Роль вдохновения интуиции и инсайта
В творческом процессе
Для понимания специфики творческого процесса во всех сферах деятельности особое значение приобретают такие сложные, взаимосвязанные и неоднозначные понятия, как «вдохновение», «интуиция» и «инсайт».Нам достаточно часто приходится слышать такие, например, фразы: «У меня нет вдохновения на эту работу!»; «Сделано прекрасно, с большим творческим вдохновением»; «Правильное решение пришло неожиданно, оно буквально озарило меня»; «Документы у них в порядке, но интуиция мне подсказывает, что с ними нельзя работать»; «Он не подходит для этой работы: у него достаточно знаний, но нет интуиции»… . Ряд подобных фраз может быть продолжен до бесконечности. Что же за ними стоит с точки зрения науки?
Вдохновение обычно понимается как состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил личности. Это состояние творческого волнения человека, ведущее, как правило, к возникновению или реализации замысла и идеи произведения науки, искусства, техники.
|
Вдохновению обычно сопутствует состояние предчувствия успеха, хотя иногда оно соотносится с невозможностью не творить вне зависимости от успеха. Очень часто вдохновение связано с готовностью пожертвовать силами, временем, как незначительными, так и весьма значительными делами в угоду неуемному стремлению создавать новое и значимое.
Исследователи считают, что вдохновение при всей своей кажущейся самопроизвольности и необъяснимости не появляется «вдруг». Оно является, как свидетельствует анализ деятельности и изречений известных творческих личностей, результатом предварительного напряженного труда, оно напрямую связано с достаточно высоким профессионализмом творца.
В то же время нельзя не отметить, что вдохновение может посетить как гениального писателя, так и обычного графомана, мечтающего о славе. За рамками исследований обычно остается вопрос о том, можно ли назвать вдохновением состояние, которое не приводит к созданию значимых творческих продуктов. А если написана, скажем, половина или большая часть талантливого произведения (например, романа), если это произведение так и остается незаконченным при отсутствии каких-либо трагических внешних факторов, то можно ли усматривать причину в том, что вдохновение покинуло автора? Ведь известно, что автор может остановиться на полпути по причине потери интереса к создаваемому им произведению. И, наконец, насколько ценным является сотрудник, которого часто посещает вдохновение, но при этом у него отсутствует чувство долга, что мешает ему доводить начатое до логического завершения. Почти в любой работе присутствуют рутинные моменты, и далеко не всегда возможно иметь «под рукой» профессионально подготовленных сотрудников, которые будут доделывать работу за теми, кого покинуло вдохновение.
Инсайт (от англ. insight – понимание, озарение, внезапная догадка) – это сложное интеллектуальное явление, суть которого состоит в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождение её решения. Это внезапное и не выводимое однозначно из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы. Также этот термин может использоваться в значении «внелогическое прозрение»,котороеможет возникнуть как в период особенно яркого порыва вдохновения, так и независимо от него.
Понятие «инсайт» введено гештальтпсихологией. В работе немецкого психолога В.Кёлера (1925) об интеллекте человекообразных обезьян оно было противопоставлено бихевиористскому представлению о постепенном и "слепом" научении, осуществляющемся методом проб и ошибок.
В работах известного немецкого исследователя М.Вертгеймера ( 1880 – 1943) и его единомышленников (К.Дункера и др.) термин «инсайт» был применен к описанию продуктивного мышления человека и истолкован как особый акт, противопоставленный другим интеллектуальным операциям.
Впоследствии понятие «инсайт» приобрело ключевое значение в процессе психологического изучения научного творчества. В этом контексте инсайт – одна из основных стадий индивидуального творческого мышления, впервые описанная Г.Уоллесом (1926), расчленившим творческий процесс на следующие четыре стадии:
1. Стадия подготовки.
2. Стадия инкубации.
3. Стадия инсайта (озарения).
4. Стадия проверки найденного решения.
Инсайт представляет собой попадание решения, найденного в процессе бессознательной мыслительной работы, в фокус сознания. Сознание в этот момент обычно отвлечено от решаемой проблемы, его направленность, как правило, не совпадает с ориентацией бессознательного решения, и поэтому найденное решение всплывает в сознании внезапно, сопровождаясь интуитивной уверенностью в его правильности и эмоциональной активацией.
