Принципы работы тренинговой группы
В работе используются традиционные принципы, с помощью которых ведущий групповых тренингов сумеет включить детей в работу, развить их коммуникативные навыки.
Принцип добровольного участия в работе группы. Он касается как выполнения отдельных упражнений, так и участия в занятиях в целом. Такой подход не только помогает создать условия психологической безопасности для детей, но и способствует развитию открытости и способности к самостоятельному принятию решений.
Принцип обратной связи. В процессе занятий создаются условия, обеспечивающие готовность детей давать обратную связь другим детям и ведущему тренинга, а также принимать ее. Хотелось бы обратить внимание на то, что в работе с пятиклассниками особенно важна обратная связь от детей перед выполнением любого упражнения. Необходимо просить детей прокомментировать задание, которое они должны будут выполнить, а также инструкцию к нему. Это начальное обсуждение является подготовкой участников к эффективному выполнению упражнения. Чрезвычайно важно убедиться, что все дети правильно поняли задание. Если возникают вопросы, следует повторить задание еще раз.
Принцип самопознания. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие ребенку самостоятельно познавать особенности своей личности. В процессе выполнения многих упражнений ребенок имеет возможность увидеть себя в разных ситуациях, когда от него требуется принятие определенного решения. Реализация этого принципа в работе с пятиклассниками имеет и другую цель — создать дополнительную мотивационную основу участия в тренинге, так как осознание своих способностей и личностных особенностей, как показывает наш опыт, эмоционально привлекательно для ребенка.
Принцип равноправного участия. В соответствии с этим принципом необходимо создавать условия для равноправного межличностного общения детей на занятиях. В случае доминирования одного участника или нескольких членов группы эффективное выполнение задания становится невозможным. В программе занятий предусмотрены так называемые структурированные упражнения, предназначенные для установления взаимосвязей в группе, в ходе их выполнения каждый ребенок получает возможность высказаться. В такой ситуации членам группы, обладающим авторитарным складом характера, приходится вырабатывать самоконтроль, чтобы позволить другим детям выступить, а застенчивые дети получают возможность попробовать себя в новой поведенческой роли, в результате чего возрастает их вовлеченность в групповую работу.
Принцип психологической безопасности. Упражнения не должны пугать и настораживать детей. Важно понимать, что специфические условия начала обучения в средней школе не допускают использования в занятиях провокационных упражнений, в процессе выполнения которых дети могли бы получить негативную оценку со стороны одноклассников или оказаться в изоляции (если никто не захочет выбрать их в пару или микрогруппу). Поэтому необходимо, чтобы ведущий самостоятельно осуществлял деление детей на микрогруппы с помощью различных игровых приемов. Особенно это касается начала работы по программе. Чтобы снизить тревожность при выполнении заданий по арт-терапии ведущему следует объяснить участникам, что содержание рисунка более важно, чем художественные способности, что рисунки используются как средство для продолжения дискуссии. Возможно, что кто-то из детей попытается уклониться от рисования. В этом случае может помочь подбадривание, однако если оно будет слишком энергичным, то может привести к стрессовой ситуации. Чтобы избежать чрезмерного давления на тревожных членов группы, можно разрешить им в качестве альтернативы в некоторых упражнениях больше записывать, нежели рисовать. Для того чтобы художественное самовыражение имело терапевтический характер, оно должно быть частью продуманной программы или более широкой групповой цели, и, кроме того, важно всегда предоставлять участникам возможность вербального завершения творческой деятельности.
Структура занятия
Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и формирования у ребенка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности.
Обсуждение домашнего задания проводится после (иногда вместо) разминки и способствует закреплению пройденного материала.
Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач тренинга. Предпочтение отдается многофункциональным техникам, таким как моделирование образцов поведения, позволяющим преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка. Тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, поэтому в основной части занятия в первую очередь представлены упражнения и игры, направленные на снятие тревожности и школьных страхов.
Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения.
Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.
Результат обученности
Предполагаемый результат:
· Приобретение навыков эффективного общения и взаимодействия,
· Формирование у детей позитивного отношения к школе, учителям, одноклассникам
· Позитивная динамика эмоционального развития ребенка, формирование адекватной самооценки, уровня притязаний.
Календарно-тематическое планирование
программы «Первый раз в пятый класс!»
для обучающихся 5 классов
Название темы урока | Цель урока | Кол-во часов |
1. Здравствуй, пятый класс! | Прояснение обучающимися своих целей на время обучения в пятом классе. | 1 час |
2. Прощание с начальной школой | Активизация ресурсного состояния, создание ситуации уверенности, успеха. Методика Прихожан | 1 час |
3. Мои переживания в школе. | Выявление причин, вызывающих неудовлетворенность школьной жизнью, определить уровень школьной тревожности | 1 час |
4. Мои способности | Определение уровня интеллектуальных способностей по методике ГИТ | 1 час |
5. Что поможет мне учиться? | Формирование учебных навыков | 1 час |
6. Легко ли быть учеником? | Осознание качеств, необходимых успешному ученику | 1 час |
7. Оценка. Как ее выставляют? | Формирование у детей правильного отношения к оценке, помощь в осознании критериев оценки | 1 час |
8. Наши учителя | Расширение и обогащение навыков общения с учителями | 1 час |
9. Трудно ли быть учителем? | Расширение и обогащение навыков общения с учителями | 1 час |
10. Наш класс | Определение уровня сплоченности класса. Проективная методика «Коллективное рисование» | 1 час |
11. Вот я какой! | Создание ситуация осознания ценности и уникальности каждой личности | 1 час |
12. Наша сила в том, что мы разные | Создание ситуация осознания ценности и уникальности каждой личности | 1 час |
13. Какой он - настоящий друг? | Обсуждение качеств, ценных в дружбе | 1 час |
14. Конфликт или взаимодействие? | Развитие навыков общения и разрешения конфликтов | 1 час |
15. Как разрешать конфликтные ситуации? | Развитие навыков общения и разрешения конфликтов | 1 час |
16. Как реагировать на негативное замечание? | Формирование умения адекватно воспринимать обидные замечания. Методика Филлипса | 1 час |
17.Школа, в которой хотелось бы учиться. | Формирование положительной мотивации к обучению, осмыслению и выработке общих целей. Проективная методика «Коллективный рисунок» | 1 час |
Всего | 17 часов |
Список использованной литературы
1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Генезис, 2000.
2. Прихожан А.М. Программа развития способностей к самопознанию и уверенности в себе у детей 10-12 лет // Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. М.: Академия, 1995.
3. Коблик Е.Г.Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. — М.: Генезис, 2003.
4. Н. П. Майорова, Е. Е. Чепурных, С. М. Шурухт Обучение жизненно важным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей / Под ред. Н. П. Майоровой. – СПб. : Издательство «Образование - Культура», 2002.
5. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. – СПб.: Речь; Институт тренинга,2001
6. Кривцова С., Мухаматулина Е. Тренинг «Навыки конструктивного взаимодействия с подростками». М.: Генезис, 1997.
7. Самоукина Н. Игры, в которые играют … - Дубна: Феникс, 1997
8. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие / Пер. с нем 3-е изд., стер. – М.: Генезис, 2001