Классификация причин конфликтов
Причины конфликтов - это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях вызывают его. Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Среди множества причин можно условно выделить общие, которые проявляются практически во всех возникающих конфликтах. К ним конфликтологи относят следующие причины.
Социально-политические и экономические причины. Связаны с социально-политической и экономической ситуацией в стране.
Социально-демографические причины. Отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к различным этническим группам и др.
Социально-психологические причины. Обусловлены социально-психологическими явлениями в социальных группах (взаимоотношения, лидерство, групповые нормы, мотивы, мнения, настроения и т.д.).
Индивидуально-психологические причины, отражающие особенности личности (темперамент, характер, способности, потребности, мотивы и т.п.).
Другую группу причин в этой классификации весьма условно можно назвать частными. Эти причины непосредственно связаны с конкретным видом деятельности. Назовем некоторые из них.
Распределение ресурсов. Даже в самых крупных и богатых организациях, регионах и государствах ресурсы всегда ограничены. Необходимость распределять их практически неизбежно ведет к конфликтам. Люди всегда хотят получать не меньше, а больше, и собственные потребности всегда кажутся им более обоснованными.
Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи.
Например, руководитель производственного подразделения может объяснить низкую производительность труда своих подчиненных неспособностью ремонтной службы быстро и качественно ремонтировать оборудование. Руководитель ремонтной службы может, в свою очередь, винить отдел кадров в том, что не приняты новые работники, в которых так нуждаются ремонтники.
Несколько инженеров, занятых разработкой одного изделия, могут обладать разным уровнем профессиональной квалификации. В этом случае специалисты более высокой квалификации могут быть недовольны тем, что слабые инженеры тормозят выполнение работы, а последние недовольны тем, что от них требуют невозможного. Взаимосвязанность задач при неравных возможностях приводит к конфликту.
Различия в целях. Вероятность этих конфликтов в организациях возрастает по мере увеличения организации, когда она разбивается на специализированные подразделения. Например, отдел сбыта может настаивать на производстве более разнообразной продукции, исходя из спроса (потребностей рынка); при этом производственные подразделения заинтересованы в увеличении объема выпуска продукции при минимальных затратах, что обеспечивается выпуском простой однородной продукции. Отдельные работники тоже, как известно, преследуют собственные цели, не совпадающие с целями других.
Различия в способах достижения целей. У руководителей и непосредственных исполнителей могут быть разные взгляды на пути и способы достижения общих целей, даже при отсутствии противоречивых интересов. Например, все хотят повысить производительность труда, сделать работу более интересной, но о том, как это сделать, люди могут иметь разные представления. Проблему можно решить по-разному, и каждый считает, что его решение самое лучшее.
Неудовлетворительные коммуникации. Конфликты в организациях очень часто связаны с неудовлетворительными коммуникациями. Например, перед проведением аттестации, сокращением кадров неполная или неточная информация о критериях отбора приводит к появлению слухов, домыслов, сплетен, неадекватному поведению личностей, что препятствует управлению конфликтом.
К частным причинам можно отнести также неудовлетворенность условиями деятельности, нарушение служебной этики, трудового законодательства.
Перечислить все причины конфликтов невозможно. Некоторые авторы считают, что все многообразие причин можно объединить в следующие группы:
· причины, обусловленные трудовым процессом (технологические или организационные трудности, недостатки в оплате труда);
· причины, обусловленные психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, т. е. их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими и другими различиями людей.
В конфликтологии существуют и другие классификации причин конфликтов (табл. 2). Но все онисчитаются причинами конфликта, если только в них присутствуют три составные части: взаимодействие, взаимозависимость и цель.
Таблица 2