формулирование тезиса;

- отсутствие противоречий в рассуждениях;

- достоверность и достаточность аргументов;

- умозаключения строятся по фигурам силлогизма.

Психологический аспект аподиктического спора заключается в симметричном поведении коммуникантов (если оба участника ведут именно аподиктический спор и цель у них одна). Глубоко уважая друг друга, они дают восхищённые оценки суждениям собеседника, проявляют терпение, стремятся прояснить взгляды соперника, ищут и замечают то, в чём оппонент прав. Вся их деятельность направлена на взаимную коррекцию точек зрения.

Образно говоря, они ведут себя, как два человека, распиливающие дерево двуручной пилой.

Для того чтобы поддерживать аподиктический характер спора, его участникам необходимо обладать следующими качествами:

- компетентность, заинтересованность;

- оптимизм и чувство юмора;

- конструктивность подхода;

- глубина суждений (философский уровень мышления);

- аргументированность выводов;

- компромиссность (готовность уступить);

- общительность (умение установить психологический контакт);

- интеллигентность (интеллектуальная терпимость, искренность в проявлении радости, сдержанность в проявлении гнева).

Именно поэтому аподиктический спор - событие крайне редкое.

Эристический спор.

Цель этого вида спора - убедить партнёра в чём-либо, перетянуть его на свою сторону, сделать своим единомышленником. Этот вид спора ведёт инициатор и сопротивляющийся ему партнёр. В группах это сторонники позиции и оппозиции, поэтому такой вид спора ещё называют парламентским.

Теоретической базой этого вида спора является рассуждение, его аргументированность и убедительность.

Аргументированность - логическая правильность вывода тезиса. Тезис должен быть (или казаться) доказанным. Пользоваться при этом лучше индуктивной стратегией (см. Л.р. №10, вопрос 4.3).

Убедительность - психологическое понятие, в основе которого лежит вера в правдивость излагаемого, связанная с определёнными эмоциями слушателя.

Аргументированность обеспечивает совпадение мнений, убедительность - совпадение чувств. Если воздействие на разум подкрепить иррациональным воздействием на чувства, тогда рассуждение будет и аргументированным, и убедительным.

Софистический спор.

Цель софистических споров - победа любой ценой. Кредо их участников: «Цель оправдывает средства», и средства эти далеко не всегда корректны.

Софистический спор характеризуется эгоцентрической направленностью, деструктивным подходом, негативной риторикой. Обычно это экспрессивное столкновение двух сторон, когда обе стараются во что бы то ни стало добиться торжества своей точки зрения. В девяноста процентах случаев заканчивается спор тем, что каждая из сторон ещё больше убеждается в собственной правоте.

Софос - древнегреческий мудрец, тренировавший ум своих учеников, обучая их при помощи слова противостоять нечестным приёмам противников. Так сложилась софистика - словесная виртуозность, видимая доказательность умозаключений, искусство вводить в заблуждение, играя законами логики.

Софизм (от греч. sophisma - измышление, хитрость) - логическая уловка, умышленно ошибочное рассуждение, которое выдаётся за истинное. Обычно софизмы рождаются в результате нарушений законов формальной логики. Они основываются на внешнем сходстве явлений, на двусмысленности слов, на подмене понятий, на том, что события вырываются из контекста и т.д. вот примеры софизмов, известных со времён Аристотеля.

1. - Знаешь ли ты этого покрытого человека?

- Нет.

- Это твой отец. Значит, ты не знаешь своего отца.

2. Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать

добра, тем лучше. Значит, лекарства нужно принимать как можно

больше.

3. Эта собака имеет детей, значит, она - отец. Но это - твоя собака.

Значит она - твой отец. Ты её бьёшь, значит - ты бьёшь своего отца.

Видимая логичность софизма сбивает с толку оппонента, вызывает у него чувство дискомфорта. Очень верно эти ощущения описал Льюис Кэрролл.

- Какие смешные часы! - заметила Алиса. - Они показывают число, а не час!

- А что тут такого? - пробормотал Болванщик. - Разве твои часы показывают год?

- Конечно, нет, - отвечала с готовностью Алиса. - Ведь год тянется очень долго!

