Теоретические подходы к исследованию малых групп
На развитие теории психологии социальных групп оказало влияние множество концепций, среди которых наиболее известны следующие.
Теория поля основывается на известном тезисе К. Левина о том, что поведение личности, как правило, определяется ее жизненным и социальным пространством. При разработке своей концепции К. Левин воспользовался аналогами понятий, применяемых в топологии и теории множеств. Эта теория дала импульс к разработке частных теорий групповой психологии:
— теории сплоченности;
— теории социальной власти;
— теории соперничества-сотрудничества;
— теории внутригруппового давления;
— теории групповых притязаний.
Интеракционистская концепция строится на том, что группа есть система взаимодействующих индивидов, функционирование которых описывается тремя понятиями:
—индивидуальная активность;
—взаимодействие;
—отношение.
В теории систем группа рассматривается как открытая система взаимосвязанных позиций и полей, как совокупность групповых «входов» и «выходов».
Социометрия рассматривает группу через анализ внутригрупповых отношений.
Психоаналитическая ориентация использует в описании групповых процессов идеи З. Фрейда о мотивационных и защитных механизмах личности.
Общепсихологический подход заключается в представлении о человеческом поведении, в котором отражены индивидуальные процессы личности, такие как научение, когнитивная сфера, мотивация и эмоционально-волевая сфера личности, неизбежно связанные с групповыми действиями.
Теория подкрепления базируется на идеях оперантного обусловливания Скиннера, в рамках которых поведение индивида в группе определяется как функция поощрения (положительное подкрепление) и санкций (отрицательное подкрепление).
3. Сущность и содержание понятия «малая группа»
В отечественной и зарубежной социальной психологии даются различные определения малой группы. Одно из «синтетических» определений малой группы звучит так: «Малая группа— это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном взаимодействии и общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов».
Даже такое достаточно универсальное определение носит описательный характер и допускает различные толкования, в зависимости оттого, какое содержание придается включенным в него понятиям. Это различие в толкованиях характерно для исследователей интеракционистской и когнитивистской ориентации.
Для первых важным моментом в определении понятия малой группы выступает именно общая совместная деятельность, и тогда малая группа рассматривается прежде всего как определенная система взаимодействия.
Для вторых в этом же определении важными оказываются элементы групповой когнитивной структуры — нормы и ценности, независимо оттого, на основе ли общей деятельности или простого взаимодействия функционирует группа.
Под группой понимают психологически единую социальную ячейку, члены которой целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга. Важно отметить, что каждый член группы признает эту свою зависимость от других ее членов.
Иногда понятие «малая группа» трактуется как:
—собрание людей, включенных координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчиненную общей цели, достижение которой приносит участникам удовлетворение;
—миниатюрная социальная система, исследование которой дает
понимание социального устройства в целом;
—жизненное пространство личности.
Существуют и другие подходы к описании:- малой группы. Указываются, в частности, такие ее критерии, как:
—частота и продолжительность взаимодействия индивидов в группе;
—число составляющих ее членов;
—взаимсотношения и взаимовлияния членов группы;
—определенность ролей, которые исполняют отдельные индивиды;
—обособленность лидеров, влияющих на остальных членов группы;
—общность целей, деятельности и организации;
—наличие у членов группы «мы-чувства», единства группы;
—сплоченность людей, степень которой зависит, с одной стороны, от силы взаимного притяжения членов группы, а с другой — от интереса, вызываемого деятельностью группы.
Группа представляет собой социальный союз, наделенный особыми свойствами, характерными для поведения ее членов:
— структурой и организацией: силовое измерение эффективности
группы;
— системой норм, регулирующих поведение членов группы, их отношение друг к другу, к другим группам: оценочное измерение того, что поддерживается, защищается, поощряется и утверждается в группе, а что рассматривается как отклонение.
Существенным является вопрос о количественных характеристиках малой группы.
Говоря о низших границах малой группы, можно отметить, что ни в теоретическом, нив практическом планах вопрос о том, два или три члена образуют минимальную малую группу, окончательно до сих пор не решен. В специальной литературе присутствует немало аргументированных положений в защиту как диадной, так и триадной концепции, а практически все равно приходится считаться с тем что малая группа «начинается» либо с диады, либо с триады.
