Понятие и цели презентации
Вся современная деловая жизнь строится на технологиях демонстрации и презентации. Значимость публичных презентаций растёт с каждым годом, они всё больше будут влиять на то, как успешно персонал выполняет свою роль в качестве личности, представителя или руководителя организации.
Несомненно, что деловое сообщение будет воспринято благоприятно тем вероятнее, чем лучше вербальный (умение выражать мысли) и невербальный (экспрессия, язык тела) имидж говорящего, чем больший кредит доверия, авторитет у аудитории имеет носитель информации. Авторитет выступающего как профессионала и как личности будет признан в той степени, в которой он воспринимается в качестве специалиста, заслуживающего доверие, динамичного, объективного и действующего из лучших побуждений.
Презентация - это упражнение в убеждении. В деловом общении потребность в осуществлении той или иной презентации постоянно растет. Это открытие нового подразделения в организации или продвижение нового товара или услуги; презентация новой книги или участие в конкурсном отборе на работу; защита инновационного проекта или диссертационного исследования; публичные выступления и т.п.
Под презентацией обычно понимают первое официальное представление заинтересованной аудитории некоторой ещё неизвестной или малоизвестной информации, продукции, услуг и их создателей. Само слово «презентация» подразумевает представление новой информации, продукции, услуг, проектов. Мы считаем, что эффективнаяпрезентация – это запоминающееся информационное шоу, способное эффективно воздействовать на аудиторию и мотивировать её к определённым дальнейшим действиям.
Специалисты выделяют четыре основные цели презентации в отношении других людей:
• сообщить информацию; Сообщить информацию - значит дать другим людям полное представление о том, что является предметом презентации.
• научить; Научить - означает связать полученные знания или информацию с релевантным (относящимся к делу) опытом и поведением, которые необходимы, чтобы перевести знания или информацию в практическое действие.
• создать мотивацию; Создать мотивацию - значит создать условия, обеспечить стимул, которые придавали бы знаниям, опыту или поведению такой смысл, чтобы люди захотели сделать что-то практически.
• развлечь. Развлечь, то есть оптимизировать, создать у других людей позитивный опыт или перевести их в позитивное состояние. Как правило, большинство презентаций преследуют сразу несколько целей, а порой и все сразу.
Для осуществления этой деятельности нужны специальные презентационные умения и навыки:
• умение диагностировать и оценивать аудиторию слушателей (их цели и мотивы, уровень интеллектуального восприятия информации и её понимания, практическую направленность и т.д.);
• умение подбирать для конкретного вида презентации информацию (теоретическую и практическую);
• умение использовать разнообразные средства, позволяющие эффективно представлять информацию;
• умение определить коммуникативные (сенсорные) каналы (аудиальный - услышать, визуальный - увидеть, кинестетический - ощутить) и эффективно их использовать для разных участников презентации.
Владение презентатором навыками и умениями коммуникации и отношений способствует не только лучшему восприятию информации её получателями, но и достижению взаимопонимания, стимулированию процесса продуктивного решения целей и задач.
Обратная связь — неоценимая возможность почувствовать поражение или успех презентации.
Очень важны имиджевые характеристики презентатора. Увлекаясь информационной частью будущего выступления, некоторые специалисты иногда забывают подумать о своём внешнем виде. Для эффективной презентации целесообразно учесть три основных направления, связанных с внешним видом, а именно:
• правильно выглядеть, то есть внешний вид: поза и одежда;
• совершенствовать голосовые возможности;
• помнить, что нужно сказать.
Имидж - визитная карточка презентатора, он способствует повышению эффективности воздействия на аудиторию, остается в социальной памяти людей. Известно, что 55% информации о человеке мы получаем, глядя на него. Эти визуальные сообщения основываются на физическом облике презентатора, включая его позы и внешний вид. Специалисты по коммуникативным презентациям считают, что, выступая перед аудиторией, не следует демонстрировать позу человека с поникшей головой и опущенными плечами, вцепившегося в стол или трибуну; не стоит складывать руки на груди и смотреть в потолок, задрав голову. Эти позы и жесты расшифровываются как оборонительные, они обычно оказывают негативное воздействие на аудиторию, так как свидетельствуют о неуверенности или враждебности презентатора, о слабой подготовленности к представлению им темы.
Позитивными позами считаются те, при которых оратор стоит прямо, повернувшись лицом к аудитории и его тело хорошо сбалансировано, устойчиво, но не статично, в меру расслаблено или раскрепощено. Контролируйте свою осанку во время презентации и вы почувствуете себя более уверенным, деловито и позитивно сосредоточенным.
В не меньшей степени созданию правильного облика выступающего способствует одежда и, хотя нет каких-либо правил по поводу костюма презентатора, она всё-таки должна соответствовать следующим критериям:
• ситуативная уместность;
• гармония с человеком, его возрастом и обликом;
• эстетично и со вкусом подобрана;
• удобная и демократичная;
• учитывать особенности аудитории;
• позволять презентатору чувствовать себя уверенно.