Понятие личности в психологии. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность»
. Наиболее общим в психологии является понятие человек некое биологическое существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими, и т.д. Развитие человека невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры.
Индивид отдельный представитель человеческого рода имеет в психологии подобное название. Индивид является биологическим организмом, носителем общих гипотетических наследственных свойств данного биологического вида. В ряду этих понятий личность является понятием более узким и подчеркивает социальную сущность человека.
Личность в психологии - системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.
Сенситивные периоды наиболее благоприятные для развития тех или иных функций. Леонтьев А.Н.: 1-ое рождение личности в 3 года, 2-ое рождение личности происходит в подростковый период (с 12 лет) возникает необходимость удовлетворения своих новых потребностей. Понятия личность и индивидуальность близки по значению. Индивидуальность одна из сторон личности. Индивидуальность сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие и его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, в качестве познавательных процессов (т.е. в мышлении, памяти, воображении и т.д.). Критерии определения личности: это человек с определенным достаточно высоким уровнем психического развития способность преодолевать непосредственные побуждения ради чего-то другого, социально значимого способность сознательно управлять собственным поведением способность оценивать последствия принятого решения и способность отвечать за них перед собой и обществом, в котором он живет способность господствовать над случайностями.
А.Н.Леонтьев писал: "Личность ≠ индивид: это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается... Иначе говоря, личность есть системное и поэтому "сверхчувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами". И там же: "С этой точки зрения проблема личности образует новое психологическое измерение: иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных свойств и состояний человека; это – исследование его места, позиции в системе, которая есть система общественных связей, общений, которые открываются ему; это исследование того, что, ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретенное им..."108
Предложенному А.Н.Леонтьевым пониманию соотношения индивида и личности, заключающемуся в "новом психологическом измерении", ином, чем измерение, в котором ведутся исследования психических процессов, свойств и состояний человека (другими словами, за пределами традиционного "индивидуально- или дифференциально-психологического" раздела общей психологии), во многом отвечает концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений. С этой точки зрения личность может быть понята только в системе устойчивых межиндивидных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из ее участников. Эти связи вполне реальны, но по природе своей "сверхчувственны"; они заключены в конкретных свойствах индивида, но к ним несводимы; они даны исследователю в проявлениях личности каждого члена группы, но вместе с тем образуют особое качество самой групповой деятельности, которое опосредствует эти личностные проявления, определяющие особую позицию каждого в системе межиндипидных связей, шире – в системе отношений в социуме.