Индивидуализма и коллективизма
Преимущества Недостатки
индивидуализма индивидуализма
|
|
Преимущества Недостатки
коллективизма коллективизма
| |||
| |||
Каждая из форм культуры – индивидуализм или коллективизм – имеет свои достоинства и недостатки. Страны с индивидуалистической культурой более развиты экономически, что способствует развитию творческой личности. Однако свобода приводит к отчуждению, детской преступности, ранним беременностям, наркотикам, самоубийствам, СПИДу. Отсутствуют моральные авторитеты, и все держится на законах. Возрастает риск сердечно-сосудистых заболеваний.
В традиционных коллективистских культурах выше вероятность автократических режимов, в которых имеют место преследования инакомыслящих. Ценность отдельной личности и даже человеческой жизни очень низка. Детей часто заставляют выбирать не то, что нравится им самим, а то, что нравится родителям. Но в этих странах низок уровень преступности, редки разводы, существует взаимовыручка, воспитание детей является общей задачей.
Следует отметить, что в мировом масштабе пересиливает психология охотника (первичная основа индивидуализма) над психологией земледельца (основа коллективизма). Это неизбежно приводит к кризису хищнического отношения к Земле, что мы уже наблюдаем. Поэтому в ближайшее время именно коллективистская культура и психология должны сказать свое веское слово, и человечество, чтобы не погибнуть, должно сменить психологию растраты на психологию сбережения. Для дальнейшего развития человеческого сообщества необходим синтез полезного из этих двух культурных тенденций.
11.8. Понятие «лица» в индивидуалистических и коллективистских культурах
Потребность в «позитивном лице»
(в присоединении)
СОБСТВЕННОЕ ПОЗИТИВНОЕ
ПОЗИТИВНОЕ ЛИЦО
ЛИЦО ДРУГОГО
Забота о себе Забота о других
СОБСТВЕННОЕ НЕГАТИВНОЕ
НЕГАТИВНОЕ ЛИЦО
ЛИЦО ДРУГОГО
Потребность в «негативном лице»
(в автономии)
С независимой и взаимозависимой Я-концепцией, а также с социальной и этнической идентичностью связывают и такое психологическое понятие, как «лицо».
|
В разных культурах разная степень представления о себе проецируется в «лицо», или, иными словами, допускается и приветствуется разная степень самораскрытия в публичном проявлении.
Понятие лица присутствует практически во всех культурах, но в зависимости от того, какому типу культуры принадлежит страна, существуют варианты его воплощения. На рис. 10.8 показано, что в зависимости от направленности внимания на себя (индивидуалистические культуры) или на других (коллективистские культуры) может меняться переживание индивидом потребности в присоединении к другим и соответственно меняться понятие позитивного или негативного лица.
В индивидуалистических культурах (Например, в Австралии, Германии и США) делом личной чести считается поддержание соответствия между «Я» и публичным самопредъявленнем («лицо»). Публичную самопрезентацию «лица» в этих культурах можно смело связывать с Я-концепцией человека.
В коллективистских культурах (Например, в Китае, Корее, и Японии) «Я» – это понятие, определяемое ситуацией и контекстом отношений. Так, в китайской культуре «Я» определяется через многочисленные пересечения социальных и личных отношений данного человека.
В большинстве коллективистских культур образ «Я» образуется и поддерживается в процессе активного социального взаимодействия, в то время как в индивидуалистических культурах «Я» – внутрипсихический феномен, достаточно независимый от социального контекста.
Публичное «Я» в индивидуалистических культурах, в идеале, следует относить к внутренним состояниям индивида. «Поддержать лицо» другого человека в индивидуалистических культурах – значит поддержать его образ «идеального себя».
С точки зрения коллективистских культур, «Я» человека никогда не свободно. Оно всегда ограничено взаимными ролевыми обязательствами, долгом и запрограммированным процессом отношений «ты мне – я тебе». «Лицо» в данном контексте строится за счет ролевой поддержки другого «лица», иногда даже посредством нанесения урона собственному.
В индивидуалистических культурах «Я», в идеале, свободная сущность, т.е. свободная в выражении личных потребностей и желаний. «Сохранение лица» в таком понимании основано на защите своей автономии, своей территории, собственного пространства при одновременном уважении прав других людей на автономию и собственное пространство.
В культурах, поощряющих прямой стиль взаимодействия в повседневной жизни (например, в индивидуалистических культурах Германии, Швеции, США и др.), прямота в общении не воспринимается как посягательство или угроза «лицу» другого. В культурах, поощряющих непрямой стиль взаимодействия (например, в коллективистских культурах Китая, Японии, Кореи, Вьетнама и др.), прямой стиль коммуникации воспринимается как угрожающий и ущемляющий «лицо» другого.
Отсюда вытекают четыре возможные стратегии общения, направленные на поддержание «лица».
Стратегии общения,
направленные на поддержание «лица»
Стратегия 1 Стратегия 2
|
| ||||
Стратегия 3 Стратегия 4
| |||
| |||
На рис. 11.9. показано, что в ходе общения собеседник может уважать, отстаивать, третировать или отвергать заботу другого о собственном и чужом «лице», проявляя различные стратегии взаимодействия.
Считается, что объяснение культурных различий в выборе коммуникативных стратегий необходимо проверять через измерения по направлениям «индивидуализм - коллективизм».
Как известно, индивидуалистические культуры фокусируются на Я-идентичности, а коллективистские – на Мы-идентичности. Индивидуалистические культуры заботятся о подлинности стиля самопрезентации, а коллективистские культуры – о соответствии стиля самопредъявления ситуации общения.