Наиболее яркие примеры инсайта дает история науки, Это, например, известные открытия Архимеда, Ньютона, Пуанкаре, Менделеева и других ученых, осуществленные в виде внезапного усмотрения решений, приходивших к ученым в самых неожиданных ситуациях (соответственно, под яблоней, в ванной, на подножке автобуса, во сне).
Существование в структуре творческого процесса стадии инсайта рассматривается как одно из главных свидетельств тесной связи творчества с бессознательным мышлением.
С понятием «инсайт» неразрывно связано понятие «интуиция». Интуиция (от лат. intueri – пристально, внимательно смотреть; от позднелат. intuitio – созерцание) – это способность человеческого сознания непосредственно постигать предмет познания без опосредствующего влияния знаково-символического и доказательно-логического инструментария. Под интуицией также понимают способность мысленно оценивать ситуацию и, минуя рассуждения и логический анализ, моментально принимать правильные решения на основе накопленного ранее жизненного опыта, а также под влиянием родовой и генетической наследственности. Интуитивное решение может возникнуть как в результате напряженного раздумывания над решением вопроса, так и без него (Психологический словарь, 1983, с. 140 – 141; Психология. Словарь, 1990, с.149).
Традиционно интуиция противопоставляется доказательно-опосредованному пути получения знания. Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляются в развёрнутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко субъект схватывает мыслью сложную ситуацию, например, во время военного сражения, определения диагноза, виновности или невиновности обвиняемого и т. п. Роль интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения в неведомое. Но интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли – истина. При этом исследователи подчеркивают, что интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого обычно необходимо доказательство.
В рамках европейской философии наиболее последовательная попытка рассмотреть интуицию в качестве основной способности сознания была предпринята в интуитивизме А.Бергсона. В истории отечественной мысли оригинальные и глубокие взгляды на сущность интуитивного знания развивали С.Л.Франк и Н.О.Лосский.
В большинстве философских и психологических концепций различия между непосредственными и опосредованными путями получения знания не абсолютизируются, хотя сам факт мгновенного озарения, инсайта, творческого откровения не вызывает сомнений. В результате таких прозрений, чаще всего неожиданных для самого творца, обретается решение долго мучившей человека проблемы. Находится верный выход из жизненной коллизии, создаются художественные шедевры, происходит проникновение в сокровенные глубины психического мира чужого и собственного Я. В отдельных случаях человек вообще рождается как бы заново, обретая новый смысл и цель личного бытия.
Известно, что акт интуитивного понимания зачастую происходит очень быстро и внезапно. При этом он эмоционально переживается настолько проникновенно и остро, что индивид ощущает собственное Я как бы вышедшим за пределы его физического тела и растворившимся в постигаемой предметности. Иными словами, человек переживает так называемое состояние экстаза, или творческого восторга. Иногда наоборот: спонтанно и мгновенно обретаемое просветление производит впечатление, будто ключевая мысль, образ или формула приходят извне, словно посылаются кем-то свыше, Многочисленные свидетельства подобного рода можно найти не только в религии, но в истории науки и техники, в дневниках художников и поэтов, в письменных и устных рассказах общественных деятелей и самых простых людей, подчас далеких от всякой творческой деятельности. О значении интуиции в их собственном творчестве писали ученые А.Пуанкаре и А.Эйнштейн, В.С.Соловьев, К.Г.Юнг, С.П.Боткин и многие другие.
Как считает исследователь интуиции А.В.Иванов, разнообразие интуитивного опыта столь велико, что с трудом поддается научной типизации. В историко-философской и историко-психологической традиции выделяют чаще всего следующие разновидности интуиции: чувственную, эмоциональную, интеллектуальную и мистическую.
