Роль вдохновения интуиции и инсайта

В творческом процессе

Для понимания специфики творческого процесса во всех сферах деятельности особое значение приобретают такие сложные, взаимосвязанные и неоднозначные понятия, как «вдохновение», «интуиция» и «инсайт».Нам достаточно часто приходится слышать такие, например, фразы: «У меня нет вдохновения на эту работу!»; «Сделано прекрасно, с большим творческим вдохновением»; «Правильное решение пришло неожиданно, оно буквально озарило меня»; «Документы у них в порядке, но интуиция мне подсказывает, что с ними нельзя работать»; «Он не подходит для этой работы: у него достаточно знаний, но нет интуиции»… . Ряд подобных фраз может быть продолжен до бесконечности. Что же за ними стоит с точки зрения науки?

Вдохновение обычно понимается как состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил личности. Это состояние творческого волнения человека, ведущее, как правило, к возникновению или реализации замысла и идеи произведения науки, искусства, техники.

 
 
В момент творческого подъема самим организмом вырабатывается эликсир молодости. Г.Александров  

Вдохновению обычно сопутствует состояние предчувствия успеха, хотя иногда оно соотносится с невозможностью не творить вне зависимости от успеха. Очень часто вдохновение связано с готовностью пожертвовать силами, временем, как незначительными, так и весьма значительными делами в угоду неуемному стремлению создавать новое и значимое.

Исследователи считают, что вдохновение при всей своей кажущейся самопроизвольности и необъяснимости не появляется «вдруг». Оно является, как свидетельствует анализ деятельности и изречений известных творческих личностей, результатом предварительного напряженного труда, оно напрямую связано с достаточно высоким профессионализмом творца.

В то же время нельзя не отметить, что вдохновение может посетить как гениального писателя, так и обычного графомана, мечтающего о славе. За рамками исследований обычно остается вопрос о том, можно ли назвать вдохновением состояние, которое не приводит к созданию значимых творческих продуктов. А если написана, скажем, половина или большая часть талантливого произведения (например, романа), если это произведение так и остается незаконченным при отсутствии каких-либо трагических внешних факторов, то можно ли усматривать причину в том, что вдохновение покинуло автора? Ведь известно, что автор может остановиться на полпути по причине потери интереса к создаваемому им произведению. И, наконец, насколько ценным является сотрудник, которого часто посещает вдохновение, но при этом у него отсутствует чувство долга, что мешает ему доводить начатое до логического завершения. Почти в любой работе присутствуют рутинные моменты, и далеко не всегда возможно иметь «под рукой» профессионально подготовленных сотрудников, которые будут доделывать работу за теми, кого покинуло вдохновение.

Инсайт (от англ. insight – понимание, озарение, внезапная догадка) – это сложное интеллектуальное явление, суть которого состоит в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождение её решения. Это внезапное и не выводимое однозначно из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы. Также этот термин может использоваться в значении «внелогическое прозрение»,котороеможет возникнуть как в период особенно яркого порыва вдохновения, так и независимо от него.

Понятие «инсайт» введено гештальтпсихологией. В работе немецкого психолога В.Кёлера (1925) об интеллекте человекообразных обезьян оно было противопоставлено бихевиористскому представлению о постепенном и "слепом" научении, осуществляющемся методом проб и ошибок.

В работах известного немецкого исследователя М.Вертгеймера ( 1880 – 1943) и его единомышленников (К.Дункера и др.) термин «инсайт» был применен к описанию продуктивного мышления человека и истолкован как особый акт, противопоставленный другим интеллектуальным операциям.

Впоследствии понятие «инсайт» приобрело ключевое значение в процессе психологического изучения научного творчества. В этом контексте инсайт – одна из основных стадий индивидуального творческого мышления, впервые описанная Г.Уоллесом (1926), расчленившим творческий процесс на следующие четыре стадии:

1. Стадия подготовки.

2. Стадия инкубации.

3. Стадия инсайта (озарения).

4. Стадия проверки найденного решения.