Это значит, что в индивидуалистических культурах люди больше заботятся о поддержании собственного «лица», а в коллективистских – о поддержании собственного «лица» и «лица» другого человека. Кроме этого, в индивидуалистических культурах ценностями являются свобода выбора и возможность автономии, а в коллективистских культурах – взаимная зависимость, взаимные обязательства и возможность «быть вместе».
Практические советы
для межкультурного общения
Индивидуалисту, контактирующему с представителями коллективистской культуры, необходимо отказаться от стандартов своей культуры в определении, например, времени, которое человек проводит в группе, коллективистам времени нужно намного больше.
Индивидуалисту следует понимать, что, когда в коллективистской культуре возникает конфликт между вышестоящим и нижестоящим, очень велика вероятность того, что конфликт решится в пользу вышестоящего вне зависимости от его правоты. В коллективистских культурах считается нормальным пренебречь встречей с другом того же пола и возраста, если человек получил приглашение от вышестоящей персоны, при этом предполагается, что друг «поймет».
Необходимо помнить, что коллективисты чувствуют себя дискомфортно в ситуации соперничества; стремление к гармонии и кооперации внутри группы – их основная забота, отсюда недопустимость публичной критики в таких культурах.
Коллективисты нацелены на долговременные отношения, они не стремятся делать бизнес с первой встречи – должно появиться доверие к партнеру, а для этого нужно время. Часто деловые контакты между индивидуалистами и коллективистами бывают неудачными из-за разности целей: индивидуалисты сразу нацелены на бизнес, а коллективисты хотят сначала установить добрые межличностные отношения. Одно из самых сильных разочарований коллективиста, когда он понимает, что индивидуалист не станет ему близким другом.
Коллективисты чувствуют себя комфортно в отношениях неравного статуса. Им нравится и они считают правильным оказывать уважение авторитетному лицу и самому чувствовать себя «начальником» при общении с нижестоящими. Многие индивидуалисты, наоборот, чувствуют себя дискомфортно, когда попадают в отношения с неравным статусом. Они часто говорят: «Зовите меня по имени», но что еще хуже – они начинают называть по имени коллективиста намного раньше, чем он сам к этому будет готов.
Дарение и оказывание услуг особенно важно в коллективистских культурах, при этом взаимодействие часто строится на «безденежной» основе. Коллективист, рассматривающий индивидуалиста как члена ингруппы, может обидеться, если тот предложит ему деньги за какую-то оказанную услугу. Единственная подходящая плата – оказать ему встречную услугу.
В коллективистских культурах люди часто сопровождают друг друга и делают личные дела вместе. Это создает дискомфорт для индивидуалиста, который нуждается в автономии и в том, чтобы «побыть одному». При этом коллективист чувствует себя неуютно, если индивидуалист не хочет быть с группой.
Если индивидуалист назначит встречу коллективисту, он вполне может ожидать, что тот явится не один, а в сопровождении. Причем, чем многочисленнее сопровождение, тем выше статус персоны, поэтому индивидуалист должен понимать, что прийти в сопровождении не означает оказать давление на него, просто коллективист показывает свой статус. При этом индивидуалист, приходя на встречу один, рискует оказаться в глазах коллективиста «социально незначимой персоной».
Коллективисту, чтобы успешно взаимодействовать с индивидуалистом, надо научиться меньше внимания обращать на группы, на демографические характеристики (пол, возраст и др.) и не ждать поведения в соответствии с некими групповыми нормами, а больше внимания уделять установкам и предпочтениям данного конкретного человека.
Коллективисту следуетпомнить,что индивидуалисты гордятся своими прошлыми и нынешними достижениями, своим личным успехом, своей компетентностью. Это важные аспекты их Я-концепции. При этом они эмоционально не привязаны к своим ингруппам, за исключением своей собственной семьи (супруг(а) и дети).
Индивидуалисту привычны стратегии соперничества особенно в ситуации, где явно идет сравнение с другими. Это не свидетельство его враждебности, а просто ответ на условия жизни, которые требуют соревновательности. Коллективист, который пытается убедить индивидуалиста в чем-то, должен приводить личностно значимые аргументы, а также комплименты достижениям и компетентности индивидуалиста. Идеи групповой гармонии, кооперации, избегания конфронтации не вдохновляют индивидуалиста.
Взаимодействие с индивидуалистом может быть дружеским с первой минуты, но официальным и кратковременным. Время – «деньги» для индивидуалиста и с ним можно делать бизнес сразу, т. к. любые промедления для него – напрасно потерянное время. Ваши отношения с ним будут длиться столько времени, сколько ему нужно или выгодно, т. к. в его восприятии результат этих отношений должен быть существеннее, чем затраты на них.
Вопросы для обсуждения
1. Влияние культуры на формирование психики человека.
2. Элементы, входящие в структуру этнического сознания и этнического самосознания.
3. Стереотипы: понятие, структура и особенности.
4. Этноцентризм как составляющая этнического сознания и самосознания.
5. Независимая и взаимозависимая Я-концепция.
6. Достоинства и недостатки индивидуализма и коллективизма.
7. Понятие «лица» как одного из структурных элементов Я-концепции.
8. Стратегии защиты «позитивного лица».
9. Особенности интеракции в индивидуалистической и коллективистской культурах.
Тематика творческих работ
1. «Круглый стол» на тему: «Этнические стереотипы и этноцентризм как факторы, препятствующие пониманию других».
2. «Круглый стол» на тему: «Достоинства и недостатки индивидуализма и коллективизма».
3. Семинар-тренинг: «Поддержи свое лицо – поддержи мое лицо».
4. Семинар-тренинг: «Мы поймем друг друга (особенности общения в индивидуалистической и коллективистской культурах)».
5. Презентация собственной фирмы или проекта для представителей индивидуалистической культуры (например, американцев) или коллективистской культуры (например, китайцев).
ГЛАВА 12