Общие рекомендации по организации коррекционных занятий

Программа предназначена для учащихся 1-4 классов, имеющих недостаточность зрительно-пространственного восприятия. Это могут быть слабоуспевающие ученики обычных классов, если в школе отсутствуют классы КРО. При наличии классов КРО психо­логу следует в первую очередь обратить внимание на учащихся этих классов.

Программа рассчитана на 25-30 занятий продолжительностью 35-45 минут. В случае необходимости количество занятий может быть увеличено. Если упражнения окажутся для ребенка очень сложными, что может быть связано с недостаточной физиологичес­кой готовностью нервной системы, к последним (самым сложным) занятиям и упражнениям можно вернуться через неко­торое время, например, в следующем учебном году.

Оптимальный размер группы — 4-6 человек. Четное число участников желательно, потому что многие упражнения выполняются в парах. Желательна однородность состава уча­стников по уровню развития познавательных процессов, специфи­ке нарушений, возрасту.

Занятия проводятся два раза в неделю в форме внеклассной ра­боты после учебных занятий. Лучше выбирать дни, когда нагрузка детей не очень значительна. Встречи с психологом не должны совпа­дать с какими-либо другими занятиями, — чтобы не создавать у ре­бенка внутренний мотивационный конфликт и необходимость вы­бора. Родители должны быть проинформированы о предполагаемой работе, необходимо получить их согласие на участие детей в коррекционных занятиях. Лучше сразу предупредить родителей, что для занятий нужно подготовить обычную школьную тетрадь (лучше в клетку), ручку, простой и цветные карандаши. Если это устроит всех, можно хранить эти вещи в кабинете психолога — тогда дети не будут забывать приносить их на занятия. Остальной необходимый инст­рументарий (конкретный перечень материалов приводится при опи­сании занятий) лучше приобрести за счет школы.

Описание занятий сопровождается ссылками на Приложение, содержащее визуальный материал, необходимый для коррекционных занятий. Для применения материалов Приложения их нужно подго­товить к практическому использованию: вырезать или ксерокопиро­вать и наклеить на картон, либо изготовить некоторые материалы самостоятельно, руководствуясь предложенными образцами. В от­дельных случаях (конкретно это будет оговариваться непосредствен­но при описании занятий) необходимо подготовить несколько (по числу участников группы) вариантов технического материала.

Материалы, предложенные в Приложении, не являются, на наш взгляд, окончательными. Ведущий может, учитывая специфику кон­кретных учащихся, включенных в коррекционную группу, допол­нить и расширить опубликованные материалы. Мы рассчитываем на творческое отношение к программе со стороны ее практических пользователей.

Помещение

Так как коррекционные занятия проводятся после основных уро­ков, условия работы детей должны быть комфортными. Помещени­ем для занятий может служить специально оборудован­ная, не очень маленькая комната или учебный класс. Обязательное условие — отсутствие помех, лишних шумов. В идеале желательно было бы исключить и школьные звонки, потому что реакция на них у слабоуспевающих детей одно­значная: конец урока. В то время как сам процесс занятий, игровой характер упражнений часто увлекают участников, они не устают и могли бы работать больше до завершения упражнения и занятия в целом. Однако в силу неустойчивости позитивной мотивации и на фоне стойкого рефлекса на школьный звонок (мотивация избе­гания неудачи) часто побеждает последний. Поэтому при невозмож­ности изолировать детей от режима школьных звонков психологу нужно быть готовым преодолевать прерывание выполнения зада­ний детьми и заранее продумать приемы, которые можно исполь­зовать в подобных случаях.

Необходимо исключить отвлечения, не разрешается вызывать из комнаты ведущего и детей во время занятий (родителей следует предупредить об этом заранее).

Помещение должно быть хорошо проветрено, достаточно сво­бодно, так как на занятиях детям придется много двигаться и пере­мещаться по комнате. В то же время комната не должна быть пус­той — мебель в данном случае используется как учебный материал, учебное пространство и должна обеспечить достаточную вариатив­ность расположения предметов и самих участников учебных игр в пространстве.

Требования к ведущему.

Коррекционная педагогика занимает промежуточное место между работой с обычными и больными детьми. Дети с ЗПР, со сла­бой учебной мотивацией, часто с уже сформировавшимся отрица­тельным отношением к школе, нуждаются в повышенном внима­нии, доброжелательности и терпении со стороны взрослого, веду­щего коррекционные занятия.

Безоценочный метод работы, акцент на позитивных моментах, успешном выполнении заданий учеником, предложение необходи­мой помощи со стороны взрослого (в виде обеспечения самостоя­тельного решения задачи ребенком) — обязательные условия фор­мирования положительного отношения и интереса учащихся к кор­рекционные занятия. Вести занятия может школьный психолог или учитель, подго­товленный к данному виду работы. Он должен иметь профессиональную подготовку по методам диагностики, обладать теоретическими знани­ями по возрастной и педагогической психологии.

Коррекционная работа предъявляет ряд требований к личност­ным качествам ведущего. Он должен быть достаточно терпим и за­ранее готов к трудностям не только учебного, но и поведенческого характера со стороны детей. Должен уметь владеть собой и гибко управлять процессом общения с ребенком на основе заинтересован­ности, а не принуждения. Преодоление негативных поведенческих реакций потребует от ведущего креативности в общении с детьми, уважения к внутреннему миру ребенка и чувства юмора.

Работая с программой, следует учитывать возрастные различия детей. Дети 7 и 10-11 лет — ученики первого и четвертого классов существенно различаются в психологическом плане. Поэтому веду­щий должен уметь:

во-первых,гибко менять стиль общения с детьми соответственно их школьному и жизненному опыту,

во-вторыхадаптировать предлагаемые упражнения (по макси­мальному уровню сложности, форме подачи, степени самостоя­тельности учащихся в выполнении заданий и т.д.) соответствен­но возрасту и реальным возможностям детей,

в-третьих,учитывать, что распределение времени на отдельные ча­сти программы, занятия и упражнения будет различным в пер­вом и четвертом классах. Как различным будет и общее время, и количество занятий для учащихся разных классов.

Требования к профессиональной подготовке ведущего вытека­ют из общих принципов коррекционной педагогикиУчет этих принципов в практической работе позволит психологу обеспечить успех коррекционных занятий.

Наши рекомендации