Анкета диагностики направленности личности и уровня мотивации

Тема: ИЗУЧЕНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Цель:изучить возрастные характеристики личности младшего школьника, провести экспериментальные исследования и дать описание полученных результатов.

Задание 1. «Ознакомительная беседа»

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения? (число, месяц, время года).

3. С кем ты живешь? Как их зовут?

4. Ты, возможно, все про себя знаешь? А где расположен у тебя нос? А ты можешь правой рукой дотянуться до своего правого уха? А левой рукой до правого глаза? и др. вопросы

Обработка результатов и выводы. Оценивая результаты ответов на вопросы, учитывается контактность ребенка; особенность восприятия временных понятий; пространственных понятий (лево - право).

Задание 2. «Анкетная методика изучения отношения к школе»

Анкета диагностики эмоционального состояния

1. Когда ты идёшь в школу, тебе обычно:

а) весёло;

б) грустно.

2. На уроке у тебя чаще всего:

а) весёлое настроение;

б) грустное настроение.

3. Когда ты сидишь на уроке, тебе хочется, чтобы он быстрее кончился, и началась перемена?

а) да;

б) иногда;

в) нет.

4. Хотел бы ты, чтобы в школе остались одни перемены и игры?

а) да;

б) нет.

5. Если бы завтра не надо было идти в школу, ты бы обрадовался?

а) да;

б) нет.

6. Бывает ли урок настолько интересен, что тебе не хочется, чтобы он заканчивался?

а) да;

б) нет.

7. Часто ли уроки тебе не нравятся?

а) да;

б) нет.

8. Обычно в школе тебе хорошо?

а) да;

б) нет.

9. Радуешься ли ты, когда отменяются уроки?

а) да;

б) нет.

10. Каким карандашом (какого цвета) ты бы нарисовал урок?

а) синим;

б) красным;

в) чёрным;

г) жёлтым;

д) коричневым;

е) зелёным;

ж) оранжевым;

з) отказался бы рисовать.

Анкета диагностики волевой сферы

1. Если у тебя что-то не получается, ты сразу зовёшь кого-нибудь на помощь?

а) да;

б) нет.

2. Если ты уже что-нибудь делаешь и тебе, вдруг, хочется делать что-нибудь другое, как ты поступишь:

а) доделаешь начатое дело до конца;

б) возьмёшься за новое дело;

в) вообще не будешь ничего делать.

3. Если задание тебе не интересно, но его выполнить надо, ты его выполнишь?

а) да;

б) нет.

4. Ты делаешь обычно то:

а) что тебе нравится;

б) что тебе говорят;

в) что считаешь правильным;

г) что надо делать.

5. Если у тебя что-то не получается, значит:

а) учитель плохо объяснил, как это надо делать;

б) ты плохо понял, как это надо делать;

в) это задание слишком трудное для тебя.

6. Хватает ли тебе силы воли, чтобы выполнять все задания учителя?

а) да;

б) нет.

7. Если что-то не получается, нужно:

а) продолжать делать это самому, пока не получится;

б) просить о помощи друзей или учителя;

в) не выполнять этого.

8. Часто ли ты меняешь свою точку зрения? (то думаешь так, то по-другому)?

а) да;

б) нет.

9. Если тебе надо сходить в магазин, но идёт дождь, ты:

а) будешь ждать, пока дождь кончится, а потом пойдёшь в магазин;

б) пойдёшь в магазин, несмотря на дождь, ведь идти надо.

в) не пойдёшь в магазин, даже когда дождь кончится.

10. Как, по-твоему, следует поступать ученику:

а) сначала делать домашние задания, а потом идти гулять, в кино или на дискотеку;

б) сначала погулять, сходить в кино, а потом делать уроки;

в) уроки не делать, а как можно дольше гулять и смотреть телевизор.

Оценка психологического климата класса

1. Всех учеников твоего класса волнуют твои успехи и неудачи?

А) всех; Б) некоторых; В) никого.

2. Хотел(а) бы ты перейти в другой класс (школу), если представилась бы такая возможность?

а) очень хотел(а) бы;

б) хотел(а) бы;

в) всё равно, все классы одинаковые;

г) хотел(а) бы остаться в этом классе;

д) ни за что не ушёл (ушла) бы;

3. Взаимоотношения учеников в твоём классе:

а) лучше, чем в других классах;

б) такие же, как в других классах;

в) хуже, чем в других классах;

4. Взаимоотношения учеников твоего класса с учителем:

а) лучше, чем в других классах;

б) такие же, как в других классах;

в) хуже, чем в других классах;

5. Отношение твоих одноклассников к учёбе:

а) лучше, чем в других классах;

б) такие же, как в других классах;

в) хуже, чем в других классах;

6. Оцени свой класс в баллах по десятибалльной системе

Анкета диагностики направленности личности и уровня мотивации

1. Найди и поставь любой знак напротив своего любимого школьного предмета: (перечень предметов)

2. Чем тебя привлекает этот предмет?

а) интересно;

б) легко;

в) добрый, хороший учитель;

г) _______________________

3. Найди и поставь любой знак напротив своего самого нелюбимого школьного предмета: (перечень предметов)

4. Чем он тебе не нравится?

а) неинтересно;

б) слишком трудно;

в) плохой, злой учитель;

г) _____________________

5. Какой урок ты бы исключил из расписания? (перечень предметов)

6. Какой урок ты бы включил в расписание дополнительно? (перечень предметов)

7. Какой из предложенных ниже предметов самый интересный для тебя? (перечень предметов)

8. Если вдруг представится возможность не делать домашнее задание по одному из школьных предметов, по какому, из ниже перечисленных, ты обязательно сделаешь задание? (перечень предметов)

9. Если вдруг представится возможность не делать домашнее задание по одному из школьных предметов, по какому, из ниже перечисленных, ты не сделаешь задание? (перечень предметов)

10. Считаешь ли ты, что учёба необходима человеку для жизни, и нужно учиться как можно лучше?