Инсайт представляет собой попадание решения, найденного в процессе бессознательной мыслительной работы, в фокус сознания. Сознание в этот момент обычно отвлечено от решаемой проблемы, его направленность, как правило, не совпадает с ориентацией бессознательного решения, и поэтому найденное решение всплывает в сознании внезапно, сопровождаясь интуитивной уверенностью в его правильности и эмоциональной активацией.

Наиболее яркие примеры инсайта дает история науки, Это, например, известные открытия Архимеда, Ньютона, Пуанкаре, Менделеева и других ученых, осуществленные в виде внезапного усмотрения решений, приходивших к ученым в самых неожиданных ситуациях (соответственно, под яблоней, в ванной, на подножке автобуса, во сне).

Существование в структуре творческого процесса стадии инсайта рассматривается как одно из главных свидетельств тесной связи творчества с бессознательным мышлением.

С понятием «инсайт» неразрывно связано понятие «интуиция». Интуиция (от лат. intueri – пристально, внимательно смотреть; от позднелат. intuitio – созерцание) – это способность человеческого сознания непосредственно постигать предмет познания без опосредствующего влияния знаково-символического и доказательно-логического инструментария. Под интуицией также понимают способность мысленно оценивать ситуацию и, минуя рассуждения и логический анализ, моментально принимать правильные решения на основе накопленного ранее жизненного опыта, а также под влиянием родовой и генетической наследственности. Интуитивное решение может возникнуть как в результате напряженного раздумывания над решением вопроса, так и без него (Психологический словарь, 1983, с. 140 – 141; Психология. Словарь, 1990, с.149).

Традиционно интуиция противопоставляется доказательно-опосредованному пути получения знания. Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляются в развёрнутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко субъект схватывает мыслью сложную ситуацию, например, во время военного сражения, определения диагноза, виновности или невиновности обвиняемого и т. п. Роль интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения в неведомое. Но интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли – истина. При этом исследователи подчеркивают, что интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого обычно необходимо доказательство.

В рамках европейской философии наиболее последовательная попытка рассмотреть интуицию в качестве основной способности сознания была предпринята в интуитивизме А.Бергсона. В истории отечественной мысли оригинальные и глубокие взгляды на сущность интуитивного знания развивали С.Л.Франк и Н.О.Лосский.

В большинстве философских и психологических концепций различия между непосредственными и опосредованными путями получения знания не абсолютизируются, хотя сам факт мгновенного озарения, инсайта, творческого откровения не вызывает сомнений. В результате таких прозрений, чаще всего неожиданных для самого творца, обретается решение долго мучившей человека проблемы. Находится верный выход из жизненной коллизии, создаются художественные шедевры, происходит проникновение в сокровенные глубины психического мира чужого и собственного Я. В отдельных случаях человек вообще рождается как бы заново, обретая новый смысл и цель личного бытия.

Известно, что акт интуитивного понимания зачастую происходит очень быстро и внезапно. При этом он эмоционально переживается настолько проникновенно и остро, что индивид ощущает собственное Я как бы вышедшим за пределы его физического тела и растворившимся в постигаемой предметности. Иными словами, человек переживает так называемое состояние экстаза, или творческого восторга. Иногда наоборот: спонтанно и мгновенно обретаемое просветление производит впечатление, будто ключевая мысль, образ или формула приходят извне, словно посылаются кем-то свыше, Многочисленные свидетельства подобного рода можно найти не только в религии, но в истории науки и техники, в дневниках художников и поэтов, в письменных и устных рассказах общественных деятелей и самых простых людей, подчас далеких от всякой творческой деятельности. О значении интуиции в их собственном творчестве писали ученые А.Пуанкаре и А.Эйнштейн, В.С.Соловьев, К.Г.Юнг, С.П.Боткин и многие другие.

Как считает исследователь интуиции А.В.Иванов, разнообразие интуитивного опыта столь велико, что с трудом поддается научной типизации. В историко-философской и историко-психологической традиции выделяют чаще всего следующие разновидности интуиции: чувственную, эмоциональную, интеллектуальную и мистическую.

