Психология как наука о психике.
Психология
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Общие основы психологии | |
Тема 1.1. Особенности психологии как науки. | |
Тема 1.2.Деятельность как способ существования. | |
Тема 1.3.Человек как индивид. | |
Тема 1.4.Человек как субъект, личность и индивидуальность. | |
Тема 1.5.Эмоционально-волевая организация деятельности | |
Тема 1.6.Познавательная деятельность. | |
Раздел 2.Возрастная и педагогическая психология. | |
Тема 2.1.Основные закономерности психического развития | |
Тема 2.2.Возрастная периодизация: понятие, сущность, подходы. | |
Тема 2.3.Психическое развитие ребенка дошкольного возраста | |
Тема 2.4. Особенности психического развития младшего школьника. | |
Тема 2.5.Психические особенности развития подросткового и юношеского возраста. | |
Раздел 3.Особенности общения и группового поведения в дошкольном и школьном возрасте. | |
Тема 3.1. Особенности общения взрослого с детьми разного возраста | |
Тема 3.2. Особенности общения детей со сверстниками | |
Тема 3.3.Группа как социально-психологический феномен. | |
Раздел 4. Психология девиантного поведения | |
Тема 4.1. Психологические основы школьной и социальной дезадаптации. | |
Тема 4.2. Предупреждение дезадаптаций. | |
Тема 4.3. Сущность девиантного поведения | |
Тема 4.4. Способы профилактики девиантного поведения. | |
Раздел 5. Основы психологии творчества | |
Тема 5.1. Методологические основы психологии творчества. | |
Тема 5.2. Творчество в деятельности личности. | |
Тема 5.3. Методы практической психологии творчества | |
Перечень практических работ | |
Рекомендуемая литература |
Содержание лекций
Раздел 1. Общие основы психологии
Тема 1.1. Особенности психологии как науки
Слово психология введено в научный язык немецким учённым Х. Вольфом в 18 веке. Дословно означает учение «о душе».
Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики.
Предмет психологии как науки является психика.
Психика – это свойство головного мозга, обеспечивающая человеку способность отражать воздействие предметов и явлений окружающей действительности.
Основные задачи психологии:
- Качественное изучение психических явлений;
- Изучение физиологических механизмов в психике;
- Внедрение научных знаний и представлений психологической науки в жизнь и деятельность людей.
Основные этапы развития психологии:
- Донаучный период:
- психология, как наука о душе (более 2-х лет тому назад наличием души пытались объяснить все непонятные для человека явления);
- психология как наука о сознании (возникает в 17 веке с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали – сознанием. Основным методом считали интроспекцию (наблюдение человека над самим собой и описание фактов).
- Научный период:
3. психология, как наука, имеющая различные предметы исследования (возникает в конце 18 начало 19 веков – различные направления психологии);
психология как наука о психике.
Отрасли психологии:
- Общая психология(изучает и описывает общие психологические закономерности);
- Возрастная психология(исследует развитие психики человеку от рождения и до смерти);
- Педагогическая психология(изучает влияние обучения, воспитания на развитие психики);
- Психодиагностика(разрабатывает методы и средства выявления и измерения психических особенностей человека);
- Медицинская;
- Социальная;
- Семейная;
- Спортивная;
- Парапсихология
Основные психологические теории:
1. Бихевиоризм (представители – Э. Торндайк, Д. Уотсон; сущность этой теории состоит в том, что личность рассматривается, как набор поведенческих реакций в ответ на ситуацию. Развитие человека происходит путём выбора правильных реакций на внешние стимулы);
2. Психоанализ (представители – З. Фрейд, К. Юнг; сущность заключается в том, что поведение человека определяется не только и несколько сознанием, сколько бессознательным);
3. Гештальтпсихология (представители – К. Кофка, К. Левин; сущность этой теории в том, что идеи целостности образа, свойство которого несводимо к сумме свойств элементов
Развитие отечественной психологии, так же как имировой, первоначально осуществлялось в русле двух основных направлений - философско-религиозного и естественно-научного. Первое направление восходит к идеям выдающегося отечественного философа В. Соловьева. Представители этого направления - Н.Я. Грот, Г.И.Челпанов, Н.О. Лосский считали, что основным предметом психологии является душа, ее действие, а в качестве основного метода выделяли интроспекцию.
Второе связано с идеями объективно-экспериментального исследования человеческой психики. Его представители - выдающиеся отечественные физиологи И.М. Сеченов, В.М.Бехтерев, И.П.Павлов.Их идеи легли в основу рефлексологии - научного направления, основоположником которого был В.М. Бехтерев. В качестве предмета психологии в этом направлении стали рассматриваться рефлексы, протекающие с участием коры головного мозга в соотношении с теми внешними раздражителями, которые запускали их действие. Психическая деятельность изучалась в связи с протеканием нервных процессов, а для объяснения психических явлений использовались теории физиологии высшей нервной деятельности.
Одним из важнейших направлений развития отечественной психологии явилась разработанная А.Н. Леонтьевымтеория деятельности. Деятельность рассматривалась А.Н. Леонтьевым как активное взаимодействие с окружающей действительностью, выражающее отношение человека к миру и способствующее удовлетворению его потребностей. Психическое развитие человека во многом составляет процесс развития его деятельности.
А.Н. Леонтьевым разработана теория ведущей деятельности как такой, которая становится центральной, основной на различных этапах развития и оказывает наибольшее влияние на формирование сознания, личности ребенка на этом этапе. Такой деятельностью для дошкольников является игра, а для младших школьников - учение.
В русле этого направления работали такие отечественные психологи, как П.Я.Гальперин, А.Р.Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов.
Методы психологии – способы получения фактов о изменении психики.
Классификация методов исследования( по Б.Г. Ананьеву):
· организационные:
1. сравнительный метод (сопоставление различных групп испытуемых);
2. лангитюдный метод (систематическое изучение, развитие одних и тех же детей на протяжении длительного времени);
3. комплексный (связь нескольких наук, изучающие одну какую – либо тему).
· Эмпирические методы: