Подготовка профессиональных психологов за рубежом
Традиционные виды подготовки профессиональных психологов, развивавшиеся в течение XX века, существуют в ряде европейских стран: Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Бельгии, Нидерландах, России, а также в Соединенных Штатах Америки и Канаде. В этих странах накоплен опыт научной и преподавательской деятельности психологов, исторически сложилась система высшего образования. В других европейских странах, а также в Австралии, странах Азии и Африки, Южной Америки за образец обычно берется какая-либо из уже существующих моделей подготовки психологов. Структура и длительность психологического образования в отдельных странах в значительной степени определяется национальными традициями высшего образования, а содержание изучаемых учебных дисциплин — достижениями психологии как науки и практики…
В 90-е годы ученые европейских стран стали проявлять интерес к системе профессиональной подготовки психологов в других странах и пытались выработать общие подходы. В результате такой работы Европейской федерацией Ассоциаций профессиональных психологов в 1990 г. были одобрены «Оптимальные стандарты» для профессиональной подготовки в психологии. Они касаются некоторых общих принципов и подходов, но не конкретизируют детально содержание и структуру обучения…
В настоящее время уже накоплен определенный опыт сравнительных исследований систем подготовки психологов в разных странах…
Подготовка психологов различается по длительности, структуре и содержанию образования.
Длительность подготовки психологов. В Европе, например, в одних странах типичный период профессионального психологического образования составляет в целом 5 лет, в других — 6. Этот срок может включать в себя непрерывное обучение в течение 5 лет или разделяться на два уровня. В некоторых странах, например, в Норвегии, после 1 года вводного курса высшего образования студенты должны пройти пятилетнюю программу подготовки профессиональных психологов. В Англии базовое психологическое образование включает 3 года обучения. Однако для того, чтобы стать профессиональными психологами и получить возможность работать самостоятельно, студенты должны дополнительно учиться еще 3 года на втором уровне высшего образования по специализированной программе. В Шотландии базовое психологическое образование составляет 4 года, дополнительное профессиональное психологическое образование рассчитано еще на 2 года.
Во многих странах требуется больший, чем обычно, период, чтобы реально завершить психологическое образование. Это связано прежде всего с тем, что студенты имеют возможность самостоятельно регулировать учебную нагрузку и темпы изучения психологии. Например, в Германии для полного выполнения программы при условии интенсивной учебной нагрузки студенту необходимо 9 семестров, т.е. 4,5 года. Но большинству студентов для этого требуется 12 семестров, т.е. 6 лет.
В США базовое психологическое образование (Undergraduate) в течение 4 лет ведет к получению студентом степени бакалавра (Bachelor degree). Все последующее образование обычно называется послевузовским (Postgraduate). На степень магистра (Master degree) необходимо учиться дополнительно 2 года. Или по выбору студента, в зависимости от его интересов и профессиональных намерений, он может после получения степени бакалавра пройти 2-летнюю программу по подготовке практических психологов (Professional psychology).
Структура подготовки психологов.
В большинстве стран мира в настоящее время выделяется три основных типа профессионального психологического образования:
— непрерывное пятилетнее специализированное;
— непрерывное пятилетнее общее;
— прерывающееся специализированное образование (Newstead, 1994)
При непрерывном пятилетнем специализированном образованиистуденты с самого начала специализируются в какой-либо сфере психологии, например, в клинической, педагогической или психологии развития. Такая система психологического образования существует, например, в Финляндии, Швеции, Бельгии (Newstead, Makinen, 1997).
При непрерывном пятилетнем общем образовании студенты начинают с общего психологического образования и специализируются только на последних курсах или, в некоторых случаях, даже после окончания университета. Такая система существует в Португалии, Финляндии, Норвегии, Нидерландах, Австрии, Испании, Венгрии, Италии, Германии, Швейцарии, России и Дании (Newstead, Makinen, 1997).
Прерывающееся психологическое образование имеет два варианта. В Англии типична модель «три+три», при которой студенты в течение трех лет получают общее психологическое образование. Завершив его, они могут продолжить психологическое образование в течение последующих трех лет уже на второй ступени или закончить на этом изучение психологии и продолжить свое образование на второй ступени по другой специальности, может быть уже в другом университете. Такая система взята за основу в ряде стран, например, е Ирландии, Франции, Греции, Португалии, на Мальте (там же, 1997).
Другой вариант прерывающегося психологического образования предполагает базовое 4-летнее образование в области психологии с последующей 2-летней специализацией в какой-либо сфере профессиональной психологии. Это традиционная модель для США и стран, ориентированных на американскую систему образования. Такая же система принята в Шотландии.
В связи с расширением психологической службы в системе образования во многих странах организуется специальная профессиональная подготовка школьных психологов. Как показывает опыт, для этого общей психологической подготовки порой оказывается недостаточно. Специалисты по клинической психологии, например, часто плохо понимают специфику школьных психологических проблем.