Чувственная интуиция трактуется неоднозначно. В эмпиристской традиции, видевшей главный источник знания в опыте, она нередко отождествлялась с непосредственным чувственным отражением предмета в различных видах ощущения и восприятия. Такой взгляд можно назвать наивно-сенсуалистическим, ибо в настоящее время доказан факт глубокой социокультурной обусловленности чувственного опыта человека. Иногда чувственную интуицию связывают со способностью сознания непосредственно воспринимать и переживать художественные образы и смыслы, как бы растворяться в предмете эстетического созерцания. Наконец, в восточных психотехниках (например, в буддийской йоге) под непосредственным чувственным познанием понимают особый этап медитации, когда субъект освобождает свою чувственность от всех культурно-рациональных опосредствующих установок и обретает дар видения вещей мира такими, какие они есть на самом деле без всяких субъективистских наслоений и домыслов.
Эмоциональная интуиция соотносится с эмпатией и рассматривается как непосредственное "вхождение" в эмоционально-психологическое состояние другого человека без опоры на традиционные знаковые средства коммуникации. Каждому понятны ситуации молчаливого понимания, сочувствия другому, особенно близкому человеку. Здесь происходит как бы "резонансная" бессознательная "настройка" собственного Я на "тембр" звучания другой души, обеспечивающая тончайшее межсубъектное взаимопонимание. Вместе с тем каждому знакомо и чувство антипатии, дискомфорта, полной эмоциональной "нестыковки" с каким-то человеком, в обществе которого ощущаешь себя скованно, неловко, неуютно. Некоторые люди обладают обостренной эмоциональной интуицией. Феномены интуиции и эмпатии представляют особо сложные объекты научных психологических исследований, поскольку чаще всего они невоспроизводимы в лабораторных условиях, проявляются ситуативно и не всегда поддаются однозначному традиционному описанию.
Понятие интеллектуальной интуиции разрабатывалось преимущественно в рамках рационалистических традиций. Ее классическое понимание восходит к исследованиям французского ученого Р.Декарта (1596 – 1650), для которого интуиция есть "понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим". Посредством интеллектуальной интуиции, по мнению Р.Декарта, субъект непосредственно усматривает исходные общие начала и идеи, способные выступить в качестве достоверных оснований последующего дискурсивного вывода. Ссылки на феномен интеллектуальной интуиции особенно характерны для представителей дедуктивных наук, в частности для такого направления в математике и логике, как интуиционизм (Э.Брауер, Г.Вейль, А.Гейтинг). Здесь интуиция трактуется как непосредственная очевидность элементарных логико-математических суждений типа "А = А", отношений типа "больше – меньше".
В гештальтпсихологии под интеллектуальной интуицией (инсайтом) понимался ключевой момент решения мыслительной задачи посредством ее целостного структурного схватывания.
Мистическая интуиция интерпретируется в различных религиях и мистических доктринах как слияние индивидуального сознания со сверхчувственной и сверхразумной основой мироздания (Богом, Мировой Душой, единой психоматерией и т. д.). В акте мистического озарения человек получает, по выражению Н.О.Лосского, знание о "сверхвременных и сверхпространственных" началах бытия, невыразимое ни в каком земном слове. По единодушному утверждению мистиков всех религий, подобный внутренний опыт находится за пределами рационального мышления, и его содержание не может быть передано сознанию другого человека. Не случайно в отдельных доктринах дар мистической интуиции относится к разряду сверхсознательных познавательных способностей.
Современные научные исследования интуиции позволяют, с одной стороны, существенно демистифицировать феномен непосредственных форм получения знания, а с другой – показать их внутреннюю соотнесенность с логическим мышлением.
Многие научные открытия, субъективно переживавшиеся учеными как мгновенное озарение, на самом деле включали в себя ряд последовательных линейно-логических шагов, которые могут быть объективно установлены в историко-научных исследованиях. Это дает возможность говорить о существовании определенной "логики научного открытия" в целом и логических механизмах в структуре самой интуиции, которые носят латентный, "свернутый" характер.
С другой стороны, несомненна взаимодополнительность опосредованного и непосредственного видов знания с точки зрения этапов научного творчества. На первом этапе имеет место рациональная постановка проблемы, отбор фактического материала, оценка существующих в науке идей и гипотез. На втором этапе, связанном с муками рождения нового, у творца неожиданно возникает собственная базовая идея, дающая ключ к решению проблемы. Чаще всего она предстает в виде чувственного образа или символа. Наконец, на третьем этапе вновь "включается" логическое мышление, дискурсивно развертывающее и обосновывающее найденное решение. Приблизительно аналогичные этапы характеризуют творчество в искусстве, хотя сама грань между художественным мышлением и интуицией является размытой.
