Учреждений социального обслуживания семьи и детей

Наименование отчет оценка прогноз
Территориальный центр социальной помощи семье и детям Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru
Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru
Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru
Социальный приют для детей и подростков Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru
Центр психолого-педагогической помощи населению Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru
Центр экстренной психологической помощи по телефону Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru
Другие учреждения Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru Учреждений социального обслуживания семьи и детей - student2.ru

Примечание. Числитель – число учреждений, знаменатель – число сотрудников.

Нужна четкая государственная поддержка развития материально-технической базы учреждений социального обслуживания, строительство учреждений нового типа.

Условием эффективной работы учреждений социального обслуживания является их правовое обеспечение и механизм правового регулирования социального обслуживания.

Признаки правового обеспечения:

1. Единый комплекс федеральных законов.

2. Правовые акты, включающие нормы правообеспечения социального обслуживания.

3. Подзаконные и нормативные акты.

4. Нормативная регламентация деятельности социальных служб.

5. Правовые акты по защите прав клиентов.

6. Высокий уровень правосознания населения и работников социальных служб и др.

Необходима нормативно-правовая регламентация системы управления социального обслуживания. В Российской Федерации подготовлен сборник нормативных актов «Организация социального обслуживания населения», изданы сборники нормативно-правовых актов по различным категориям населения.

На федеральном уровне основными являются два вида документов:

1. Законы как акты, обладающие высшей юридической силой (Конституция России, Федеральные законы).

2. Подзаконные акты (указы президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы, инструкции министерств и ведомств).

В современной России происходит становление правовой базы социального обслуживания населения. Прежде всего, это реализация федеральных законов, указов президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

Для специалистов социальных служб создается правовое поле, которое позволяет успешно решать поставленные задачи по социальной поддержке людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Социальное обслуживание населения рассматривается как:

1) современная парадигма социальной работы;

2) высокоэффективная социальная технология, позволяющая оказывать результативную социальную поддержку гражданам в условиях сложной социально-экономической ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность человека или социальной группы;

3) принципиально важный сектор социальной сферы.

Возможность осуществления социального обслуживания населения в условиях современной России становится реальной и ощутимой по мере организации и развития сети территориальных социальных служб и быстрого формирования отрядов социальных работников.

Не во всех странах мира социальное обслуживание понимается одинаково. Нередко в этот термин вкладывается различное содержание. Например, в Финляндии в Законе «О социальном обслуживании» под социальным обслуживанием понимается «совокупность социальных услуг, поддержки средствами к существованию, социальных пособий и связанных с ними действий, которые призваны служить укреплению социальной обеспеченности и способствовать развитию отдельного человека, семьи, сообщества»[1].

В Словаре социальной работы Р. Баркера социальное обслуживание трактуется как предоставление конкретных социальных услуг для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития людям, зависящим от других, и которые не могут сами о себе позаботиться»[2].

В современной отечественной литературе нет достаточно глубоких обоснований структуры и функций территориальных комплексов социальных служб.

Социальное обслуживание населения как система характеризуется не просто суммой учреждений с динамикой их развития на определенных территориях Российской Федерации, а совокупностью таких составляющих, как: определенный порядок взаимодействия органов и учреждений социального обслуживания, межведомственная взаимосвязь, последовательные и обоснованные действия всех учреждений, направленные на поддержку различных слоев населения; финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение деятельности учреждений, оказывающих социальные услуги населению; многоуровневое научно-методическое и кадровое обеспечение деятельности территориальных социальных служб; степень сформированности нормативно-правового поля, создающего необходимые условия для становления и развития социальных служб; соотнесение усилий, направленных на становление социальных служб, и полученных результатов социального обслуживания, выражающихся прежде всего в степени удовлетворенности клиентов социальных служб, эффективности социальных услуг.

Новое представление о сущности социального обслуживания населения внесли федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», принятые в 1995 г.

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» в ст. 1 подчеркивается, что «социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации». Важную роль играют статьи Закона, в которых раскрывается основное содержание видов социального обслуживания – материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных условиях, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж граждан и семей и др.

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» существенно дополняет и конкретизирует наши представления о социальном обслуживании отдельных социальных групп нашего общества. Он предназначен для регулирования отношений в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения. При этом в Законе предмет его определяется так: «Социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах». Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому и в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Социальное обслуживание основывается на принципах: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность; соблюдение прав человека и гражданина; преемственность всех видов социального обслуживания.

Социальное обслуживание – это вид социальной деятельности, осуществляемый главным образом через сеть социальных служб, взаимодействующих между собой для предоставления клиентам социальных услуг.

Поэтому, с методологической точки зрения, представляет познавательный и практический интерес уяснение сути такого понятия, как «социальные службы». Выделяются, с одной стороны, службы семьи, службы социально-медицинской помощи, службы психологической помощи, службы социального обеспечения, службы правовой помощи, службы образования, экологические службы, службы занятости, социальные службы помощи детям и молодежи, с другой – территориальные социальные службы (межведомственные), муниципальные и т.п.

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» понятие «социальная служба» включено в число основных. «Социальные службы – предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица».

Сущность социального обслуживания как социальной системы раскрывается путем выявления и уяснения: структуры видов, форм и методов социальных услуг; структуры социальных служб и отдельных учреждений социального обслуживания населения; подсистем и элементов системы территориальных и ведомственных социальных служб (государственные, муниципальные, общественные, церковные, частные и иные); организации социального обслуживания (учреждения и предприятия); управления социальным обслуживанием; ресурсного обеспечения социального обслуживания (имущественное, финансовое, кадровое, научно-методическое, информационное).

Наши рекомендации