- Ну и у меня то же самое! - сказал Болванщик.

Алиса растерялась. В словах Болванщика как будто не было смысла, хоть каждое слово в отдельности и было понятно.

Слово «софистика» за многие века приобрело негативную окраску. Но ей принадлежит и авторство в области приёмов защиты от некорректного поведения противника. Софистика учит: дискредитирующие высказывания опровергают, заблуждения и ложные выводы нейтрализуют, от нападок защищаются. В ответ на вышеупомянутые уловки всегда найдётся нейтрализующий приём.

Убийственный аргумент - суждение, которое наносит непоправимый удар по тезису противника и делает продолжение спора бессмысленным. Чаще всего применяется, чтобы поставить точку в дискуссии.

Когда в 1957 году пытались снять Н.С.Хрущёва с поста первого секретаря КПСС, маршал Г.К.Жуков, имевший тогда большую власть и популярность, сказал: «Армия против этого решения, и ни один танк не сдвинется с места без моего приказа».

Эффектное сравнение - несложная логическая операция, заключающаяся в том, что для опровержения факта оппонента приводится факт с большей убеждающей силой. Сила приёма - в контрасте оценок одного и того же явления.

Французский бактериолог Луи Пастер исследовал в своей лаборатории культуру бактерий оспы. Неожиданно к нему явился незнакомец и представился секундантом одного вельможи, которому показалось, будто ученый оскорбил его. Пастер выслушал посланца и сказал: «Раз меня вызывают, я имею право выбирать оружие. Вот две колбы: В одной - бактерии оспы, в другой - чистая вода. Если человек, приславший вас, согласится выпить одну из них на выбор, я выпью вторую». Дуэль не состоялась.

Контрвопрос - уход от высказывания по существу, ответ вопросом на вопрос. Приём не затрагивает ни тезиса, ни антитезиса, но препятствует развитию спора в неприятном для вас направлении. Однако следует помнить, что ответ вопросом на вопрос раздражает оппонента.

Ловить на слове - указать собеседнику на то, что он опровергает мысли, которые сам же предлагал. В присутствии публики этот приём выглядит очень эффектно и часто вызывает смех.

« - Прекрасно! - промолвил Рудин, - стало быть, по-вашему, убеждений нет?

- Нет - и не существует.

- Это ваше убеждение?

- Да.

- Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно, на первый случай.

Все в комнате улыбнулись и переглянулись».

(И.С.Тургенев «Рудин»)

Гневная отповедь - возражение в резкой, иногда агрессивной форме на утверждение, замаскированное под доброжелательное замечание.

Государственный канцлер Австрии, князь Кауниц Венцель Антон в беседе с Екатериной Дашковой о роли Петра I в истории России высказал мысль:

- Разве вы не ставите ни во что, княгиня, что он сблизил Россию с Европой и что её узнали только со времени Петра I?

- Великая империя, князь, имеющая столь неиссякаемые источники богатства и могущества, как Россия, не нуждается в сближении с кем бы то ни было. Столь грозная масса, как Россия, правильно управляемая, притягивает к себе кого хочет. Если Россия оставалась неизвестной до того времени, о котором вы говорите, ваша светлость, это доказывает - простите меня, князь, - только невежество или легкомыслие европейских стран, игнорирующих столь могущественное государство».

Контрпример - приём, позволяющий уйти от прямого ответа на провокационный вопрос, не обижая собеседника.

В беседе с космонавтом А.А.Леоновым на встрече в США один из репортёров заметил как бы вскользь: «Не слишком ли дорого обходятся исследования космоса?» «Конечно, дорого, - согласился Леонов и парировал.- Наверное, и испанской королеве было жаль денег на экспедицию Колумба. Но она дала их. И кто знает, когда бы открыли Америку, если бы королева пожадничала».

Возвратный удар - приём, применяющийся для нейтрализации самой непозволительной уловки - перехода на личности. Критическое замечание обращается против того, кто его высказал. Конечно, «возвратный удар» основан на подмене прямой аргументации, но это один из самых распространенных приёмов в полемике. Этот удар под силу людям с живым умом, быстрой реакцией и острым языком. Его цель - низвержение авторитета противника и завоевание собственного в глазах публики.