Не менее остро стоит вопрос и о верхнем пределе малой группы. Одно время таким пределом стремились установить число 7 +— 2, опираясь на открытие Дж. Миллером «магического числа» при исследованиях объема оперативной памяти. Однако вскоре было доказано, что применительно к функционирующей малой группе использование «магического числа» 7 +— 2 в качестве ее верхнего предела некорректно.
Есть точка зрения, что максимальное число членов малой группы определяется эмпирически, важно только, чтобы группа была единицей предписанной ей совместной деятельности.
Характеризуя малую группу в целом, можно сказать, что ей присущи следующие признаки.
Интегративность — мера единства, слитности, общности членов группы. Противоположное качество — разобщенность, дезинтеграция.
Микроклимат — психологическое самочувствие каждого индивида в группе, его удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней.
Референтность— принятие членами группы общих эталонов.
Лидерство — степень влияния тех или иных членов группы на группу в целом ради осуществления общих целей.
Интрагрупповая активность — мера внутри групповой активности ее членов.
Интергрупповая активность — степень активности группы в целом и ее членов с внешними группами.
Направленность группы — социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм.
Организованность — реальная способность группы к самоуправлению.
Эмоциональность -— межличностные эмоциональные взаимосвязи членов группы; преобладающий эмоциональный настрой группы.
Интеллектуальная коммуникативность — характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения единого языка общения.
Волевая коммуникативность — способность группы противостоять трудностям и препятствиям; ее надежность в деятельности и поведении в экстремальных ситуациях.
Можно выявить и множество других признаков, определяющих малую группу, например:
— преимущественно прямой контакт между ее индивидами, непосредственное, личное («лицом к лицу») общение ее членов между собой;
— межличностное взаимодействие и взаимовлияние;
— общность цели деятельности;
— переживание общих чувств;
— общность внимания, интересов, мотивов, установок, норм, нравов, обычаев и привычек;
— внутренняя расчлененность групповых ролей;
— определенная локализация в пространстве и относительная устойчивость по времени.
Классификация малых групп
Есть разные основания для классификации малых групп.
По порядку возникновения: первичные и вторичные.
Первичные: в них существуют непосредственные контакты.
Вторичные: члены группы не связаны интимностью отношений.
Впервые такое деление групп было предложено Ч. Кули. Практического значения эта классификация сейчас не имеет. В социальной психологии есть другая трактовка малых групп как первичных и вторичных. Первичные — ограниченные группы типа семьи, компании друзей, ближайших соседей. Для них характерна непосредственность контактов, в них происходит культуризация индивида, с очень тесными межличностными отношениями и взаимодействиями. Вторичные — большие по размеру группы, отношения в которых формализованы.
По общественному статусу: формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).
Официальные, формальные — реальные или условные социальные общности, имеющие юридически фиксированный статус; члены их в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью. Обычно такие группы порождаются официальной структурой, в них четко заданы все позиции членов, предписанные групповыми нормами, строго распределены все роли в соответствии с подчинением в структуре власти в группе.
Неофициальные, неформальные — реальные социальные общности, не имеющие юридически фиксированного статуса, добровольно объединенные на основе интересов, дружбы и симпатий либо на прагматической основе. Обычно это группы общения — они возникают и складываются стихийно. Здесь ни статусы, ни роли не предписаны, нет заданной системы взаимоотношений по вертикали.
Практически установлено, что в действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникаю! в рамках формальных, или когда в стихийно образовавшейся группе вдруг возникает совместная деятельность. Впервые деление групп на формальные и неформальные предложил Э. Мэйо.
По непосредственности взаимосвязей: реальные (контактные) и условные.
Реальные (контактные) — ограниченные в размерах коллективы людей, существующие в общем пространстве и времени и объединенные реальными отношениями. Пример: учебный класс, производственная бригада.
Условные — объединенные по определенному признаку общности людей, включающие субъектов, не имеющих прямых или косвенных объективных взаимоотношений. Люди, составляющие эти общности, могут вообще ничего не знать друг о друге и при этом находиться в определенных, более или менее одинаковых, отношениях с другими членами своих групп, уже реальных. Эти общности объединяются по различным основаниям: роду деятельности, полу, возрасту, уровню образования, национальности и др.
По уровню развития: низкого уровня и высокого развития.
Уровень группового развития — характеристика сформированности межличностных отношений, выражающаяся в группообразовании.
В зарубежной социальной психологии параметрами группообразования считаются: время существования группы, наличие отношений власти и подчинения, количество групповых коммуникаций, число взаимных выборов.