В большинстве стран школьный психолог должен иметь университетское образование. Он проходит подготовку по таким предметам, как медицина, психология развития, педагогическая психология, хорошо знает теории личности, вопросы психодиагностики, психологического консультирования, психотерапии и т.д. Кроме основного теоретического образования, от будущего школьного психолога требуется стажировка в течение двух лет, в том числе практическая работа в психологической службе под руководством специалиста. Во многих странах школьный психолог должен иметь стаж работы в качестве учителя.
Содержание подготовки психологов.
Содержание образования профессиональных психологов во многих странах достаточно сходно. С.Ньюстед выделил 10 предметных областей психологии, в рамках которых могут рассматриваться психологические дисциплины. Психономика (которая включает восприятие и познание), биологическая психология, социальная психология, психология развития, индивидуальные различия, теория, методология изучаются в большинстве стран как важнейшие области психологии и составляют основу психологического образования. В то же время значительное место занимает изучение прикладных отраслей психологии: клинической, организационной, педагогической. Помимо этого существует большое количество курсов по выбору студента. Они расширяют и углубляют профессиональную подготовку психолога. Профессиональная практика под руководством опытных психологов и исследовательский проект, защищаемый на заключительной стадии обучения, входят в состав обязательных компонентов обучения психологов во всех странах Европы (Newstead, Makinen, 1997). Для того чтобы сделать психологическое образование сопоставимым и взаимно признаваемым в разных странах Европейского Сообщества, психологи этих стран стремятся к изучению опыта друг друга и вырабатывают общие подходы к профессиональной подготовке.
Рассмотрим содержание базового психологического образования в США. Оно в значительной степени сходно с содержанием учебных дисциплин, изучаемых студентами-психологами в большинстве европейских стран. Однако стандартов, на которые должны ориентироваться американские университеты и колледжи, в настоящее время не существует. Требования к содержанию учебных курсов определяются каждым высшим учебным заведением самостоятельно. Тем не менее, существуют значительные черты сходства.
Основу высшего психологического образования в США составляет обучение в университетах для получения степени бакалавра (Bachelor degree). В учебные программы подготовки бакалавров входят три группы дисциплин:
- общеобразовательные дисциплины,
- специальные дисциплины (основные - major и второстепенные - minor),
- дисциплины по выбору студента (electivеs).
Общеобразовательная подготовка — существенная часть учебной программы психологов-бакалавров. Она различается в разных колледжах и университетах и может включать, например, такие дисциплины как «Философия», «Этика», «Логика», «Литература», «Математика», физические и биологические науки, религиозные и социальные дисциплины, «Научное исследование», курсы по письменной речи, методы количественного анализа, иностранный язык, теория и история искусств, изучение современного мира и его прошлого. Следует иметь в виду, что это только предметные области, из числа которых студент выбирает курсы для изучения (Володарская, Лизунова, 1990, с. 60—61).
Специальное обучение в высших учебных заведениях США исходит, прежде всего, из профессиональной ориентации будущих специалистов, направленной либо на подготовку к научной деятельности, либо к практической психологической работе. В связи с этим студентам предлагаются различные учебные курсы, соответствующие общему (General Тгаск) или специальному (Сагеег Тгаск) направлениям подготовки. По психологии студентам предлагается три типа курсов:
- обязательные,
- специальные курсы по интересам,
- продвинутые интегративные курсы,
К обязательным учебным курсам относятся: «Вводный курс психологии», «Статистика», «Методология научных исследований», «Экспериментальная психология». Далее идут обязательные элективы. В Американском университете в Вашингтоне, например, в качестве обязательных элективов предлагаются курсы «Принципы поведения», «Перцепция и суждение», «Биологические основы поведения», «Процессы изменения поведения», «Учение и мотивация», «Физиологическая психология», «Ощущение и восприятие», «Учение человека: вербальное поведение», «Обусловливание и учение», «Основы экспериментального исследования», «Самоуправление», «Психология ребенка», «Кризисное вмешательство», «Теория личности», «Социальная психология», «Психопатология», «Сексуальное поведение человека», «История и системы психологии», «Групповой процесс», «Тесты и измерения», «Учение: принципы и их применение», «Психология смерти, самоубийства и угрожающего для жизни поведения». Кроме этого студенты должны пройти еще несколько дополнительных курсов по своему выбору (Володарская, Лизунова, 1990, с. 62).
Такая широкопрофильная подготовка бакалавра-психолога считается в США вполне приемлемой для начала самостоятельной профессиональной деятельности и достаточной для выполнения функций помощника психолога. По программам на степень бакалавра осуществляется обучение специалистов в области психологии, которые могут под руководством квалифицированного психолога заниматься тестированием, проводить работу непосредственно с клиентами и их семьями, помогать отдельным людям или группам в решении стоящих перед ними проблем. Специалисты такого рода трудятся в центрах психического здоровья, в профессиональных реабилитационных учреждениях или преподают психологию в средних школах.