В британском парламенте шли дебаты. Речь держал Черчилль - лидер консерваторов. Он по обыкновению громил лейбористов. Наконец, не выдержав, с места вскочила пожилая и к тому же некрасивая лейбористка и крикнула на весь зал: «Мистер Черчилль, вы несносны! Если бы я была вашей женой, то подлила бы вам в кофе яд!» Раздался смешок. Невозмутимый потомок герцогов Мальборо, выдержав паузу и окинув соболезнующим взглядом разгневанную леди, промолвил: «Если бы вы были моей женой, то я бы этот яд с наслаждением выпил».

Следует заметить, что любой из указанных приёмов может оказаться бесполезным. Только речевая ситуация и личностная психология коммуникантов определяют тактику ведения спора.

Закончить разговор о культуре спора хочется словами русского философа Ильи Шевелёва: «Уважать другого может только человек, уважающий самого себя. Уважение начинается с самоуважения - трудно уважать и тому, кто себя не уважает, и того, кто себя не уважает».

ЛЕКЦИЯ № 5. ЛИЧНОСТЬ ГОВОРЯЩЕГО. ТЕХНИКА ЗНАКОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1. Общая теория знаковой деятельности.

2. Роль первого впечатления.

3. Лицо как знак.

4. Жестово-мимическая знаковая система.

5. Цвет как знак.

1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ЗНАКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Семиология (семиотика) – универсальная наука, философское учение о знаке как универсальной категории. Основные положения семиотики и философское понимание категории «знак» сформулировал Чарлз Пирс.

Знак –это любая сущность, способная представлять другую сущность и сигнализировать о её свойствах. Основное свойство знака – его способность репрезентовать что-то другое, отличное от него самого, демонстрировать нам нечто.

Пирс выделял три типа знаков: иконические знаки (изображения, схемы, рисунки); знаки-индексы , или знаки-сигналы (показания приборов, симптомы, признаки) и знаки-символы (развернутые знаки, многозначные образы, обладающие наиболее широкими интерпретационными полями).

Все эти знаки присутствуют в каждом поле человеческой деятельности.

ВЫВОД: любая деятельность человека является знаковой, и человек постоянно имеет дело со знаками, будь то природа, книга, компьютер, культура народа или собственное тело и душа. Да и сам человек «является специфическим знаком, ибо в нем совмещаются все семантические феномены, и человек порожден теми же причинами, которые создают знаки вообще».

Культура человека – это прежде всего культура знаковой деятельности.

Языковые знаки являются наиболее употребительными. Вот мнения некоторых современных ученых.

Профессор А.А.Уфимцева: «Языковые знаки обобщённо выражают результаты познавательной деятельности человека, закрепляют и хранят итоги общественно-исторического опыта».

Профессор Е.Ф.Тарасов: «Роль языка в том, что он выступает средством знакового хранения стандартов поведения».

Профессор Г.В.Колшанский: «Язык – знаковая система, передающая в целом некоторую культуру, то есть, система, в которой закодировано восприятие мира.

ВЫВОД: языковые знаки, используемые человеком в процессе речевой деятельности, - главный инструмент познания и взаимопонимания.

Г.Г.ШПЕТ: «Слово может выполнять функции любого знака, и любой знак может выполнять функции слова».

Однако язык – только одна из четырех знаковых систем, реализующихся в речевой деятельности. Знаковой системой бессознательного, как известно, является жестово-мимическая знаковая система (Body language ).

2. РОЛЬ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ.

Первый момент появления оратора перед аудиторией едва ли не самый ответственный. До сих пор оратор был, по сути дела, частицей самой аудитории, а теперь роли резко изменились. Волею этой же аудитории оратор возведен в положение лидера, которого она готова выслушать, от которого она ждет ответа на волнующие её вопросы.

«Первые 90 секунд всякого выступления – самые важные. Слушатели, вероятно, видят вас первый раз в жизни. Они вглядываются в вас, составляют о вас своё мнение». Эти слова принадлежат американскому ученому Рону Хоффу. Одну из глав своего учебника по риторике он назвал: «Первые 90 секунд, которые решают всё». В эти короткие секунды аудитория знакомится с оратором, привыкает к его появлению на трибуне. Первое впечатление об ораторе создает его внешность: лицо, фигура, одежда.