В отечественной социальной психологии для характеристики уровня группового развития принимают во внимание два фактора: степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности, т.е. целями, ценностями, организацией, и социальный характер этих целей и ценностей, т.е. степень соответствия их общественно-историческому процессу — прогрессу, стагнации или регрессу.
Низкого уровня развития — группы, основанные на асоциальных факторах, отсутствии общих целей и интересов, конформности или нонконформности ее членов.
Среди групп низкого развития: выделяют следующие виды.
Ассоциации — группы, в которых взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями. В них отсутствуют совместная деятельность, организация и управление, ценностные ориентации проявляются при групповом общении. Ассоциации могут быть просоциальными и асоциальными, в зависимости от тога, общественный или антиобщественный характер имеют ценностные ориентации группы.
Корпорации — организованные группы, характерные своей замкнутостью, максимальной централизацией и авторитарностью руководства; на основе своих узкоиндивидуалистических интересов противопоставляют себя другим социальным общностям. Межличностные отношения опосредуются асоциальными и нередко антисоциальными ценностными ориентациями. Персонализация одних индивидов в корпорации осуществляется за счет деперсонализации других.
Диффузные группы — общности, в которых нет сплоченности и ценностно - ориентационного единства, нет совмести ой деятельности, способной опосредовать межличностные отношения ее участников. В этих группах взаимоотношения опосредуются только симпатиями и антипатиями.
Высокого развития — группы, основанные на социальных целях и ценностях, на общих интересах. Взаимоотношения в них опосредуются личностной значимостью и общественно ценным содержанием групповой деятельности. Примером группы высокого развития может служить коллектив. Подробнее об этом — в теме «Психология организованных социальных групп: психология производственногоколлектива».
По значимости: референтные и группы членства.
Референтные (эталонные) — труппы, определяемые по степени сознательности отношения к ним индивидов.Это реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на чьи нормы, мнения, ценности и оценки ориентируется в своем поведении и самооценке.
Референтная группа выполняет две важные функции.
Нормативная функция проявляется в мотивационных процессах. Референтная группа выступает при этом как источник норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации индивида.
Сравнительная функция проявляется в процессах социального восприятия (социальной перцепции). Референтная группа выступает здесь как эталон, посредством которого индивид оценивает себя и других
Референтные группы могут быть в представлении индивида как «положительными», так и «отрицательными».
К «положительным» относятся те, с которыми индивид идентифицирует себя и членом которых он хотел бы стать.
К «отрицательным» референтным группам относятся те, которые вызывают у индивида неприятие.
У каждого индивида может быть различное число референтных групп в зависимости от видов отношений и деятельности. Возможны ситуации, когда референтные для индивида группы имеют противоположно направленные ценности, что может привести к образованию у него серьезных внутриличностных конфликтов, требующих психологического или психотерапевтического консультирования.
Экспериментально было установлено, что некоторые члены малых групп разделяют нормы поведения не своих групп, а других, на которые они ориентируются, хотя своим членством в них и не представлены. Впервые деление групп на референтные и группы членства ввел Г. Хаймен.
Группы членства — это группы, в которых индивид не противопоставлен самой группе, и где он соотносит себя со всеми другими членами группы, а они себя — с ним.
Кроме перечисленных, можно выделить множество других социально-психологических критериев для дифференцирования малых групп, например:
—естественные: семья;
—подобия (психологического, экономического и идеологического): классы, партии, секты, движения;
—по общности профессиональных или любительских интересов клубы;
—организованные и стихийные;
—долговременные и кратковременные;
—устойчивые и нестабильные;
—открытые и закрытые;
—развивающиеся и уже сложившиеся;
— психотренинга, психокоррекционные и психотерапевтические.
Группы исследуют по:
— степени подчиненности личности;
— типу контроля за групповой деятельностью;
— характеру распределения ролей в группе;
— характеру коммуникаций в группе.
В современных условиях образование и формирование малых групп имеет, как минимум, три источника:
1) разделение труда, производственная необходимость: бригады, участки, цеха, отделы, классы, курсы;
2) потребности человека в общении, принадлежности, помощи другим и самому себе: клубы по интересам, группы общения;
3) вынужденное сосуществование: воинские подразделения, осужденные к лишению свободы, детские дома, больницы, группы не кратковременного (более недели) отдыха и др.