В настоящее время в результате бурного развития нейропсихологии и открытия межполушарной асимметрии мозга обосновывается связь феномена интуиции с синтетической деятельностью правого полушария, оперирующего преимущественно образной информацией. Установлен также факт существенной зависимости интуитивного познания от бессознательных психических процессов, включая не только личный, но и родовой архетипичный опыт. Некоторые эвристические наглядные модели в науке и технике (спираль, древо, крест, кристаллические структуры и т. д.), дающие ключ к рациональному объяснению явлений различной природы, являются одновременно и наиболее распространенными символическими проекциями бессознательных психических переживаний. Отсюда некоторые исследователи делают вывод о существовании фундаментальных структурных законов бытия, в равной мере определяющих материальные и идеально-психические процессы и образующие своеобразные "каналы" и "алгоритмы" познавательной деятельности, включая интуицию.
В последнее время предпринимаются попытки использовать понятийный аппарат синергетики (науки о самоорганизации открытых нелинейных систем) для объяснения сущности интуиции и инсайта. С этих позиций акт творческого озарения истолковывают как своеобразную "точку бифуркации" знания в ситуации неопределенности, когда осуществляется его переход к новой смысловой и логической ценности. Точка бифуркации – это смена установившегося режима работы системы, это критическое состояние системы, при котором система становится неустойчивой и возникает неопределенность, то есть неясно, станет состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности. Основные свойства точки бифуркации – это непредсказуемость и кратковременность, разделяющая более устойчивые режимы системы.
Широкие возможности для изучения интуиции открывает компьютерное моделирование творческой деятельности человека.
Уровни творчества
Уровень творчества | Область значимости творческого продукта |
Первый уровень | Творческий продукт значим для всего человечества |
Второй уровень | Творческий продукт значим для страны или региона |
Третий уровень | Творческий продукт значим для определенной отрасли или сферы деятельности |
Четвертый уровень | Творческий продукт значим для отдельного человека |
Успешным результатом творческой деятельности мы считаем и гениальную «Сикстинскую мадонну» итальянского скульптора и живописца эпохи Возрождения Рафаэля Санти (1519 г.), и мудрого «на все времена» «Гамлета» английского поэта и драматурга Вильяма Шекспира (1701 г.), и потрясающую «Лунную сонату» немецкого композитора Людвига Ван Бетховена (1801 г.), и величественный Одесский театр оперы и балета, построенный по проекту венских архитекторов Ф.Фельнера и Г.Гельмера (1887 г.), и изобретение «мечты лентяя» (по остроумному замечанию критиков), первого пульта управления телевизором американским ученым Р.Адлером (1956 г.), и любой новый банковский продукт, и любую новую успешную управленческую модель. Сфера деятельности при этом для нас принципиальной не является. Как мы видим, в одном случае речь может идти о произведениях искусства (живописи, литературе, музыке или архитектуре), в другом – об открытиях в области науки и техники, в третьем – об экономике. Но уровни этого творчества, несомненно, различны.
Существуют различные основания для классификации уровней творчества. Далее нами будет представлен подход, в основе которого лежит сфера значимости творческого продукта.
Первый уровень творчества считается самым высоким. К этому уровню относятся творческие продукты, значимые для всего человечества. Это великие научные открытия, произведения искусства гениальных авторов. Творческие продукты первого уровня обычно принципиально изменяют и улучшают жизнь людей, а также характеризуются долговечностью.
Второй уровень творчества считается достаточно высоким. К этому уровню относятся творческие продукты, которые имеют большое значение для значительного количества людей, например, жителей страны или региона.
К третьему уровню творчества относятся творческие продукты, которые значимы для ограниченного количества людей, например, для отдельной отрасли, предприятия или для представителей каких-либо профессий.
Четвертый уровень считается начальным, он является значимым для самого творца и обеспечивает подготовку для последующих уровней.