Однако для большинства студентов четырехгодичные колледжи и полученная степень бакалавра служат всего лишь подготовкой для продолжения учебы в магистратуре (исследовательское направление) или профессиональной школе (направление практической психологии).
Следующий уровень высшего психологического образования составляет обучение в университетах для получения степени магистра (Master degree). Для этого в рамках одного университета, как правило, функционируют два типа учебных программ:
- исследовательские школы, готовящие научных работников и осуществляющие фундаментальные исследования;
- профессиональные школы, ведущие подготовку специалистов-практиков и занимающиеся прикладными исследованиями.
Степень магистра присуждается обычно специалисту со степенью бакалавра после одного-двух лет обучения в исследовательской школе. Для получения данной степени помимо изучения целого ряда специальных дисциплин необходим также практический опыт в прикладной области или написание диссертации на основе проведенного исследования.
Этот уровень образования дает возможность работать в качестве исследователя или практического психолога в различных областях: заниматься тестированием, исследовательской работой в лаборатории, консультированием пациентов, выполнять административную работу, преподавать в двухгодичном колледже или школе.
Последипломное образование психологов.
В последипломном образовании психологов во многих европейских странах, в США и Канаде можно выделить два основных направления: исследовательское и практическое профессиональное.
Исследовательское последипломное образование психологов - это программы обучения, направленные на получение степени доктора философии (PhD)*, которые включают изучение ряда дисциплин, связанных с научной работой, а также подготовку диссертации.
[*Иногда у студентов возникает вопрос: Почему степень доктора философии, а не доктора психологии? Дело в том, что традиционно в системе образования и научной квалификации многих стран мира степень доктора философии обозначает не научную специализацию ученого, а уровень его научной квалификации. Степень доктора философии характеризует уровень квалификации, аналогичный ученой степени кандидата наук в отечественной академической системе. При этом название ученой степени кандидат психологических наук считается традиционно принятым, не требующим дальнейшей расшифровки. И обычно не возникает излишний вопрос: Кандидат... (куда?). Традиционные наименования ученых степеней и у нас в стране, и в других странах принимаются как само собой разумеющиеся.]
Подготовка доктора занимает приблизительно 3—5 лет. Данная степень является исследовательской. Чтобы получить ее, необходимо провести большую научную работу в области психологии и написать докторскую диссертацию. Подготовка психологов-исследователей, ведущая к получению степени доктора философии (PhD), обычно включает:
- обязательные учебные курсы («Введение в планирование эксперимента», «Исследовательский проект в психологии», продвинутый курс по методам планирования психологических экспериментов, семинары по биопсихологии, учению, когнитивным процессам, личности, развитию, социальной и организационной психологии), изучаемые обычно в первый год обучения;
- элективные учебные курсы вне области специализации (как правило, 4, из которых 2 курса разрешается выбрать не на факультете психологии);
- исследовательскую деятельность и написание диссертации (Володарская, Лизунова, 1990, с. 66).
Специалисты-психологи со степенью доктора философии (PhD) имеют высшую профессиональную квалификацию. Поэтому им предоставляется большой выбор разнообразных видов деятельности: преподавание, консультирование, проведение исследований, написание или редактирование учебных пособий или научных трудов.
Практическое профессиональное последипломное образование психологов — это программы, направленные на обучение конкретным профессиональным знаниям и умениям в какой-либо сфере практической психологической работы, которые психолог осваивает в течение нескольких лет в свободное от основной профессиональной работы время. Такой дополнительной подготовки требует, например, работа в сфере клинической психологии. Специальные программы практической подготовки клинических психологов существуют в США и многих европейских странах. По завершении этих курсов, продолжающихся в течение нескольких лет, психолог получает соответствующий сертификат, дающий ему право на работу в качестве клинического психолога.
В США, в отличие от большинства стран мира, есть профессиональные школы, которые дают магистерскую или докторскую степень в области практической профессиональной психологии. Обучение студентов по таким программам в большей мере ориентировано на психологическую практику, направлено на освоение прикладных профессиональных знаний и умений в конкретной области. Профессиональные школы осуществляют подготовку докторов психологии (PsyD). Степень доктора психологии присуждается (в отличие от степени доктора философии) за весомый практический вклад в области психологии.
В США, в отличие от многих стран мира, психологи могут получить степень доктора за значительный вклад в преподавание психологии. Степень доктора образования (EdD) является профессиональной и присуждается психологу за разработку учебных программ и успешное их внедрение (Володарская, Лизунова, 1989, с. 54).
В заключение необходимо отметить, что интерес студентов к психологическому образованию в течение последних десятилетии возрастает и в США, и в большинстве стран Европы, многие студенты выбирают профессию психолога для продолжения высшего образования.