Я божество и внутри, и снаружи…

Запах моих подмышек ароматнее всякой молитвы…

У.Уитмена часто упрекали в том, что он «славит себя и воспевает себя». В действительности же он подчеркивал ценность каждой отдельной личности.

Стремясь охватить «многообразные, океанические свойства Народа», могущество души Человека, Уитмен выработал новые поэтические принципы: обогатил строфу длинными словесными периодами, ввел в свою поэзию приемы ораторского искусства, использовал вопросительные конструкции, повторения.

Интересным художественным приемом Уитмена был принцип постоянной трансформации, то есть перевоплощения Поэта в других. У лирического героя мы видим как бы «тысячу лиц»:

- он и «загнанный раб», весь в поту;

- он и пожарный, умирающий под рухнувшей стеной;

- он и счастливый любовник;

- он и рыдающая вдова…

Во всех людях я вижу себя…

Все эти люди – я, и их чувства – мои…

Лирический герой сливается с народом, прославляет братство всех людей на земле. В этом заключается его демократизм, общность со всем сущим.

Романтизм Уитмена проявлялся, прежде всего, в прославлении им цельных и сильных людей. В своей записной книжке 1860 года он писал: «Изображай только великие характеры – добрые, любящие характеры…». Свою миссию поэта он видел в том, чтобы возвращать «измученных тяготами жизни» людей к «духовному здоровью иистинной жизни». Высшим законом бытия Уитмен считал счастье («Счастье… высшийсмысл бытия вообще»). И, как все, это счастье он видел в любви.

Это чувство Уитмен прославил в своем знаменитом цикле «Дети Адама». Цикл, наполненный «чувственностью», вызвал бурное негодование многих пуритан Америки, которые были возмущены тем, что в нем много места уделено физиологии любви, описанию и воспеванию человеческого тела:

Физиологию с головы и до пят я пою,

Не только лицо человеческое и рассудок достойны Музы,

Но все тело еще более достойно ее…

Несмотря на откровенность некоторых описаний, удивительных для того времени, Уитмен описывает физическую любовь очень поэтично:

Однажды, когда я проходил по большому, многолюдному

городу, я пытался внедрить в свою память его улицы,

здания, обычаи, нравы,

Но теперь я забыл этот город, помню лишь некую женщину,

Которую я случайно там встретил,

И она удержала меня, потому что полюбила меня.

День за днем, ночь за ночью мы были вдвоем –

Все остальное я давно позабыл…

…………………………………………………………………..

Помню только ее, эту женщину, которая страстно прилепилась

ко мне,

Опять мы блуждаем вдвоем, мы любим, мы расстаемся опять,

Опять она держит меня за руку и просит, чтобы я

не уходил,

Я вижу ее, она рядом со мною, ее грустные губы

Наши рекомендации