Чувственная интуиция трактуется неоднозначно. В эмпиристской традиции, видевшей главный источник знания в опыте, она нередко отождествлялась с непосредственным чувственным отражением предмета в различных видах ощущения и восприятия. Такой взгляд можно назвать наивно-сенсуалистическим, ибо в настоящее время доказан факт глубокой социокультурной обусловленности чувственного опыта человека. Иногда чувственную интуицию связывают со способностью сознания непосредственно воспринимать и переживать художественные образы и смыслы, как бы растворяться в предмете эстетического созерцания. Наконец, в восточных психотехниках (например, в буддийской йоге) под непосредственным чувственным познанием понимают особый этап медитации, когда субъект освобождает свою чувственность от всех культурно-рациональных опосредствующих установок и обретает дар видения вещей мира такими, какие они есть на самом деле без всяких субъективистских наслоений и домыслов.

Эмоциональная интуиция соотносится с эмпатией и рассматривается как непосредственное "вхождение" в эмоционально-психологическое состояние другого человека без опоры на традиционные знаковые средства коммуникации. Каждому понятны ситуации молчаливого понимания, сочувствия другому, особенно близкому человеку. Здесь происходит как бы "резонансная" бессознательная "настройка" собственного Я на "тембр" звучания другой души, обеспечивающая тончайшее межсубъектное взаимопонимание. Вместе с тем каждому знакомо и чувство антипатии, дискомфорта, полной эмоциональной "нестыковки" с каким-то человеком, в обществе которого ощущаешь себя скованно, неловко, неуютно. Некоторые люди обладают обостренной эмоциональной интуицией. Феномены интуиции и эмпатии представляют особо сложные объекты научных психологических исследований, поскольку чаще всего они невоспроизводимы в лабораторных условиях, проявляются ситуативно и не всегда поддаются однозначному традиционному описанию.

Понятие интеллектуальной интуиции разрабатывалось преимущественно в рамках рационалистических традиций. Ее классическое понимание восходит к исследованиям французского ученого Р.Декарта (1596 – 1650), для которого интуиция есть "понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим". Посредством интеллектуальной интуиции, по мнению Р.Декарта, субъект непосредственно усматривает исходные общие начала и идеи, способные выступить в качестве достоверных оснований последующего дискурсивного вывода. Ссылки на феномен интеллектуальной интуиции особенно характерны для представителей дедуктивных наук, в частности для такого направления в математике и логике, как интуиционизм (Э.Брауер, Г.Вейль, А.Гейтинг). Здесь интуиция трактуется как непосредственная очевидность элементарных логико-математических суждений типа "А = А", отношений типа "больше – меньше".

В гештальтпсихологии под интеллектуальной интуицией (инсайтом) понимался ключевой момент решения мыслительной задачи посредством ее целостного структурного схватывания.

Мистическая интуиция интерпретируется в различных религиях и мистических доктринах как слияние индивидуального сознания со сверхчувственной и сверхразумной основой мироздания (Богом, Мировой Душой, единой психоматерией и т. д.). В акте мистического озарения человек получает, по выражению Н.О.Лосского, знание о "сверхвременных и сверхпространственных" началах бытия, невыразимое ни в каком земном слове. По единодушному утверждению мистиков всех религий, подобный внутренний опыт находится за пределами рационального мышления, и его содержание не может быть передано сознанию другого человека. Не случайно в отдельных доктринах дар мистической интуиции относится к разряду сверхсознательных познавательных способностей.

Современные научные исследования интуиции позволяют, с одной стороны, существенно демистифицировать феномен непосредственных форм получения знания, а с другой – показать их внутреннюю соотнесенность с логическим мышлением.

Многие научные открытия, субъективно переживавшиеся учеными как мгновенное озарение, на самом деле включали в себя ряд последовательных линейно-логических шагов, которые могут быть объективно установлены в историко-научных исследованиях. Это дает возможность говорить о существовании определенной "логики научного открытия" в целом и логических механизмах в структуре самой интуиции, которые носят латентный, "свернутый" характер.

С другой стороны, несомненна взаимодополнительность опосредованного и непосредственного видов знания с точки зрения этапов научного творчества. На первом этапе имеет место рациональная постановка проблемы, отбор фактического материала, оценка существующих в науке идей и гипотез. На втором этапе, связанном с муками рождения нового, у творца неожиданно возникает собственная базовая идея, дающая ключ к решению проблемы. Чаще всего она предстает в виде чувственного образа или символа. Наконец, на третьем этапе вновь "включается" логическое мышление, дискурсивно развертывающее и обосновывающее найденное решение. Приблизительно аналогичные этапы характеризуют творчество в искусстве, хотя сама грань между художественным мышлением и интуицией является размытой.