Стремление по внешности оценить оратора, составить о нем впечатление с первого взгляда – неслучайно. Это обычный ход в процессе познания человека человеком. Как это ни парадоксально, он сосуществует с убеждением, что о духовном мире человека надо судить не по наружности, а по его поступкам.

Как показывают психологические исследования, у большинства людей проявляются достаточно устойчивые тенденции связывать психологические качества с особенностями внешности.

Прежде всего внимание сосредоточивается на лице и глазах партнера. Аудиторию интересуют также рост, телосложение, осанка оратора. Не последнюю роль играет одежда. Как говорят на Руси, «по одёжке встречают…».

Манера одеваться отражает отношение оратора к самому себе и окружающим, и аудитория это чутко улавливает.

Таким образом, каждый человек участвует в знаковой деятельности даже в том случае, когда он об этом не подозревает. Более того, «человек сам является знаком, независимо от собственного желания, от рождения до смерти, а иногда и после неё»(проф. Б.В.Григорьев).

Body language – ближайшая к языку знаковая система, сопровождающая собственно речевую деятельность.

ЛАРОШФУКО: «У каждого чувства есть свойственные лишь ему одному жесты, интонация и мимика; впечатление от них, хорошее или дурное, приятное или неприятное, и служит причиной того, что люди располагают нас к себе, или отталкивают».

3. ЛИЦО КАК ЗНАК.

Общаясь с другими людьми, человек предстаёт как личность, как лицо. Привычка смотреть в лицо собеседника вырабатывается у нас с детства: от лица исходит голос, а сокращение лицевых мышц – мимика – является мощным средством эмоционального воздействия на аудиторию. Об этом писал ещё известный теоретик ораторского искусства ХIX века ТОЛМАЧЕВ: «Лицо есть зеркало души. На нем изображаются все чувствования: любовь, ненависть, радость, печаль, гнев, угрозы, ласки; на нем мы читаем мысли оратора прежде, нежели он говорить начинает».

Каждый человек – хозяин своего лица, главного своего богатства, ибо ни у кого в природе нет больше такого выразительного и такого меняющегося лица. Лицо формируется в течение всей жизни, на нем отражается весь жизненный путь человека, все его замыслы, промахи, страдания и успехи. Лицо – это шифрданной индивидуальности, где закодированы не только предки, не только эпоха, профессия, среда, но и будущее данной личности.

ВЫВОД. Умение разбираться в лицах означает умение разбираться в людях, Такое умение совершенно необходимо любому человеку, а тем более руководителю.

Физиогномика – искусство узнавать характер человека по его наружности. Язык человеческого лица – это язык особых примет, то есть, особых вспомогательных знаков, которые связаны с движениями его души. Языку этих знаков человек учится раньше, чем своему родному языку. Уже в первые месяцы жизни ребёнок улыбается приветливому лицу и пугается злого лица. Язык мимики предшествует языку разговорной речи.

Лицо обладает богатым набором инструментов выражений.

ГЛАЗА являются наиболее выразительной частью лица, самыми мощными знаками BL. Во-первых, они занимают центральное положение на лице. Во-вторых, через зрительный анализатор проходит 87% всей информации, получаемой человеком (9% проходит через слуховой анализатор, 4% - через прочие органы чувств).

Зрачки ведут себя полностью независимо, расширяясь от положительных эмоций и сужаясь при отрицательных. Если человек возбужден, его зрачки расширяются в четыре раза (!), если сердит – сокращаются (в таких случаях говорят «глаза-бусинки» или «змеиные глаза»). Чтобы понять состояние человека, следует смотреть ему в зрачок.

Общаясь с человеком, попробуйте ответить на три вопроса:

Как (куда) он смотрит?

Долго ли смотрит?

Как долго он может выдержать ваш взгляд?

Если человек нечестен с вами, скрывает что-то, его глаза будут встречаться с вашими менее, чем в течение 1/3 части времени общения. Если же его глаза встречаются с вашими более, чем 2/3 времени общения, то расшифровать это можно двумя способами: вы для него привлекательны (тогда зрачки будут расширены); этот человек враждебен по отношению к вам, он бросает вам вызов (зрачки у него при этом сужены).