а) да;

б) не обязательно;

б) нет.

11. Считаешь ли ты, что можно обойтись и без учёбы?

а) да;

б) нет.

12. Чем для тебя является время, проводимое в школе?

а) пустое времяпрепровождение;

б) время общения с друзьями;

в) возможность побегать, поиграть, пошутить;

г) время получения знаний, приобретения умений и навыков;

д) возможность развивать свои способности и как-то проявить себя.

Обработка результатов и выводы. Оценивая результаты ответов на вопросы, сделайте выводы о личностном развитии детей, об отношении к школе, о познавательных предпочтениях ребенка, отражающихся в отношении к школьным предметам. (подсчитывается, сколько раз отметил ребёнок те или иные школьные предметы и в каком отношении (положительном или отрицательном). Максимально предмет может быть оценён в +3/-3 балла по предпочтениям/отвержениям ребёнка).

Задание 3. «Изучение сформированности образа-Я и самооценки младшего школьника»

Подготовить вопросы, помогающие выяснить отношение ребенка к привлекательным и непривлекательным индивидуально-психологическим качествам человека и отношение к себе, например:

1. Представь себе человека, который бы тебе так нравился, что ты хотел бы быть таким, как он, хотел бы быть похожим на него. Какой это человек? Каким бы ты хотел быть? На кого бы ты хотел быть похожим?

2. Представь себе человека, который бы тебе так не нравится, что ты ни за что не хотел бы быть таким, как он, не хотел бы быть на него похожим. Какой это человек? Каким бы ты не хотел быть? На кого бы ты не хотел быть похожим?

3. Что ты можешь рассказать о себе? Какой ты сам?

Ребенку предъявляют несколько вертикальных отрезков одинаковой длины. Можно использовать вместо отрезков лесенку из пяти ступенек, где верхняя ступенька – позитивная оценка, а нижняя – негативная. Стандартный набор: «счастливый – несчастливый», «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «здоровый – больной», «красивый – некрасивый», «активный – пассивный» и т. д.

Экспериментатор дает следующую инструкцию: «На этой шкале – все люди на свете: от самых добрых до самых злых (показ сопровождается движением руки по шкале сверху вниз), от самых злых до самых добрых (движение руки снизу вверх по шкале). На самом верху находятся все самые добрые люди на свете, в самом низу – самые злые, посередине – средние. Где ты среди всех этих людей? Отметь свое место (кружочком, звездочкой, крестиком или…).

После того как ребенок сделал выбор, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы таким стать? Отметь, какой ты на самом деле и каким бы ты хотел быть».

После выполнения этого задания ребенка можно попросить отметить условным обозначением (кружочком, звездочкой, крестиком другого цвета и т.п.) свое место по уровням с позиции мамы, папы, воспитателей, детей.

Обработка результатов и выводы. По итогам беседы выявляют наличие и характер представления ребенка о себе, его ценностные суждения и пристрастия.

По результатам изучения самооценки оценивают ее уровень (завышенная, высокая, адекватная, низкая), меру адекватности самооценки ребенка, есть ли расхождения в действительном и желаемом «Я»? Для дошкольника благоприятны завышенные самооценки с различных позиций по всем уровням (самый умный, самый красивый… и т.д.). Низкие самооценки характеризуют наличие внутриличностных и межличностных конфликтов у ребенка. Если другие значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя или дают более высокую оценку, ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.

Задание 4. «Особенности механизмов формирования самооценки»

Подготовить 11 полос из бумаги одинаковой величины и цвета (2-3 см х 10-15 см). Предложить ребенку 10 раз сравнить 2 полоски по величине. При этом независимо от качества ответа испытуемого, 5 раз согласиться с ответом, похвалить его за правильное решение, и 5 раз отрицать ответ. Ребенок при этом не должен догадаться об одинаковости бумажных полос. Поэтому полоски прячутся в конверт. Полоски следует располагать под углом друг к другу и на некотором расстоянии.

Инструкция: «Взгляни на эти полоски и скажи, одинаковы ли они по величине?»

Ответы испытуемого и вашу реакцию подтверждения или отрицания заносите в протокол эксперимента:

№ пробы
Ответ испытуемого                    
Ответ экспериментатора                    

Обработка результатов и выводы. Задайте ребенку следующие вопросы:

1. Как ты думаешь, какой у тебя глазомер? (если ребенок не знает, что это такое – объясните).

2. Каких ответов у тебя было больше: правильных или неправильных?

3. Ты всегда был согласен с моей оценкой твоих ответов?

4. Почему ты со мной не спорил?

Сделайте вывод о механизмах формирования самооценки в младшем школьном возрасте.

Задание 5. «Изучение желаний младшего школьника»

Методика “Если бы ты был волшебником.Если бы у тебя была волшебная палочка”

Ребенку предлагается назвать три желания, которые он хотел бы исполнить. Выбор одного желания лучше не предлагать, так как младшим школьникам еще очень сложно выбрать самое-самое главное желание.

Обработка результатов и выводы. Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме: для себя, для других. Ответы можно уточнить: для близких, для людей вообще.

ДОКУМЕНТАЦИЯ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМАЯ НА ПРОВЕРКУ: протоколы беседы с младшим школьником, общий отчет, рекомендации по организации среды развития для данного ребенка.

Преподаватель: к.пс.н., доцент Фокина Ирина Владимировна

Наши рекомендации