В настоящее время в результате бурного развития нейропсихологии и открытия межполушарной асимметрии мозга обосновывается связь феномена интуиции с синтетической деятельностью правого полушария, оперирующего преимущественно образной информацией. Установлен также факт существенной зависимости интуитивного познания от бессознательных психических процессов, включая не только личный, но и родовой архетипичный опыт. Некоторые эвристические наглядные модели в науке и технике (спираль, древо, крест, кристаллические структуры и т. д.), дающие ключ к рациональному объяснению явлений различной природы, являются одновременно и наиболее распространенными символическими проекциями бессознательных психических переживаний. Отсюда некоторые исследователи делают вывод о существовании фундаментальных структурных законов бытия, в равной мере определяющих материальные и идеально-психические процессы и образующие своеобразные "каналы" и "алгоритмы" познавательной деятельности, включая интуицию.

В последнее время предпринимаются попытки использовать понятийный аппарат синергетики (науки о самоорганизации открытых нелинейных систем) для объяснения сущности интуиции и инсайта. С этих позиций акт творческого озарения истолковывают как своеобразную "точку бифуркации" знания в ситуации неопределенности, когда осуществляется его переход к новой смысловой и логической ценности. Точка бифуркации – это смена установившегося режима работы системы, это критическое состояние системы, при котором система становится неустойчивой и возникает неопределенность, то есть неясно, станет состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности. Основные свойства точки бифуркации – это непредсказуемость и кратковременность, разделяющая более устойчивые режимы системы.

Широкие возможности для изучения интуиции открывает компьютерное моделирование творческой деятельности человека.

Уровни творчества

Уровень творчества   Область значимости творческого продукта
  Первый уровень   Творческий продукт значим для всего человечества
  Второй уровень   Творческий продукт значим для страны или региона
  Третий уровень   Творческий продукт значим для определенной отрасли или сферы деятельности
  Четвертый уровень Творческий продукт значим для отдельного человека

Успешным результатом творческой деятельности мы считаем и гениальную «Сикстинскую мадонну» итальянского скульптора и живописца эпохи Возрождения Рафаэля Санти (1519 г.), и мудрого «на все времена» «Гамлета» английского поэта и драматурга Вильяма Шекспира (1701 г.), и потрясающую «Лунную сонату» немецкого композитора Людвига Ван Бетховена (1801 г.), и величественный Одесский театр оперы и балета, построенный по проекту венских архитекторов Ф.Фельнера и Г.Гельмера (1887 г.), и изобретение «мечты лентяя» (по остроумному замечанию критиков), первого пульта управления телевизором американским ученым Р.Адлером (1956 г.), и любой новый банковский продукт, и любую новую успешную управленческую модель. Сфера деятельности при этом для нас принципиальной не является. Как мы видим, в одном случае речь может идти о произведениях искусства (живописи, литературе, музыке или архитектуре), в другом – об открытиях в области науки и техники, в третьем – об экономике. Но уровни этого творчества, несомненно, различны.

Существуют различные основания для классификации уровней творчества. Далее нами будет представлен подход, в основе которого лежит сфера значимости творческого продукта.

Первый уровень творчества считается самым высоким. К этому уровню относятся творческие продукты, значимые для всего человечества. Это великие научные открытия, произведения искусства гениальных авторов. Творческие продукты первого уровня обычно принципиально изменяют и улучшают жизнь людей, а также характеризуются долговечностью.

Второй уровень творчества считается достаточно высоким. К этому уровню относятся творческие продукты, которые имеют большое значение для значительного количества людей, например, жителей страны или региона.

К третьему уровню творчества относятся творческие продукты, которые значимы для ограниченного количества людей, например, для отдельной отрасли, предприятия или для представителей каких-либо профессий.

Четвертый уровень считается начальным, он является значимым для самого творца и обеспечивает подготовку для последующих уровней.

Наши рекомендации