Если вы хотите вызвать в человеке доверие, смотрите ему в глаза не менее 70% времени общения. Скованный, скромный человек с опущенными глазами редко пользуется доверием.

Взгляд можно и нужно тренировать и верно выбирать. В зависимости от обстоятельств, могут быть выделены три зоны взгляда.

Деловой взгляд направлен на воображаемый треугольник на лбу партнера.

Социальный взгляд направлен на треугольник, образованный глазами и ртом коммуниканта.

Интимный взгляд направлен на треугольник, образованный глазами и солнечным сплетением коммуниканта.

Взгляд искоса означает скрытый интерес или враждебность (во втором случае он сопровождается опущенными бровями, нахмуренным лбом и опущенными уголками губ).

С подчиненными допустим только деловой взгляд. В интимном взгляде мужчины бывают обычно откровеннее, чем женщины, но если при этом мужчина прикрыл веки, это означает угасание его интереса к женщине. Если же прикрытые веки сопровождаются откинутой головой и долгим взглядом, - это сигнал о том, что вы вызвали отрицательную реакцию.

ЛОБ является продолжением области глаз, но может иметь и самостоятельное физиогномическое значение. Практическими знаками лба являются продольные и поперечные складки, которые всегда есть на лице зрелого человека. Отсюда и стремление их скрыть, замаскировать их предательскую откровенность.

Гладкий или чистый лоб – это чистая доска, на которой нет следов выражения. Такой лоб встречается в детских лицах. В более зрелом возрасте он говорит о примитивности натуры, а если гладкий лоб создается искусственно, сознательно, то это говорит о маске, о стремлении скрыть свои мысли.

НОС обладает скудной мускулатурой и ничтожной мимической подвижностью, поэтому он не слишком выразителен. Физиогномика больше анализирует форму носа, а не его участие в выражении лица.

Давно было замечено, что детский нос всегда короткий и вздернутый. В период полового созревания происходят большие изменения в росте отдельных частей тела. Особенно растут конечности, а также подбородок и нос. Так как одновременно созревают и половые железы, то народная молва связывает размеры носа с чувственностью.

Человека со вздернутым носом считают наивным, человеком настроения, у которого чувства господствуют над разумом.

РОТ. Язык его выражений необычайно широк. Рот может, и это его древнейшая функция, растерзать противника и прославить друга словами. Рот намного превышает по своей способности выражения любой другой орган. Хотя бы потому, что он может выразить в духовной сфере то, чего не могут глаза, а в чувственной – то, чего не может нос. Обычные выражения рта - улыбка, плач, вкусовые состояния (в виде «горького», «сладкого», «кислого») и др.

Если бы люди всегда выражали на своем лице только то, что они действительно переживают, то не было бы особых проблем с истолкованием знаков их лица. Однако зрелый человек понимает, что нельзя позволять кому-либо себя разгадывать. В течение всей жизни мы учимся не только разгадывать чужие выражения, но и маскировать свои собственные. Между знанием людей и искусством скрывать выражения происходит постоянная борьба. Так соревнуются оружие и защита от этого оружия.

Хорошо известно, что выражение является не только обнаружением и проявлением чувств, но и сигналом, с помощью которого можно управлять противником. ЛИЦЕМЕР-это человек, который прекрасно осознает сигнальную функцию своего лица и умеет управлять другими людьми, изменяя свою мимику. Обычно такой человек носит маску бескорыстия и дружелюбия. Русская пословица говорит: «У корысти всегда рожа бескорыстна».

Маска преследует одну цель: ввести противника в заблуждение относительно своих истинных намерений, поэтому она вполне приемлема как орудие борьбы.

Умение притворяться чрезвычайно распространено среди людей. Большинство делает это сознательно, но редко кто достигает в этом профессиональных высот. Хороший актер не только владеет мускулами лица, но и умеет с их помощью вызывать у себя и у зрителей нужное настроение. Это уже особое искусство, магия выражений.

ЖЕНЩИНА, будучи слабым по своей природе существом, вынуждена маскироваться всегда. Поэтому искусство маскировки присуще им с рождения.
Желание стать актрисой очень распространено среди женщин и вполне естественно. Напротив, редкий мужчина уверен в своих актерских способностях настолько, что стремится стать профессионалом. Женская маска обычно демонстрирует привязанность, чуткость, проникновенность, интуицию. Нередко её сопровождает чрезмерная подвижность выражений – истерия.

Хороший физиогномист напоминает фехтовальщика, который готов шпагой отразить нападение с любой стороны. У него есть и внутренняя цельность, и внешняя многогранная подвижность.

У плохого физиогномиста лицо неподвижное, невыразительное, лицо-маска, либо истерическая подвижность, угодливость, несамостоятельность.

Профессиональная маска – это униформа, которая дает возможность продвинуться по службе. Служащий должен уметь носить положенную ему маску, иначе он не выполняет свою социальную функцию. Хороший профессионал – это актер, который вошел в свою роль.

Все люди носят маски. Однако надо помнить, что не все мышцы лица одинаково подчиняются контролю воли. Для любой маски характерна несимметричность выражений, противоречие между правой и левой, верхней и нижней частями лица.

4. ЖЕСТОВО-МИМИЧЕСКАЯ ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА.

Говоря о жестах, следует вспомнить об удивительной способности BL как знаковой системы. Способность эту называют ЗАКОНОМ ОБРАТИМОСТИ ЗНАКА. Если человек чувствует нечто, он передает это специальными знаками. Если же насильно лишить человека возможности эти знаки демонстрировать, у него в связи с их отсутствием меняется само психологическое состояние. То есть. Не только знак становится следствием психологического состояния, но и само психологическое состояние может быть следствием знака. Поэтому, если человек своими жестами демонстрирует негативное к вам отношение, лишите его возможности демонстрировать это отношение, и, возможно, ситуация психологически для вас улучшится.

Например, сцепленные пальцы рук есть символ разочарования и желания человека скрыть свое отрицательное к вам отношение, особенно если кисти подняты вертикально. В данном случае следует вынудить коммуниканта расцепить кисти и вытянуть руки с открытыми ладонями. Для этого надо предложить ему сигарету или протянуть книгу.

Руки на груди – это поза обороны. В такой позе человек усваивает гораздо меньше слышимой информации (примерно на 38% ).

Скрещенные внизу руки позволяют человеку восстановить чувство эмоциональной безопасности, как в детстве, когда нас берут за руку родители.

Закладывание рук за спину есть жест уверенности в себе и чувства превосходства. Этот жест позволяет человеку с бессознательным бесстрашием открыть самые ранимые области тела (желудок, сердце, горло). В стрессовых ситуациях этот жест позволяет овладеть собой и почувствовать уверенность. Если руки за спиной в замке или ладонь в ладонь – это жест уверенности. Если же одна рука держит другую за запястье – человек расстроен и пытается взять себя в руки, как будто одна рука держит другую, мешая ей нанести удар. Чем выше место обхвата одной руки другой, тем более очевидна нервозность.

Человек может создавать и замаскированный барьер, соединяя руки при помощи посторонних предметов (ручка, зажигалка, папка с документами и т.д.). Если жесты неуверенности, нервозности, так называемые барьеры вошли у вас в привычку, ПОМНИТЕ: во-первых, вас неправильно интерпретируют окружающие; во-вторых, эти жесты только усиливают ваше психологическое состояние.

ТЕЛЕСНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ – это нечто совершенно спонтанное. Кто подмешивает слишком много контроля и оценки в свои проявления, тот уменьшает свое воздействие по сравнению с возможным. Наибольшая сила воздействия всегда там, где сознательное «Я» и неосознанно руководимое тело взаимодействуют и равно влияют друг на друга.

Очень точным является замечание о том, что человеку легче изменить своё мировоззрение, чем свой, в высшей степени индивидуальный способ подноситьложку ко рту.

ГЁТЕ: «Нет ничего внутри, ничто не исходит оттуда, поскольку всё, что внутри, - снаружи». Взаимосвязь между духом и телом подчиняется одной закономерности: мы получаем некое чувственное впечатление, которое тут же вызывает какое-либо внутреннее переживание, приводящее к побуждению.

Наши рекомендации